Гидрокрекинг или синтетика что лучше. Гидрокрекинговое масло: что это такое? Можно ли смешивать синтетическое и гидрокрекинговое масло

Очень часто в последнее время понятие гидрокрекинга тесно связывают с моторными маслами. Действительно ли это инновационная технология или хитрая уловка производителей автомобильных масел? Что такое гидрокрекинг и с чем его едят – в этой статье.

Гидрокрекинг это…

Гидрокрекингом называют каталитический биохимический процесс, который с недавних пор используют на заводах по переработке нефти. Высококипящие углеводороды преобразовывают сырую нефть в различные виды более ценных продуктов – керосин, бензин, дизельное и реактивное топливо. Сам процесс происходит в обогащенных водородом условиях, в присутствии катализаторов, температуре от 250 до 425 ° С и давлении от 5 до 30 мега Паскаль. Катализаторы подбираются соответствующие, именно они влияют на большой итоговый выход главного базового компонента масел с уже изначально заложенной антиокислительной стойкостью и высоким индексом вязкости. Правильные параметры технологического режима позволяют почти полностью на молекулярном уровне вывести вредные азотные, серные и другие соединения. Они образуют газообразный сероводород с аммиаком, которые легко вывести из смеси. Происходят изменения в формулах органоминеральных композиций: полициклические ароматические соединения гидрируются, нафтеновые кольца и парафиновые цепные соединения распадаются, происходит изомеризация продуктов. Если проще – это просто модификация минерального сырьевого масла, позволяющая получить базовое масло, по свойствам и качеству аналогичное самому современному базовому синтетическому маслу. Парафиновые углеводороды – главный состав гидрокрекинговых масел.

Синтетика или гидрокрекинг?

Главным преимуществом синтетических масел является термоокислительная стабильность. Это свойство минимизирует создание и накопление нагара и лака. Лак в нашем случае – прозрачная, достаточно крепкая пленочка, растворить которую практически ничем не получится. Они состоят из продуктов окисления и оседают на горячих поверхностях.
Также преимуществами синтетики являются минимальная испаряемость и потери на угар. Эти преимущества снижают механические потери и износ деталей двигателя. Конечно, стоит отметить, что эксплуатационный ресурс синтетического масла превышает минеральное в 5 раз. Но и цена на синтетическое масло в 4-5 раз выше, чем на минеральное. Конечно, средним вариантом раньше была полусинтетика.
Альтернативой теперь может служить минеральное базовое масло глубокой очистки – гидрокрекинговое масло. Последние научные и технологичные разработки позволили получать из нефти базовые масла, вязкость, структура и свойства которых не уступают свойствам полиальфаолефинов (ПАО). Эти фракции альфаолефинов чаще всего применяются в базовых синтетических маслах. Процесс гидрокрекинга по себестоимости намного проще и дешевле чем производство синтетического масла. Именно поэтому гидрокрегинговые масла высочайшего качество стоят сравнительно недорого.

Подводные камни

Все знают, что масла бывают синтетическими, полусинтетическим и минеральными. Ну, и к какому виду отнести гидрокрекинговые масла? Цена как у «минералки», а качество, по словам производителя, как у синтетики. В чем подвох? Ведь если бы все было именно так – синтетические масла производить стало бы невыгодно.
Синтетические масла – продукт синтеза газов, минеральные – продукт перегонки нефти, полусинтетика – их смесь в разных пропорциях. Способ получения гидрокрекингового масла идентичен минеральной базе на первых этапах производства, потом масла проходят более глубокую и тщательную очистку с помощью гидрокрекинга.

Технология гидрокрекинга

Нефть, а это смесь углеводородов, отправляется на атмосферную перегонку, получается мазут, который проходит вакуумную перегонку для тончайшего деления цепочек и колец углеводорода. Самые тяжелые фракции с вакуумным остатком после этого этапа переработки подходит для производства базовых моторных и трансмиссионных масел с высокой вязкостью. Более легкие – это основа производства легких промышленных и трансформаторных масел. Конечно, в нефти остается немало примесей, вакуумной перегонкой все не заканчивается. Начинается процесс дополнительной очистки. Основными примесями остаются сера, твердые парафины, органические кислоты, смолы, полицикличные соединения, ненасыщенные углеводороды. Эти примеси вызывают коррозию, лаки и нагар, повышают температуру застывания. Поэтому очистка базовых масел так важна в производстве.

