Как называется ручной тормоз на велосипеде. Дисковые тормоза для велосипеда

Отредактировано: 24.12.2018

Тормоз - важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой .

Велосипедные тормоза бывают разных типов:

Мы коротко расскажем обо всех этих типах тормозов, но отметим, что на велосипедах, продающихся в нашем магазине, установлены только 3 вида тормозов, как самые распространенные. Это - барабанные (ножные), ободные типа V-brake и механические дисковые.

Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза - остановить велосипед. И все они ее решают.

Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:

  • режима эксплуатации велосипеда: где, как и когда Вы собираетесь ездить;
  • Вашего финансового положения.

Например, дисковые - самые дорогие, а вибрейковые - значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза - очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно - не все в нашей жизни решают деньги.

Итак, попробуем разобраться по-порядку.

Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.

Барабанные тормоза

Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды и ).

Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.

Практически всегда устанавливаются на и одно скоростных велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.

Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.

Ножные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Ну а если ситуация на дороге становится экстремальной - позволят остановить несущийся байк с минимальным тормозным путем.

Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. Обслуживания практически ни какого не нужно - служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке», зимой и летом. Не боятся падений и ударов - именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.

Есть у них и свои недостатки.

Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.

При вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие. Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.

Если цепь слетает со звездочки - тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.

Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают , это не имеет никакого решающего значения.

Принцип барабанных тормозов так же используется в , которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.

Ободные тормоза

Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.

Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.

Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.

Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.

Есть и у них свои недостатки. Самый основной - плохое торможение в мокрую погоду. Если проехать по глубокой луже или в дождь, то тормозные колодки работают хуже, не обеспечивая необходимое тормозное усилие. Хотя тут есть свои приемы - при проезде глубокой лужи тормоза сушат путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.

При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи - слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.

При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.

При длительном торможении нагреваются обода колес, что приводит к повреждению покрышек и быстрому износу колодок. Хотя колодки - это расходные материалы, стоят довольно дешево и, как уже упоминалось выше, довольно легко меняются.

Еще в качестве недостатка приводят мнение о том, что на колесе нельзя установить более широкие покрышки (шире чем 2,5 дюйма). По-моему, мнению - это уже надуманно. Можно подумать, что простой бюджетный велосипедист постоянно меняет себе покрышки. Какие стояли на велосипеде - те чаще всего и останутся на нем до конца срока службы.

Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что - практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.

Интересное видео о настройке V-brake тормозов

Дисковые тормоза.

Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов - механические и гидравлические.

Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.

В механических тормозах усилие от ручки передается на колодки через тросик, именно такие продаются в нашем магазине. В гидравлических - с помощью несжимаемой тормозной жидкости, находящейся в шланге высокого давления. Гидравлические дисковые тормоза, хотя и являются в настоящее время самыми эффективными, стоят довольно дорого и в моделях, представленных в нашем магазине, не установлены.

Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах, им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов - быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.

Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали - скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.

С дисковыми тормозами нужно быть аккуратнее при транспортировке и хранении. Если погнется ротор - тормоз перестанет работать и вообще ехать на велосипеде будет проблематично. Выпрямить его очень сложно - нужно менять.

Так же при наличии заднего дискового тормоза - проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.

Учтите вот еще что. Если Вы хотите сейчас купить велосипед с ободными тормозами, а потом проапгрейдить его до дисковых, то стоить это будет очень дорого, и не факт что вообще получится. Не на каждый велосипед с V-brake можно установить дисковый тормоз. Так что если хотите диски - лучше подкопите денег и сразу купите байк с .

Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения . Как говорят они более "стоповее".

Менять колодки на новые следует, когда их тормозная поверхность сотрется до уровня канавок для стока грязи, то есть когда рабочая поверхность станет абсолютно плоской. А если колодки стерлись только с одной стороны, это значит, что они были установлены неправильно, и их тоже нужно будет заменить.

Первым делом ослабьте винт удерживающий тросик.



Главное при установке обычной тормозной колодки - это надеть в правильной последовательности все шайбы и прокладки, из которых состоит их крепеж. Также обратите внимание, что некоторые модели колодок могут разделяться на левые и правые, это указывается на самих колодках, учтите это при установке.

