Что такое сложные слова в русском языке: примеры. Сложные слова

Предмет: русский язык УМК «Школа Росиии»

Тема урока: Сложные слова.

Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;

Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;

Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.

Воспитательные:

Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);

Прививать уважение к труду, продуктам труда.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие).

    Ориентировочно-мотивационный этап.

Чистописание.

    Детям предлагается отгадать загадку.

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.

    Вспомните пословицы о хлебе.

Выяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

3. Подготова к изучению новой темы.

Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)

К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)

Что интересного в записи слова? (Два корня).

Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?

Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)

Запись предложения и разбор.

Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.

Индивидуально карточка.

В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.

4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .

1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)

Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.

2)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)

Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)

Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)

Физкультминутка.

    Примение понятий и правил.

Выполните упражнение 122, стр. 50

    Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.

(работа в группах)

Старомодный,

быстроходный,

сенокосный,

многозвёздный,

многослойный,

землеройный,

тонконогий,

круторогий,

многоместный,

редколёсный,

пешеходный,

всенародный.

Индивидуально карточка.

Соедини части сложных слов.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка

    Итог урока.

Понравился вам урок?

Я узнал?

Я могу?

Оценки:

    Домашнее задание

Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

  • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

2. Чтение рассказа.

Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

1. Подбор однокоренных слов.

А как вы понимаете слово «доброта»?

В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

Поработаем в группах . Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

Давайте проверим слова каждой группы.

Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

2. Подбор синонимов.

С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

Проверка слов каждой группы.

Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

3. Беседа по тексту.

Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

Как поступить милосердному человеку?

V. Упражнение в написании сложных слов.

1. Работа над лексическим значением слов.

Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Что заметили? (Одинаковая первая основа).

Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

Как вы понимаете, что означает это слово?

«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

2. Разноуровневая работа.

Выберите одно из заданий по своим силам.

I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Послушаем, что у вас получилось.

VI. Творческая работа.

Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

VII. Итог урока.

1. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Какие слова называются сложными?
  • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
  • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
  • Приведите примеры сложных слов.
  • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
  • Какие выводы для себя сделали?

2. Домашнее задание.

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.

МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА УРОКА: «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Подготовила: учитель начальных классов

Щербакова Л.Н.

Саранск 2014-2015

Урок русского языка.

Тема урока: «Сложные слова».

Цель : создать условия для формирования понятия «с ложные слова» и введение его в систему знаний.

Задачи :

1.Познакомить учащихся с образованием сложных слов.

2.Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся.

3.Воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок – исследования.

Методы обучения:

Проблемный

Исследовательский

Информационно-коммуникативный

Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс Полякова, смайлики для оценивания своей работы.

Формирование У У Д:

Познавательные : формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: навыки сотрудничества.

Регулятивные: определение последовательности и промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные: мотивация изучения нового.

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Проверьте все необходимое к уроку. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку нам. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания.

Минутка чистописания. Открываем тетради. Записываем число и классная работа. Посмотрите на доску. Продолжите закономерность ое ео

Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

Маленькое дело, лучше большого безделья.

Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?

Постановка проблемы.

Орфограммы веселились

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите,

Правильно слова спишите.

Фронтальная работа.

Найдите в словах ошибки. Запишите правильно. Выделите корень.

(Учитель показывает карточки со словами. Голупь. Лисник. Трова. Бигут. Флак.)

Взаимопроверка. Проверьте друг у друга.

На какие орфограммы встретились слова?

Ребята,отгадайте пожалуйста загадку.

На дорогу,поле, лес

Звезды подали с небес.

Собирал я их ребята

Целый день большой лопатой.

Что это?

Запишите слово -снегопад- и выделите корень.

Постановка проблемного вопроса.

Я видела,что вы по разному определили корень в слове – снегопад.

Открывается слово – снегопад

Возникает вопрос сколько корней в слове – снегопад?

Решение проблемы.

Когда так говорят? Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег.)

Запись на доске (Снег падает).

Какой корень в слове –снег? Подберите однокоренные слова.

