Классификации стоа. Классификация станций технического обслуживания рабочие посты

СТОА могут выполнять следующие функции: – продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; – продажу запасных частей, эксплутационных материалов и принадлежностей к автомобилям; – техническое обслуживание и ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации; – диагностирование узлов и агрегатов; – антикоррозионную защиту кузовов;

– капитальный ремонт агрегатов; – абонементное обслуживание (по договору); – подготовку автомобилей к техническому осмотру; – организацию рабочих мест для самообслуживания; – оказание технической помощи на дорогах; – проверку и регулировку двигателей на соблюдение норм токсичности выхлопных газов; – проведение консультаций по вопросам технической эксплуатации автомобилей.

Современные СТОА – это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению, месторасположению, производственной мощности и специализации.

В зависимости от назначения и размещения СТОА подразделяются на городские и дорожные.

Городские СТОА предназначены в основном для обслуживания парка легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории.

Дорожные станции – для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути: легковым, грузовым и автобусам.

По характеру основной деятельности городские СТОА могут быть комплексными (выполняют весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту), гарантийными (чаще от заводов-изготовителей) и специализированными (по конкретным моделям автомобилей или по видам работ: диагностические, ремонт и регулировка тормозов, кузовов, приборов питания, зажигания, аккумуляторных батарей и др.).

Городские СТОА по производственной мощности и виду выполняемых работ разделяются ла следующие группы: – малые станции (число рабочих постов до 10); – средние станции (число рабочих постов до 30); – большие станции (число рабочих постов до 50); – крупные станции (число рабочих постов более 50).



12.Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: система технического обслуживания и ремонта автомобилей на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации, структура системы автотехобслуживания.

С учетом особенностей эксплуатации легковых автомобилей и прав их владельцев применяется планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, основы которой изложены в «Положении о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».

Предпродажная подготовка автомобилей включает: – комплекс обязательных работ по удалению с окрашенной поверхности кузова слоя временной противокоррозионной защиты, проверке наличия масел и специальных жидкостей в агрегатах и системах, проведению уборочно-моечных работ, проверке и регулировке агрегатов, узлов и систем, особенно тех, которые обеспечивают безопасность движения, проверке технической документации и ее соответствию номерам кузова и агрегатов (трудоемкость этих работ 3,5 чел.-ч); – комплекс работ по ликвидации выявленных неисправностей (3,5-4,5 % от продаваемых автомобилей); – комплекс дополнительных работ по установке противоугонных устройств, зеркал, антикоррозионной обработке кузова и др. (по заявкам покупателей).

Гарантийное обслуживание предусматривает проведение технического обслуживания и диагностирования (за счет владельцев автомобилей, кроме работ, обязательно рекомендованных заводом-изготовителем), ремонта (при соблюдении водителем правил эксплуатации – за счет завода-изготовителя или СТОА), консультаций по разъяснению правил эксплуатации и хранения автомобилей, обучение водителей самостоятельному выполнению отдельных регулировочных работ.

В послегарантийный период эксплуатации ТО и ремонт осуществляются в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам». Положение устанавливает виды и нормативы технических воздействий, содержит основные рекомендации для организации ТО, ТР и КР на СТОА. При этом режим ТО регламентируется сервисной книжкой (СК), прикладываемой к автомобилю при его продаже и включающей, например, для автомобилей ВАЗ талоны на обслуживании через 2–3 тыс. км, 9,5–10 тыс. км. Периодичность техобслуживания, перечень и объемы операций определяют заводы-изготовители. Современные легковые автомобили имеют пробеги до очередного ТО после первого обслуживания – 15–30 тыс.км.

Капитальный ремонт агрегатов выполняется на авторемонтных предприятиях и специально оснащенных СТОА.

Рис. 5.1. Структура системы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам

Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам: система технического обслуживания и ремонта автомобилей на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации, структура системы автотехобслуживания.