Чистота – залог здоровья двигателя

Физико-химическими методами удаляют примеси из минерального масла, депарафинизация предотвращает застывание жидкости, но полностью избавиться от примесей такими способами почти невозможно. Ненасыщенные углеводороды ускоряют старение масла, но именно гидроочистка помогает от них избавиться. Гидрокрекинг – это еще более совершенный метод очистки – несколько разных реакций происходят одновременно. Молекулярные соединения в виде колец и цепочек разной длины расщепляются на более короткие, междумолекулярные связи насыщаются, а это именно то, что необходимо для масла с идеальной структурой. Вообще, масла – это углеводороды с определенным количеством атомов. Соединяться атомы углерода могут в форме цепочки, длинной или короткой, или разветвляться. Идеальной для масла структурой является именно прямая цепочка. При такой форме соединений масло будет обладать самыми лучшими свойствами и характеристиками. Именно в процессе каталитического гидрокрекинга цепочки выпрямляются и перегруппируются. Этот процесс называется изомеризация. Синтетическое масло получают из газов, поэтому длину цепочки при производстве синтетического масла наращивают.

Подводим итоги

Каталитический гидрокрекинг «отбрасывает» все лишнее и свойства масел регулируются присадками. Конечно. Этот процесс не идеален, некоторые примеси в минимальных количествах могут остаться, ведь отфильтровать абсолютно все примеси очень сложно. Поэтому появление небольшого количества нагара вполне возможно. Но высокий индекс вязкости, антиокислительные свойства, стойкость к деформации сдвигов и, особенно, защита от износа – в некоторых случаях даже преобладает над синтетическими маслами. С другой стороны – в синтетике более однородные углеводородные соединения, это преимущество особенно важно в зимнее время. Степень совершенства гидрокрекинга и синтеза можно увеличивать постоянно.
Я заметила, что одни компании гидрокрекинговые масла относят к минеральным, а другие – к синтетическим или полусинтетическим.
Все-таки цена-качество – один из главных критериев подбора масла, после рекомендаций и допусков. Радует цена гидрокрекингового масла, но синтетика есть синтетика. Выбор остается за Вами.

В кругу автолюбителей, наверняка можно услышать такое название как "гидрокрекинговое масло", но о его свойствах и особенностях известно немногим. На самом деле, эту жидкость получают путём преобразования нефтяного сырья в соединение, структура и свойства которого будут максимально полезны для автомобиля. Но работает ли это на практике? Давайте разбираться.

Знаете ли вы? Крекинг (дословный перевод с английского - расщепление)- это переработка нефти и её составляющих под действием высоких температур с целью получения, продуктов с уменьшенной молекулярной массой .

Что такое гидрокрекинговое масло

Давайте подробно рассмотрим особенностигидрокрекингового масла, а также попытаемся выяснить что это такое и где может применяться. Прежде всего, следует отметить, что технология гидрокрекинга позволяет усовершенствовать минеральное масло посредством использования различных химических процессов. В результате, молекулярная структура полученного вещества меняется и мы получаем основные масла высочайшего качества, на базе которых производят гидравлические, трансформаторные, моторные и многие другие смазочные материалы. Физико-химические свойства этих масел более близки к синтетическим маслам, но стоимость их изготовления гораздо ниже, а превосходство, по сравнению с маслами традиционной очистки, гораздо выше.

Чтобы эти масла не потерялись на фоне минеральных, а также для выделения их высоких показателей и потребительских качеств, маркетологи многих компаний производителей придумали несколько определений: HC-синтез, НС-синтетика, High-Tech-Synthese-Technology и др. Это значит, что hc-синтетическое масло это не 100% синтетика, а качественно очищенный гидрокрекинг.

Интересно! В 1891 году инженер В.Г. Шухов запатентовал первую в мире установку термического крекинга непрерывного цыкла.