Заменить картриджные колодки еще проще. У них есть металлическая основа и менять надо только резиновую накладку. На таких колодках есть фиксирующий шплинт (не потеряйте его), его надо вытащить и выдвинуть резиновую накладку. Затем вставьте новые накладки и зафиксируйте шплинтом. При установке накладок обратите внимание на указатели правой и левой стороны.


После замены колодок, полностью закрутите регулировочный барабан на тормозной ручке и выкрутите его на один оборот. Сожмите пальцами рычаги тормоза, установите на место тросик и закрепите винтом. Расстояние от обода колеса до колодок должно быть 2 мм.

У ободных тормозов очень простой принцип работы - две тормозных колодки, установленные друг напротив друга и параллельные колесу, а между ними . Нажимая на тормозную ручку усилие, через систему , передается на тормозные рычаги, которые прижимают колодки к ободу колеса останавливая его.

Для четкой работы ободных тормозов нужно следить за целостностью тросика и отсутствием "восьмерок" на колесе. Если на тросике лопнуло хотя бы одно волокно, его нужно заменить. Тросик должен свободно ходить в рубашке и если он застревает необходимо менять или тросик, или рубашку.

Главным в качественной работе ободных тормозов является качественное прижатие колодок к ободу. Отрегулировать это можно крепежом колодок. Крепеж состоит из набора шайб, прокладок и гайки, он позволяет закрепить колодку под нужным углом.

Для регулировки немного расслабьте гайку на каждой колодке, так чтобы колодку можно было двигать пальцами, но сама она не двигалась. Установите колодку параллельно ободу колеса, обратите внимание, что она не должна касаться покрышки (расстояние между колодкой и покрышкой должно быть не менее 1 мм.).



  • Если у вас мягкие резиновые тормозные колодки, то при торможении они деформируются. Поэтому их надо устанавливать так, чтобы передний край этих колодок располагался на 1 мм. ближе к ободу, чем задний. Для этогоперед регулировкой под задние части колодок надо подложить прокладку толщиной 1-1.5 мм. Например, отрезанный от изношенной велосипедной камеры кусок резины.


  • Если у вас тормозные колодки с жесткой основой, которые не деформируются при торможении, надо устанавливать строго параллельно ободу.



Затем посмотрите на рычаги тормоза. Сожмите и отпустите несколько раз тормозные ручки, рычаги должны сходиться и расходиться одинаково. Отрегулировать это можно винтами натяжения пружины, расположенными у основания рычага. Заворачиваем регулировочный винт на том рычаге, который отклоняется слишком слабо, и отворачиваем его, если рычаг отклоняется слишком сильно.


Для того, чтобы снять колесо, тросик тормоза откручивать не нужно, достаточно просто высвободить его из зажима. Для этого сожмите рычаги тормоза руками и выньте жесткую часть рубашки тросика из гнезда.


Запчастью первой необходимости называют велосипедные тормоза. От них зависит безопасность, даже жизнь велосипедиста. Как всякое транспортное средство, велосипед должен быть с исправными тормозами, поэтому актуален вопрос о том, тормоза на велосипед какие лучше?

{ ArticleToC: enabled=yes }

Чтобы сделать выбор, нужно узнать о каждом из них. Ими могут игнорировать лишь райдеры, катающиеся на фиксированной скорости. Для остальных велосипедистов исправные тормоза – залог безопасности и здоровья.

Вначале большая часть велосипедов комплектовалась втулочными тормозами, т.е. встроенными во втулку заднего колеса («торпедо»).

Вращая педали в обратном направлении, велосипед останавливался. В наше время их встретить можно на одно- и многоскоростных городских велосипедах, складных и пр.

Реже используются тормоза барабанные, в которых барабан вращается вместе с втулкой, а тормозные колодки закреплены неподвижно на внутренней части. Этот тормоз отличается от описанного ранее тем, что устанавливаться может как на колесо заднее, так и на переднее.

Для многоскоростных велосипедов, снабженных внешним переключателем скоростей, существуют ободные (клещевые и консольные) тормоза (шоссейников, гибридов, турингов, внедорожников, горников). В них к неподвижным рычагам крепятся колодки, прижимающиеся с двух сторон к ободу.

Тормоза вибрейк – представляют консольный тип тормозов. Есть еще кантиливерные, в которых раздвоенный трос подсоединен сверху.