Организация производственного процесса на СТОА осуществляется по следующей схеме

Если СТОА продает автомобили, то они направляются на пост предпродажной подготовки (и при необходимости на соответствующий участок для устранения неисправностей), а оттуда – в зону хранения и магазин. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, проходят мойку, поступают на участок приемки для установления объема работ и через зону ожидания (или минуя ее) направляются на соответствующий производственный участок. В зоне мойки проводятся уборка солона кузова и багажника, мойка двигателя, колес, автомобиля (снизу и сверху), сушка. При уборочно-моечных работах применяются струйно-щеточные, сушильные, пыле-сосные и различного рода специализированные установки. Для восстановления и продления срока службы лакокрасочного покрытия в данной зоне может выполняться полировка кузова. Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для внешнего осмотра и проверки комплектности автомобиля и его технического состояния, определения ориентировочного объема работ, контроля выполняемых работ и сдачи автомобиля владельцу. В качестве оборудования применяются напольные посты или подъемники. При необходимости для установления причины неисправностей мастер-приемщик направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля. На участке диагностирования выявляют скрытые неисправности в тормозной системе, подвеске, двигателе, системах питания и электрооборудования, прогнозируется остаточный ресурс, устраняются мелкие неисправности, контролируется остаточный ресурс, контролируется качество ТО и ТР. В зависимости от размеров СТОА участок диагностирования размещается на одном-трех постах (комбинированные или раздельные стенды для проверки двигателя, тормозов, подвески), а на крупных станциях в зонах ТО и ТР дополнительно могут быть организованы посты по проверке и регулировке углов установки колес, динамической балансировке колес, проверке фар. На участке (зоне) постовых работ по техническому обслуживанию и ремонту выполняются профилактические и ремонтные операции, снятие и установка агрегатов и узлов. Работы осуществляются на напольных постах, осмотровых канавах (с подъемниками и без них), эстакадах, стационарных подъемниках (гидравлические одноплунжерные, двух- и четырехстоечные элекгромеханические), опрокидывателях, окрасочно-сушильных камерах и т. д. С учетом специфики работ, выполняемых на СТОА, рекомендуется 60–70 % постов оснащать подъемниками. Снятые с автомобилей узлы и агрегаты могут направляться для проверки и ремонта на специализированные производственные участки: агрегатно-механический, шиномонтажный и шиноремонтный, топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторных батарей, окраски и антикоррозионного покрытия, обойный. Объем работ в этих отделениях и применяемое оборудование в основном аналогичны тем, которые используют на АТП легковых автомобилей. По техническому назначению различают следующие типы постов : – рабочие посты; – автомобиле-места; – вспомогательные посты; – посты приемки и выдачи автомобилей, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на малярном участке; – посты ожидания.

14.Особенности организации и технологии работ на участках станции технического обслуживания: приема и выдачи автомобилей, диагностики, технического обслуживания, текущего ремонта и предпродажной подготовки автомобилей. Приемка и выдача автомобиля проводятся, как правило, на специализированном посту (участке), в присутствии заказчика или его представителя. При приемке выполняются следующие виды работ : – проверка соответствия номерных данных автомобиля данным, записанным в техническом паспорте; – контрольный осмотр автомобиля; – определение и согласование с заказчиком объема, стоим. и сроков выполнения работ; – оформление первичной документации. Контрольный осмотр при приемке автомобиля предусматривает: – осмотр автомобиля в соответствии с заявленными владельцем видами работ; – осмотр с целью определения общего технического состояния автомобиля; – проверка комплектности автомобиля. Для получения объективной оценки технического состояния автомобиля и предстоящего объема работ, при согласии заказчика и за его счет, автомобиль может быть направлен на диагностирование, после чего выдается контрольно-диагностическая карта. Приемка автомобилей в ТО или ремонт производится прямой или непрямой приемкой, по предварительной записи или экспресс-сервисом. Прямая приемка – это организационный процесс, который начинается с начального контакта с клиентом по телефону, предварительной записи, сделанной заранее в соответствии с пожеланиями клиентов, и распределения приемки диспетчером в течение дня, так чтобы каждому клиенту было уделено персональное внимание мастера приемки. Непрямая приемка отличается от прямой тем, что клиент оставляет свой автомобиль на ПА для последующего ТО или ремонта. После завершения работ клиент оповещается по телефону или иным образом, после чего он забирает отремонтированный автомобиль. Предварительная запись. Система предварительного назначения даты и времени сдачи машины в ремонт удобна для заказчика – он может выбрать удобное время или максимально использовать автомобиль для бизнеса, сдавая его в ремонт на вечер или ночь. Предприятию эта система позволяет планировать распределение загрузки механиков и мощностей. Экспресс-сервис – это обслуживание автомобиля, занимающего общее время не более 1,5 часа. Этот вид обслуживания применяется при устранении мелких неисправностей, таких, например, как замена сгоревших лампочек, проверка и регулировка систем питания двигателя на содержание токсичных веществ в отработавших газах и др. АТС выдается заказчику после полной оплаты выполненных работ при предъявлении копии приемосдаточного акта и заказа-наря-да, документов, удостоверяющих личность владельца, а для представителя владельца – также доверенности на получение, оформленной в установленном порядке. Объем выполненных работ и комплектность автомобиля должны соответствовать указанным в заказе-наряде и приемосдаточном акте. Выдача АТС заказчику производится мастером-приемщиком после контроля полноты и качества выполненных работ. Контрольный осмотр при выдаче автомобиля предусматривает: – контрольный осмотр автомобиля в соответствии с выполненными работами по ТО или Р; – контрольный осмотр с целью обеспечения безопасности дорожного движения; – проверку комплектности автомобиля.

15.Технологическая планировка станции технического обслуживания (СТО): требования, предъявляемые к планировочным решениям; состав помещений СТО и их взаимное расположение, анализ проектных решений СТО.

СТОА размещаются в промышленных и коммунально-складских зонах с максимально возможным приближением к местам хранения автомобилей (городские СТОА) или основным магистралям (дорожные СТОА). Для территории СТОА, как правило, выбирается прямоугольный участок с соотношением сторон 2:3. . Размеры земельных участков СТОА можно принимать, пользуясь следующими рекомендациями в зависимости от числа рабочих постов:

10 постов – 1 га; 15 постов – 1,5 га; 25 постов – 2,0 га; 40 постов – 3,5 га.

