Правописание имен прилагательных во множественном числе. У французских прилагательных тоже есть множественное число! III

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

Имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе они отвечают на вопрос «какие?».

Горы (какие?) высокие

Только в единственном числе прилагательные изменяются по родам. Во множественном числе по родам эта часть речи не изменяется.

Как и в единственном числе, прилагательные множественного числа изменяются по падежам, т.е склоняются.

Вот таблица, где показано склонение имен прилагательных во множественном числе:

Найдите в этой таблице примеры, подтверждающие выводы о склонении имен прилагательных во множественном числе:

1) Вопрос какие? – это вопрос прилагательных множественного числа в И и В. п

2) Сравните прилагательные в И и В.п. Заметили, что у них могут быть разные окончания: -ые –ие; -ых –их

Это зависит от того, с каким существительным употребляется прилагательное множественного числа: если с неодушевленным, то окончание будет – ые –ие; если с одушевленным, то окончание будет –ых –их.

3) В И.п и в В.п (при неодушевленных существительных) окончания прилагательных множественного числа –ые –ие. Нетрудно догадаться, что –ые пишется после твердых согласных, а –ие после мягких

4) По таблице хорошо видно, что в Р. В. П.п прилагательные множественного числа отвечают на один вопрос: каких? И окончания в этих падежах тоже одинаковые –ых –их

5) В первом столбце примеров таблицы склоняются прилагательные с ударным окончанием, а во втором с безударным. Если их сравнить, то видно, что безударные окончания прилагательных множественного числа пишутся так же, как ударные

6) Как же определить падеж прилагательных множественного числа? Очень просто: падеж прилагательных множественного числа зависит от падежа существительных, с которым это прилагательное связано. Значит, прилагательное множественного числа будет стоять в том же падеже, что и существительное, к которому относится.

Все эти выводы нужны для того, чтобы грамотно строить свою речь, грамотно писать.

Обсудите результаты работ в парах. О чем был текст?

Что нового для себя вы узнали из этого текста?

Все ли было понятно? Какие появились вопросы?

Вернёмся к игре «Данетка». Читайте вопросы, в ответах на которые вы сомневались, не знали как ответить.

Ответили на те вопросы, что вызывали у нас трудности?

Как же нужно действовать, чтобы определить падеж имени прилагательного? Попробуйте каждый составить алгоритм определения падежа прил во мн числе.

Теперь обсудите его в парах.

Проверим алгоритм

На доске:

1) Нахожу существительное…

2) Ставлю вопрос…

3) Определю падеж…

4) Называю…

Давайте оценим нашу работу над алгоритмом.

На доске:

1) Задание?

2) Результат?

3) Правильно?

4) Самостоятельно?

5) Отметка?

1.Что нужно было сделать в задании?

2.Удалось ли получить результат? Найден ответ?

3.Правильно ли выполнил задание? Или были ошибки?

4.Справился с заданием полностью самостоятельно или помогал товарищ? В каких вопросах?

5. какую отметку ставишь себе?

Зачем нам нужны эти умения?

1) Вставь прилагательные во фразеологизмы.

ворона в …. перьях, профессор …щей, Найти … язык

Слова для справок: кислых, общий, павлиных

Объясни смысл каждого фразеологизма.

Найти общий язык - договориться И. п

Ворона в павлиных перьях – выскочка П. п

Профессор кислых щей – незадачливый плохой мастер Р. П

Определи падеж прилагательных, действуя по алгоритму.

2) Найдите в предложениях прил во мн числе, спишите, выделите окончание и напишите в каком падеже оно стоит

У нас под окнами растет много ветвистых деревьев → (чего?) деревьев (каких?) ветвистых РП

Мы подошли к деревянным домам → (к кому?) к домам (каким?) деревянным ДП

Над пушистыми облаками пролетели самолеты → (над чем?) над облаками (какими?) пушистыми ТП

Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высокие ИП мн.ч.

3) Разгадывание чайнворда.

Кажд слово здесь – прил в указан падеже ед или мн числа. Вам нужно, пользуясь нашей Т постав прил в нужн падеж

1) Алый – д.п., ед.ч.

2) Ударный – тв.п., ед. ч.



3) Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.

4) Единый – в.п., ед.ч., ж.р.

5) Юный – р.п., ед.ч.

6) Опытный – тв.п., мн.ч.

7) Интересный – р.п., мн.ч.

8) Хороший – д.п., мн.ч.

9) Мирный – р.п., ед.ч.

10) Отличный – д.п., мн.ч.

Какую тему мы изучили?

Давайте попробуем отразить полученные знания в схеме, которая получила название «ФИШБОУН» - рыбий скелет.