Самым совершенным считают ободной гидравлический тормоз, в котором отсутствуют тормозные рычаги. Но он стоит дорого и требует специальных колодок.

Дисковый – более усовершенствованный тип, состоящий из диска, крепящегося на втулке, установлен который на калипере или вилке. В последнее время стоимость дисковых тормозов снижается, позволяя им переходить в среду устройств малого и среднего диапазонов цен. Одновременно число поклонников классических ободных и менее надежных байков постепенно уменьшается.

Принцип действия v-brake тормозов, которые почти 100 лет доминировали, начиная с 90-х годов, необычайно прост: усилие на колодки поступает от рукоятки тормоза через трос., сдавливая ими обод с двух сторон, из-за чего колесо останавливается.

Их имеется несколько видов: механические, гидравлические и гибридные.

Гидравлические предпочтительны для экстремального катания.

Отличаются они продолжительным сроком службы и тем, что не нуждаются в частой регулировке.

Гибридные и механические подходят наилучшим образом для туристических длительных поездок. Они надежны, ремонтируются легко без специального инструмента, поэтому исправить их можно даже вдали от цивилизации.

Итак, на современных байках устанавливают такие типы тормозов:

  • ободные (V-Brake);
  • дисковые механические;
  • гидравлические.

Однозначно сказать, какой из перечисленных тормозов лучше, невозможно. Делается выбор по личным предпочтениям и иным факторам. Чтобы выбрать правильно, важно знать плюсы и минусы каждого.

Есть ли необходимость в Bmx тормозе?

Bmx тормоз велосипеда в действие может приводиться правой и левой тормозной ручкой, но не может сразу двумя, поскольку в системе имеется единственный тормозной тросик. Зачем тогда устанавливают две ручки? Чтобы торможение всегда было эффективно.

Ведь не нужно задумываться, с какой стороны тормоз стоит. Задние bmx тормоза применяют во флитленде и когда много катаются по городу, поскольку в разных ситуациях передние не всегда могут выручить.

Состоит эта система из нескольких составляющих: ручки, приводящей весь механизм в действие, «крабов», колодок. Эти тормоза могут быть на гиророторе или тросике. В последнем варианте руль может делать вокруг оси множество поворотов.

В случае с тросиком этого сделать не получится, но торможение будет эффективнее и быстрее. Выбирая, тормоза для своего велосипеда, определитесь, какой подходит больше, чтобы избежать разочарований.

Калипер тормоза

Дисковые тормоза велосипеда по конструкции различаются. Как следствие, разнятся они по способу передачи движения к тормозному механизму, т.е. с использованием жидкости или тросика.

Состоят они из ручки, установлена которая на руле велосипеда (управляет исполнительным механизмом), диска тормозного (ротора), адаптера, крепящего к раме калипер тормоз.

Устанавливают такие тормоза на различные типы велосипедов, выбирая при этом оптимальный размер ротора, зная, чем его диаметр больше, тем торможение эффективнее.

Для горной модели велосипеда достаточно установить диск диаметром 160-180 мм, для предназначенного для фрирайда велосипеда это будет уже 180-185 мм, а для даунхилла оптимальным решением будет диск размером 200-220мм.

В гидравлике ручка тормоза– это сложный механизм в сравнении с механикой. Помимо ручки с управляющим поршнем внутри, в комплект входит гидролиния и калипер. Различают закрытую систему, гидравлическую и оборудованную бочком для доливки масла, закрепленным на ручке.

Видео: Дисковые тормоза: гидравлические или механические?

Особенности и недостатки тормозов дисковых

Дисковые тормоза к велосипеду пришли от мотоцикла. Вначале истории они занимали широкую нишу. Их делят по типу привода на два варианта. В одном из них колодки получают тормозное усилие с помощью троса (механические), во втором — жидкости, помещенной в гидролинию (гидравлические).