На территории СТОА располагают: – основное здание (производственные, складские, административно-бытовые помещения); – очистные сооружения; – стоянку автомобилей, ожидающих ремонт (открытая); – стоянку отремонтированных автомобилей (под навесом); – стоянку автомобилей перед продажей (под навесом); – склады лакокрасочных материалов, кислорода, ацетилена; – посты для самообслуживания (под навесом или закрытые). Расстановка автомобилей производится с учетом независимости выезда всех автомобилей под углом 90° к оси проезда.

Расстояния от СТОА до жилых и общественных зданий следует принимать не менее(при числе рабочих(меньше 10 чел/выше 10)) –(15м/25м) до жилых зданий,50 м до школьных сооружений.

При выборе участка и размещении на нем зданий и сооружений следует учитывать возможность расширения СТОА с минимальными перестройками. Зарезервированные участки можно использовать для организации платной стоянки автомобилей.

В основе планировочного решения СТОА лежат схема производственного процесса, состав помещений, объемно-планировочные решения, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.

Высота производственных помещений 3,6 м –без кранового оборудования и 4,8 м – оснащенных подвесным крановым оборудованием.

Производственная часть комплексной СТОА может включать следующие зоны, участки, отделения: – уборки, мойки, сушки, полировки кузова; – приемки-выдачи; – диагностирования; – ТО, ТР, гарантийного обслуживания; – смазки; – ремонта кузова; – полной или частичной окраски; – противокоррозионной обработки кузова; – ремонта приборов системы питания; – ремонта электротехнических приборов; – зарядки и ремонта аккумуляторных батарей; – ремонта агрегатов; – механических работ; – медницких и арматурных работ; – работ по предпродажной подготовке; – диспетчерскую, бюро контроля загрузки постов и нормирования.

Зону уборочно-моечных работ следует располагать с учетом возможного использования ее как перед ТО и ремонтом, так и в качестве самостоятельной услуги, т. е. без последующего проезда по территории СТОА. Пересечение маршрутов движения автомобилей на территории станции не допускается. Зона приемки-выдачи должна быть смежной как с административно-коммерческой, так и с производственной частью СТОА. К ней примыкает участок диагностирования, который следует располагать так, чтобы им было удобно пользоваться и при проверке качества ТО и ТР, и диагностировании автомобиля по рекламации потребителя. Участок диагностирования обычно размещают смежно с помещением для клиентов. Это дает возможность клиенту присутствовать при диагностировании его автомобиля или хотя бы наблюдать за ходом этого процесса через застекленную перегородку из помещения клиентской. Клиентские могут оборудоваться приборами, дублирующими показания основного диагностического оборудования. Централизованную раздачу свежих и сбор отработанных моторных и трансмиссионных масел следует предусматривать на СТОА с числом рабочих постов более 10. На СТОА с числом рабочих постов до 10 (включительно) в помещении постов ТО и ТР допускается размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты ограждены сплошными несгораемыми экранами высотой 2,5 м от пола и обеспечены централизованным газоснабжением. Компрессоры мощностью до 14 кВт в сборе с воздухосборниками допускается устанавливать в помещениях для постов мойки или ТО и ТР с числом постов до пяти включительно. Зона ТО и ТР является основной и по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственными участками и центральным складом. При разработке планировок СТОА рекомендуется использовать типовые решения. Ниже приводим примеры таких решений (проектов). К СТОА малой мощности относится станция на шесть рабочих постов (рис. 5.3). На станции производятся работы по ТО и ТР 720 автомобилей в год. Здание этой станции выполнено со сдвигом двух его частей размерами 42 12 и 30 12 м относительно друг друга, чем достигается улучшенная освещенность участка ТО и ТР 1. В основном зале СТОА имеются два поста с электромеханическими подъемниками 4, один специализированный пост диагностики 5 и один опрокидыватель автомобиля 3 для ремонта ходовой части и днища кузова.

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

Экономическими - по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;

Социальными - относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА - это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТОА подразделяются по уровню специализации:

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства - доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства - 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства - 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими - для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10-15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на л их СТОА осуществляется продажа автомобилей.

В настоящее время около половины автосервисных предприятий столицы имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % - от 4 до 10 постов; 7 % - до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа - фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями - авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина- невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина - недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы - переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе. Мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Мэр поручил специалистам подготовить в ближайшее время соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,- уточнил он. При этом, требует Лужков, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;

Потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;

Успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;

Создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

При проектировании или реконструкции и организации производственной деятельности СТОА руководствуются Нормами технологического проектирования предприятий ОНТП-АТП-СТО.

Основные принципы планировочных решений станций обслуживания такие же, как и для АТП. Ниже приведены лишь некоторые особенности, применяемые при планировочных решениях, характерных для СТОА.

Несмотря на многообразие факторов, оказывающих различное влияние на планировку СТОА, имеется ряд общих положений и требований проектирования, которые следует учитывать при разработке проектов и их планировочных решений.

К ним относятся: расположение основных зон и производственных участков предприятия в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения; стадийное развитие СТОА, предусматривающее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функционирования; обеспечение удобства для клиентов путем соответствующего расположения помещений, которыми они пользуются.

