Правила пдд движение задним ходом. Правила движения задним ходом

При движении в условиях городских пробок, очень часто водители пользуются запрещающими маневрами, и управляют автомобилем задним ходом. А ведь в большинстве ситуаций, ездить, таким образом, не разрешается. Как же тогда использовать данный маневр, не нарушая правил?

Где можно двигаться задним ходом?

Проехав необходимый поворот на дороге, или попросту не заметив его, автомобилисты не всегда следуют до разворота, чтобы вернуться назад и повторить маневр. Зачастую, сдав назад, они попадают в нужное место, тем самым экономя свое время. Но ведь не на всех участках дороги, такая езда допустима.

Определен ряд условий, при которых, не будут нарушаться правила движения задним ходом. Позволительно выполнять подобное маневрирование на улицах с направленностью в одну сторону.

Но прежде, водитель транспортного средства должен убедиться, что такая езда не повлечет за собой создание ситуаций, мешающих передвижению другим участникам дорожного движения. Также, необходимо обязательно удостовериться, что позади, отсутствуют посторонние объекты.

При выполнении такого маневра, автомобилист в обязательном порядке, обязан пропустить пешеходов и все транспортные средства. При этом другие автомобили должны находиться на значительном расстоянии, чтобы им не пришлось снижать скорость, либо менять направление своего движения.

Выезжая с места парковки, обычно, такие маневры совершаются при ограниченном обзоре, из-за стоящих рядом транспортных средств. Поэтому, двигаться нужно с минимальной скоростью, чтобы, вследствие возникновения помехи, успеть среагировать, не прибегая к экстренному торможению. Хорошо, если при таких ситуациях, есть возможность использовать помощь лица, которое сможет регулировать движущийся задом транспорт, и подавать соответствующие знаки.

Следует помнить:

При движении задним ходом, чтобы избежать возникновения аварийной ситуации, лучше всего пользоваться звуковым сигналом, это позволит встречным автомобилям, при необходимости, среагировать на ситуацию.

Любая спешка или неконтролируемые действия при совершении такого маневра, могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Предусмотрен ли штраф за движение задним ходом?

Прежде всего, необходимо понимать, что двигающийся задним ходом автомобиль, провоцирует возникновение опасных ситуаций на дорогах. Отсюда и возникает запрет на езду подобным образом. Если такое перемещение будет происходить на перекрестках, либо на пешеходном переходе или в тоннеле, абсолютно ясно, что оно может стать причиной серьезного ДТП. И виновником, в любом случае, будет водитель автомобиля, который двигался против общего потока. Поэтому, иногда лучше потерять лишнее время на выполнение разворота, нежели потом разбираться с последствиями попадания в неприятную ситуацию.

Законодательством за 2017 г. предусмотрен штраф за езду задним ходом. Размер его будет зависеть от тяжести совершенного нарушения. В случае, правонарушения совершенного на автомагистрали, автовладельца могут оштрафовать на 2500 руб.

Меньшим, размер денежного взыскания будет, при осуществлении движения, которое направлено в сторону встречных машин, и совершено на обочине. В этом случае, штраф составит 500 р.

Запрещающие знаки

В ПДД движение задним ходом воспрещает дорожный знак «Въезд запрещен». При его установлении, подразумевается запрет автовъезда на заданный участок дороги. Не имеет распространения он лишь на транспортные средства общественного назначения. Если нарушены правила, и был совершен въезд на территорию с наличием этого знака, предполагается лишение прав до шести месяцев, либо денежное взыскание размером 5000 р.

При передвижении автомобиля по полосе, предназначенной для общественного транспорта, на водителя будет наложен штраф суммой 1500 р., а если речь идет о Москве либо Санкт-Петербурге, то размер взыскания составит 3000 р.

В случае, если была произведена езда задним ходом под знаком, запрещающим въезд, водитель авто будет оштрафован на сумму размером 500 р. Правилами, лишение прав за такой маневр, не предусмотрено.

