Расчет средних транспортных расходов на 100 км. Особенности учета транспортных расходов в торговле

В учете транспортных расходов есть несколько спорных ситуаций, например, если они не не включены продажную цену, то их распределяют между реализованными и нереализованными товарами. В противном случае их учитывают в фактической себестоимости товаров. О других сложностях этой операции вы узнаете из статьи.

Включены ли транспортные расходы в цену товара?

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.

Таким образом, определять стоимость компания может двумя способами. Расходы, связанные с приобретением, в том числе по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров либо учитываются как издержки обращения и в стоимость покупки не включаются.

Порядок формирования цен покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и применяется не менее двух налоговых периодов.

Налог на прибыль

Для исчисления налога на прибыль расходы текущего периода подразделяются на прямые и косвенные. Последние можно списать сразу, в месяце, к которому они относятся, а первые – только по мере реализации товаров, с приобретением которых они связаны. Причем для торговых организаций перечень прямых расходов строго ограничен.

Так, к прямым относятся: стоимость приобретения продукции, реализованной в данном отчетном периоде, с учетом затрат на доставку до склада покупателя в случае, если они не вошли в цену их приобретения.

Все остальные траты, за исключением внереализационных, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации.

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Пример 1

Торговая фирма в августе 2012 года имеет следующие показатели.

Транспортные расходы:

- остаток на начало месяца – 600 руб.;

- расходы по доставке товаров от поставщика до склада организации – 1 800 руб.

Товары:

- остаток на начало месяца - 4 000 руб.;

- поступило продукции - 12 000 руб.;

- реализовано на сумму - 14 000 руб.;

- остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет - 2 000 руб. (4 000 + 12 000 - 14 000).

Учетной политикой фирмы определено, что стоимость приобретения продукции формируется без учета расходов, связанных с их покупкой. По окончании июля бухгалтер сделает следующий расчет:

Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце - 2 400 руб. (600 + 1 800).

Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 16 000 руб. (14 000 + 2 000).

Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров - 15% (2 400 / 16 000 * 100%).

Размер транспортных расходов, относящийся к остатку нереализованных товаров на конец месяца – 300 руб. (2 000 руб. * 15%).

Размер транспортных расходов, который будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в августе – 2 100 руб. (600 + 1 800 - 300).

Данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

- 1800 руб. Сумма транспортных расходов (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной);

Дебет 90.7 «Прочие расходы по текущей деятельности» Кредит 44

- 2100 руб. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать бухгалтерскую себестоимость и базу по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет).

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).

Пример 2

Изменим условия примера 1. Теперь примем во внимание, что в Учетной политике в целях налогообложения прописано: стоимость приобретения товаров формируется с учетом транспортных расходов, связанных с их доставкой до склада организации.

Тогда, операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 Кредит 60

- 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 41 Кредит 76

- 1800 руб. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной).

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

При приобретении товаров организации несут расходы, связанные с транспортировкой продукции. Бухгалтеру предприятия важно знать, как рассчитать транспортные расходы и списать их правильно.

Например, если учетная политика организации предусматривает частичное списание ТЗР в конце каждого месяца, то дополнительно нужно уметь распределять понесенные расходы между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Формула расчета ТЗР на остаток товара

Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

Пример . Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

Воспользуемся ранее приведенной формулой:

П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

Как рассчитать ТЗР по материалам?

Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

  1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
  2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
  3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

  • К – процент списания ТЗР;
  • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
  • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
  • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
  • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

Как рассчитать ТЗР по доставке груза?

Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.

Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.

Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА ЗАТРАТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ НА 1 КМ ПРОБЕГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

В соответствии с Законом Омской области "О транспортном обслуживании населения в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области" , пунктом 10 Порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа , утвержденного постановлением Правительства Омской области от 9 февраля 2015 года N 18-п , Положением о Региональной энергетической комиссии Омской области , утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п , в целях расчета размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области (кроме города Омска), для определения размера субсидий за счет средств бюджета Омской области на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, приказываю:

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии от 07.05.2015 N 71/25)

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства.

2. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Председатель Региональной
энергетической комиссии
Омской области
К.В.Марченко

Приложение. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства

I. Основные положения

1. Настоящие Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков (перевозчик - организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие пассажирские перевозки автомобильным транспортом в городском (кроме города Омска), пригородном и межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам) на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства (далее - Методические указания):

Определяют порядок расчета размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Омской области (кроме города Омска) (далее - пассажирские перевозки), который используется для определения размера субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению по перевозке пассажиров и багажа;

Не применяются для расчета величины платы за проезд в пассажирском транспорте, учитывающей платежеспособный спрос населения, а также стоимости проезда, устанавливаемой с учетом субсидий из бюджетов различных уровней.