При разработке генерального плана СТО аналогично АТП следует руководствоваться соответствующими главами строительных норм и правил (СНиП).

На территории СТОА может располагаться здание (навес) для постов самообслуживания.

В случае размещения в комплексе станции обслуживания АЗС необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана отдельный транспортный поток к АЗС со своей накопительной площадкой. При этом транспортный поток к АЗС не должен пересекать поток заезда и выезда автомобилей на станцию обслуживания.

В основе планировочного решения СТОА так же, как и для АТП, лежит схема технологического процесса (рис. 21.1) и требования, предъявляемые к противопожарным и санитарно-гигиеническим условиям к зонам, участкам и постам для ремонта кузовов с применением сварки.

На СТОА допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ремонта участки моторный, агрегатный, механический, электротехнический и приборов питания.

Посты мойки автомобилей, расположенные в камерах, также допускается размешать в помещениях постов ТО и ремонта.

На небольших СТОА (с числом постов до 10) в помещениях постов ТО и ремонта допускается размещать окрасочную камеру и посты для ремонта кузовов с применением сварки. При этом указанные выше посты должны быть ограждены несгораемыми экранами высотой 1,8 м от пола и располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых проемов окрасочной камеры.

При проектировании окрасочных участков должны предусматриваться два помещения одно для окрасочных работ и другое для подготовки красок. На станциях обслуживания с числом постов до

Рис. 21.1.

10 для размещения окрасочного участка допускается предусматривать одно помещение.

Основным помещением на СТОА является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми вспомогательными участками.

Посты в зоне ТО и ремонта в зависимости от мощности станции могут быть универсальными или специализированными по видам работ (смазочные, диагностические, ТО и т. д.).

На небольших городских и дорожных СТОА в основном применяют тупиковые универсальные посты.

На крупных станциях используют поточные линии для ТР наряду с универсальными постами, предусматриваются специализированные посты для замены агрегатов, перестановки колес и др.

В зонах ТО и ремонта необходимо предусматривать посты для срочного обслуживания.

Место ожидания - автомобилеместо, предназначенное для постановки автомобилей во время ожидания им приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата, узла, прибора.

Рабочий пост - автомобилеместо, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием и предназначенное для выполнения технических воздействий, производимых непосредственно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты мойки, диагностики, технического обслуживания, текущего ремонта и окраски (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Распределение рабочих постов типовых СТОА

Производственные

Количество постов

Диагностики

Ремонта кузова

* Выполняется на одном из постов ТО и ТР.

ф * Для работ малого объема - сварки, правки отдельных элементов кузова, подкраски.

Вспомогательный пост - автомобилеместо, на котором выполняются непосредственно на автомобиле технологически вспомогательные операции, необходимые для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты: приемки - выдачи автомобилей; подготовки к окраске; сушки после окраски и мойки.

Геометрические размеры зон ТО, ремонта и хранения определяются по методике, указанной для АТП.

Практика эксплуатации СТОА выработала определенные планировочные решения исходя из специфики данных предприятия.

Это в первую очередь относится к помещениям, связанным с обслуживанием клиентуры. Так, диспетчерская обычно располагается рядом с участком приема и выдачи автомобилей, рядом с диспетчерской и участком приема и выдачи автомобилей - участок диагностики автомобилей, контора и касса.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА, на станциях небольшого размера, например до 11 постов, некоторые виды работ объединены на одном участке. Ниже указывается назначение производственных участков и дается краткая характеристика выполняемых на них работ.

Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для выполнения следующих работ:

при приемке - внешнего осмотра автомобиля и проверки его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность движения, определения состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем, определения ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов, согласования всех вопросов с владельцем автомобиля, оформления документов;

при выдаче - контроля выполненных работ, указанных в наряд-заказе, внешнего осмотра, проверки комплектности и сдачи автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесообразно использование диагностического оборудования. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

Участок диагностики предназначен для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностики, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а также задачами, которые должна решать диагностика на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.

Независимо от вида ТО уборочно-моечные, крепежные, диагностические и регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализированные работы - в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации. При родственной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах различных производственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходовой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах СК. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену масла в отдельных агрегатах и смазку определенных узлов автомобиля можно выполнять не только на специализированных, но и на других постах в зависимости от объема производственной программы.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устранить путем регулировочных работ с целью восстановления их параметров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализированных участках (производственных отделениях) станции. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомобилей оснащают необходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания, по своему характеру не требует применения подъемников и может выполняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах станции, оборудованных передвижными домкратами, приспособлениями и инструментом.

Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участках: агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винто-резных, сверлильных и других станков.

Аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также приготовление дистиллированной воды и электролита. Аккумуляторные батареи ремонтируют на специализированных или крупных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют заливочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые детали батареи, наплавляют выводные клеммы, паяют перемычки и др.

Электротехническом - проверку и ремонт агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотра и испытания на специальных установках; подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке.

Карбюраторном - разборку карбюраторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверку работоспособности топливных насосов. Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах и установках.

Шиноремонтном - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замену дисков, камер и покрышек, балансировку колес, в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют.

После сборки колес осуществляют их статическую и динамическую балансировку на специальном стенде.