Помимо этого, водителя могут оштрафовать за езду под знак «Движение запрещено», который обозначает запрет перемещения в обоих направлениях. В данном случае, автовладельцу придется заплатить 500 р. в качестве компенсации.

Как избежать аварии?

Стоит помнить основные правила:

  • Никогда не следует сдавать назад, если автомобиль, находящийся впереди, начинает движение задним ходом. При возникновении такой ситуации, необходимо воспользоваться звуковыми сигналами, которые предупредят, нарушающий правила автомобиль, об опасности.
  • Если осуществляется такой маневр, всегда следует по очереди смотреть по зеркалам заднего обзора, контролируя ситуацию.
  • При совершении движения, таким образом, на парковке, особую внимательность следует уделять автомобилям, находящимся не только спереди или сзади, а также, расположенным, слева и справа.

В ПДД данный маневр для водителей является самым опасным. Поскольку, при возникновении аварии, виновником будет признан именно водитель, совершающий маневр против общего потока, при исключении других отягощающих причин у других участников происшествия.

Многим автомобилистам новичкам не так давно закончившим автошколу и получившим водительские права тонкости езды задним ходом могут быть не знакомы. Это, как правило, происходит из-за недостаточно хорошего обучения, да занятиям на это уделяется довольно-таки мало времени. А жаль, ведь именно езда задом и является важнейшим элементом, без которого как следует не выедешь со стоянки и не припаркуешься. Эта статья поможем залатать бреши в вождении.

Тренировки

Вначале следует научиться ездить задом по прямой без помощи зеркал. Прежде, чем вы это усвоите, вам на трассу желательно не выезжать. Начинаем. В процессе езды голову надо повернуть назад и следить через правое плечо за всем, что творится на дороге. Руки должны располагаться правильно, чтобы автомобиль не отклонялся от определенного маршрута.

Езда с зеркалами

Как только будет освоена езда на авто без зеркал, можно начинать ездить с ними. Их следует располагать таким образом, чтобы линия горизонта была разделена пополам и был четкий обзор заднего стекла. Опытные автомобилисты имеют возможность контролировать не поворачивая головы контролировать заднее пространство.

Поворачиваем

Важное правило, о котором должен помнить каждый автомобилист для того, чтобы удачно повернуть то, что при движении назад курс движения совершенно не меняется. Так что, если надо повернуть вправо, рулевое колесо должно быть повернуто в ту же самую сторону.

Поэтому, вначале автомобилисту нужно потренироваться и определить самый минимальный радиус разворота автомобильных колес в момент разворота на 90 градусов. Это желательно делать на мягкой дороге. Автомобиль необходимо просто развернуть, выйти из него и отмерить середину заднего колеса. Потом вновь сесть за руль авто и плавно его развернуть на 90 градусов.

Затем снова надо выйти из автомобиля и опять замерить радиус поворота. На то место, где колесо машины стояло до того, как было вывернуто рулевое колесо, необходимо поставить какую-то отметку.

Тонкости

Для тренировки нужно выбрать безлюдное место, ибо важно никого не задеть. Наехать на пешехода самое ужасное, что может натворить новичок во время обучения. Но чаще, конечно, достается мусорным бакам и другим помехам. Но чтобы подобных неприятностей не случилось, для тренировки следует выбрать пустынный участок.

Зеркала врут

Не надо сильно доверять зеркалам. Они, конечно, хорошо предупреждают о всем происходящем позади автомашины, однако их обзорность ограничена. А потому, рекомендуется комбинировать 2 метода езды задом, так как это позволит избежать неприятных ситуаций.

Минимальная скорость

Запомните, поворачивать следует на минимальной скорости. А потому, сцепление надо отпускать до тех пор, покамест машина не тронется. Если нужно будет немного прибавить скорость - слегка следует отпустить педаль. Дабы скорость сбросить, сцепление следует выжать до упора. Но если этого будет не достаточно – надо выжать тормоз.