Какой корень в слове падает? Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни –снег и –пад –в слове снегопад?

Так сколько корней в слове –снегопад?

Знаете ли вы еще слова с двумя корнями?

Как можно назвать эти слова?

Сообщение темы и цели урока.

Попробуйте сформировать тему сегодняшнего урока.

И сегодня на уроке мы будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. А вы будите исследователями.

Ребята, а вы знаете кто такие исследователи? Давайте посмотрим как об этом говорится в толковом словаре Ожегова.

Запишем предложение и подчеркнем главные члены.

Найдем орфограммы.

Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.

Разберем слово – занесла по составу.

Какие части слова служат для образования слов?

(Приставка, корень, суффикс).

А какую часть слова мы забыли? (Основу).

Есть и другие способы образования слов. И об этом мы узнаем сегодня на уроке. Давайте с вами составим план-исследование. Что прежде всего мы должны знать? Я вам предлагаю такой план-исследования. Вас мой план устраивает? (Открываю на доске)

План-исследование

А чтобы наши исследования прошли успешно какими нужно быть на уроке?

Изучение нового материала

Какой первый пункт нашего плана (как образуются сложные слова)

Как вы думаете что это за слова такие – сложные?

А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? Что можно сложить на уроке русского языка – подумайте? (звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст, части слова в слова)

Посмотрите на доску – что это (корни слов, основы)

На доске: пар, ход; сам, вар; лед, ход; нос, рог.

Какое задание можно предложить? (я предлагаю составить слова и записать их в тетрадь)

Сложите основы, выделите корень

Проверка. Что общего в словах? (сложные)

Как получили сложные слова? (сложили два корня, две основы)

Какой вывод можно сделать?

Как образуются сложные слова?

Исследование 2

Какой следующий пункт нашего плана

Открыли стр. 92 № 171. Работа по учебнику с комментированием.

Прочитаем правила стр. 92

Какие соединительные буквы в сложных словах? Скажите уверенно.

Физкультминутка.

Мы пушистые снежинки,

Мы волшебные пушинки,

Приодели белый свет,

Набросали белый плед.

Мы друг с другом подружились,

В белом танце покружились,

И на земля тихо-тихо опустились.

Исследование 3

Прочитайте следующий пункт нашего плана

Вернемся к слову, в котором у нас возникло затруднение – снегопад.

Как лучше сказать – снегопад? Или выпадение снега в большом количестве? (снегопад)

Почему? (так короче, удобнее и красивее)

Каждый из нас видит снегопад по-своему

Каким вы видите снегопад?

Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте его. Поработаем в парах

Закрепление изученного (дети составляют рассказы в группах)

О чем мы должны помнить работая в группах? (вежливо обращаться к друг другу, быть внимательными, выслушивать мнение каждого не перебивая, умеешь сам – научи других)

Проверка

Обобщение.

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

Домашнее задание: стр. 93 № 172, по желанию сочинить сказку про сложные слова.

Рефлексия

Закончите предложения

На доске

Сегодня на уроке я узнал ……….

Было сложно ………..

Было интересно ………..

Мне понравилось ………..

Покажите с каким настроением вы уйдете с урока (дети показывают смайлики (с веселым, жизнерадостным))

Урок окончен. Спасибо


\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока для начальных классов на тему: "Сложные слова"

Разработку урока выполнила: Ситникова Наталья Валерьевна, Пермский край, г.Губаха, пгт Углеуральский, МОУ "СОШ №15" email: [email protected]

Цель урока. Образование сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”
  3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Зеленина), карточки для учителя и учащихся, энциклопедия о птицах, шляпа, попугай.

Ход урока.

1. Орг.момент.

(Учитель заходит в класс, одетый в костюм книголюба)

Учитель:

Сейчас я была в библиотеке. Там так много интересных книг! Я очень люблю книги. Читаю их с удовольствием. А как мы можем назвать человека, который очень любит читать книги? (книголюб)

Книг у меня много, но больше всего я люблю читать вот эту книгу. В ней много необычных слов, с которыми мы сегодня познакомимся.

