Сегментация текста. Виды связей между абзацами

Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Вконтакте

Одноклассники

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:

Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

С понятием «текст» каждый из нас сталкивается регулярно. Однако не все могут дать четкое определение этому, казалось бы, простому понятию.
На уроках русского языка мы не раз слышали, что текст — это несколько предложений, скрепленных смысловой и грамматической связью.

В этой статье мы найдем ответ на вопрос «Какими бывают виды и в тексте?». Освежим теоретические знания и рассмотрим наглядные примеры.

Какие бывают предложений в тексте?

Обратимся к грамматическим правилам русского языка. В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная.

Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.

Особенности цепного типа соединения

Для цепного вида связи характерны:

  • замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
  • использование синонимичных слов и фраз;
  • лексические и синтаксические повторения;
  • местоименные наречия;
  • союзы и союзные слова.

Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:

  1. Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
  2. В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.

Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.

Параллельная связь

Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.

При параллельном (централизованном) не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.

Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.

Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:

  • одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
  • употребление глаголов одной формы в каждой фразе.

Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда: «Определите виды связи предложения в тексте».

  1. Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
  2. Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.

Представленные примеры относятся к двум и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.

Фразы схожи по модели своего построения: сначала идет подлежащее, затем — сказуемое. Помимо характерной параллельной структуры, в каждом примере были использованы глаголы, стоящие в форме единственного или множественного числа прошедшего времени.

Существуют ли другие виды связи предложений в тексте?

В некоторых интернет-источниках выделяется третий тип сочетания самостоятельных фраз в тексте — присоединение. При этом виде связи часть высказывания становится самостоятельной, конкретизируя и дополняя основную информацию.

Распознать этот тип можно по использованию характерных для него сочинительных и присоединительных союзов: даже, главным образом, притом, в первую очередь, в частности, например, прежде всего.

Рассмотрим несколько предложений:

  1. Все предметы в комнате, в особенности одежда и книги, были неряшливо разбросаны.
  2. Все в доме были крайне смущены, в первую очередь мой дядюшка.

На примере этих фраз видно, что часть высказывания, отвечающая за детализацию основной мысли, становится обособленной, самостоятельной. Однако она не превращается в самостоятельное предложение.

Из трудов известных русских лингвистов Л. В. Щербы, В. В. Виноградова можно узнать, что присоединение работает только внутри фразы и не относится к видам связи между предложениями в тексте.

Комбинирование видов связи

Следует помнить, что параллельный и цепной типы соединений могут встречаться не только поодиночке. Довольно часто попадаются объемные тексты с различными видами связи.

В зависимости от того, что хочется сказать автор, он использует определенный тип соединения предложений в тексте. Например, для описания природы он выберет параллельный способ. А для рассказа о том, как прошел день, — цепной.

Средства связи. Какими они бывают?

Мы узнали, какие существуют виды связи предложений в тексте. Выявили их характерные особенности и научились распознавать. Теперь перейдем ко второй части нашего плана.

Делят на три большие группы: лексические, морфологические, синтаксические. С каждой из них мы познакомимся и рассмотрим примеры для лучшего усвоения темы.

Лексические средства связи

К этой группе в современном русском языке относятся:

  1. Лексические повторы слов или словосочетаний. Этот прием используется достаточно часто, так как придает тексту особую выразительность. Пример: «Мальчик взял в библиотеке книгу для домашнего чтения. Книга оказалась очень увлекательной».
  2. в соседних предложениях. Например: «Весенний день был так прекрасен! Недаром весну называют самым прекрасным временем года».
  3. Синонимы. Часто встречаются в художественных и публицистических текстах. Делают речь более экспрессивной, красочной. Для примера: «Его роман был хорошо принят критиками. По достоинству произведение оценили и преданные читатели».
  4. Антонимы (в том числе контекстуальные). Приведем пример: «У него было много друзей. Недругов на порядок меньше».
  5. Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения: «Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью».

Морфологические средства связи

Рассмотрим, какие морфологические средства связи предложений в тексте могут нам встретиться:

  1. Личные местоимения в форме третьего лица: «Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала».
  2. Указательные местоимения. Например: «Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной».
  3. Местоименные наречия. Приведем пример: «Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя».
  4. Частицы, союзы. Рассмотрим пример: «Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо».
  5. Соблюдение единства вида и времени глаголов. К примеру: «Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи».
  6. Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени: «День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает».
  7. Наречия со значением времени, места. Пример: «Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад».