Маневры и торможение

Во время маневра автомобилист должен помнить, что в процессе правого поворота переднее автомобильное крыло сильно сместится в одну из сторон. За этим весьма важно следить в момент совершения маневра, дабы не задеть кого-либо.

Еще типичная оплошность новичка: он бросает сцепление не выключив скорость в момент остановки. В результате авто начинает ехать по свободной траектории и запросто может кого-то стукнуть.

Минусы и плюсы

При невозможности маневрировать передом – желательно прибегнуть к нему, ибо задом опасно, хотя у заднего хода имеются свои достоинства:

Лучшая маневренность;

Возможность парковки при весьма неудобных углах;

Позволяет контролировать расстояние до стоящих неподалеку автомашин.

Как же обезопаситься

Прежде чем тронуться назад, надо дать слабину ремню безопасности и включить соответствующий ситуации поворотник. Если условия сложные, то можно включить аварийные сигналы.

Как-то раз один начинающий водитель выезжал из автосервиса задним ходом по Г-образной траектории. В нужном месте водитель, начав поворот направо прямо в открытые ворота бокса, увидел, что путь свободен и ему ничего не мешает. Обрадовавшись, он слегка придавил педаль газа и тут же услышал звук удара. Что случилось, что могло помешать движению и стать причиной повреждения его автомобиля?

В данном случае проблема проста и закладывается ещё в автошколе. К сожалению, обучая курсантов движению задним ходом, мало кто из инструкторов подробно рассказывает, и тем более показывает, все особенности и опасности выполнения данного приёма. В результате молодые водители, а зачастую и водители со стажем, при движении задним ходом допускают глупейшие ошибки.

О способах движения задним ходом, о возможных ошибках, допускаемых водителями, расскажет эта статья. В конце я расскажу об одном, совсем не очевидном и редко кем используемом, но очень полезном применении аварийной сигнализации.

«Круууу-гом!»

Вспомните, чему вас учил инструктор в автошколе на занятии, посвященном движению задним ходом. Обычно, вам предлагают сесть, повернув корпус вправо. Положить правую руку на спинку пассажирского сиденья и глядя в заднее стекло контролировать движения автомобиля.

Всё так. И этот приём нельзя назвать неправильным. Однако инструкторы редко упоминают о том, что при выполнении этого приёма водителю становится весьма неудобно, а порой и трудно контролировать некоторые части своего авто.

У большинства современных автомобилей имеется так называемый «передний свес» — то есть часть кузова от начала переднего бампера до начала переднего колеса. В этом свесе как раз и кроется основная причина повреждения автомобиля при маневрировании задним ходом (см. рис. 1). Именно левый угол повредил начинающий водитель, о котором я рассказал в начале статьи.

Рис. 1. Передний свес и траектории движения крайних точек кузова и колёс автомобиля

Он двигался так, как его научили в автошколе. То есть смотрел назад и контролировал ситуацию перед багажником своей машины. Но он не мог видеть того, что происходит спереди! Поэтому и прозевал наезд левым передним крылом на другой автомобиль (см. рис. 1).

Недостатки классического приёма движения задним ходом:

  • Водитель не видит, а стало быть не контролирует передние углы кузова своего автомобиля
  • Руление производится одной рукой, что не очень удобно, если водитель специально не обучался этому приёму работы с рулём
  • Сидеть вполоборота неудобно
  • Если водитель захочет посмотреть, что делается с передней частью кузова, ему придётся вертеть головой, отвлекаясь от задней части кузова
  • Нижние срезы заднего и боковых окон мешают видеть ситуацию непосредственно у задних колёс.

Достоинства:

  • Этот приём проще в освоении
  • Легче ориентироваться в пространстве на первых порах.

Обзор 360 градусов!

Есть ли решение, позволяющее уберечь себя от вышеперечисленных проблем? Конечно, есть. Решение это называется «движение по зеркалам».