В сравнении с ободными, они отличаются:

  • лучшей модуляцией, т.е. сила торможения контролируется точнее;
  • меньшей способностью загрязняться пылью, снегом, водой и грязью. Они попадают на ротор меньше, чем на обод;
  • нечувствительностью к «восьмеркам». У ободной, обод является рабочей поверхностью. Он того, насколько ровные стенки у него, зависит эффективность торможения. При искривленном ободе приходится разводить колодки, что отрицательно отражается на чувствительности, снижая силу торможения;
  • меньшим истиранием обода. Происходит это благодаря ротору, участвующему вместе с колодками в процессе торможения. Заменяют обычно его;
  • более продолжительным сроком службы:
  • тормозным усилием очень мощным. Его вполне хватает для езды туристической, городской, даже спортивной;
  • простая конструкция позволяет провести ремонт в дороге. Нужно иметь с собой лишь набор шестигранных ключей;
  • распространенностью тормозов, имеющих схожую конструкцию, что позволяет купить запчасти практически в любом специализированном магазине;
  • дешевизной и небольшим весом в сравнении с дисковыми, тем более гидравликой.

Недостатки

  • Тип тормозов, в которых между ободом и колодками расстояние не может превышать нескольких миллиметров, крайне зависим от качества сборки колес и присутствия «восьмерок».
  • Уязвимы к грязи и воде, поэтому в дождь их качество оставляет желать лучшего. Грязь же изнашивает быстро обода и колодки.
  • Очень восприимчива система в отношении настройки рычажной пружины, поэтому рубашки и тросы менять нужно часто. При сильном нажатии, усилие может снижаться из-за того, что тормоз разводит штаны вилки или перья рамы. Для борьбы с этим нужно устанавливать коромысло.
  • Частые и сильные торможения сказываются на износе обода, который происходит быстро, поэтому требуется замена.

Приемущества и недостатки дисковых тормозов

Приемущества

Если сравнивать механические и гидравлические тормоза, то преимуществ больше у последних:

  • лучшая модуляция. Трос, используемый в первом варианте трется (особенно, если он не смазан) о рубашку, а жидкость в гидролинии сопротивления не испытывает, поэтому затормозить легко, нажав на ручку даже пальцем;
  • с большей силой сжимаются колодки;
  • отпускание колодок более быстрое.

Недостатки

  • Главным из них является сгибающее усилие, которое на спицы действует при торможении, выгибая и ломая последние.
  • Другой существенный недостаток — больший вес, который дают даже втулки, необходимые для установки дисковых тормозов. Помимо этого, сложность возникает с заменой тормозной линии и колодок, поскольку на различных моделях даже одного и того же производителя применяются различные калиперы и колодки, различающиеся размером и креплением.
  • Наконец, возникает трудность с установкой багажника – проблема не существенная, но неприятная. Ну, и стоимость. Она немалая у гидравлических тормозов, что тоже относится к недостаткам.

Десипхер тормоза

К дисковой гидравлике относятся и decipher тормоза, которые применяются сегодня широко.

Плюсы и минусы ободных тормозов

Подводя итог, можно сказать, что к плюсам ободных относят:

  • простоту в установке и обслуживании. Его даже в походных условиях отремонтировать и настроить несложно;
  • устройство его таково, что поменять колодки несложно даже новичку; низкая стоимость.

Минусов у этих тормозов, к сожалению, много:

  • необходимость частой настройки и замены;
  • невысокая сила торможения делает их не надежными;
  • нагревание обода при торможении снижает его срок эксплуатации;
  • зависит от «восьмерок»;
  • снижает эффективность при попадании грязи и пыли;
  • отличается невысокой точность дозировки при торможении.

Плюсы и минусы тормозов дисковых

Вначале о преимуществах:

  • просты в установке;
  • не нуждаются в частом ремонте и настройке;
  • отличаются продолжительным сроком службы;
  • характеризуются мощной тормозной силой;
  • не зависят от пыли, грязи и нагрева при торможении;
  • легко ремонтируется в полевых условиях;
  • не «боится» поврежденного обода.

Однако, недостатков тоже достаточно:

  • требуется периодическая подтяжка растянувшегося тросика;
  • большой вес;
  • высокая цена;
  • требовательность к торсионной жесткости вилки, которую из строя он может
  • вывести раньше предусмотренного срока.

Видео: Дисковая гидравлика Promax Decipher

Преимущества тормозов гидравлических и недостатки

Этот вид отличается самой мощной силой торможения, а также:

  • он не требует частой настройки и ремонта;
  • срок эксплуатации достаточно продолжительный;
  • не боится нагрева и повреждения обода;
  • у него высокая переносимость к грязи и пыли.

