Презентация к уроку по биологии на тему: "Химическая организация клетки". Презентация на тему "химическая организация клетки" Задания для самостоятельной работы

Урок химии на тему «Углерод – основа всей живой природы» в 9 классе.

Составила: учитель химии и биологии МКОУ «Бирючекосинская ООШ»

Козырева Елена Викторовна

Цели урока : обобщить и систематизировать знания о характерных особенностях углерода и его соединений. Углубить знания учащихся, полученные из курса биологии, о физиологических процессах, лежащих в основе работы кровеносной и дыхательной системы человека. Развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, с научно-популярной литературой, художественными произведениями, материалами периодической печати. Продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе.

Оборудование и реактивы : таблица «Круговорот углерода в природе». Химические реактивы: уголь, раствор сульфата меди (II), оксид азота (IV), карбонат кальция, известковая вода, соляная кислота, лучина, тесто, разрыхлитель теста, яйцо, зубная паста. Видеоролик «Круговорот углерода в природе».

Форма урока : урок-конференция (с использованием художественной литературы). Учащиеся работают в группах: пять групп по четыре человека.

Повторение вопросов темы по плану:

  1. Углерод - химический элемент.
  2. Физические свойства простых веществ – аллотропных модификаций углерода.
  3. Химические свойства углерода.
  4. Оксиды углерода, их действия на организм человека.
  5. Угольная кислота и ее соли.
  6. Значение соединений углерода. Круговорот углерода в природе.

Вступительное слово учителя: Углерод считается царем живой природы, хотя в природе его находится только 0,35%. Охарактеризуйте углерод как элемент и как простое вещество.

(Ученики характеризуют углерод как химический элемент. Отмечают, что углерод в природе существует в виде аллотропных видоизменений – алмаза и графита).

Ученик 1

В произведении И. А. Ефремова «Алмазная труба» описаны свойства алмаза: «В Сибири геологи обнаружили месторождение алмазов. На белом листе рассыпались мелкие кристаллы – столбчатые, призматические, многоугольные красного, бурого, черного, голубого, зеленого цвета. Это были сопутствующие алильменит, пироксен, оливин и другие стойкие минералы. А среди них, подобно кусочкам стекла, но все же не сходные с ним своим сильным блеском, выделялись мелкие кристаллы алмазов. Здесь были белые, чистой воды камни, были и покрытые шероховатой бурой корочкой. Некоторые кристаллы имели розовый или зеленый оттенок. Чурилин отделил спичкой зеленый двенадцатигранник. Этот вид алмаза отличается необыкновенной даже для этого камня твердостью…»

Вопрос : Что же обусловливает такие свойства алмаза? Почему алмаз и графит отличаются по свойствам?

Учащиеся отмечают причину – различие во внутреннем строении веществ, в строении их кристаллических решеток, вызванное, в частности, условиями их образования в земной коре.

Ученик 2

У писателя И.А.Ефремова в книге «Лезвие бритвы» есть следующие строки:

«Южная Африка. Здесь находятся крупнейшие залежи алмазов. Здесь вспучиваются земные недра, залегающие под гранитной корой, тяжелые, рассланцованные давлением породы из особой разновидности гранита – эклогиты. Оттуда сквозь трещины пробиваются под гигантским давлением струи раскаленного и сжатого до предела газа, несущие драгоценные алмазы…»

Учащиеся показывают на карте месторождение алмазов.

Для технических целей сейчас получают искусственные алмазы, но и в этих процессах воспроизводятся естественные условия – высокие температуры и давление. Сырье для этого производства – графит.

Вопрос: Почему именно графит? В чем заключается сущность процесса?

Учащиеся объясняют, что при указанных условиях происходит перестройка кристаллической решетки графита.

Учитель: В произведениях Ж. Верна «Таинственный остров» говорится: «…Уголь – ценнейшее из полезных ископаемых, - ответил инженер, - и природа как будто решила доказать это. Создав алмаз, ибо он, в сущности, не что иное, как кристаллический углерод». Вы помните, что древесный уголь после нагревания без доступа воздуха сохраняет тонкопористое строение древесины и имеет большую поверхность, благодаря этому уголь обладает особыми свойствами. Какими?