Преимущества использования гидрокрекинговых масел

Если вы до сих пор сомневаетесь в рациональности использования масла гидрокрекинг, то должны знать, что это вещество имеет свои положительные стороны. Благодаря гидроочистке, ненасыщенные и ароматические углеводороды насыщаются большим содержанием водорода, что обеспечивает маслу большую стойкость к окислению.

Важно! При обработке гидрокрекингом, вредные, тяжёлые вещества не удаляются, а перерабатываются и преобразуются в полезные соединения.

Синтетические масла, используемые в производстве моторных масел, получают путём обработки чистейшего сырья. Чистые фракции первичного бензина и синтез этих веществ - удовольствие не из дешёвых, в то время, как гидрокрекинговые соединения, получают из недорогих сортов нефти. В результате преимущество последнего – доступная потребителю цена. Кроме того, синтетика часто проявляет агрессию к материалам уплотнителей, установленных в механизмах автомобилей, а также плохо растворяет различные присадки, применяемые в моторных маслах.

Итак, гидрокрекинг и синтетика, что же выбрать? Тут решение только за вами,но преимущества первых неоспоримы:

· отличные вязкостные свойства;

· стойкость к формированию отложений;

· агрессивность к эластомерам сведена к минимуму;

· стойкость к окислению;

· высокие показатели снижения трения;

· принятие и хорошая растворяемость присадок;

· низкая стоимость.

Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического

Отличить гидрокрекинг от синтетического масла "на глаз", без химического анализа, просто невозможно. Заметным отличием является цена, так как гидрокрекинговое моторное масло значительно дешевле. Также на этикетке канистры смазочного материала должно быть указано его происхождение. Сегодня многие автопроизводители рекомендуют именно эти масла, мотивируя такое предпочтение доступным сырьём, высоким качеством, доступной ценой и экологически чистыми технологиями.

Что такое hс-синтетическое моторное масло? Дато же самое, что и гидросинтетика. Эти масла получены путем химических реакций, очищения и изменений структур веществ, то есть в процессе гидрокрекинга. Полученный материал называют гидросинтетическими маслами или полусинтетическими.

Внимание! При выборе смазочных материалов учитывайте их термическую стабильность и срок хранения, а также интервалы замены при работе.

Несмотря на то, что потребительские свойства современных смазочных материалов определяются количеством присадок, его базовые качества напрямую зависят от основы. В их числе – срок эксплуатации и зависимость вязкости от температуры.

Все автолюбители знают, что существует два вида основы:

  • Минеральное масло (добывается из нефти);
  • (производится искусственным путем).

Разница в качестве и стоимости привела к созданию компромиссного масла: полусинтетики. Тут все понятно: смешиваем в определенной пропорции два вида основы, получаем состав не слишком дорогой, но уже с приемлемыми характеристиками.

Вроде всё просто: три основных вида. Однако производители подкинули нам еще одну задачку: гидрокрекинговое масло. В зависимости от страны происхождения, его относят то к минералке, то к синтетике.

Чтобы понять, что такое гидрокрекинг – рассмотрим технологию производства

На иллюстрации представлен типичный процесс первичной переработки нефти.


Для получения смазочных материалов, применяются такие продукты нефтеперегонки, как газойль и мазут. Основу для моторного масла, полученную с помощью гидрокрекинга, производят из газойля. Для этого на нефтеперегонном заводе строится установка гидрокрекинга.


Это масштабное сооружение, затраты на его строительство сопоставимы с ценой небольшого НПЗ полного цикла. Однако продукт, полученный с его помощью настолько популярен, что все издержки окупаются в короткий срок.

К сведению

Реакторы гидрокрекинга очищают полученный из сырой нефти газойль с помощью воска. Удаляются вредные примеси: азот, сера, фосфор. После чего, длинные 8-12 атомные цепочки разбиваются (эта процедура и называется крекингом).

Короткие, имеющие однородную структуру соединения молекул, соединяют обратно. Но уже не хаотично, а с помощью молекул водорода (процесс называется гидрирование). Отсюда слово «гидро».

В чем преимущество коротких молекул углеводородов?

  1. Такие соединения мало зависят от окружающей температуры, то есть вязкость меняется плавно, без вреда для конечного продукта (масла);
  2. Производство и дальнейшее применения продуктов гидрокрекинга экологично, поскольку не используются токсичные реактивы: только природный водород;
  3. Большинство вредных примесей не удаляются, а преобразовываются в полезные.