Обойном - ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова, в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы используют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивочных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузовного участка СТОА.

Кузовном - замену отдельных деталей кузова, а также жестяницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правку и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зависимости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, дверей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштейнов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов.

Окрасочном - окраску кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ - снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. В окрасочном отделении наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашивают кузов, а также наносят противошумную мастику и антикоррозийное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновение из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок и разбавление растворителей, мойку пистолетов и краско-нагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краско-приготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков, станции имеют склад запасных частей, клиентскую, административно-бытовые помещения, расположенные, как правило, на втором этаже и др. В зоне ТО и ТР, а также кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомоби-леместа ожидания, на которых также при необходимости могут выполняться определенные виды работ.

Производственно-техническую базу системы автотехобслужи­вания в основном составляют предприятия (структурные единицы) трех видов: СТОА, в том числе мастерские и пункты ТО и ремонта; базы и склады материально-технического снабжения; гаражи и стоянки автомобилей.

На автоцентрах и крупных СТОА регионального или зональ­ного значения, а часто и на более мелких СТОА все три вида предприятий автотехобслуживания могут быть объединены не только функционально, но и территориально (рис. 2.1).

Современные СТОА осуществляют: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и при­надлежностей к ним; ТО и ТР в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации; КР агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранение повреждений кузова авто­мобиля, вызванных дорожно-транспортным происшествием.

Указанные работы выполняют в зависимости от наличия на СТОА соответствующих производственных участков, за каждым из которых закреплено определенное количество авомобиле-мест.

Автомобиле-местом называется участок площади СТОА (в здании, под навесом, на открытой площадке) для поста­новки автомобиля при обслуживании, ожидании обслуживания или выдачи владельцу. Автомобиле-места в здании СТОА по свое­му технологическому назначению разделяют на рабочие и вспо­могательные посты, автомобиле-места ожидания. В планировоч­ном отношении разница между «постами» и «автомобиле-местами ожидания» заключается в нормативных расстояниях между уста­новленными на них автомобилями, а также между автомобилями и элементами конструкции здания .

Рабочий пост представляет собой автомобиле-место, осна­щенное соответствующим технологическим оборудованием и пред­назначенное для выполнения технических воздействий непосредст­венно на автомобиле для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида,- это посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окраски.

Рис. 2.1. Спецавтоцентр ВАЗа на 50 рабочих постов для автомобилей «Жигули»: а - генеральный план: 1 - производственный кор­пус; 2 - административно-бытовой корпус; 3 - автозаправочная станция; 4 - контрольно-про­пускной пункт; 5 - стоянка легковых автомоби­лей; 6 - площадка выгрузки новых автомобилей; 7 - стоянка новых автомобилей на 127 автомо-биле-мест; 8 - стоянка отремонтированных авто­мобилей на 124 автомобиле-места; 9 - очистные сооружения; 10 - стоянка автомобилей, поступив­ших в ремонт, на 57 автомобиле-мест; б - планировка производственного корпуса: 1 - мага­зин продажи автомобилей с салоном; 2 - тор­говый зал; 3 - участок предпродажной подго­товки; 4 - посты смазывания; 5 - посты диагнос­тирования; 6 - посты гарантийного обслужива­ния; 7 - посты ТО и ТР; 8 - участок ремонта кузовов; 9 - обойный участок; 10 - окрасочный участок; 11 - технические помещения; 12 - склад запасных частей; 13 - агрегатно-механический участок; 14 - участок испытания двига­телей; 15 - медницкий участок; 16 - кузнечно-сварочный участок; 17- участок ремонта топлив­ной аппаратуры; 18 - аккумуляторный участок; 19 - шиномонтажный участок; 20 - участок ре­монта электрооборудования; 21 - посты мойки; 22 - участок приемки автомобилей; 23 - участок выдачи автомобилей; 24 - диспетчерская; 25 - помещение для клиентов.

Вспомогательный пост предназначен для выполнения непосредственно на автомобиле технологически вспомогательных, но необходимых для поддержания и восстановления его техни­чески исправного состояния и внешнего вида операций - это посты приемки-выдачи автомобилей, подготовки их к окраске, сушке после окраски и мойки.

Автомобиле-место ожидания предназначено для постановки автомобиля во время ожидания им: приемки-выдачи, постановки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата (узла, прибора).

Помимо основной производственной деятельности, на крупных СТОА оказывают и другие виды услуг: производится продажа автомобилей, шин, запасных частей, автопринадлежностей и экс­плуатационных материалов; организуются консультации по техни­ческим и юридическим вопросам, товароведческая экспертиза; оформляются претензии и т. д.

В зависимости от мощности (расчетного количества комплекс­но обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобиле-мест в здании СТОА), месторасположения, назна­чения и специализации СТОА виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

По принципу размещения различают СТОА городские и до­рожные; по характеру основной производственной деятельности - гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные, специализи­рованные, самообслуживания; по производственной мощности и размеру - малые, средние, большие и крупные (рис. 2.2).