Мы составляем такую схему впервые, поэтому поучимся это делать вместе. Эта схема похожа на рыбку: это голова, вот ребра, а это хвост. В голову пишется гл вопрос, тема. На ребрах – выводы. Они должны состоять из предложений, построенных так: если…то…А хвост – главный вывод по уроку, итог темы

Если… То…

Кто повторит наши основные выводы по теме?

Закончите предложения – оцени итоги работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить…за…

Я могу похвалить себя за…

Я думаю, что мне…

Как думаете, о чем пойдет разговор на уроке р. Языка завтра?

Может будем изучать новую часть речи? Или продолжим разговор о прилагательном?

Зачем мы получили сегодня знания о прил мн числа? Оно нам где-то дальше пригодится? Где?

Дифференцированная работа.

1 задание.

Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в (тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им (белоснежный) шапки.

2 задание.

Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными. Определи падеж, выдели окончания

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от... морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

3 задание.

Мини – сочинение на тему «Забота о птицах»

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)

2 предложение – деревья (П.п.)

3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)

4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

80. Назовите по таблице на этой странице вопросы и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

Обратите внимание! Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются .

81. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена существительные вместе с именами прилагательными.

      Голубые весенние (цветы).
      Весёлые неуклюжие (медвежата).

  • В каком падеже окончания данных имён прилагательных будут разными? Почему?

82. Прочитайте загадку и отгадайте её. Придумайте для неё красивое название.

      Вдруг из чёрной темноты
      В небе выросли кусты,
      А на них-то голубые,
      Пунцовые, золотые
      Распускаются цветы
      Небывалой красоты...
      (К. Чуковский)

  • Найдите в загадке синонимы к словам красный, бирюзовый, тёмный, жёлтый, невиданный .
  • Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе. Объясните, как вы его определяли. Выделите окончания имён прилагательных.

Обратите внимание! Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании.

са лю́т

83. Прочитайте. Составьте из слов предложения.

  1. Жёсткие, и, ветры, колючие, в, голых, макушках, гуляли, деревьев.
  2. С, еловых, падали, на, снеговые, лап, землю, шапки.
  3. Лиловым, прыгали, и, краснозобые, снегири, шишкам, синички, вертелись, по.
  4. Иней, искрами, блестел, осыпался, и, с, берёз, на, серебряными, снегу.
  • Запишите составленные предложения. Укажите падеж имён прилагательных, выделите их окончания.

84. Прочитайте.

Николай Константинович Рерих был художником-сказочником. Древние легенды, предания, былины стали любимыми темами его картин. На замечательных полотнах художника можно увидеть русских богатырей, былинного певца Баяна, сказочного Витязя. Заморские гости на ярких красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.

  • Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе.
  • Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания.

85. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?

Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?

Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего солнца?

  • Чем вас привлекла эта картина? Подготовьтесь поделиться своими впечатлениями о картине.

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
  • Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
  • Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

(2 слайд)

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(Открывается запись на доске:)

Урок

  • интересный
  • познавательный
  • развивающий
  • плодотворный

– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

II. Повторение пройденного

(4 слайд)

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)

– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?

– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?

– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)

Запись на доске

Ученики:

  • активные
  • думающие
  • работоспособные
  • внимательные
  • аккуратные
  • дисциплинированные

– Сможете стать такими?

– Что общего в данных словах?

– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Назовите тему урока.

III. Тема: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

(7 слайд)

– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться

Цели.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.

– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

IV. Каллиграфическая минутка

(9 слайд)

– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.

– Назовите их.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.

– Определите порядок написания букв в данной цепочке:

ыеиеие иеыеые

(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)

Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

V. Словарная работа

Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)

Работа в парах

  1. Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
  2. Определить род.

Проверка

  1. Прочитайте слова
  2. Проверим написание слов по доске
  3. Назовите буквы, которые надо запомнить.
  4. Определите род
  5. Какое слово вызвало затруднение?

Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

Это, нам предстоит узнать

VI. Работа над новым материалом

(9 слайд)

Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.

– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.

(На доске.)

Работаем в группах.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. (на листах)
  2. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  3. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их

Вывод. Запишите его в таблице.

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. Поставить ударение в именах прилагательных
  3. Сравнить ударные и безударные окончания.
  4. Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

Проверка

Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты

1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию

Какие окончания написали в прилагательных?

Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы

Мы слушаем их выводы

2. Выступает представитель от группы

Обобщение по плану

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?

Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Оформление памяток

Закреплении нового

1. Физминутка (сидя за партами)

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

2. Вставить окончание и определить падеж

(на доске)

О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)

1. Записать в тетрадь и определить падеж

2. Проверка

Фронтальная работа

Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж

Творческая работа

Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»

Подготовительная работа

– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!

А так зимний лес изобразила наша художница

Редванская Влада (Картина учащейся)

Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года

Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес

Проверка

Дети зачитывают сочинения по желанию

VII. Итог урока

Закончите предложения.

На уроке

  • я узнал …
  • я научился …
  • мне понравилось…

Источники:

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»