Имя какого святого носит кафедральный собор стокгольма. Кафедральный собор стокгольма, стурчюркан

Насладившись шоу смены караула, я заглянула в Стурчюркан (Storkyrkan) — кафедральный собор Стокгольма, который находится рядом с королевским дворцом. В Старом городе это самое старое здание. Здесь происходят коронации и бракосочетания шведских монархов.
Собор был освящен в 1306 году и посвящен покровителю моряков святому Николаю. В 1730-х годах во время реставрации архитектор Карлберг придал собору элементы барочного стиля.
Большая часть раннего внутреннего убранства утрачена. Однако сохранилось усыпанная драгоценными камнями дубовая скульптура святого Георгия со змием в северо-восточном приделе. Скульптор и живописец Бернт Нотке из Любека вырезал ее в 1489 году в ознаменование победы шведского правителя Стена Стуре Старшего над датчанами в битве при Брункеберге (1471), предопределившей конец Кальмарской унии с Данией. Скульптура была заказана самим Стеном Стуре. Он ассоциируется с Георгием, а в образе спасаемой им принцессы изображена жена Стена Стуре Ингеборг. Скульптура разборная. 10 октября, в день победы, Георгия снимали с лошади и проносили по улицам.
Рядом со скульптурой, на стене — полотно Давида Клёкера фон Эренстраля «Страшный суд» (1696). Оно находилось в часовне королевского замка Тре-Крунур и было спасено во время пожара.
Старейшее изображение Стокгольма можно увидеть на картине, висящей справа от входа. На ней изображено "Стокгольмское чудо", атмосферное явление паргелий , ложное солнце, которое можно было наблюдать над Стокгольмом с 7 до 9 утра 20 апреля 1535 года. Это несколько концентрических колец, расходящиеся вокруг солнца. Строго говоря, явление это обычное, но случилось оно, когда король Густав Васа был полон решимости взять под контроль имущество Церкви. Тогда видный деятель реформации, священник, проповедник Олаус Петри выступает против короля, до этого бывшего его союзником. Он объявляет, что Стокгольмское чудо было знамением, предостергающим тех, кто хочет разорить церкви, и он заказывает эту картину. Сейчас на стене в соборе висит ее копия, сделанная в 1618 году. В начале 17-го века, роль церкви снова стала предметом дебатов и одному из художников Швеции было поручено восстановить картину знамения с неба.
На картине можно разглядеть кирпичные башни и трубы Тре-Крунур, башню Биргера Ярла, башню Васы и не уцелевший монастырь на острове Серых Братьев (сегодняшний Риддархольмен).
В Стурчюркан много захоронений. Конечно, не столько, сколько в Риддархольмской церкви, но все же.

Площадь Слоттсбакен.

Кафедральный собор, Стурчюркан.
Обелиск рядом с собором, один из предполагаемых пяти, которые распорядился установить Густав III — в честь солдат и моряков, участвовавших в русско-шведской войне в 1788-1790 годах.

Внутри собора.

Алтарь, украшенный серебряным литьем.

Витраж над алтарем.

Красивый орган, который не довелось послушать.

Ложи для королевской семьи и кафедра проповедника.

Скульптура Святого Георгия.

Картина Давида Клёкера фон Эренстраля «Страшный суд».

Стокгольмское чудо.

Координаты : 59°19′33″ с. ш. 18°04′14″ в. д.  /  59.32583° с. ш. 18.07056° в. д.  / 59.32583; 18.07056 (G) (Я)

Церковь Святого Николая (швед. Sankt Nikolai kyrka , а также швед. Storkyrkan - Стурчурка , Большая церковь ) - кафедральный собор Стокгольма (с 1942 года), главный собор Стокгольмского диоцеза и старейшая церковь исторического центра Стокгольма.

Здание представляет собой образец шведской неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней архитектуре собора. Расположенный рядом с Королевским дворцом , собор выходит восточным фасадом на Королевскую площадь, одновременно замыкая с запада улицу Слоттсбаккен . Улицы Стурчуркубринкен , Челларгренд и Тренгсунд проходят к северу и к западу от здания. К югу от церкви расположено здание Стокгольмской фондовой биржи .

История

Архитектура

Колокольня церкви построена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в жёлтый и белый цвета. Первоначальная конструкция здания восходит к XIII веку , однако внешний вид здания был существенно изменён в стиле барокко около 1740 года архитектором Юханом Эбергардом Карлбергом.

Внутреннее убранство


Среди художественных шедевров, находящихся в соборе, средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона, авторство которой приписывается Бернту Нотке (1489). Статуя с одной стороны являлась памятником сражения при Брункеберге (), с другой - служила реликварием мощей святого Георгия и двух других святых.

В церкви также находится копия 1632 г. с утраченного оригинала самого старого изображения Стокгольма, картины «Vädersolstavlan » («Ложное солнце» , 1535). Картина была создана по поручению учёного и реформатора Олауса Петри . На ней изображён паргелий , который в старину рассматривался как предзнаменование.

Статуя самого Олауса Петри была установлена у восточной стены церкви в XIX веке .

См. также

Напишите отзыв о статье "Церковь Святого Николая (Стокгольм)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Святого Николая (Стокгольм)

Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее.
– Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши.
– Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья.
– Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом.
У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.