Городские СТОА (рис. 2.3) предназначены для обслуживания парка автомобилей, принадлежащих гражданам, в городах и дру­гих населенных пунктах, а дорожные СТОА - для оказания тех­нической помощи всем транспортным средствам в пути.

Городские СТОА могут быть универсальными или специализи­рованными в зависимости от вида работ и марок автомобилей. К ним относятся также заводские станции гарантийного обслужи­вания.

Согласно классификации Гипроавтотранса для действующих проектов СТОА по мощности и размеру подразделяются на четыре типа: малые - до 15, средние - до 30, большие - до 50 и круп­ные - свыше 50 рабочих постов. Согласно классификации Мин-автопрома СССР (Глававтотехобслуживания) городские СТОА делятся на малые - до 10, средние - до 34 и большие - от 35 ра­бочих постов. На этой типоразмерности и основываются проекты современных СТОА. Размер и назначение СТОА определяют ее тип или типоразмер.

Городские СТОА в основном имеют относительно постоянную клиентуру и выполняют, если позволяют производственные воз­можности, комплексное обслуживание автомобилей.

Дорожные СТОА имеют случайную клиентуру, и их основной задачей является устранение отказов и неисправностей, возник­ших у транзитных транспортных средств. Такое различие отра­жается на методах расчета, структурном составе и технологическом оснащении СТОА и предопределяет характер их производст­венной деятельности (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Виды работ, запроектированных для выполнения на СТОА различного типа

Наименование работ

Городские СТОА

Дорожные СТОА

большие и крупные

Диагностирование узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения

Углубленное диагностирование

Моечно-уборочные

Техническое обслуживание в объёме:

Смазочные

Регулировочные

Шиномонтажные

Электрокарбюраторные

Подзаряд аккумуляторов

Ремонт и заряд аккумуляторов

ТР агрегатов

Замена агрегатов

КР агрегатов

Медницкие

Сварочные

Жестяницкие

Кузовные

Подкраска

Полная окраска кузова

Противокоррозионное покрытие

Продажа запасных частей и материалов

Продажа автомобилей

Техпомощь по вызову

Заправка автомобилей

За прошедшее десятилетие структурный состав парка легко­вых автомобилей, принадлежащих гражданам, значительно из­менился, что создает предпосылки для развития сети СТОА, специализированных по маркам автомобилей. Однако на ближай­шую перспективу следует ожидать, что основным типом городской станции все еще будет универсальная по маркам обслуживае­мых автомобилей и комплексная по видам выполняемых работ СТОА (особенно в небольших городах и населенных пунктах).

Анализ производственной деятельности СТОА показал пред­почтительность такого направления развития, в том числе для станции, которые первоначально проектировались с ограничен­ной номенклатурой работ. Это обусловлено настоящим уровнем автомобилизации большинства городов и районов страны и раз­витием сети СТОА. Специализация СТОА, обусловливаемая высоким уровнем концентрации работ, без должного технико-экономического обоснования только усложняет владельцам авто­мобилей их обслуживание и отрицательно сказывается на эконо­мике СТОА, хотя сама по себе идея специализации и кооперации деятельности станций прогрессивна.

В настоящее время ориентацию СТОА на выполнение тех или иных видов работ определяют в основном ее производствен­ными возможностями, т. е. наличием соответствующих площадей, участков, оборудования и др.

С увеличением парка легковых автомобилей и дальнейшим развитием сети СТОА получат распространение специализи­рованные станции комплексного обслуживания, т. е. СТОА, выполняющие ТО и ремонт определенной марки автомобилей, а также СТОА, специализированные по видам работ, например, по диагностированию (рис. 2.4), мойке, ремонту электрообору­дования и приборов питания, тормозов, агрегатов, по окраске кузовов и др. Эти и другие работы могут выполняться в различной комбинации друг с другом при частичной специали­зации. Такая перспектива подтверждается существующей прак­тикой в больших городах, таких, как Москва, Ленинград, Киев, где уровень насыщения автомобилями значительно выше среднего по стране, и расчетами Гипроавтотранса, НИИАТа и других организаций, а также зарубежным опытом .

Основаниями для специализации СТОА по маркам автомоби­лей или видам работ являются наличие в обслуживаемом регионе достаточного количества объектов трудовых воздейст­вий, обеспечивающих полную загрузку станции и эффективное использование высокопроизводительного оборудования, возмож­ность применения прогрессивной технологии и рациональной организации производства.

Определенное количество владельцев автомобилей предпо­читают проводить ТО и ТР собственными силами. Однако имею­щиеся условия не всегда это позволяют, так как посты само­обслуживания имеются только на некоторых отечественных СТОА. Между тем за рубежом получили распространение не только посты, но и станции самообслуживания. В перспективе в нашей стране возможно дальнейшее развитие самообслуживания, в том числе путем организации специализированных станций.

Основными трудностями при решении данного вопроса явля­ются организация соответствующего контроля качества и соблю­дение техники безопасности. В связи с постоянным совершенст­вованием конструкции автомобиля его обслуживание требует квалифицированного подхода, применения сложного современного оборудования, обладающего высокой точностью, а также соответ­ствующей технологии. Потеря качества при ТО и ремонте в боль­шинстве случаев ведет к дорожно-транспортным происшествиям и загрязнению окружающей среды.