Синтаксические средства связи

К группе синтаксических средств относят:

  1. Вводные слова и конструкции. Например: «Во-первых, он был слишком молод. Во-вторых, слишком глуп».
  2. Неполные предложения. Для примера: «Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя».
  3. (использование одинаковой конструкции для построения соседних предложений). Пример: «Надо быть мудрым. Надо быть ответственным».
  4. Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). Рассмотрим пример: «Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу».
  5. Комбинирование прямого и обратного порядка слов: «Я буду ждать, когда ты вернешься. Ты вернешься, и мы заживем счастливо».
  6. Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее».

Мы узнали, какими бывают средства и виды связи между предложениями текста. И закрепили теоретические знания, разбирая примеры.

Теперь, наткнувшись на задание «Определите, какие встречаются в и средства связи», вы легко с ним справитесь.

Текст - от лат. textum - ткань; связь, соединение.

Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены но смыслу и грамматически. Основные признаки текста:

  • - тематическое и композиционное единство всех его частей;
  • - наличие грамматической связи между его частями (цепная, параллельная);
  • - смысловая цельность, относительная законченность.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Любой текст представляет собой соединение предложений но определенным правилам. Различают цепную и параллельную связь предложений.

Параллельная связь - предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых , во-вторых , наконец. Часто используются наречия места и времени, деепричастные обороты, придаточные предложения: справа , слева , впереди , там , сначала , потом. Особенности параллельного вида связи:

  • - одинаковый порядок слов;
  • - члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами;
  • - иногда повторением первого слова предложений.

«Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто в минуту гнева, не требовал от них роковой книги ?..» (А.С. Пушкин) - В этом примере повторение первого слова и риторический вопрос служат средством параллельной связи между предложениями.

Ценная связь - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

«Зимою не то, что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, пароду совсем нету. Зал ожиданий небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутиться па полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: - Жук, ну ты и жук!

Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. <...>

И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше <...>»

(По В.И. Белову, «На вокзале»)

Тип связи в этом отрывке - лексический повтор: зал ожидания... даже с котом - кот еще не стар - Пашка угостил кота рыбной головкой ; Маша Моховка - она - её.

Грамматический повтор: попил - перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов (прошедшее время, совершенный вид, единственное число).

Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые - поездов мало - пароду совсем пету вокзалы чистые - никто не сорит шелуху семечек.

Текстом является и небольшой отрывок из произведения, если в нем есть основные признаки текста. Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собою но смыслу и грамматически - формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений. Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема - это то, что описывается в тексте, о чем говорится в рассуждении, чему посвящён диалог и т.д. Во многих произведениях (иногда малых но объему) может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к геме. Части текста имеют свои правила построения.

По определенным правилам строится абзац. Слово «абзац» имеет два значения:

  • 1) отступ в начале строки, красная строка;
  • 2) часть текста между двумя такими отступами.

Наименьшая составная часть общей гемы называется микротемой, а часть текста, в котором раскрывается микротема, называется микро- текстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этан в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения - комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

Абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения).


Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит абзацы построены неправильно или неправильно определены их границы. Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

Контрольные вопросы

  • 1. Что называется текстом?
  • 2. Каковы основные признаки текста?
  • 3. Как связываются предложения между собой в тексте?
  • 4. Что называется параллельной связью предложений в тексте и чем она может усиливаться?
  • 5. Что называется цепной связью предложений в тексте?
  • 6. Каким путем осуществляется цепная связь в тексте?
  • 7. Что называется абзацем?
  • 8. Что называется микротемой?
  • 9. Что называется микротскстом?

Практикум

Упражнение 1. Проанализируйте текст. Определите вид связи в тексте. Найдите ключевые слова, объединяющие предложения. Проанализируйте несколько абзацев. Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.

Татьянин день

Татьянин день, как известно, не просто именины. Вернее, нс только Татьян именины, а всех студентов - вот как широко. Почему так? Да потому, что первые студенты в Москве появились весною (26 апреля если точно) 1755 года. Всего на трех факультетах Московского университета - нравственно-политических наук, физико-математических и врачебных. При чем тут январь и Татьяны? Нс торопитесь. В России, уж кто этого нс знает, ездят быстро, да запрягают долго.

Идею русского национального университета М.В. Ломоносов пытался осуществить еще в Петербурге, через Академию наук. Не вышло. Зимой 1753 года уезжает он в Москву и готовит новый проект, еще более дерзкий. «Тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». В университет российский открыт доступ разночинцам и даже вольноотпущенным крестьянам...