Ученик 3

Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы знакомимся в сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович»: «…между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай. Проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Вопрос : Какие методы очистки воды использует Рукодельница?

Учащиеся объясняют описанное явление, отмечают методы очистки веществ – фильтрование, адсорбция (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества).

Ученик 4

Демонстрирует серию опытов, проделанных во внеурочное время: адсорбция углем раствора медного купороса, раствора марганцовки, раствора йода, вишневого компота, оксида азота (IV).

Ученик делает соответствующие выводы об адсорбционной способности древесного и активированного угля, упомянув о его получении, о скорости адсорбции веществ, о применении явления адсорбции в промышленности и медицине.

Учитель : Одно из наиболее очевидных свойств угля – горение. При полном сгорании углерода любой аллотропной модификации он проявляет восстановительные свойства.

Учащимся предлагается написать уравнение этой реакции и привести другие примеры проявления восстановительных свойств; назвать продукты реакции (оксиды углерода), сравнить их свойства:

  • Способность к восстановлению металлов из оксидов;
  • Способность к горению угарного газа;
  • Солеобразующий характер углекислого газа.

Учащиеся записывают уравнения соответствующих реакций.

Учитель: Вспомните, в каких художественных произведениях описаны свойства оксидов углерода.

Ученик 5

В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…»

Вопросы : О каком соединении говорится в тексте? Назовите физические свойства СО 2 , перечисленные в тексте.

Учащиеся отмечают свойства углекислого газа6 не поддерживает дыхания, тяжелее воздуха.

Учитель: исходя из кислотной природы углекислого газа, предложите возможный поглотитель газа.

Учащиеся предлагают гашеную известь и записывают уравнение реакции:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

Учитель : Верно. Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в гималайском высокогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют аналогичный поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

Ученик 6

В произведении В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «… - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?.. Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

Почему?

Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…»

Задание: Закончите фразу. Объясните «загадочную гибель животных».

Учащиеся заканчивают фразу: «А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»

Ученик 7

Обратимся к произведению «Случайный переводчик» Артура Конан Дойла: «…три двери встретили нас на площадке второго этажа. И эти страшные стоны раздавались за средней, они то затихали до глубокого бормотания, то опять переходили в пронзительный вопль. Дверь была заперта, но снаружи торчал ключ. Холмс распахнул створки, кинулся вперед и мгновенно выбежал вон, схватившись рукой за горло.

Угарный газ! – воскликнул он. – подождите немного. Сейчас он уйдет.

Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посередине.

Оно отбрасывало на пол круг неестественного, мертвенного света, а в темной глубине мы различили две смутные тени, скорчившиеся у стены. В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли. Холмс взбежал по лестнице на самый верх, чтобы вдохнуть свежего воздуха, а затем, ринувшись в комнату, распахнул окно и вышвырнул горящую жаровню в сад.

Через минуту нам можно будет войти, - прохрипел он, выскочив опять на площадку. – Где свеча? Вряд ли мы сможем зажечь спичку в таком угаре.

…Мы бросились к отравленным и выволокли их на площадку. Оба были без чувств, с посиневшими губами, с распухшими, налитыми кровью лицами, с глазами навыкате. Лица их были до того искажены, что только черная бородка и плотная короткая фигура позволили нам опознать в одном из них грека-переводчика…Второй перестал стонать, и я с одного взгляда понял, что здесь помощь наша опоздала. Но мистер Мэлас был еще жив, и, прибегнув к нашатырю и бренди, я менее чем через час с удовлетворением убедился, увидев, как он открывает глаза, что моя рука исторгла его из темной долины, где сходятся все стези».

А вот произведение В. Д. Одоевского «Мороз Иванович»: «…а я затем в окошки постучусь. – отвечал Мороз Иванович, - чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно».

Вопросы: Оксид углерода (II) – сильный яд! Чем это объясняется?