Что такое гидрокрекинговое масло, синтетика или не синтетика?

Почему гидрокрекинговое масло называют синтетикой? К реальности это не имеет никакого отношения. С точки зрения химии процесса, 100% синтетикой можно считать только тот продукт, молекулы которого получены искусственным путем.

Как появился гидрокрекинг — видео

В процессе получения гидрокрекинговой основы, молекулы углеводорода сначала расщепляются (дробятся), а затем склеиваются заново.

  • получаем ли мы новый продукт? Однозначно – да. Довод в пользу тех, кто считает гидрокрекинг синтезом;
  • новые молекулы создаются искусственным путем? Однозначно – нет. Это химическое преобразование, а не синтез в чистом виде.

Тогда почему возникло такое неоднозначное трактование, казалось бы, ясной терминологии? Ответ прост. Если бы это касалось науки в чистом виде – никто не назвал бы гидрокрекинг синтетикой. Но масло продается, стало быть на передний план выходит маркетинг.

Синтетическое масло имеет стоимость, которая существенно выше минерального, и даже полусинтетического. Потребитель платит за высокое качество и характеристики. При появлении основы, полученной в процессе гидрокрекинга, выясняется, что конечный продукт ненамного хуже чистого синтеза. Есть возможность продавать как бы синтетическое масло по конкурентным ценам.

На упаковке появляется надпись типа «fully synthetic», и счастливый (при этом не сильно обманутый) покупатель экономит деньги, получая действительно качественный продукт. Небольшой обман кроется в терминологии: все-таки 100% синтетика производится из молекул газа.

Дальше вступает в силу национальное законодательство. В некоторых европейских странах обязательно указывать аббревиатуры HC (гидрокрекинг), или PAO (синтетика). Вроде как покупатель должен получить достоверную информацию.

Иное национальное законодательство предполагает добровольное уведомление: например, можно указать на этикетке HC – synthetic, кто знает – тот поймет.

Американские и японские производители убедили сертификационные органы в том, что расщепление и новое соединение молекул также является синтезом. Поэтому в этих странах продукт гидрокрекинга с полным правом относится к синтетике.

Единственный факт реального обмана может возникать только на прилавках торговых сетей. Изначально, производитель определяет стоимость гидрокрекинга существенно ниже, чем синтетики. А вот недобросовестные продавцы могут продавать HC – synthetic по цене 100% синтетики, пользуясь отсутствием достоверной информации на упаковке.

Разберем, какое масло лучше: гидрокрекинговое или синтетическое

Про минеральные масла мы знаем следующее: высокая зависимость от температуры, плохая стабильность при нагрузке, малый срок службы. При этом – отличные смазывающие свойства (пока они не изменились в процессе эксплуатации), и разумеется, низкая стоимость.

Гидрокрекинг или синтетика, что лучше — видео

Свойства синтетических масел также хорошо известны. Продолжительность эксплуатации, высокая температура вспышки, стабильность характеристик, малая зависимость от температуры.

Двигатель легче запускается, увеличивается его мощность. При этом высокая стоимость, плохая экология, нет экономии расхода топлива, характеристики теряются не постепенно, а лавинообразно (нельзя превышать срок замены).

И наконец, гидрокрекинговое масло. Главное преимущество – более низкая (в сравнении с «fully synthetic») цена. Кроме того, эта основа имеет сбалансированные показатели вязкости, которые подходят практически к любому мотору. Отличительная черта этой основы – повышение экономичности.

Недостатки – гидрокрекинговое масло не такое универсальное с точки зрения температуры применения. Оно испаряется: для некоторых двигателей, потребуется долив между сервисными сроками.

Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического?

Если вам нужен именно продукт гидрокрекинга – ищите надпись «HC-Synthese».

Производители, которые хотят выдать гидрокрекинговый продукт за чистый синтез, напротив, постараются информацию о способе производства скрыть. С точки зрения Закона о защите прав потребителей – обмана нет, поэтому признаком чистой синтетики может стать лишь высокая цена или честность продавца. Сегодня, никакой уважающий себя автомагазин не будет продавать HC по цене синтетики.