В сентябре 1754 года принято решение, но Указ императрицей подписан 12 января 1755 года, в день именин Татьян.

Немалая роль в организации университета, воплощении идеи Ломоносова и монаршей дочери Петра принадлежит графу И.И. Шувалову.

Вот гак оно и сошлось, что императрица Елизавета Петровна в Москве в ту пору оказалась, и ровно в Татьянин день указ был подписан, и первый Московский университет возник, и соединились тут Мысль, Слово и Дело.

(Из газеты «Татьянин день»)

Единицами, из которых строится целое, в лингвистике текста считаются такие элементы, которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.

Применительно к нашей теме точкой отсчета в этом смысле являются текст и его признаки: связность, целостность, смысловое и стилистическое единство и другие категориальные признаки текста.

Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые и отчасти -- предложения.

Абзац (нем. Absatz, букв.- отступ):

1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.

2) Компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания. В значении, близком к этому, выступают также термины «период», «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство».

Предложение является второй строевой единицей текста. В течение длительного времени оно вообще не считалось единственной единицей речи, пока известный русский лингвист A.M. Пешковский не показал, что связная речь представляет собой чередование одиночных предложений и сверхфразовых единств.

Выделение в качестве единиц связной речи сложных (сверхфразовых) синтаксических единств обнаружило, что предложения выступают в речи и в качестве «строительного материала» для сверхфразовых единств, и в качестве функционально равноправных их эквивалентов.

Предложения в составе текста соединяются друг с другом по определённым законам, воплощая правила развёртывания мысли.

Основными средствами, создающими смысловую и грамматическую цельность текста, являются единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов (лексический повтор), однокоренные слова, местоимения, союзы и др.

Смысловую цельность текста обеспечивает тема. Общая тема может объединять ряд более мелких подтем.

Именно тема обусловливает некоторые синтаксические особенности текста.

В тексте предложения могут быть связаны цепной или параллельной связью.

Цепной называется последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Например:

Все блага и радости жизни//создаются трудом. Без труда /I нельзя честно жить. С малых лет // учись быть верным слову. Верность слову // -- твоя личная честь. (По В. Сухомлинскому.)

Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием данного и нового. Мысль автора развивается последовательно. То, что в первом предложении было новым, во втором становится данным, и т. д.

Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому. Первое предложение содержит тему, даёт как бы общий план картины, а все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Например: За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошёл сентябрь -- ясно-голубой, по-майски тёплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. (В. Некрасов.)

Усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста лексический повтор (возможны разные формы повторяемых слов).

Например: Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть.

Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов.) В этом тексте повтор ключевых слов должен, родной (в разных формах) усиливает тему -- долг человека перед Родиной.

Как одно из средств связи частей текста используются однокоренные слова .

Например: Он [Чехов] любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. (И. Бунин.) Однокоренные слова (смех, смеялся, смешное) относятся к разным частям речи и формально различаются морфемами. Общий корень смех создаёт смысловую цельность текста, разные морфемы усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.

Важнейшим средством связи частей текста являются местоимения , позволяющие устранить неоправданный повтор слов.

Например: Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через моря... Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. (Л. Толстой.)

В качестве средств связи частей текста используются союзы:

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждому шагу,--

Как знамёна в чехле, их в душе берегу. (В. Шефнер.)

Одни и те же средства могут выполнять разные функции. Например, порядок слов не только обеспечивает связь частей текста, но и позволяет выделить ключевые слова. В одном и том же тексте не всегда используются все средства связи, преобладание какого-либо одного или нескольких средств связи зависит от характера текста, от индивидуальных пристрастий автора и т. п.

Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый абзац, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает внимание читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, начего, что не относится к этой теме.

В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.

Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Пример абзаца:

Вскоре лисице удалось отомстить орлу. Как-то раз люди в поле приносили в жертву богам козу. Орёл слетел к жертвеннику и унёс с него горящие внутренности. Но только донёс их до гнезда, как подул сильный ветер. И тонкие старые прутья вспыхнули ярким пламенем. Упали орлята на землю. Лисица подбежала и съела их.