Какова первая помощь при отравлении угарным газом?

В бытовых условиях отравление угарным газом происходит, если преждевременно закрыть дымоход, какие химические реакции при этом происходят? Дайте характеристику одной из них.

Учащиеся отмечают, что при сгорании угля и углеродсодержащих горючих веществ образуются оксиды. Неверно думать, что при недостатке кислорода уголь сгорает до угарного газа, а при избытке – до углекислого. Если бы это было верно, комнатную печь нельзя было бы закрывать до полного исчезновения в ней раскаленных углей. Будет ли уголь сгорать до СО или до СО 2 , зависит не только от концентрации кислорода, но и от температуры угля. Если температура угля недостаточно высока, он окисляется в СО 2 , а не до угарного газа, независимо от наличия кислорода. Мы не закрываем печь тотчас же после того, как дрова обратились в груду раскаленных углей. Потому что благодаря сильному накалу углей еще существуют условия для реакции образования угарного газа:

C + CO 2 ⇄ 2CO – 175 кДж

Реакция эндотермическая и обратимая. По принципу Ле Шателье, при повышении температуры равновесие должно смещаться слева направо, т.е. в сторону образования угарного газа. А при понижении температуры – в сторону распада.

О том, что пора закрывать печь, мы узнаем по исчезновению голубых огоньков, вспыхивающих над раскаленными углями в результате встречи струй горячего угарного газа с притекающим через дверку печи воздухом. Сажа, осаждающаяся в печных трубах, получается не только из частиц свободного углерода, увлеченных тягой печки, частично она образуется в самой трубе вследствие того, что увлеченный из печи СО, соприкасаясь с относительно холодными стенками трубы, успевает частично разложиться:

2СО = СО 2 + С

Угарный газ менее ядовит, чем другие ядовитые газы, но спустя 2 часа после вдыхания воздуха, содержащего 0,1% СО, человек теряет сознание и вскоре умирает. Потеря сознания происходит постепенно и сопровождается упадком физических сил. Токсическое действие угарного газа объясняется тем, что он прочнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, превращая его в ярко-алый карбоксигемоглобин. Гемоглобин утрачивает способность связывать кислород. Возникает кислородное голодание, сопровождающееся головной болью, потерей сознания. Однако, угарный газ постепенно выходит из крови обратно, если вдыхать чистый воздух 9а еще лучше кислород), и отравление происходит бесследно. Поэтому в целях оказания первой помощи необходимо:

  • Как можно быстрее вынести пострадавшего на свежий воздух;
  • Сделать пострадавшему искусственное дыхание;
  • Доставить в медицинское учреждение.

Учащиеся демонстрируют оказание первой помощи на муляже человека.

Учитель: А теперь сравним химические свойства оксидов углерода: оксид углерода (II) – безразличный оксид, оксид углерода (IV) – кислотный, он не просто растворяется в воде, а частично соединяется с нею, образуя кислоту.

Ученики записывают уравнение: характеризуют реакцию, указывают условия смещения химического равновесия:

H 2 O + CO 2 ⇄ H 2 CO 3

Кратко характеризуют свойства угольной кислоты: слабая, неустойчивая, образует два типа солей – гидрокарбонаты и карбонаты.

Затем каждая группа готовит по пять вопросов для других команд, охватывая материал по угольной кислоте и ее солям.

Например:

  1. Почему раствор углекислого газа окрашивает лакмус в красный цвет, а при стоянии этого раствора лакмус снова приобретает фиолетовую окраску?
  2. Какая соль образуется при пропускании оксида углерода (IV) через раствор гидроксида кальция? (Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций).
  3. Почему в огнетушителях используется гидрокарбонат, а не карбонат натрия?
  4. Какова массовая доля углерода в гидрокарбонате аммония?
  5. Какая соль угольной кислоты используется в качестве удобрения: NaHCO 3 , Na 2 CO 3 , K 2 CO 3 , CaCO 3 ?

