Материалы по подготовке к ЕГЭ.Пунктуационный блок. В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных

ЕГЭ -2016

Вариант 1

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2.Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3.Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4.Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

5.В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания:

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

Вариант 2

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований

в космосе.

Расставьте знаки препинания:

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Вариант 3

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Вариант 4

15.

1.Топот матросских ног да легкий шум веревок нарушал тишину работ.

2. Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.

3.Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

4. Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за того своих дарований.

5.Небосвод покачивался и то приближался то отходил.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые .

Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.

17.

В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3)конечно(4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумаешь иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, а дневник помогает ему в этом.

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Существуют ученые (1) которые (2) охотнее выискивают ошибки в чужих работах (3) нежели устанавливают истину.

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.

Вариант 5

15. номера

1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

2) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

3) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

4) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

5) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...

цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

цифры (цифру запятые (или запятая ).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

Вариант 6

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

2)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.

3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Перифраза - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты - это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику .

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру ), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая ).

Лена - главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Вариант 7

номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

2) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

3) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.

4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.

5) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру , на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как это ни странно (1) но Фридриху Прусскому (2) который до конца жизни не мог забыть позорного поражения под Кунерсдорфом (3) так и не пришла в голову мысль(4) что решающую роль в этой битве сыграл патриотизм русского народа

Вариант 8

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.

2) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

3) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

4) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Вариант 9

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

2) Всё шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.

3) Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту.

4) Микроволны раскачивают молекулы воды в продуктах и энергия их колебаний преобразуется в тепло.

5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.

16.

Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ближайшие два года (1) может быть (2) осуществлено строительство платной автотрассы между Москвой и Санкт-Петербургом. Ширина проезжей части дороги (3) по мнению инженеров (4) будет достаточной для самого большого транспортного потока.

18 .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я не стал обращать внимания на тон моего хмурого соседа (1) в лице (2) которого (3) старался теперь видеть простого и незлого человека (4) и взял предложенные им чашку и хлеб.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4) Николай поднялся и стал прощаться.

Вариант 10

1) Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.

2) Телеграмма была не только загадочной но и обнадеживающей.

3) В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.

4) То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.

5) Несколько последних лет капитан Иван Дмитриевич Котлов дни своего рождения проводил или в море или в далеких чужеземных портах.

Неуклюжие и нахальные шмели (1) свалившись (2) с размаху в озёра (3) кружились и гудели (4) тщетно взывая о помощи.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык, глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Длинный обеденный стол (1) вокруг (2) которого (3) разместились двенадцать стульев в полотняных чехлах (4) покрыт белоснежной скатертью.

Ночью температура сильно понизилась (1) но (2) так как (3) в дровах не было недостатка (4) то мы спали хорошо.

Вариант 11

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кончились передачи по телевизору отец щёлкнул выключателем и все молча стали ложиться спать.

2) Краски и свет в природе надо не столько наблюдать сколько ими попросту жить.

3) В воздухе повеяло прохладой и крепче запахло полынью и тамариском.

4) Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.

5) Володька как очутился в лесу так и завертел радостно головой.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Три неприятельских судна (1) идя вслед (2) за пенящим воду (3) пароходом (4) медленно приближались.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Егор Иванович достаточно изучил повадки браконьеров. Хищники охотились (1) именно (2) в этом районе, недалеко от высокогорных пастбищ. За мясом (3) конечно (4) придут только к вечеру, когда убедятся, что все тихо.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сощурившись от нестерпимого солнца, Володька глядел на широкую реку (1) по которой (2) плыли белоснежные теплоходы (3) и неказистые буксиры тащили баржи...

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ещё не растаявшие маленькие льдины плавали по воде (1) и (2) когда (3) волны их сталкивали друг с другом (4) звенели точно хрустальные бокальчики.

Вариант12


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) На тренировках и соревнованиях он не нервничал и не кричал.

2) Неприятельские корабли окутались дымом и глухой гром непрерывно катился по морю.

3) Распоряжения компании не только срывали широкие планы Невельского но угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.

4) Он [Леонид] мог быстро плыть баттерфляем и двести и четыреста и даже пятьсот метров.

5) В комнату доносились гулкие гудки автомобилей басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол (1) выкрашенный (2) в голубую краску (3) разрезая (4) острым носом волны (5) искусно сделанные (6) из материи (7) как бы плыл навстречу школьникам.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Изготовлять такие спиральки мне (1) казалось (2) недосягаемым мастерством. Кочегарам (3) видимо (4) приказали угля не жалеть.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полк майора Волошина (1) в составе (2) которого находился батальон (3) был сформирован только в конце лета.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака резко подняла голову (1) и (2) когда (3) послышался грозный рык (4) беглец понял (5) что ему не уйти.