Проявлением единства содержания абзаца являются межфразовые связи . В приведённом абзаце межфразовые связи создаются, в частности:

а) союзами, при которых один из соединяемых компонентов во фразе отсутствует (но, и);

б) тождеством упоминаемых объектов (орлу - орёл, лисице - лисица), выраженным, например, словами-заместителями (внутрености - их), а также нулевыми заместителями (ср. отсутствие подлежащего при сказуемом донёс в 4-й фразе);

в) семантическими связями слов (например: приносить в жертву - жертвенник, орёл - орлята);

г) соотнесённостью видовременных форм сказуемых (во всех фразах, кроме 2-й, сказуемое - глагол совершенного вида в форме прошедшего времени);

д) актуальным членением данной фразы в контексте предшествующих: (так, в 7-й фразе прямой порядок слов и отсутствие фразового ударения на слове лисица означают, что лисица является темой этого предложения, а это, в свою очередь, обусловлено тем, что эта лисица уже упоминалась ранее).

Некоторые межфразовые связи (в частности, причинные, пояснительные, а также связи, основанные на единстве времени, места действия или тождестве действующих лиц и предметов) могут не иметь явного выражения, а восстанавливаются в тексте в силу изначально заданной его связности (внутренности - имеются в виду внутренности козы; слетел - имеется в виду не произвольный момент в прошлом, а момент, когда люди приносили жертву). Соединительные и противительные связи часто выражаются лексико-синтаксическим параллелизмом фраз. В межфразовые связи могут вступать как отдельные фразы, так и группы фраз. Так, 1-я фраза связана пояснительной связью со всеми остальными фразами абзаца как с целым.

Связи между абзацами в составе текста имеют ту же природу, что и связи между фразами в абзаце. Границы между абзацами проходят в точках с минимальным числом межфразовых связей. В связях между абзацами главную роль играют обычно первые фразы абзаца.

Так, в 1-й фразе слово вскоре (вызывающее вопрос после чего?) и слово отомстить (вызывающее вопрос за что?) соотносят данный абзац с предшествующими.

Структура абзаца и отношения между абзацами несут смысловую нагрузку. Абзац является единицей речи, несмотря на неоднозначность его границы.

Структура абзаца

Рассмотрим более внимательно, как устроен абзац и какими средствами следует пользоваться, чтобы научиться писать логически упорядоченные и связные тексты.

Абзац - это группа взаимосвязанных предложений, в которых обсуждается одна основная мысль. Число предложений в абзаце не имеет принципиального значения, однако их должно быть достаточно, чтобы эту мысль ясно выразить. Сравните абзацы в тексте "Карандашный портрет": описания одного портрета Дианы де Пуатье без сравнения его с портретом Екатерины Медичи было бы явно недостаточно для характеристики мастерства Франсуа Клуэ в запечатлении образа человека, зато отличие его стиля от стиля его отца легко уложилось в три строчки.

Абзац имеет свою структуру из трех элементов: заглавное предложение , поддерживающие предложения , а также заключительное предложение.

Заглавное предложение передает основную мысль абзаца. Оно не только называет тему абзаца (о чем в нем пойдет речь), но и ограничивает эту тему рамками того специфического аспекта или аргумента, который может быть полностью рассмотрен в одном абзаце. Та часть заглавного предложения, в которой формулируется этот специфический аспект, называется контрольной мыслью. Например:

Поддерживающие предложения развивают тему, т.е. объясняют или подтверждают заглавное предложение, предлагая более детальную информацию в направлении, заданном контрольной мыслью. Вот пример поддерживающих предложений к приведенному выше заглавному предложению:

Первый праздник отмечается 29 апреля, в день рождения императора Сёва, правившего страной 64 года.

За ним следует День конституции, который знаменует принятие Японией конституции 3 мая 1947 г.

На другой день японцы отмечают Мидорино хи, праздник зелени и природы.

Завершает Золотую неделю Праздник детей, который отмечается 5 мая и посвящен здоровью и благополучию детей.

Традиционно этот праздник раньше назывался Днем мальчиков.

В некоторых японских семьях все еще помнят об этом и вывешивают на домах флаги в форме карпа, который согласно поверьям, приносит силу и успех будущим мужчинам.

Заключительное предложение указывает на конец абзаца и оставляет читателю важные моменты для запоминания или подводит итог, перефразируя заглавное предложение:

Таким образом, Золотая неделя представляет собой целую неделю разнообразных праздников, широко отмечаемых японцами по всей стране.

Заключительное предложение пишется не всегда, однако бывает особенно полезно в тех случаях, когда абзац насыщен деталями, текст сложен по содержанию или переход от одной мысли к другой требует особого внимания. Оно также необходимо, когда абзац представляет собой отдельный текст (например, аннотацию или резюме).Задание 48

  • Есть ли в тексте заключительное предложение? В чем заключается его идея? Что потерял бы данный текст, если бы не было заключительного предложения?
  • Чем отличаются заглавное и заключительное предложения? Какие характеристики роднят их с введением и заключением к целому тексту?
  • Какого рода информация содержится в остальных предложениях? Достаточно ли приведенных примеров?