(Внимание! Вопрос зачитывается для всех команд, а отвечает та команда, которая изъявила желание сделать это первой. Другие команды при необходимости дополняют).

Учитель: в произведениях отечественных и зарубежных авторов можно прочесть немало интересного о солях угольной кислоты. С какими произведениями познакомились вы?

Ученик 8

В романе Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» читаем: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».

Вопрос : Объясните растворение жемчужины, запишите необходимое уравнение реакции.

Учащиеся объясняют растворение жемчужины, принимая во внимание, что ее основу составляет карбонат кальция, записывает соответствующее уравнение реакции (учитель указывает им формулу уксусной кислоты) и подчеркивает, что данная реакция – качественная на соли угольной кислоты:

CaCO 3 + 2CH 3 COOH = (CH 3 COO) 2 Ca + CO 2 + H 2 O

Ученик 9

Продолжая рассмотрение указанного свойства, демонстрирует серию опытов:

  • взаимодействие яичной скорлупы с соляной кислотой, доказательства наличия СО 2 :
  • действие соляной кислоты на скорлупу яйца, обработанную зубной пастой и без нее;
  • доказательство наличия карбонат-иона в разрыхлителе теста;
  • демонстрация готовой продукции, полученной с использованием соды и без нее.

Распознавание:

  1. Различная растворимость и термоустойчивость:

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O

  1. Гидратация кальцинированной соды – экзотермический процесс:

Na 2 CO 3 + 12H 2 O = Na 2 CO 3 ∙ 12H 2 O + 𝐐

  1. Раствор – мылкий на ощупь. Изменяет окраску фенолфталеина на розовый цвет.

Учитель6 в романе И.Ефремова «Звездные корабли» читаем: «…доказана общность химических и физических законов во всех глубинах мирового пространства…живое вещество, состоящее из наиболее сложных молекул, в основе своей должно иметь углерод – элемент, способный образовывать сложные соединения». Кроме уже рассмотренных соединений элемент углерод входит в состав органических веществ, с которыми мы будем знакомиться через несколько уроков. Углерод, по сути, основа всей живой природы.

Ученик 10

В природе происходит непрерывный процесс разрушения одних углеродсодержащих веществ и образование других. Органические вещества разрушаются при сгорании топлива, при дыхании и гниении. Из них образуются более простые вещества…(Далее следует сообщение

  • Слайд 2

    Единство живой и неживой природы

    • Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок.
    • Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли.
    • Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.
  • Слайд 3

    Группы химических элементов

    • Макроэлементы
    • Микроэлементы
    • Ультрамикроэлементы
  • Слайд 4

    Макроэлементы

    а) H, O, C, N - 98%

    • + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения.

    б) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2%

    • K, Na, Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса.
    • P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей.
    • Ca - обеспечивает свертываемость крови.
    • Fe – входит в состав гемоглобина.
    • Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.
  • Слайд 5

    Микроэлементы

    • Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез.
    • Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов.
    • I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы.
    • Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы.
    • F входит в состав эмали зубов.
    • Co входит в состав витамина В12
    • Mn обеспечивает обмен веществ.
    • B отвечает за процесс роста.
    • Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.
  • Слайд 6

    Ультрамакроэлементы

    • Ультрамикроэлементы составляют менее 0,0000001 % в организмах живых существ, к ним относят золото, серебро оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты.
    • Так же к ультрамикроэлементам относят платину и цезий.
    • Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.
  • Слайд 7

    Недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо употреблять определенные продукты питания.

    • При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты.
    • При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты.
    • При недостатке хлора- сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль.
    • При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль.
    • При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки.
    • Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке.
    • При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей.
    • При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода.
    • При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты.
    • При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.
  • Слайд 8

    Вода

    • Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле.
    • Она выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов.
    • Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время - достаточную сложность образующихся комплексных соединений.
    • Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время.
  • Слайд 9

    Содержание воды в разных органах человека

  • Слайд 10

    Минеральные соли

    • Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка.
    • Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны
    • Катионы: K, Na, Ca, Mg .
    • Анионы: H2PO4, Cl, HCO3.
  • Слайд 11

    Значение солей

    • Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности высока концентрация ионов калия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце.
    • Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов.
  • Слайд 12

    • От концентрации солей внутри клетки зависят ее буферные свойства.