Минусами считают:

  • сложность при проведении ремонта;
  • трудность с заменых колодок;
  • требовательность к торсионной жесткости велосипедной вилки;
  • невозможность ремонта в походных условиях;
  • дороговизну.

Тормоза педальные

Он приводится в действие, когда педали велосипеда вращают в сторону, противоположную рабочей. Установлен он на заднем колесе велосипеда и отличается способностью ехать назад, без вращения педалями, что во фристайле дает возможность выполнять определенные трюки.

Поскольку находится ножной задний тормоз во втулке заднего колеса, то не чувствителен к влаге и грязи, что является бесспорным его достоинством. Стоит такой тормоз недорого. К тому же, он прост в обслуживании и установке.

Недостатками педального тормоза являются, во-первых, то, что действует он только на ведущее заднее велоколесо. Во-вторых, имеется большой риск попасть в аварийную ситуации при соскальзывании цепи со звездочки. В-третьих, он несовместим с переключателем скоростей, поэтому устанавливается на односкоростные конструкции (или с планетарным переключателем).

Из сказанного можно сделать вывод: для внесезонной активной езды и горных походов лучше выбирать механический дисковый тормоз. В других случаях лидером являются V-brake тормоза – легкие, простые, долговечные, служащие в городских велосипедах годами.

Видео: Выбор тормозной системы для велосипеда

Тормозная система на велосипеде, как и автомобиле, отвечает за безопасность человека на нем и окружающих людей. Традиционно современные модели оснащаются передними и задними тормозами. Исключение составляют «СССРоподобные» дорожные модели со встроенным барабанным тормозом во втулке и велосипеды-«фиксики» без свободного хода с одним ободным тормозом. Правда, последние модели изначально были придуманы без тормозов: правильно остановить такой велосипед может только опытный ездок.

Тормоза между собой различаются по конструкции, но суть у них одна – замедлить колесо. По типу воздействия системы на современных велосипедах делятся на следующие виды:

  • ободные;
  • барабанные;
  • дисковые (или роторные).

Первые расположены внутри втулки заднего колеса и ставятся на дорожные или планетарные модели. Ободные воздействуют на специально подготовленную тормозную поверхность ободьев колес при помощи колодок. Дисковые имеют самостоятельную тормозную поверхность, жестко сцепленную с колесом. Все эти различия подробно осветим в нашей статье.

Со временем и тормозную систему посещают неполадки – велосипед плохо тормозит, а в особых случаях узел отказывает. Важно поддерживать в хорошем состоянии оба тормоза, однако задний нуждается в особом уходе – им чаще всего пользуется львиная доля велосипедистов, соответственно его износ вероятнее. О том, как отрегулировать и починить задний тормоз V-brake, клещ или диск, узнаем немедленно.

Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять

Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.

Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:

  • износ ;
  • ослабление тросика;
  • неплотное закрепление рычагов на раме;
  • трещины в рубашке, разрыв троса.

Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.

При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:

  1. Приподнять и раскрутить заднее колесо.
  2. Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
  3. На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
  4. Приступить к регулировке или ремонту.

Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима:
1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.

2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.

3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.

4. Установить и настроить тормозные колодки. Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой. Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:

5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах. Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании.

6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:

7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.

Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.

Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза

Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:

Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.

На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.

Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.

Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.

Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.

Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:

Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.

Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.

И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.


Внутреннее устройство втулки с ножным тормозом

Как происходит торможение:

  1. За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
  2. Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
  3. Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
  4. При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.

Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.

Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.

Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:

Характеристики Барабанные V-brake
Сила торможения 3 - 4 5
Модуляция 3 5
Вес 3 4
Нагрузки на обод 5 1 - 2
Трение и нагрузки на механизмы 1 - 2 5
Ремонт 5 3 - 4
Внешний вид 5 4

*Толкование: 5 – очень хорошо, без проблем, 1 – плохо.

Барабан сильно воздействует на колесо: стенки втулки, спицы и, соответственно, обод. Все это приводит к перегревам на длительных участках торможения, слому спиц и искривлению обода. Если все это собрать вместе, то перспектива использования барабана не радует. Однако не стоит беспокоиться – ведь ножные системы ставятся только на сити-байках бюджетного класса, а они предназначены только для стандартной езды по асфальту без сильных перегрузок.