(п. 1 в ред. )

2. Расчет размера затрат перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки (далее - затраты), производится Региональной энергетической комиссией Омской области по обращению Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области (далее - Министерство).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.03.2015 N 37/15)

Затраты устанавливаются в рублях на 1 км пробега транспортного средства путем суммирования затрат, перечисленных в разделах II и III настоящих Методических указаний, и деления на 100 км пробега транспортного средства.

(в ред. )

Затраты на 1 км пробега транспортного средства дифференцируются в зависимости от класса транспортного средства и применяемой перевозчиками системы налогообложения.

(абзац введен )

(п. 2 в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 23.07.2014 N 95/31)

3. Для расчета затрат Министерство одновременно с обращением предоставляет в Региональную энергетическую комиссию Омской области следующие данные:

(в ред. )

1) перечень транспортных средств, используемых для осуществления пассажирских перевозок перевозчиками, обратившимися за получением субсидии за счет средств бюджета Омской области на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов (по классам и маркам транспортных средств);

2) для расчета материальных расходов:

Коэффициент использования пробега;

Коэффициент использования времени на маршруте;

Количество часов работы транспортного средства на маршруте на 100 км пробега;

Цены на топливо, моторное масло, трансмиссионные и гидравлические масла, специальные масла и жидкости, пластические смазки, автомобильные шины;

Расходы на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства на 1000 км пробега (по маркам транспортных средств);

3) для расчета затрат на оплату труда:

Расчет среднемесячного фонда рабочего времени водителя, кондуктора, ремонтного рабочего, вспомогательного рабочего, руководителя, специалиста и служащего;

Норматив трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта;

Норматив численности руководителей, специалистов и служащих;

Среднюю эксплуатационную скорость транспортного средства;

Корректирующий коэффициент, учитывающий дополнительное количество водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов;

Размер среднемесячной заработной платы водителя, кондуктора, ремонтного рабочего, вспомогательного рабочего, руководителя, специалиста и служащего;

4) для расчета суммы амортизации транспортных средств:

Стоимость транспортного средства (по маркам транспортных средств);

5) для расчета прочих расходов:

Мощность двигателя транспортного средства (по маркам транспортных средств);

Расход электрической энергии, тепловой энергии, воды на 1 транспортное средство в год;

Действующие тарифы на электрическую энергию, тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

Затраты перевозчиков на обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, приходящиеся на 100 км пробега транспортного средства;

(абзац введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

6) процент расчетной прибыли.

(подп. 6 введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

Вышеуказанные данные формируются по результатам работы межведомственной комиссии.

II. Общие положения по определению затрат

4. При расчете затрат их группировка осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 , утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 33н , Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте , утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 153 , по следующим элементам затрат в расчете на 100 км пробега транспортного средства:

Материальные расходы (затраты на топливо, смазочные материалы, замену шин, техническое обслуживание и ремонт);

Расходы на оплату труда;

Амортизация (сумма амортизации транспортных средств);

Прочие расходы (транспортный налог, общехозяйственные расходы).

5. Статьи затрат подразделяются на две категории: переменные затраты и условно постоянные затраты.

5.1. Переменные затраты зависят от пробега и подразделяются на следующие категории:

Топливо (по моделям транспортных средств с независимым отопителем расход топлива на обогрев салона учитывается в группе условно постоянных расходов);

Смазочные материалы;

Замена автомобильных шин;

Оплата труда и отчисления на социальные нужды ремонтных и вспомогательных рабочих;

Техническое обслуживание и ремонт.

5.2. Условно постоянные затраты напрямую не зависят от пробега и подразделяются на следующие категории:

Топливо на обогрев салона в зимний период независимым отопителем;

Оплата труда и отчисления на социальные нужды водителей, кондукторов, руководителей, специалистов и служащих;

Транспортный налог;

Амортизационные отчисления;

Общехозяйственные расходы.

III. Расчет затрат по элементам

Раздел 1. Материальные расходы

§ 1. Затраты на топливо

6. Затраты на топливо рассчитываются исходя из осуществления пассажирских перевозок транспортными средствами:

С бензиновыми и дизельными двигателями;

Работающими на сжиженном нефтяном газе (далее - СНГ) или сжиженном углеводородном газе (далее - СУГ).