Исторический центр Стокгольма богат памятниками старины. Один из них - церковь святого Николая, в настоящее время получившая статус кафедрального собора. Назвать точную дату возведения церкви невозможно, но уже в 1279 году она была упомянута в завещании некоего Юхана Карлссона, который пожелал по смерти пожертвовать церкви определенную сумму серебром. Есть мнение, что церковь св. Николая возникла вместе с основанием Стокгольма.

Конечно, до наших дней не сохранился подлинный ее облик. Церковь неоднократно перестраивалась, и здание получилось разностилевое: барокко, готика, неоготика. Однако сохранилось много старых элементов, возраст которых насчитывает 7 веков. Задуманная как католический храм, церковь в 1527 году стала лютеранской. Реформатор Олаус Петри выбрал для своей проповеди в Стокгольме именно ее. Несколько иной вид церковь святого Николая получила после окончательной перестройки в XVIII веке. В начале XX столетия собор реставрировали в готическом стиле, сделав таким, каким он был 500 лет назад.

В соборе находится много шедевров живописи и скульптуры. Главная из них - деревянное изображение святого Георгия, поражающего дракона. Скульптура была заказана королем как символ успеха в военном сражении против датчан в 1471 году под Брункебергом. С тех пор плоть до конца XIX века эту скульптуру выносили из церкви ежегодно 10 октября (день битвы). Святого Георгия снимали с коня и торжественно проносили улицами Стокгольма. Решение скульптора было весьма оригинальным. Статуя Георгия сделана из дубового дерева, а шипы дракона - из… лосиных рогов!

Еще одна из достопримечательностей - картина «Ложное солнце». Это копия утраченного оригинала, написанная в XVII веке. На картине изображен старый Стокгольм. Рядом висит картина художника Урбана «Стокгольмское чудо». Она повествует о реальном астрономическом событии, которое стокгольмцы наблюдали в 1535 году: вокруг солнца стали видны шесть колец, расходящихся в разные стороны. Богословы трактовали это явление как знамение изменения мира. Алтарь в церкви святого Николая сделан из чистого серебра и благородного черного дерева. Вокруг в серебряных колоннах размещены статуи Иисуса Христа и святых

Церковь святого Николая играла главенствующую роль среди культовых сооружений Стокгольма. Вплоть до 1873 года здесь короновались шведские короли. А уже в наше время, в 1976 году шведский король Карл XVI венчался здесь с будущей женой. Возможно, такая роль выпала церкви в связи с ее близостью к Королевскому дворцу, который находится в соседнем квартале. Также здесь произносят свои речи нобелевские лауреаты. Ежедневно церковь посещают толпы туристов из разных стран.

Такой интерес к кафедральному собору, безусловно, льстит жителям Стокгольма. Однако суета мешает проведению мессы. Поэтому были введены так называемые «коридоры времени» - время, свободное от экскурсий. Тогда на службе могут побывать все желающие, если они согласны придерживаться правил богослужения.

  • Адрес: Trångsund 1, 111 29 Stockholm, Швеция
  • Телефон: +46 8 723 30 00
  • Епархия: Диоцез Стокгольма
  • Конфессия: Церковь Швеции
  • Режим работы: ежедневно 9:00-16:00

Одним из старейших храмов является Церковь Святого Николая (Sankt Nikolai kyrka или Storkyrkan). Это Кафедральный собор, который представляет собой величественное сооружение, возведенное из кирпича красного цвета. Оно выполнено в стиле барокко с готическими элементами и привлекает к себе внимание всех гостей города.

Историческая справка

Церковь Святого Николая в Стокгольме впервые упоминается в 1279 году в завещании шведского рыцаря по имени Юхан Карлссон. Он подарил храму Stockholms Stora Kyrka одну серебряную марку. В период реформации (с 1527 года) святыня стала лютеранской.

Изначально сооружение использовалось в качестве приходской церкви, но со временем она приобрела значительное влияние. Ее стали считать главным храмом на острове, а позже – и всего исторического района.

В 1942 году святыня получила статус Кафедрального собора Стокгольма. Здесь проходили коронации, свадьбы, крестины и похороны шведских монархов. Последняя такая процессия состоялась в 1873 году, когда престол перешел к Оскару Второму.

В настоящее время церковь Святого Николая в Стокгольме находится в центре города возле и . Восточный фасад здания выходит на главную площадь столицы и одновременно замыкает улицу Слоттсбаккен с западной стороны.


Описание Кафедрального собора

Колокольня храма была построена из кирпича, а стены его оштукатурены и покрашены в белый и желтый цвета. Внешний вид церкви Святого Николая существенно изменили в 1740 году. Реставрацией занимался архитектор Юхан Эбергард Карлберг.

Интерьер Кафедрального собора очень богатый и украшен мировыми шедеврами. Самыми известными из них считаются:


Особенности посещения

В Кафедральном соборе Стокгольма проходят службы, осуществляются религиозные церемонии и проводятся органные концерты. Для посетителей храм работает с 09:00 и до 16:00 каждый день.

Каждую среду в храме проводят бесплатные русскоязычные , которые начинаются в 10:15. Правда, входной билет приобрести всё-таки придется. Его стоимость составляет 4,5 доллара – для взрослых, 3,5$ – для пенсионеров, для детей до 18 лет – бесплатно.

Как добраться?

До Кафедрального собора можно доехать на автобусах №№76, 55, 43 и 2. Остановка называется Slottsbacken. Из центра Стокгольма вы легко дойдете пешком по улицам Norrbro, Slottsbacken и Strömgatan. Расстояние составляет около 1 км.