К большому сожалению, редкие инструкторы в редких автошколах рассказывают про такой способ управления автомобилем. И ещё реже пытаются научить ему своих курсантов, не желая с ними возиться. Да и многие водители, как огня боятся сдавать задним ходом по зеркалам. А жаль. Ничего сложного в этом приёме нет, а его достоинства с лихвой перекрывают его мнимую сложность.

Достоинства движения задним ходом по зеркалам:

  • Водитель контролирует ситуацию вокруг своего автомобиля на все 360 градусов!
    • Передний свес, передние углы кузова – непосредственно через лобовое и боковые передние стёкла
    • Заднюю «полусферу» — по внутрисалонному, а так же правому и левому наружным зеркалам
  • водитель может наблюдать за ситуацией непосредственно перед задними колёсами, а так же боковые интервалы до препятствий
  • Водитель сидит в естественной позе, ему не нужно крутить головой. Достаточно только переводить взгляд. При этом он одновременно контролирует всю обстановку вокруг автомобиля
  • Водитель управляет автомобилем обеими руками

Недостатки:

  • Приём кажется немного более сложным в освоении ввиду некоторой непривычности
  • Нужно учитывать то, что зеркала искажают реальную дистанцию до препятствий.

Всякому овощу своё время!

Точнее, каждому приёму своё применение. Как видите, каждый приём управления движением задним ходом имеет свои достоинства и недостатки. Было бы неправильным советовать вам использовать только один приём и забыть о другом. Для каждого из них есть своя сфера применения в различных дорожных ситуациях.

Классический приём – вполоборота стоит применять при движении, в основном по прямолинейной траектории на относительно большие дистанции. Например, если вы проскочили нужный поворот, а развернуться возможности нет (см. рис. 2).


Рис. 2. По прямой лучше двигаться повернувшись назад

Двигаться по зеркалам безопаснее и удобнее при сложном маневрировании в окружении других автомобилей, ограждений и прочих препятствий (см. рис. 3).

Рис. 3. Маневрировать лучше по зеркалам

В реальной жизни возможны любые комбинации данных приёмов. Например, проехав въезд на стоянку, вы сначала возвращаетесь, используя классический приём. А затем, маневрируете по стоянке по зеркалам. И не забывайте о том, что обычно зеркала современных автомобилей несколько искажают расстояния до препятствий. Поэтому не стесняйтесь поворачивать голову для оценки реальных расстояний.

Не правы те, кто считает, что научиться движению по зеркалам сложно. Вовсе нет. Это только кажется. Достаточно попрактиковаться где-нибудь на открытой площадке минут 30, и вы надёжно освоите этот приём на всю жизнь.

«Аварийка» как бонус

Хоть об этом и не написано в седьмой главе , но я настоятельно рекомендую при маневрировании задним ходом всегда, в любое время суток и при любой погоде, включать аварийную сигнализацию. Это не сложно, но очень важно загодя дать знать другим водителям, что вы совершаете не совсем стандартные действия. Это довольно обычный приём для любого грамотного водителя.

Но есть и ещё одно не совсем обычное и редко используемое водителями применение аварийной сигнализации. Довольно часто в темное время суток, особенно в дождливые, хмурые ноябрьские ночи водителям приходится выполнять сложные маневры задним ходом в стеснённых условиях неосвещённых автостоянок и дворов. Включенный фонарь заднего хода обычно один, светит он только назад и довольно тускло.

Первый автомобиль проехал въезд во двор и движется задним ходом, чтобы осуществить въезд передом. Второй автомобиль выезжает на дорогу из двора.

Кто должен проехать первым в такой ситуации?

Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора

Двор — это прилегающая территория. Приоритет при выезде с прилегающей территории определен в пункте 8.3. Правил дорожного движения.

Требование уступить дорогу изложено в разделе терминов и определений ПДД.

Если первый автомобиль продолжит движение он вынудит изменить скорость или направление второго автомобиля. Требование «Уступить дорогу» выполнено не будет.

Пока открыт вопрос, распространяется ли требование «Уступить дорогу» по отношению к автомобилю, который едет задним ходом и есть ли у него преимущество?