Вариант 13


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Раздавались только тихий шелест раздвигаемых кустов за забором да осторожные шаги двух человек.

2) Копыта лошадей глубоко уходили в разбухшие листья мох и молодую траву.

3) Теперь то одна лошадь то другая забегала вперед и всякий раз отставшей приходилось нагонять свою соседку.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5) Высокая скала преградила нам путь и лодке пришлось объехать её.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Васёк (6)взволнованный (7) событиями вечера (8) не мог уснуть.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

К счастью (1) выйдя из салона, он прошёл несколько шагов до перекрёстка и обнаружил за углом мост через Шельду. С той стороны шли (2) очевидно (3) очень респектабельные кварталы, виднелся серый бульвар и небольшой рыбный базарчик прямо на причале.

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тринадцать лет я провел в ожидании произведения (1) в основу (2) которого (3) должны были лечь эти записки.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вовка с каждым днём становился всё чернее (1) и (2) когда (3) его загар достиг предела (4) стал больше времени проводить в курятнике.

Вариант 14

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

Источник задания: Решение 5950. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.

4) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. Простое.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Простое.

3) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея. Сложное.

4) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях. Простое.

5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро. Простое.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

3) По ночам земля быстро выхолаживалась(,) и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея. Сложное, общего второстепенного члена нет, запятая нужна. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и т.д.).

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. Однородные определения соединены союзом «и» (плоские и круглые), запятая не нужна.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Однородные сказуемые соединены союзом «и» (вынул и начал), однородные дополнения соединены союзом «и» (списки романа и тетради). Между собой пары неоднородны. Запятая не нужна.

4) Сердце то вдруг задрожит и забьётся (,) то безвозвратно тонет в воспоминаниях. Однородные сказуемые соединены попарно с помощью союзов «то». (то задрожит и забьется, то тонет). ОДНА запятая.

Предложения

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
  2. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
  3. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
  4. От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
  5. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России околицам тропинкам и песням.
  2. Творения художников - северян простонародны и бесхитростны по композиции голосисты и одновременно скромны по своим краскам.
  3. Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников.
  4. Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.
  5. Деревья спали и только солнце могло пробудить их от молодого зимнего сна.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
  2. Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
  3. Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
  4. В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
  5. За деревней светлело небо и в той его части ровно мигали и гасли звёзды.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
  2. Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
  3. В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
  4. Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
  5. Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам.
  2. Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька.
  3. В тесноте да не в обиде.
  4. В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера.
  5. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
  2. В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
  3. Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
  4. Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
  5. Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» обосновал преимущество живописи перед поэзией и многие современники разделяли его точку зрения.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ветер туго надул парус и нос корабля стало клонить вниз.
  2. Весь лес состоял из каких-нибудь двухсот или трёхсот огромных дубов и ясеней.
  3. В правильно организованном тексте тематические предложения обычно связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически и являются его логическим стержнем.
  4. Хорошее оформление текста требует наличия как необходимых композиционных частей так и продуманной последовательности изложения.
  5. ХХ век называют ядерным и космическим и компьютерным.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
  2. Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
  3. Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
  4. Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт.
  5. Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись ска­листые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернею­щих низеньких кустарников.

1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, ос­талась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

1) 1,2 2) 1,3 3)3,4 4) 1,2,3,4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черно­вые тетради и начал их жечь.

3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет

в воспоминаниях.

4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или гус­той лес синюю ночь или светлое утро.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отли­чить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами

предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван рас­крыть внутренний мир героя через его внешность.

1) 1 2) 1,2 3) 1,4 4)2,3

А25 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять за­пятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень по­взрослел и вырос.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4)2,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным опреде­лением, выраженным причастным оборотом?

1) В 80-е годы военные готовили к первым испытаниям ла­зерную пушку, которая могла сбивать объекты на около­земной орбите.

2) И в XXI веке мы не перестаём удивляться мощи человече­ского разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.

3) Ученик, который просто вызубрил параграф, может за­пнуться во время своего ответа и не вспомнить продолже­ние.

4) В приёмную министра вошел человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

А27. Прочитайте текст .

Хотя социально-культурная основа восприятия образа Форда в СССР и США была разной, в обоих случаях речь шла о замет­ном феномене массовой культуры. В Советском Союзе Форда-капиталиста затмил Форд - индустриальный гений, организа­тор-практик, человек действия. У Генри Форда необходимо бы­ло научиться самым передовым приемам производства, чтобы, соединив их с «преимуществами системы социализма», поднять­ся выше капитализма.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) СССР и США по-разному относились к Г. Форду: амери­канцы ценили «деловую хватку» Форда-бизнесмена, со­ветские люди считали его гением индустрии.

2) В Советском Союзе Г. Форда воспринимали как талантли­вого организатора, у которого можно было научиться са­мым передовым приемам производства, чтобы победить капитализм.