  1. Достоверную информацию можно получить, если масло произведено в одной из стран Евросоюза. Тогда на этикетке будет аббревиатура HC. Информации о минеральной основе может не быть, а вот 100% синтетика обязательно маркируется соответствующей надписью.
  2. Азиатские страны (Корея, Япония) принимают гидрокрекинг, как синтетику. Соответственно на упаковке вы увидите только 3 градации: синтетика, полусинтетика, минералка. Ориентируемся на цену.
  3. Россия также не считает, что синтетика не может производиться из жидких нефтепродуктов. Поэтому снова минералка, полусинтетика, и две категории (синтез и гидрокрекинг) под общим знаменателем.

Важно! Никаких способов проверки основы моторного масла в домашних (гаражных) условиях не существует. Только профессиональная химическая лаборатория.

Преимущества и недостатки

На самом деле нет смысла тратить время и деньги на экспертизу. Принципиально важно наличие в картере мотора чистой синтетики лишь для высоко форсированных и оборотистых моторов. А для таких автомобилей выбор смазочных материалов жестко регламентирован производителем. Обычно 2-3 марки, которые точно будут синтетическими.

Преимущества и недостатки моторных масел с разными основами — видео

Для остальных автомобилей – гидрокрекинговое масло оптимальный выбор. При современной культуре производства и технологиях, качество основы, полученной из нефти (а затем газойла), не уступает полностью синтезированной из природного газа.

Разница проявляется лишь в экстремальных условиях. А это фактически гоночный режим. Собственно, водители, выжимающие из своих автомобилей предельные возможности – это и есть категория покупателей чистой синтетики. Остальные могут с чистой совестью экономить.

Попробуем разобраться. Так действительно ли гидрокрекинговое масло - это полусинтетика? Правильнее, все-таки, относить гидрокрекинговые масла к особому классу масел.

Полусинтетика - это, по определению, смесь минеральных и синтетических базовых масел. В роли синтетической базы выступают обычно поли-альфа-олефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.

Гидрокрекинговые масла почти полностью состоят из НС-синтетического компонента.

Минеральная основа - самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины (длина углеводородных цепочек - 20…35 атомов) и разного строения. Из-за этой неоднородности - нестабильность вязкостно-температурных свойств, высокая испаряемость, низкая стойкость к окислению. Минеральная основа - самая распространенная в мире моторных масел.

ПАО - основа, это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (проще говоря - соединения) коротких углеводородных цепочек - мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат бензиновые молекулы, либо нефтяные газы - бутилен и этилен. Преимущества ПАО: не застывают до -60С, высокая стойкость к перепадам температур, старению, низкая испаряемость. Такая масляная основа в 4,5 раза дороже минеральной. Эстеры представляют собой сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства - растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу. Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость. Можно обойтись без всяких загущающих присадок, которые «выгорают» в ходе работы в двигателе, приводят к «старению» масла. Современная технология позволяет создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эстеров.

Однако все эти плюсы могут показаться слишком дорогим удовольствием. Эстеровая база стоит в 5…10 раз дороже минеральной! Достаточно сказать, что литр эстеровой моторной «синтетики» обходится покупателю минимум в 15-20$. Поэтому их содержание в моторных маслах обычно ограничено 3-5%.

Недостатки традиционных синтетических компонентов не ограничиваются запредельной ценой. Дело в том, что и ПАО и эстеры проявляют повышенную, по сравнению с «минералкой», агрессивность по отношению к материалам уплотнений, в них хуже растворяются присадки, без которых невозможно производство современного моторного масла. Что же касается эстеров, то их отличает повышенная чувствительность к попаданию воды и, особенно, водяного пара.

Весьма удачной попыткой совместить высокие качества синтетики с неагрессивностью «минералки» и, главное, за приемлемую цену, стала технология гидрокрекинга, или «НС-синтеза».

В чем ее суть? Сырьем для гидрокрекинговых масел, в отличие от ПАО, выступают не короткие углеводородные молекулы - мономеры, а тяжелые, длинные углеводородные цепочки из 20…35 атомов и более. Длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие «масляные» с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда и название - «гидрокрекинг».