2. Повторение темы «Состав слова». Изучение нового материала.

На доск е:

На цветных листах на партах слова:

1 ряд: скворушка, прикорм, мухолов

2 ряд: голубка, уход, мухолов

3 ряд: рябчики, полёт, мухолов

В тетрадях таблица:

Работа в парах.

Учитель:

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа (учитель сам пишет на доске) Обратите внимание на таблицу. Возьмите с парты цветную карточку. Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (распределить слова в таблицу в зависимости от их состава). Приступайте к работе в парах, прежде чем писать обсудите вместе.

У. -А теперь проверим.

Какие слова вы записали в первый столбик?

Д. скворушка голубка рябчики (слова прикрепляем на доску)

У. -Назовите корень. Приставку. С помощью чего образованы эти слова?

Д. – С помощью суффикса.

Во второй столбик?

прикорм -уход -полёт

Итак, работу закончили. Мы все слова записали?

Д. - Слово мухолов никуда не подходит.

У. - А кто такой мухолов? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 2

Так кто же это?

Почему её так назвали?

Д. - Питается мухами.

У. - В какой столбик запишем?

Д. – В третий.

У. - Разберите слово по составу.

В чём особенность этого слова?

Д. - В нём два корня.

У. - Подчеркните букву, которая находится между корнями.

Какую роль выполняет эта буква?

Если эта буква используется для соединения двух корней, то как её можно назвать? Д. -Соединительная.

У. - Каких птиц вы ещё знаете? (выслушиваются ответы детей)

Птиц в природе очень много...

Слайд 3

1. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ……. (Дятел)

2. Маленькая стройная птичка. Название получила за оперение на голове. (Черноголовка)

3. У . – О какой птице идёт речь?

Слайд 4-5

Д. – Змееяд.

У . - Почему её так назвали?

Д. - Питается ядовитыми змеями.

4. У. – А это что за птица?

Слайд 6

Д. – Сорока.

У. - Какие из этих четырёх слов образованы таким же способом, как и слово мухолов? (черноголовка, змееяд). Запишите. Докажите.

Как вы можете назвать эти слова?

Д . –Двукоренные, сложные.

У. - Почему?

Д. - Из 2-х корней.

Это и есть тема нашего урока «Сложные слова»

Давайте попробуем сделать вывод, какие слова называются сложными?

Посмотрим, как записано в учебнике на странице 39. Познакомьтесь сами, а теперь прочитай....

3. Физминутка.

(звучит аудиомузыка)

Мы учились, мы трудились

Пришло время отдыхать

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь маленькие синички с деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах, быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинах похожи, они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

4. Первичное закрепление.

У. - За птицами наблюдают люди особой профессии орнитологи. Чтобы узнать особенности их жизни, надо поймать несколько птиц и окольцевать. Как вы назовёте человека, который ловит птиц?

Д. -Птицелов.

У. - Запишите слово. У доски... Скажите, это сложное слово? (доказывают)

А как вы думаете, есть в нашей речи другие сложные слова не связанные с названием птиц? Приведите примеры. Ещё больше слов вы узнаете на следующем уроке.

Помогите мне составить сложные слова. (учитель показывает карточки, дети самостоятельно записывают слова)

разводит пчёл

ловит рыбу

разводит цветы

Выделите корни и соединительную гласную.

О каких необычных словах мы сегодня говорили? Как их можно назвать одним словом?

Д. - Сложные.

5. Рефлексия.

У. -Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!

А вот мы сейчас и проверим... Присаживайтесь.

Возьмите белые листочки. Приступайте к заданиям.

А помните ли, как вы меня назвали в начале урока? (книголюб)

Можно ли это слово назвать сложным? Почему? (дети объясняют устно). Вы отлично поработали на уроке. Молодцы! (игрушечный попугай повторяет слово «молодцы».

Мы дарим вам маленькие памятки о птицах (попугай повторяет, а учитель раздаёт)