Требования ПДД для движения задним ходом

Движение задним ходом должно выполнятся в соответсвии с пунктом 8.12 Правил.

Движение задним ходом мимо выезда с прилегающей территории не запрещено. Имеет ли преимущество автомобиль движущийся задним ходом?

Из пункта 8.12 видим, чтобы начать двигаться назад должны быть выполнены определенные условия. В противном случае движение задним ходом запрещено.

«Уступить дорогу» против «не создаст помех»

  • «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термин , «не создаст помех» в контексте пункта 8.12 — ;
  • «Опасность для движения» — термин , безопасный маневр — общее условие в буквальном смысле .

Правила дорожного движения основаны на Конвенции о дорожном движении. Когда возникают сомнения в толковании всегда можно обратиться к «вышестоящему» документу.

Как видите, никакой связи с терминами, определяющими приоритет при пересечение траекторий нет.

В данной ситуации не стоит вопрос приоритета , то есть когда у одного автомобиля преимущество, у другого требование уступить дорогу. Здесь вопрос разрешено или нет в принципе движение автомобиля задним ходом.

Движение задним ходом никак не должно мешать другим участникам движения.

Порой сдавать назад на автомобиле не так-то легко. Процесс усложняется, если к автомобилю прикреплен прицеп. Попрактиковавшись, вы сможете сдавать назад с прицепом довольно просто. Если вы заранее продумаете ваши действия, то движение задним ходом превратится в рутинную операцию.

Шаги

Подготовка к движению задним ходом с прицепом

    Выработайте стратегию. Помните, что при движении задним ходом с прицепом автомобилем необходимо управлять определенным образом. Здесь подразумевается расчет траектории движения прицепа и траектории движения автомобиля, учет наличия близлежащих объектов и направления движения автомобиля с прицепом относительно этих объектов.

    Попрактикуйтесь на пустой стоянке. Купите дорожные конусы, чтобы ограничить ими определенный участок местности. Учитесь двигаться задним ходом с длинным прицепом, а потом переходите на более короткий прицеп. Практикуясь, делайте все медленно. Короткие прицепы являются более маневренными, поэтому при движении задним ходом с ними труднее справиться. Длинным прицепом легче управлять, но с ним вы затратите больше усилий, чтобы обогнуть угол.

    Попросите кого-нибудь стать наблюдателем. Наблюдатель стоит позади прицепа и видит то, чего не видно вам из салона автомобиля. Также подумайте о покупке пары простейших раций, чтобы упростить общение между вами и наблюдателем.

    • Наблюдатель должен следить за препятствиями на пути движения автомобиля с прицепом. Зачастую люди фокусируют внимание на объектах, расположенных на земле, и забывают про ветки деревьев и свисающие провода. Помните, что низко расположенные ветки деревьев не являются препятствием для прицепа, но могут запросто повредить крышу вашего автомобиля.
  1. Отрегулируйте зеркала заднего вида. Двигаясь задним ходом, очень важно обозревать пространство, находящееся позади вашего автомобиля. Поэтому отрегулируйте зеркала заднего вида так, чтобы видеть заднюю стенку прицепа.

    Постарайтесь сделать так, чтобы при движении задним ходом прицеп поворачивал в сторону, совпадающую с местом расположения водителя. В этом случае вам будет проще контролировать движение прицепа в зеркало заднего вида, расположенное со стороны водителя; более того, при движении задним ходом вы можете смотреть через плечо и видеть заднюю стенку прицепа. Если вам нужно объехать вокруг палаточного лагеря, чтобы приблизиться к нужному месту слева, сделайте это!

    Положите одну руку на рулевое колесо и разверните голову так, чтобы видеть прицеп и пространство позади вашего автомобиля. Правая рука должна находиться в нижней точке рулевого колеса (позиция «на 6 часов»). Сдавая назад, перемещайте руку в том направлении, в котором должен двигаться прицеп. Расположив руку в таком положении, вы избежите поворота колес в неправильном направлении (при движении задним ходом с прицепом).