3) Социалистическая промышленность перенимала передо­вой опыт капиталистического производства.

4) В Советском Союзе Г. Форд не зарабатывал деньги, а по­могал организовать промышленное производство.

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; ВТ -В8; С1.

(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?

(З)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть кни­ги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чте­ние, а удлиняющие её. (б)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёк­ся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.

(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (Ю)Будто просидел три часа на бесполезном собра­нии. (П)После таких книг становишься только глупее.

(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спо­койно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но поли­графия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл - полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут ру­копись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в лю­бой книжный - глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что не­съедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытисне­ны. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, ус­пели распробовать.

(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг по­тенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают - и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (ЗО)Но не так-то всё просто.

(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе ника­кого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.

(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной класси­кой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

(По В. Иванову)

А29. Какое утверждение не соответствует содержанию тек­ста?

1) Вовремя прочитанная книга способна изменить жизнь, увлечь хорошей литературой.

2) Несмотря на обилие книг, перед современным читателем возникает проблема выбора.

3) Работа со словом - всегда искусство, в каком бы жанре " она ни велась.

4) Хорошие книги помогают человеку познавать окружаю­щий мир и себя.

А30. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложе­ниях 31-36?

1) повествование и описание

2) повествование

3) описание

4) рассуждение

А31. В каком предложении употреблены антонимы?

1) 5 2) 18 3) 21 4) 26

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Укажите способ, которым образовано слово ЗАКОНО­МЕРНОСТЬ (в предложении 40).

В2. Из предложений 38 - 42 выпишите все частицы.

В3. Из предложений 7-9 выпишите подчинительное слово­сочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 -В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 7-18 найдите сложное, в состав ко­торого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 5-11 найдите предложение, в кото­ром есть необособленное распространённое определение. Напи­шите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 18-28 найдите сложноподчинённое предложение, в состав которого входит придаточное изъясни­тельное. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 37-42 найдите такое, которое свя­зано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пиши­те цифру 0 .

Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

употреблённое в тексте_____(«враньё»). Такой приём, как_____

(«можно спокойно прожить» в предложении 31 - «без которых

жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как _____

Список терминов:

1) метафора

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве­тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи­шите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. . Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А31) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

1) кОрысть

2) крАлась

4) (хороших) нОвостей

А2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здо ровье человека.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего по нимание духовных усилий ребенка, уважительное отноше ние к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) четырьмястами строчками

2) полощущий бельё

3) все директора гимназий

4) более выше

А4. Укажите грамматически правильное продолжение пред­ложения.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3) <…> руководители компаний все-таки поняли, что с запуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те смогут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1.Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2.Во избежание информационного и материального ущерба каждая новая компьютерная система, который связана с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников, и директора компаний это поняли.

3.Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

4.Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

5.По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Наоборот,

Вопреки этому,

Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОКНО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ОКНО, -а, ср.

1.Отверстие в стене для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие. Большое, высокое узкое о. Комната в два окна. Стоять под окном. Выбросить что-н. за о. или в о. Открыть, закрыть о. Опустить, поднять о. (с движущейся вверх и вниз рамой, напр., в вагоне). Цветы на окне (на подоконнике). Сесть на о. (на подоконник). Замазать, заклеить, утеплить окно (заделать на зиму щели между рамами.)

2.Отверстие в разделяющей что-н. стене, перегородке. О. кассира. О. рецептурного отдела (в аптеке).

3.перен. Просвет, отверстие в чем-н. Доступ к чему-л. О. между тучами. О. в болоте (остаток водоема в виде открытого углубления.)

4.перен. Ничем не занятое время, промежуток в цикле работ, в учебном расписании (разг.). О. Между лекциями.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ПонЯвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После того как рой полностью привьется, под собравшийся клуб подводят роевню и СТРЯХИВАЮТ в нее основную массу пчел.

Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.

В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.

Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.

Самая большая и шумная компания ОБСТУПИЛА Нину Семеновну, учительницу начальной школы, которая десять лет назад встретила всех ребят на пороге школы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ белье

РЕКТОРЫ институтов

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении сложноподчиненного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.

2.В наше время непрерывно растет объем передающейся информации по глобальными линиями магистральной связи.

3.Спор - это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

4.Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убежден в необходимости основательного преподавания родного языка».

5.Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

6.Среди домов, построенных не этой улице, было несколько многоэтажных.

7.Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было построено большое количество спортивных объектов и гостиниц.

8.Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

9.Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, которые приобретают символическое значение.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Предст_вление

К_лыхаясь

Распол_жение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр_одолел, пр_града

Ра_шифрую, и_брать

О_далил, на_пилил

Пр_сечь, пр_брать

Р_зослал, д_писал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Откруч_вать

Одол_вать

Податл_вый

Подраг_вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Рокоч_шь

Немысл_мый

Отлаж_нный

Законч_нный

Движ_шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ляпишев ни во что (НЕ)ВЕРИЛ.