    Буферность – это способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию на постоянном уровне.

    • Буферность внутри клетки обеспечивается анионами H2PO4 и НРО4.
    • Во внеклеточной жидкости и в крови роль буфера играют Н2СО3 и НСО3.
    • Анионы слабых кислот и слабые щелочи связывают ионы водорода и гидроксид-ионы, благодаря чему реакция внутри клетки не изменяется.
  • Слайд 13

    • Соляная кислота создает кислую среду в желудке, ускоряя переваривание белков пищи.
    • Ионы кальция и фосфора содержатся в костной ткани.
    • Минеральные соли поступают в клетки организма из внешней среды. Избыток солей вместе с водой выводится из организма во внешнюю среду.
  • Слайд 14

    Ответьте на вопросы

    • Какие неорганические вещества входят в состав клетки?
    • Сколько процентов воды в среднем содержится в организме человека?
    • Перечислите свойства воды.
    • Назовите функции воды.
    • Что такое буферность?
    • Какими анионами она поддерживается?
    • Каковы функции катионов калия, натрия, кальция?
  • Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Единство живой и неживой природы Русский ученый В.И.Вернадский, проводя детальный анализ содержания элементов в земной коре и в живых организмах, пришел к выводу, что качественный состав этих объектов близок. Он предполагал, что в живом организме когда-нибудь будут найдены все элементы периодической системы, обнаруженные в неживой природе Земли. Действительно, к настоящему времени в организме человека надежно установлено присутствие около 70 элементов периодической системы.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Макроэлементы а) H, O, C, N - 98% + S, P - биоэлементы, образуют органические соединения. б) K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl - около 2% K, Na, Cl – проницаемость клеточных мембран, проведение нервного импульса. P, Ca – формирование костной ткани, прочность костей. Ca - обеспечивает свертываемость крови. Fe – входит в состав гемоглобина. Mg - входит в состав хлорофилла у растений, в состав ферментов у животных.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Микроэлементы Содержание около 0,02% Zn входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, усиливает активность половых желез. Cu обеспечивает рост тканей, входит в состав ферментов. I входит в состав тироксина – гормона щитовидной железы. Zn входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы. F входит в состав эмали зубов. Co входит в состав витамина В12 Mn обеспечивает обмен веществ. B отвечает за процесс роста. Mo отвечает за использование железа, за задержку фтора в организме.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Ультрамакроэлементы Ультрамикроэлементы составляют менее 0,0000001 % в организмах живых существ, к ним относят золото, серебро оказывают бактерицидное воздействие, ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Так же к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Функции ультрамикроэлементов еще мало понятны.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Недостаток макро- и микроэлементов приводит к различным заболеваниям. И чтобы их предотвратить, необходимо употреблять определенные продукты питания. При недостатке кальция развивается остеопороз (мягкость, пористость костей), замедление роста скелета. Необходимо употреблять молочные продукты. При недостатке магния мускульные судороги, потеря жидкости организмом. Продукты: овощи, фасоль, орехи, молоко, фрукты. При недостатке хлора- сухость кожи. Продукты: вода, поваренная соль. При недостатке натрия – головная боль, слабая память, потеря аппетита. Продукты: помидоры, абрикосы, горох, поваренная соль. При недостатке калия –аритмия сердечных сокращений, внезапная смерть при увеличении нагрузок. Продукты – бананы, сухофрукты, картофель, помидоры, кабачки. Фосфор – внешние признаки недостаточности неизвестны. Содержится в рыбе, молочных продуктах, грецких орехах, гречке. При недостатке железа развивается анемия. Необходимо употреблять печень, мясо, зеленые листья овощей. При недостатке фтора – разрушение зубов. Продукты- рыба, вода. При недостатке цинка – повреждения кожи. Продукты – мясо, морские продукты. При недостатке йода развивается зоб. Необходимо употреблять хурму, морепродукты, йодированную соль.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Вода Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. Она выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Уникальность воды состоит в том, что она достаточно хорошо растворяет как органические, так и неорганические вещества, обеспечивая высокую скорость протекания химических реакций и в то же время - достаточную сложность образующихся комплексных соединений. Благодаря водородной связи, вода остаётся жидкой в широком диапазоне температур, причём именно в том, который широко представлен на планете Земля в настоящее время.