Основанием для расчета затрат на топливо для указанных видов транспортных средств являются транспортные нормы расхода топлив для соответствующей модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).

Для расчета затрат на топливо для транспортных средств, работающих на СНГ или СУГ, к транспортным нормам расхода топлив, предусмотренным Методическими рекомендациями, применяется коэффициент 1,22 к 1 л бензина в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси.

Дополнительно к расходу СНГ или СУГ учитывается расход бензина для запуска и работы двигателя газобаллонного транспортного средства до 20 л жидкого топлива в месяц на одно транспортное средство в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно таблице Приложения N 2 Методических рекомендаций.

7. Нормы расхода топлив, перечисленные в пункте 6 настоящих Методических указаний, повышаются при следующих условиях:

При работе транспортных средств в зимнее время года (с 1 ноября по 15 апреля) для всех муниципальных районов Омской области (за исключением Усть-Ишимского, Тевризского, Большеуковского, Знаменского, Тарского, Седельниковского муниципальных районов Омской области), расположенных южнее 56°30" широты - на 12%;

При работе транспортных средств в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог IV и V категорий для Усть-Ишимского, Тевризского, Большеуковского, Знаменского, Тарского, Седельниковского муниципальных районов Омской области - на 40%;

8. Переменные затраты на топливо в расчете на 100 км пробега по маршруту рассчитываются следующим образом:

, (1)

где:

Переменные затраты на топливо, руб./100 км;

Цена топлива, руб./л.

9. Расход топлива на 100 км пробега по маршруту определяется следующим образом:

, (2)

где:

Расход топлива на 100 км пробега по маршруту, л/100 км;

Надбавка при работе в зимнее время года (либо надбавка при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях), % (пункт 7 настоящих Методических указаний);

Транспортная норма расхода топлива, л/100 км;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

10. Условно постоянные затраты на топливо на маршруте определяются следующим образом:

, (3)

где:

Условно постоянные затраты на топливо, руб./100 км;

Цена топлива, используемого на обогрев салонов транспортных средств независимыми отопителями, руб./л;

Норма расхода топлива на обогрев салонов транспортных средств независимыми отопителями, л/час (в соответствии с Таблицей Приложения N 4 Методических рекомендаций);

Количество дней действия надбавки при работе в зимнее время года, дней (в соответствии с Таблицей Приложения N 2 Методических рекомендаций);

T - количество часов работы транспортных средств на маршруте на 100 км пробега, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

D - количество дней в году, дней;

Коэффициент использования времени на маршруте (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

§ 2. Затраты на смазочные материалы

11. Затраты на смазочные материалы являются переменными. К смазочным материалам относятся:

Моторные масла;

Трансмиссионные и гидравлические масла;

Специальные масла и жидкости;

Пластичные смазки.

12. Затраты на смазочные материалы на 100 км пробега на маршруте рассчитываются следующим образом:

, (4)

где:

Затраты на смазочные материалы, руб./100 км;

Расход топлива на 100 км пробега по маршруту, рассчитанный по формуле (2) настоящих Методических указаний, л/100 км;

Цена моторного масла, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода моторного масла л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена трансмиссионных и гидравлических масел, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода трансмиссионных и гидравлических масел, л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена специальных масел и жидкостей, руб./л (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма расхода специальных масел и жидкостей, л/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций);

Цена пластичных смазок, руб./кг;

Норма расхода пластичных смазок кг/100 л топлива (в соответствии с пунктом 16.2 Приложения N 1 Методических рекомендаций).

Типы смазочных материалов для конкретной модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств определяются в соответствии с руководством по эксплуатации транспортных средств заводов-изготовителей.

§ 3. Затраты на замену автомобильных шин

13. Затраты на замену автомобильных шин являются переменными и определяются по следующей формуле:

, (5)

где:

Затраты на шины из расчета на 100 км пробега по маршруту, руб./100 км;

Цена шины, руб./шт. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

14. Расход шин определяется по следующей формуле:

, (6)

где:

Расход шин на 100 км пробега, шт./100 км;

Количество шин, установленных на транспортном средстве, шт.;

Среднестатистический пробег шины, км (в соответствии с Таблицей 3 РД 3112199-1085-02 "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств", утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2002 года).

§ 4. Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

15. Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств являются переменными и определяются на 100 км пробега транспортного средства по маршруту.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств определяются по следующей формуле:

, (7)

где:

Затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руб./100 км;

Расходы на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 1000 км пробега, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Раздел 2. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

16. Затраты на оплату труда состоят из двух частей: переменная часть затрат и условно постоянная часть затрат.