Кругом царила (НЕ)ВЕРОЯТНАЯ тишина.

Стол (НЕ)ПОКРЫТ скатертью.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, (ПО)ТОМУ, например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

Выражение лица у нее было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, хотя новости были ВСЕ(ТАКИ) хорошие.

(В)СКОРЕ Степан привезет почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей недели Сергей усиленно готовился к экзамену, а ТАК(ЖЕ) к зачетам.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По мнению М. Ю. Лермонтова, ярко одаре(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непониманием и одиночество, а если ведет себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3.По ночам земля быстро выхолаживалась к рассвету степь покрывалась налетом хрупкого инея.

4.Сердце то вдруг задрожит и забьется то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

5.Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. (2)Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии. (3)Это был модой человек, только что с университетской скамьи, с чуть заметными усиками, маленького роста, с пухлыми розовыми щеками, в золотых очках. (4)Говорил он голосом, в котором звучали тонкие, как будто детские, нотки. (5)В классе несколько робел, и лицо его часто заливал застенчивый румянец. (6)Новый учитель обращался с нами вежливо, преподавал старательно, заданное спрашивал редко, к отметкам выказывал пренебрежение, уроки объяснял, как профессор, читающей лекцию.

(7)Первым результатом его системы было то, что класс почти перестал учиться. (8)Вторым - то, что ему порой начали слегка грубить. (9)Бедный юноша, приступивший к нам с идеальными ожиданиями, вынужден был расплачиваться за общую систему, которая вносила грубость и цинизм. (10)Впрочем, это было недолго. (11)Однажды, когда класс шумел и Игнатович напрасно надрывал свой мягкий голосок, одному из нас показалось, будто он называл нас стадом баранов. (12)Другие учителя очень часто называли нас стадом баранов, а порой и хуже. (13)Но то были другие. (14)Они были привычно грубы, а мы привычно покорны. (15)Игнатович же сам приохотил нас к другому обращению.

(16)Один из учеников, Заруцкий, очень хороший, в сущности, малый, но легко поддававшийся настроениям, встал среди шумевшего класса.

-(17)Господин учитель, - сказал он громко, весь красный и дерзкий. - (18)Вы, кажется, сказали, что мы стадо баранов. (19)Позвольте вам ответить, что… в таком случае…

(20)Класс вдруг затих так, что можно было слышать пролетевшую муху.

-(21)Что в таком случае… Вы сами баран…

(22)Стеклянная колбочка, которую держал в руках Игнатович, звякнула о реторту. (23)Он весь покраснел, лицо его как-то беспомощно дрогнул от обиды и гнева. (24)В первую минуту он растерялся, но затем ответил окрепшим голосом:

Я этого не говорил… (25)Вы ошиблись…

(26)Простой ответ озадачил. (27)В классе поднялся ропот, значение которого сразу разобрать было трудно, и в ту же минуту прозвенел звонок. (28)Учитель вышел; Заруцкого окружили. (29)Он стоял среди товарищей, упрямо потупившись и чувствуя, что настроение класса не за него. (30)Сказать дерзость учителю, вообще говоря, считалось подвигом, и если бы он так же прямо назвал бараном одного из «старых», то совет бы его исключил, а ученики проводили бы его горячим сочувствием. (31)Теперь настроение было недоуменно-тяжелое, неприятное…

- (32)Свинство, брат! - сказал кто-то.

-(33)Пусть жалуется в совет, - угрюмо ответил Заруцкий.

(34)Для него в этой жалобе был своего рода нравственный выход: это сразу поставило бы нового учителя в один ряд с учителями старыми и оправдало бы грубую выходку.

-(35)И пожалуется! - сказал кто-то.

-(36)Конечно! (37)Думаешь, спустит?

(38)Этот вопрос стал центом в разыгравшемся столкновении. (39)Прошло два дня, о жалобе ничего не было слышно. (40)Прошел день совета… (41)Признаков жалобы не было.

(42)На следующий урок химии Игнатович явился несколько взволнованный; лицо его было серьезно, глаза чаще потуплялись, и голос срывался. (43)Видно было, что он старается овладеть положением и не вполне уверен, что это ему удастся. (44)Сквозь серьезность учителя проглядывала обида юноши, урок шел среди тягостного напряжения. (45)Минут через десять Заруцкий, с потемневшим лицом, поднялся с места. (46)Казалось, что при этом на своих плечах он поднимает тяжесть, давление которой чувствовалось всем классом.

- (47)Господин учитель… - с усилием выговорил он среди общей тишины. (48)Веки у молодого учителя дрогнули под очками, лицо все покраснело. (49)Напряжение в классе достигло высшего предела.