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Минеральные соли Кроме воды, в числе неорганических веществ, входящих в состав клетки, нужно назвать соли, представляющие собой ионные соединения. В водном растворе они диссоциируют с образованием катиона металла и аниона кислотного остатка. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны Катионы: K, Na, Ca, Mg . Анионы: H2PO4, Cl, HCO3.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Значение солей Концентрация ионов на внешней поверхности клетки отличается от их концентрации на внутренней поверхности. На внешней поверхности клеточной мембраны очень высокая концентрация ионов натрия, а на внутренней поверхности высока концентрация ионов калия. Вследствие этого образуется разность потенциалов между внутренней и внешней поверхностью клеточной мембраны, что обусловливает передачу возбуждения по нерву или мышце. Ионы кальция и магния являются активаторами многих ферментов.

    Химическая организация живой и неживой природы Презентация учителя химии Кневицкой основной школы Балалайкиной Натальи александровны 2016 г 1. Введение Словосочетание «земной шар» - «земной шар» входит в нашу жизнь уже с детского сада. И на самом деле наша планета – шар, только немного сплюснутый вблизи полюсов, что является результатом ее вращения вокруг своей оси. У литовского поэта Э. Межелайтиса есть образные строчки: «А в минуту печали Земля подарила мне шар головы, так на Землю и Солнце похожий». 2. Химическая организация живой и неживой природы И солнце, и Земля, и другие небесные тела, а также человек и весь окружающий его живой и неживой мир построены из одних и тех же химических элементов, представленных в таблице Д. И. Менделеева. Так, звезда по имени Солнце более, чем на половину состоит из водорода, а гигантская планета солнечной системы Юпитер почти полностью из этого химического элемента. Из-за низких температур и гигантских давлений водород на этой планете находится в твердом состоянии. Считается, что на водород приходится около75%, а на гелий около23%. 3. Строение земного шара. Ядро. Земной шар имеет сложное строение. В центре планеты располагается твердое внутреннее ядро радиусом около 1200 км, которое состоит из железа и никеля, находящихся под высоким давлением. Поэтому, не смотря на высокую температуру, эта часть ядра твердая. Его окружает расплавленное внешнее ядро радиусом около 2300км. О строении внешнего ядра известно немного. Оно, как и внутреннее ядро, состоит из расплавленных железа и никеля и, возможно, из некоторых других элементов. Температура веществ в ядре достигает 5000-6500 С. 3. Строение земного шара. Мантия Ядро покрывает мантия (от греч. мантион – покрывало, плащ) толщиной около 2800км. Мантия состоит из минералов, построенных в основном кремнием, магнием и железом. Она имеет температуру около 2000-2500 С. Вещества мантии находятся под высоким давлением, в ней на разных глубинах образуется магма (от греч. магма – густая мазь) – расплавленная вязко-жидкая масса, выходящая на поверхность при извержении вулкана в виде лавы. Вещества магмы представлены большим числом химических элементов: кислородом, кремнием, алюминием, железом, магнием, кальцием, натрием, калием. При извержении выделяются летучие вещества: вода, сероводород, оксиды углерода и серы и др. 3. Строение земного шара. Земная кора. За мантией следует земная кора – литосфера . Земную кору составляет сравнительно небольшое число элементов. Около половины массы земной коры приходится на кислород, более ¼ - на кремний. Всего 18 элементов – O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, Mg, H, Ti, C, Cl, P, S, N, Mn, F, Ba – составляют 99,8% массы земной коры. 4. Макроэлементы и микроэлементы В составе веществ, образующих клетки всех живых организмов (человека, животных, растений) обнаружено более 70 элементов. Эти элементы принято делить на две группы: макроэлементы и микроэлементы. Макроэлементы содержатся в больших