И при производстве ПАО и при гидрокрекинге - налицо все признаки синтеза - создания из исходного сырья нового соединения, с новой структурой и свойствами. Поэтому гидрокрекинг часто называют НС- синтезом. В результате НС- синтеза получают базовое масло с очень высокими вязкостно - температурными характеристиками - индекс вязкости (ИВ) достигает у них 130 - 150 единиц! Для сравнения - ИВ у лучших минеральных основ - не более 100. После введения присадок индекс вязкости еще более увеличивается, и, например, у масла TOYOTA SM 0W20 достигает 197,5 единиц. Это, как минимум, на уровне 100% ПАО -масел, не говоря уже о полусинтетике. К тому же, НС-масла не разъедают уплотнений, меньше «боятся» попадания воды, гораздо лучше совместимы с присадками чем ПАО и эстеры. И самое главное! Гидрокрекинговая основа стоит всего в 2 раза дороже минеральной, т.е. в 2,5 раза дешевле ПАО и в 3-5 раз дешевле эстеров. И это при аналогичном качестве.

Реальное содержание ПАО в «настоящей» полусинтетике, в лучшем случае - 30-35% (обычно - 15…25%), остальное - обычная «минералка» и присадки. Гидрокрекинговые масла состоят из НС- компонента примерно на 80%, плюс 20% приходится на пакет присадок. Таким образом, содержание синтетического компонента в НС-маслах в несколько раз выше, чем в классической ПАО - полусинтетике.

Самое интересное, что подавляющее большинство моторных масел, позиционируемых как полу-синтетические, и даже полностью синтетические, являются ни чем иным, как гидрокрекинговыми маслами. Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Castrol, Mobil, Esso, Chevron, Fuchs постороена на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC, входящей в корпорацию SK - это только гидрокрекинг. Определить гидрокрекинговое это масло или нет, по этикетке практически невозможно. Например, на канистре Esso Ultron SAE 5W-40 с лицевой стороны стоит надпись Fully Synthetic, а на обратной стороне указано, что это масло НС -синтеза!

Подведем итог: Масла НС-синтеза правильнее было бы отнести к полностью синтетическим (содержание синтетического компонента до 80%), а уж никак не к минеральным. Почему гидрокрекинговые масла принято называть полусинтетикой? Просто наиболее распространенный класс вязкости таких масел SAE 10W-40, традиционно ассоциируется в сознании потребителя с «полусинтетикой». Ведь у большинства автовладельцев хроническая болезнь - выбирать масла не по уровню работоспособности, а по классу вязкости по SAE! И это при том, что НС-масла уже прочно освоили такой «100% синтетический» класс вязкости как SAE 5W-30 и 5W-40. Единственное, в чем ПАО - масла превосходят масла НС-синтеза - так это в цене. По критерию «стоимость - эффективность», масла НС-синтеза, на сегодняшний день, прочно удерживают ведущее положение в мире моторных масел.

Любое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа - обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа - улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, - они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа - базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа - Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа - полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО - это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов - этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО - высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик - около 225 °C.

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, - это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры - полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы - это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа - пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками .

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer - покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора - мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров - полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена - 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний - посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки - стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние - в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) - чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло - «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых , это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых , это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: -54 ºС - такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, - нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы - и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, - но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз - всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного - поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело - в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором - нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых , скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, - Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых , низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика - тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло - темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем - KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное - при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания - под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе - высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело - конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Xenum WRX 7.5W40

Цена, руб. от 6000

Объем, л 5

KROON Oil Poly Tech 10W‑40

Ориентировочная цена, руб. 5000

Объем, л 5

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Производителей базовых масел и присадок - единицы, а потому разнообразию конечных продуктов взяться неоткуда. Испытанные нами масла выпускают малыми объемами. На таких продуктах отрабатывают новые решения. Kroon Oil - бывшая дочка «Шелла», XENUM часто используется в автоспорте, Cupper и ТОТЕК - новинки российского производства. Отнести масло к той или иной группе бывает сложно: производитель не афиширует его состав. Основная часть - НС-масла, остальные, примерно поровну, - дешевые минералки (популярны за океаном и на Ближнем Востоке) и так называемые полные синтетики.