Задний дисковый тормоз: особенности, настройка и замена запчастей

Дисковый тормоз на велосипеде – современная модификация, которая устанавливается на горных и гибридных велосипедах. Закрепляется на специальное посадочное место втулки. Запчасти дискового тормоза:

  • диск – тормозная поверхность;
  • каллипер;
  • колодка;
  • адаптер;
  • трос и приводная ручка.

Тросовые дисковые тормоза называются механическими – усилия на каллипер передаются так же, как на скобы клеща и v-brake. Кроме механических, существуют и гидравлические системы. При нажатии на ручку из цилиндров с помощью поршней в гидролинию (вместо троса) выталкивается жидкость, за счет которой происходит прижимание колодки к ротору (диску).

Диски могут различаться по диаметрам, от этого зависит эффективность торможения. Чем он больше и, соответственно, площадь поверхности ротора, тем меньше времени потребуется на остановку велосипеда.

Размеры дисков в мм, соответствующие дисциплины:

  • 140 – стандартные поездки на МТБ;
  • 160 – обычный МТБ для бездорожья;
  • 180 - фрирайд;
  • 200 – фрирайд и даунхилл;
  • 220 – даунхилл.

Оценка дисковых тормозов в сравнении с ободными:

Характеристики Ротор v-brake
Сила торможения 5 3 - 4
Модуляция 5 3 - 4
Ремонт, обслуживание, установка 3 5
Чувствительность к восьмеркам 5 1
Нагрузки на колесо 2 3
Вес 3 4
Цена 3 5
Сумма 26 баллов 25 +/- 1 балл

Поставить и отрегулировать роторный тормоз сложнее, чем ободной. Вес у него будет больше, что ограничивает установку только на тяжелых велосипедах. Плюс ко всему стоимость всего комплекта и отдельных запчастей выше, что сильно скажется при переходе с ви-брейка на диск.

Особенности установки:

  • точное выравнивание тормозной линии по раме;
  • использование адаптера под каллипер на задние перья;
  • минимальное расстояние от колодки до поверхности диска.


Схема роторных тормозов и выравнивание по двум измерениям


Как правильно сделать регулировку дискового тормоза:

1. Ослабить регулировочный болт тросика у тормозной ручки.

2. Ослабить крепления каллипера.

3. Зафиксировать тормозную ручку.

4. Выставить допустимое расстояние от колодки до ротора.

5. Затянуть каллипер.

6. Подтянуть регулировочный болт у основания тормозной ручки.

7. Дополнительно натянуть тросик можно при помощи винта у каллипера.

Цель этих операций – добиться оптимального натяжения приводного тросика и выставить расстояние от колодки до ротора.

Тормозная система – основа безопасности при движении на велосипеде. Независимо от их типа – барабанные, ободные или дисковые – важно поддерживать их в исправном состоянии и вовремя регулировать.

При выборе тормозов люди задаются множеством вопросов: какие мощнее, эффективнее, красивее… Однако, если вы впервые сталкиваетесь с выбором тормозов, возникает самый главный вопрос: какого типа тормоза лучше выбрать. В этой статье мы осветим эту проблему.


Тормозов существует более двух видов. Кроме дисковых и V-образных (вибрейков), существуют тормоза роллерные, клещевые, бывают и ободные гидравлические. При этом велосипеды чаще оснащены V-образными либо дисковыми тормозами.


Сейчас, с движением и развитием велосферы, дисковые тормоза набирают обороты. Но все так же часто мы видим вибрейки на велосипедах. Так почему же равновесие все еще сохраняется?


Опытные велосипедисты обращают внимание на мощность торможения, модуляцию(дозирование усилий). Но, как ни странно, эти моменты не могут однозначно поставить точку в споре систем тормозов. Поробуем разобраться.



Ободный тормоз: V-brake


Конструкция V-образного тормоза проста. Он представляет собой два рычага, имеющие резиновые колодки, которые прикреплены на перьях вилки и заднего треугольника. Сходятся они под действием троса, расходят под действием возвратной пружины. Трос натягивается тормозной ручкой на руле.


Система простая, в такой же степени эффективная. Механизм практически не ломается, легко регулируется. Почему же эти надежные тормоза стали вытеснять дисковые? Даже бюджетные модели велосипедов оснащают теперь ими.