Синонимы, слова с единым базовым значением, не всегда имеют одинаковую эмоциональную окраску. Например, слова "упорный" и "упрямый" означают, что человек настойчив в достижении цели. Тем не менее, эпитет "упрямый" может обидеть человека, а "упорный" звучит как комплимент. Точно так же человек предпочитает называться "тонким", а не "худым", "энергичным", а не "суетливым", "общительным", а не "болтливым". Из этого следует, что нужно быть очень внимательным в подборе слов, поскольку многие из так называемых синонимов на деле таковыми не являются.

Заглавное предложение

Заглавное предложение является полезным навигационным средством как для писателя, так и для читателя. Писателю видно, какую информацию нужно включить в данный абзац (и какую, соответственно, исключить), а читателю видно, о чем пойдет речь в данном абзаце, и он лучше подготовлен к восприятию данной информации. Более того, это сэкономит время читателя, поскольку поддерживающие предложения можно и не читать

(хотя писать их, естественно, необходимо). Посмотрите на три предложения ниже.

Гонконг - один из самых шумных и многолюдных городов мира. Гонконг расположен близко к побережью, но далеко от крупных рек на юге Китая.

Гонконг является местом базирования офисов целого ряда ведущих компаний.

Все три предложения начинаются одной темой (Гонконг), однако контрольная мысль у каждого своя. Соответственно, каждое из этих предложений может быть заглавным и открывать свой собственный абзац. Читателю легко предположить, какие детали будут излагаться писателем в каждом случае, и он может внимательно прочесть один абзац (например, о компаниях, расположенных в Гонконге) и пропустить другие, лишь пробежав глазами заглавные предложения.

Связность и целостность абзаца

Заключительное предложение и связь между абзацами

Мы уделили достаточно внимания заглавным предложениям и тому, как благодаря хорошо сформулированной контрольной мысли абзац организуется и вбирает в себя необходимую и упорядоченную соответствующим образом информацию. Последние предложения, возможно, не так важны и заметны, однако в грамотном тексте и у них есть определенные функции. Выработав навык начинать абзац с заглавного предложения, полезно помнить и о том, как закончить абзац и связать его со следующим предложением.

Последние предложения абзаца могут выполнять две функции: во-первых, подводить итог тому, о чем шла речь в абзаце, перефразируя заглавное предложение; во-вторых, связывать данный абзац со следующим, не раскрывая его тему, но намекая на то, как будет развиваться текст дальше. В этом отношении функции заключительного предложения схожи с функциями заключения к тексту, особенно если это заключение не к статье, а к рубрике статьи или к главе в книге. Кроме того, абзац внутри текста может начинаться (и часто начинается) с предложения, связывающего его с предыдущим абзацем.

Рассмотрим такой абзац:

Теперь перейдем к рассмотрению абзаца. Считается, что хороший абзац отвечает трем требованиям: целостность, связность и логика. Целостность абзаца достигается за счет качества контрольной мысли, выраженной в заглавном предложении. Если эта мысль слишком специфична или слишком обща, то, скорее всего, абзац будет слишком длинным, коротким или невнятным. Связность может достигаться за счет правильного использования местоимений, указательных слов или повторения ключевых слов. Логика развития мысли в абзаце также зависит от связности, однако имеет большую связь с содержанием, нежели с языком. Короче говоря, абзац должен быть тщательно спланирован, так чтобы все эти требования были удовлетворены в полной мере. Более того, обеспечению всех трех характеристик абзаца способствует правильное использование сигналов перехода (однако , следовательно, более того и др.).

Легко видеть, что предпоследнее предложение ("Короче говоря, абзац...") подводит итог всему абзацу и перефразирует заглавное предложение ("Считается, что хороший абзац..."). Кроме того, заглавное предложение в этом абзаце идет не первым, а вторым. Первое же предложение играет роль связующего звена между этим абзацем и предыдущим ("Теперь перейдем к..."). Наконец, последнее предложение ("Более того, обеспечению всех трех характеристик...") как бы "перекидывает мост" к следующему абзацу.

В научной литературе заключительное предложение абзаца в тексте позволяет сделать вывод из него, что может быть очень удобно для построения заключения ко всему тексту. Эти промежуточные выводы собираются затем воедино и помогают читателю воспринимать текст как целое, следуя за логикой писателя.