    Движение задним ходом с прицепом

    1. Поверните руль вправо, чтобы прицеп двигался влево (если вы смотрите на капот автомобиля). Или же держитесь за нижнюю точку рулевого колеса и двигайте руку в том направлении, в котором должен перемещаться прицеп; такой способ управления весьма удобен в том случае, когда вы смотрите назад (на прицеп).

      • Если вам необходимо обогнуть угол, направьте прицеп к углу, а затем плавно маневрируйте в противоположном направлении, чтобы добиться нужного угла поворота.
    2. При движении задним ходом поворачивайте прицеп в направлении водителя, а не пассажира (например, влево в случае автомобиля с левосторонним расположением руля); так вам будет легче видеть прицеп. Как правило, самым сложным является поворот под прямым углом (при движении задним ходом).

      Сдав назад и приблизившись к углу, поверните направо, чтобы очутиться на середине дороги. Здесь рассматривается случай автомобиля с левосторонним расположением руля. Затем резко выверните рулевое колесо влево, чтобы автомобиль расположился под некоторым углом к левой обочине (так, как при совершении поворота налево при движении вперед).

      Обхватите руками нижнюю часть рулевого колеса. Поворачивая руль из такого положения, вам будет проще управлять прицепом. Делайте все медленно. Рекомендуется выйти из автомобиля и убедиться, что вы движетесь в правильном направлении. Не стоит пытаться сделать все с первого раза – лучше пожертвовать самолюбием, чем разбить прицеп.

      • Постарайтесь сделать так, чтобы автомобиль и прицеп не "сложились" друг с другом (наподобие складного ножа). Для этого не стоит спешить. Как правило, занять правильное положение можно одним плавным маневром. В большинстве случаев вам придется остановиться и подать немного вперед, чтобы добиться правильного расположения прицепа относительно автомобиля.
    3. Сдавайте назад и подавайте вперед до тех пор, пока прицеп не примет правильное положение. Иногда это самая трудная часть процесса, привлекающая зрителей. Если за вашими действиями наблюдают посторонние люди, не волнуйтесь – в отличие от них, вы заинтересованы в конечном результате, поэтому сосредоточьтесь.

    • Остановитесь, выйдите из автомобиля и убедитесь, что вы движетесь в правильном направлении. Лучше перестраховаться, чем платить за ремонт автомобиля, прицепа или чужой собственности.
    • Не поворачивайте руль чересчур быстро.
    • Намного проще двигаться задним ходом, если автомобиль и прицеп расположены на одной прямой. Не стоит сдавать назад, если прицеп направлен к автомобилю под прямым углом. Если возможно, подайте вперед, чтобы избавиться от угла между прицепом и автомобилем. В случае наличия свободного пространства двигайтесь вперед до тех пор, пока прицеп не расположиться непосредственно за автомобилем.
    • Не спешите! Если случилось что-то непредвиденное, остановитесь и продумайте ваши дальнейшие действия.
    • Легче сдавать назад с длинным прицепом, чем с коротким.
    • Представьте, что задние колеса автомобиля играют роль рулевых колес прицепа; то есть, если бы у прицепа было четыре колеса, то рулевыми колесами являлись бы задние колеса автомобиля. Следовательно, чтобы двигать прицеп в нужном направлении необходимо, чтобы задние колеса автомобиля располагались под определенным углом к колесам прицепа. Поэтому сначала выверните руль так, чтобы колеса прицепа располагались под «правильным» углом к задним колесам автомобиля, и только потом сдавайте назад.
    • Если прицеп и автомобиль начинают «складываться», немедленно остановитесь. Подайте вперед и попробуйте сдать назад еще раз.
    • Немедленно остановитесь, если вы движетесь в неправильном направлении. Подайте вперед и попробуйте сдать назад еще раз
    • Дважды проверьте исправность прицепного устройства, страховочных цепей и электрического кабеля.