Плюсы таких тормозов:
1) Вес - простая конструкция на прибавляет граммы, к тому же не добавляется вес тормозного диска.
2) Простота конструкции - ремонтируется «на коленке», минимум ломающихся частей.
3) Достаточно высокая мощность (при условии испраности и отладки мезанизма).
4) Цена скорее будет ниже, даже за модели высокого класса.

Минусы вибрейков:


1) Стабильность и влияние погодных условий


Для вибрейков характерна неустранимая проблема: зависимость качества торможения от погодных условий. Летящая на тормозную поверхность грязь, влага, обледенение в мороз, значительно снижают мощность тормозов.


А ведь главное - наличие стабильного и эффективного торможения. Вибрейки выполняют эту функцию не всегда стабильно. Однако, есть сторонники такого типа тормозов, и они считают, что правильные тормозные колодки исправят положение дел. Отчасти, это правда - хорошие колодки позволяют увеличить мощность тормозов.


Но даже с умом подобранные колодки не обеспечат такой прекрасной модуляции, отличающей гидравлические дисковые тормоза от ободных. По данному параметру вибрейки, пусть и самые дорогие, чаще проигрывают дискам в тяжелых условиях.


2) Влияние грязи на ободные тормоза


Второй негативный фактор, характерный для V-образных тормозов, заключается в налипании грязи, при езде в по влажным грунтам.


Наиболее липкая земля, имеющая примесь глины, создаст самый неблагоприятный эффект.


Большое количество прилепившейся грязи начианет подклинивать тормоза. Так же, сильнее стираются тормозные колодки.(в дисковых тормозах колодки защищены от грязт лучше) Не все велосипедисты попадают в подобные ситуации, но этот недостаток нельзя списывать со счетов.


3) Неровные обода


Главная проблема вибрейков, отсутствующая у дисков - зависимость от «восьмерок» на ободе. Являясь тормозной поверхностью, обод должен быть совершенно ровным. Когда это требование не соблюдено, необходимо разводить рычаги, а это увеличит свободный ход на ручке.(эта тема частенько поднимается у начинающих любителей экстремального катания - погнутые от нетехничных прыжков обода сильно осложняют жизнь)


Существует миф о вибрейках, что «ободные тормоза слабые». Это не так. Хорошие тормоза обладают высоким останавливающим усилием.(очень просто объясняется с позиции физики: вибрейк останаливает вращение колеса с большим рычагом, нежели дисковый тормоз) Однако чувствительность, контролирование торможения в значительной степени лучше у дисковой гидравлики.

Дисковые тормоза



Существуют два типа дисковых тормозов: механические и гидравлические. Дисковую механику приводят в действие (как и вибрейки) трос и тормозная ручка.


У дисков практически нет проблем с загрязнением, обледенением тормозной поверхности. Однако дешевая дисковая механика обладает почти такой же некачественной модуляцией.


В таких тормозах, обычно, движется один поршень калипера(тормозная машинка), вторая колодка остается неподвижной. Это является причной посредственной модуляции, к тому же зачастую требует тонкой настройки и повышенного внимания к обслуживанию узла.


Человек привыкает ко многому. Но если сравнивать с дорогостоящими дисковыми тормозами (тем более с гидравлическими) дешевые диски, возможно ощутить два варианта: тормозят/не тормозят.


Дорогостоящие механические тормозные системы имеют в конструкции пару движущихся поршней, обладают приятным ощущением от работы. Но не таким приятным, как у гидравлического тормоза.



Наиболее продвинутый механизм присутствует у гидравлики: ручка является поршнем, давящим на тормозную жидкость (либо масло), которая давит на поршни в калипере через гидролинию. Такая тормозная система является замкнутой. Если она исправна, особенного внимания к ней не потребуется, необходимо лишь заменять колодки. Вот важная информация о гидравлических тормозах:

1) Надежность гидравлических тормозов


Начинающие велосипедисты наверняка читали много ресурсов, рассказывающих как часто текут гидравлические тормоза.


Естественно, среди тормозов могут попадаться бракованные экземпляры, как в любой продукции. Бывают, к примеру, случаи протечки тормозной жидкости. Однако такой дефект сразу заметен и устраним (по гарантии).


Может произойти перелом гидролинии, либо она лопнет при падении. В таком случае будет отсутствовать один тормоз. В вибрейке тоже может порваться трос, его проще отремонтировать в полевых условиях. Ремонт гидравлики потребует присутствие инструмента и жидкости.