Дорожные СТОА (рис. 2.5) предназначены для оказания по мере необходимости технической помощи всем транспортным средствам в пути. Обычно они невелики и состоят из нескольких рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживае­мых транспортных средств, но ограничены в перечне оказываемых ими услуг.

Рис. 2.5. Дорожная СТОА на 3 рабочих поста:

/ - помещение для клиентов; 2 - бытовые помещения; 3 - склад запасных частей; 4 - посты ТО и ТР легковых автомобилей; 5 - пост ТО и ТР автобусов и грузовых автомобилей на канаве; 6-пост для мойки автобусов и грузовых автомобилей; 7 - посты для мойки легковых автомобилей

Таблица 2.2

Основные показатели по типовым проектам СТОА

Показатели

из сборных железобетонных кон­струкций с числом рабочих постов

из легких ме­таллических конструкций с числом ра­бочих постов

дорожная с числом рабочих постов 1

Число обслуживаемых автомобилей в год

Число автомобиле-заездов в год, тыс. ед.

Число автомобилей, продаваемых за год

Общая численность

персонала, чел.

В том числе:

рабочие, занятые на

ТО и ремонте автомобилей

производственные рабочие

вспомогательные рабочие

младший обслуживающий персонал

административно-уп равленческий персонал

работники в магазине и на предпродажной подготовке

Площадь участка СТОА, га

То же в комплексе с

механизированной коммерчесй мойкой, платной стоянкой, АЗС

Площадь застройки, м 2

Полезная площадь здания, м2

В том числе:

производственные помещения

административнобытовые помещения

помещения сдачи готовых автомобилей

Общее число автомобиле-мест

В том числе: в производственных помещениях и в по- мещениях сдачи авто- мобилей

Из них: рабочих постов

вспомогательных постов

автомобиле-места ожидания

Всего в магазине

Из них: в торговом зале

демонстрационных автомобиле-мест

под навесом готовых автомобилей

на открытой стоянке автомобилей: ожидающих обслуживания

Для продажи

Общая стоимость

строительства здания, тыс. р.

В том числе: строительно-монтаж-ных работ

оборудования

прочих работ

1 В скобках приведены данные о наличии постов для зимнего сезона.

В зависимости от назначения и мощности СТОА на них выполняют в основном моечные, смазочные, крепежные, регулировочные работы, устраняют мелкие отказы и неисправности преимущественно путем замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути, при заправке автомо­билей топливом, маслом и другими эксплуатационными материа­лами, а также при оказании технической помощи на дороге специалистами передвижных мастерских и при буксировке транс­портных средств, потерявших способность двигаться собственным ходом.

На дорожных СТОА целесообразно продавать в широком ассортименте запасные части, пользующиеся наибольшим спро­сом, автопринадлежности и эксплуатационные материалы в мелкой расфасовке и иметь в наличии посты самообслуживания, комнаты отдыха и буфеты. Такие СТОА могут входить в состав мотелей, а также сооружаться в комплексе с автозаправочными стан­циями (АЭС). Кроме того, при АЗС, если они находятся на значительном расстоянии от дорожных или другого вида станций, организуют небольшие пункты технической помощи на 1-2 поста и посты самообслуживания (рис. 2.6).

В табл. 2.2 приведены основные технико-экономические по­казатели действующих типовых проектов СТОА.

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКОВ СТОА

Участок приемки-выдачи автомобилей предназначен для вы­полнения следующих работ:

при приемке - внешний осмотр автомобиля; проверка его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец автомобиля, а также влияющих на безопас­ность движения, технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем; определение ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов; согласование всех вопросов с владельцем автомобиля, оформление документов;

при выдаче - контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр, проверка комплектности и сдача автомобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесооб­разно использование диагностического оборудования. Организа­ция технологического процесса зависит от производственной про­граммы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки салона кузова автомобиля, мойки двигателя, автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. На современных СТОА, 48

как правило, участки для выполнения этих работ обеспечены необходимым оборудованием и водоочистительными сооружения­ми. Организация технологического процесса зависит от произ­водственной программы, площади и оборудования участка.

Участок диагностирования предназначен для определения тех­нического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разработки. Диагностирование представляет собой техноло­гический элемент ТО и ремонта, а также основной метод вы­полнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную надежность автомобилей, повысить производительность труда и снизить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностирования, оснащен­ность их оборудованием, компоновочная схема, а также специа­лизация и кооперация их между собой, между постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером производства, методом организации, а так­же задачами, которые должно решать диагностирование на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, поддержание автомобилей в технически исправ­ном состоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономич­ной их эксплуатации. Независимо от вида ТО крепежные, диагностические, регулировочные, смазочные и шинные работы осуществляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологическим оборудованием, а комплексные или специализи­рованные работы выполняют в зависимости от объема произ­водственной программы СТОА и метода организации. При родст­венной технологии работ ТО и ТР выполняются на одних и тех же постах специалистами различных производственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходо­вой части, механизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах сервисных книжек. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам владельцев. Например, смену мас­ла в отдельных агрегатах и смазывание определенных узлов автомобиля можно производить не только на специализиро­ванных, но и на других постах в зависимости от объема произ­водственной программы.