количествах. В первую очередь это C, H, O, N. Суммарное их содержание в клетке составляет 98%. Кроме названных элементов к макроэлементам относят также Mg, K, Ca, Na, P, S, Cl. Суммарное их содержание 1,9%. Таким образом, на долю остальных химических элементов приходится около 0,1%. Это микроэлементы . К ним относятся Fe, Zn, Mn, B, Cu, I, Co, Br, F, Al и др. 5. Химические элементы в клетках живых организмов В молоке млекопитающих обнаружено 23 микроэлемента: Li, Rb, Cu, Ag, Ba, Sr, Ti, As, V, Cr, Mo, I, F, Mg, Fe, Co, Ni и др. В состав крови млекопитающих входит 24 микроэлемента, а в состав головного мозга человека – 18 микроэлементов. 6. Органические вещества: белки, жиры и углеводы. Как можно заметить, в клетке нет каких-либо особенных элементов, характерных только для живой природы, т. е. на атомном уровне различий между живой и неживой природой нет. Эти различия обнаруживаются лишь на уровне сложных веществ – на молекулярном уровне. Так на ряду с неорганическими веществами (водой и минеральными солями) клетки живых организмов содержат вещества, характерные только для них, - органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины, гормоны и др.) Эти вещества построены в основном из углерода, водорода, кислорода и азота, т.е. из макроэлементов. Микроэлементы содержаться в этих веществах в незначительных количествах, тем не менее их роль в нормальной жизнедеятельности организмов огромна. Например, соединения бора, марганца, цинка, кобальта резко увеличивают урожайность отдельных сельскохозяйственных растений и повышают их сопротивляемость к различным болезням. 7. Роль микроэлементов в жизнедеятельности растений, животных и человека. Человек и животные получают нужные им для нормальной жизнедеятельности микроэлементы с пищей. Если в пище не хватает марганца, то возможна задержка роста, замедление наступления половой зрелости, нарушение минерального обмена при формировании скелета. Добавка долей миллиграмма солей марганца к суточному рациону животных устраняет эти заболевания. Кобальт входит в состав витамина В12, необходимого для нормальной работы кроветворных органов. Недостаток кобальта в пище вызывает серьезное заболевание, приводящее к истощению и даже гибели организма. Значение микроэлементов для человека впервые было выявлено при изучении эндемического зоба – заболевания щитовидной железы, которое вызывается недостатком йода в пище. Добавка йода к пище в малых количествах предупреждает это заболевание. С профилактической целью проводят йодирование пищевой поваренной соли, в которую добавляют 0,001-0,01% йодида калия. 8. Ферменты В состав большинства биологических катализаторов - ферментов входят цинк, молибден и некоторые другие металлы. Это элементы, содержащиеся в клетках живых организмов в очень малых количествах, обеспечивают нормальную работу тончайших биохимических механизмов, являются активными участниками процессов жизнедеятельности. 9. витамины Многие витамины содержат микроэлементы. Витамины – это органические вещества различной химической природы, поступающие в организм с пищей в малых дозах и оказывающие большое влияние на обмен веществ и общую жизнедеятельность организма. В отличие от ферментов, витамины не образуются в клетках организма человека. Большинство из них поступают с пищей, некоторые синтезируются микрофлорой кишечника. Источниками многих витаминов служат растения: цитрусовые, шиповник, петрушка, лук и многие другие. Некоторые витамины поступают в организм человека с животной пищей. Витамины А, В1,В2, К получают синтетическим путем. Свое название витамины получили от двух слов: вита – «жизнь» и амин – «азот». 10. Гормоны Микроэлементы входят также в состав некоторых гормонов (от греч. хармао – побеждаю) – биологически активных веществ, регулирующих работу органов и систем органов человека и животных. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и поступают в кровь, которая разносит их по всему организму.