Но эти случаи - редкость. И лучше не отказываться от более современного механизма.


2) Модуляция


Отдельно хочется упомянуть об ощущениях от торможения гидравликой. Низкие усилия на ручке, возможно затормозить одним пальцем. Когда приходится пересаживаться на оснащенный вибрейком велосипед - ощущается разительная перемена.


3) Размер тормозного диска (ротора)


Требуется соответствие ротора целевому предназначению велосипеда. К примеру, для класса кросс-кантри (неэкстремальное катание по лесной местности) необходим размер в 160-185 мм; для трейловых велосипедов (спусковые дисциплины, катание по лесной местности) задействуют роторы в 185 мм; самых больших размеров роторы ставят на даунхилле/фрирайде, то есть в экстримальных дисицпилинах.


Если говорить о том, какого размера диски (роторы) нужно выбирать, то тут все просто. Наибольший диаметр гарантирует наивысшее останавливающее действие.(снова вспоминаем физику: чем больше ротор - тем больший рычаг действует на колесо)


4) Замена ободных (вибрейков) тормозов на дисковые


Покупая велосипед, не всегда есть возможность купить модель со всеми комплектующими высокого уровня. При этом часто появляются мыли последующий апгрейд(это имеет свои плюсы). Однако апгрейд не будет включать покупку только тормозов, также придется заменить втулки. Установка роторов требует специализированных втулок(обычно с креплением под 6 болтов


или так называемый стандарт крепления роторов Centerlock.)


Иногда производители ставят на модели, имеющие обычную тормозную систему, колеса с пригодными для роторов втулками. Но это - редкость.


5) Туристический велосипед с дисковыми тормозами


Зачастую, собираясь путешествовать, велосипедисты подмечают, что дисковые тормоза ограничивают возможность установки полноценного велобагажника. Причина этому - отсутствие отверстий для его закрепления. Это характерно для многих современных моделей. Но если бы отверстия присутствовали, багажник все равно не установишь просто так (из-за тормозного калипера).


Потребуется ставить консольный багажник, закрепляющийся на подсидельном штыре, а это создаст ограничения по массе груза. Поэтому стоит обдумать покупку оснащенного дисками велосипеда при намерении путешествовать на нем.


Теперь поговорим о важном - о ценах. Приобретать велосипед с дисками, относящийся к бюджетному сегменту - не лучший вариант, тормоза, скорее всего будут самыми простыми, на приятную работу можно ен рассчитывать. Лучше уж остановиться на старых проверенных вибрейках(ведь качественно настроенный тормоз, ровные обода сделают вибрейк нормальным в работе тормозом).


Если в планах стоит апгрейд с ободных тормозов на дисковые, потребуется замена втулок на обладающие креплениями для роторов.


Когда попадается велосипед с дисками и велосипед с вибрейками по одинаковой цене, учтите, что дисковый вариант имеет худшую комплектацию, так как компенисруются затраты на дисковые тормоза(разница цены втулок, спиц, переходников, самих тормозов)



Необходимы ли дисковые тормоза велосипедам?


Если вы собрались приобретать МТБ и использовать его по назначению - останавливайтесь на дисках, лучше будет гидравлика.


В наше время дисковые тормоза однозначно лучше, логичнее, актуальнее. Диски обладают мощностью, четкостью дозирования усилий, удобством эксплуатирования.


Если для езды собираетесь задействовать асфальт, хорошую грунтовку, собрались в дальнее путешествие, предпочтительны вибрейки. В таком случае практический смысл в дисках отсутствует, достаточно обычной тормозной системы. К тому же, нет ничего зазорного в том, чтобы попробовать покататься на вибрейках, сделать для себя вывод, о необходимости замены тормозов, и уже после этого что-то предпринимать. Если вы катаетесь с семьей по лесопарку в выходные - хороших вибрейков хватит заглаза. Если же вы часто ездите в мокрую погоду, или катаетесь с элементами экстрима - лучше сразу думать о дисковых тормозах. Сэкономите на замене деталей, стоимости работ в мастерской, не потеряете лишнего времени.


Безусловно, обе системы обладают своими сильными сторонами, они «имеют место жить», дело лишь в ваших потребностях.