Участок ТР предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нель­зя устранить путем регулировочных работ с целью восстановле­ния их параметров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ ТР выполняют либо на рабочих постах, либо на специализирован­ных участках (производственных отделениях) СТОА. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосредственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, устранение неисправностей тормозной и других систем, а также незначительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка ТР автомо­билей оснащают необходимым оборудованием, подъемными уст­ройствами, приспособлениями и инструментом. Ряд работ, на­пример замена карбюраторов и свечей зажигания по своему характеру не требует применения подъемников и может вы­полняться на напольных постах или соответствующих автомобиле-местах СТОА, оборудованных передвижными домкратами, при­способлениями и инструментом.

/Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на рабочих постах ТР, осуществляют на специализированных участ­ках:

агрегатно-механическом - разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков;

аккумуляторном - подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных батарей, а также (при необходимости) приготовление дистилли­рованной воды и электролита. Аккумуляторные батареи обычно ремонтируют централизованно на специализированных или круп­ных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют зали­вочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые элементы батарей, наплавляют выводные клеммы и др.;

электротехническом - проверка и ремонт агрегатов и прибо­ров электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на постах ТР после очистки от пыли и грязи, осмотр и испытание на специальных установках. Подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем контрольном стенде или установке;

карбюраторном (топливной аппаратуры) - разборка карбю­раторов с устранением обнаруженных дефектов, подбор жиклеров, проверка уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверка работоспособности топливных насосов и других при­боров системы питания. Приборы, требующие ремонта, перед раз­боркой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах или установках;

шиноремонтном (шиномонтажном) - демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, замена дисков, камер и покрышек, балан­сировка колес в зависимости от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стендах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окрашивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют. После сборки колес осу­ществляют их статическую и динамическую балансировку на спе­циальном стенде;

обойном - ремонт сидений и спинок, замена и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузова в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы ис­пользуют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивоч­ных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузов­ного участка СТОА;

кузовном - замена отдельных деталей кузова, а также жестя­ницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изготовление необходимых для замены деталей кузова, правка и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зави­симости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыльев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, две­рей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштей­нов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливно- и масло­проводов;

окрасочном - окраска кузова и его деталей. В отделении подготовительных работ осуществляют снятие старой окраски, шпатлевку и шлифовку. Здесь же обычно подкрашивают неболь­шие участки кузова и его деталей. На окрасочном участке на­носят грунт и высушивают его, частично или полностью окраши­вают кузов, а также наносят противошумную мастику и противо­коррозионное покрытие. Все работы, связанные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, выполняют в специаль­ных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность образования в камерах взрывоопасных концентраций и проникновения из камер в поме­щение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок, разбавление раствори­телей, мойку пистолетов и красконагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществляют в специальных вентилируемых помещениях краскоприготовительного отделения.

Помимо основных производственных участков, на СТОА имеются склад запасных частей, помещения для клиентов, административно-бытовые помещения, расположенные, как прави­ло, на втором этаже, и др. В зоне ТО и ТР, а также на кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомобиле-места ожидания, на которых при необходимости также могут выполняться определенные виды работ.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА. На станциях небольшого размера неко­торые виды работ объединены на одном участке.

Страница 1

Основным звеном (по решаемым задачам и числу предприятий) системы автосервиса является подсистема поддержания автомобилей в работоспособном состоянии. Эта подсистема выполняет услуги по техническому обслуживанию, ремонту и другим видам технических воздействий с целью обеспечения безопасной эксплуатации автомобилей населения и представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

Станция технического обслуживания автомобилей предоставляет оборудованные посты, посты самообслуживания а также услуги по продаже запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТО, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

экономическими - по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;

социальными - относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Рисунок 1.3 - Классификация станций технического обслуживания автомобилей.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТО - это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТО подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТО. Дорожные СТО являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТО самообслуживания. Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные - для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные - для обслуживания одной марки автомобиля. С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТО по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

СТО подразделяются по уровню специализации:

техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства - доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;

техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства - 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);

техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства - 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими - для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТО, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТО подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

Режим автоматической наплавки под плавленым флюсом
Автоматическая наплавка под флюсом по сравнению с ручной дуговой имеет ряд преимуществ: - улучшение качества наплавленного слоя; - увеличение производительности труда; - уменьшение расхода наплавочных материалов и более экономное расхода легирующих элементов; - уменьшение расхода электроэнерги...

Перспективы развития отрасли
Итак, мы рассмотрели современное состояние одноковшовых экскаваторов, область их применения и эксплуатационные особенности. Дальнейшее же развитие получит строительная техника с ковшами малой емкости. Проведенные исследования показали, что лучшими являются многомоторные гидравлические и электриче...

Анализ результатов сервиса в России
Контроль качества обслуживания клиентов Клиент приезжает в сервис не в самом хорошем настроении. Предстоят расходы, потеря времени и неизвестный пока результат ремонта. Автосервис - это прежде всего общение владельца автомобиля и сотрудников фирмы и от качества этого общения во многом зависит авт...