Переменная часть затрат состоит из затрат на оплату труда ремонтных и вспомогательных рабочих.

Условно постоянная часть затрат состоит из затрат на оплату труда водителей, кондукторов, руководителей, специалистов, служащих.

Затраты на отчисления на социальные нужды рассчитываются путем умножения затрат на оплату труда на процент отчислений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер отчислений на социальные нужды зависит от системы налогообложения, которую применяет перевозчик (общая система налогообложения или специальные налоговые режимы).

§ 1. Расчет переменных затрат на оплату труда

17. Переменные затраты на оплату труда ремонтных рабочих рассчитываются по следующей формуле:

, (8)

где:

Затраты на заработную плату ремонтных рабочих, руб./100 км;

Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час.

18. Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека рассчитывается следующим образом:

, (9)

где:

Заработная плата ремонтного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час;

Среднемесячная заработная плата 1 ремонтного рабочего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 ремонтного рабочего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

19. Переменные затраты на оплату труда вспомогательных рабочих рассчитываются по следующей формуле:

, (10)

где:

Затраты на заработную плату вспомогательных рабочих, руб./100 км;

Норматив трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, чел.-час/100 км (рассчитывается согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденному Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года);

Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час.

20. Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека рассчитывается следующим образом:

, (11)

где:

Заработная плата вспомогательного рабочего в час на 1 человека, руб./чел.-час;

Среднемесячная заработная плата 1 вспомогательного рабочего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 вспомогательного рабочего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 2 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в размере 30% к нормативу трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта.

21. В состав вспомогательных работ входят:

Техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента;

Транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств;

Перегон транспортных средств внутри автотранспортных предприятий;

Хранение, приемка и выдача материальных ценностей;

Уборка и текущее содержание производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств.

§ 2. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда

22. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда персонала осуществляется по следующим категориям:

Водители;

Кондукторы;

Руководители, специалисты и служащие.

23. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда водителей осуществляется по следующей формуле:

, (12)

где:

Затраты на заработную плату водителей, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата 1 водителя, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

24. Расчет пробега транспортного средства в месяц осуществляется по следующей формуле:

, (13)

где:

Пробег транспортного средства в месяц, км;

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 водителя, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

25. При выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов рейсы могут выполняться двумя водителями. В этом случае расчет условно постоянных затрат на оплату труда водителей для таких перевозок осуществляется по следующей формуле:

, (14)

где:

Затраты на заработную плату водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов, руб./100 км;

Затраты на заработную плату водителей, рассчитанные по формуле (12), руб./100 км;

Корректирующий коэффициент, учитывающий дополнительное количество водителей при выполнении пассажирских межмуниципальных перевозок с продолжительностью рейса более 12 часов (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

26. При использовании кондукторов для сбора выручки при осуществлении пассажирских перевозок в городском сообщении расчет условно постоянных затрат на оплату труда кондукторов осуществляется по следующей формуле:

, (15)

где:

Затраты на заработную плату кондукторов, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата 1 кондуктора, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Пробег транспортного средства в месяц, км.

Расчет пробега транспортного средства в месяц осуществляется по следующей формуле:

, (16)

где:

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 кондуктора, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

U - средняя эксплуатационная скорость транспортного средства, км/час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

27. Расчет условно постоянных затрат на оплату труда руководителей, специалистов и служащих осуществляется по следующей формуле:

, (17)

где:

Затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, руб./100 км;

Среднемесячная заработная плата руководителя, специалиста, служащего, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норматив численности руководителей, специалистов и служащих, чел. (рассчитывается согласно Межотраслевым нормативам численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий, утвержденным постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 14 ноября 1991 года N 76);

Плановый пробег в год, км.

28. Плановый пробег в год определяется по формуле:

, (18)

где:

Среднемесячный фонд рабочего времени 1 руководителя, специалиста, служащего, час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

U - средняя эксплуатационная скорость транспортного средства, км/час (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Коэффициент использования пробега (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Раздел 3. Амортизация

29. Сумма амортизации транспортных средств на 100 км пробега определяется по формуле:

, (19)

где:

Сумма амортизации транспортных средств на 100 км пробега, руб.;

Стоимость транспортного средства, руб. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Норма амортизационных отчислений на 1000 км пробега, % (установлена Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР , утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года N 1072).

Раздел 4. Прочие расходы

§ 1. Транспортный налог

30. Для определения суммы расходов по транспортному налогу используются налоговые ставки, установленные Законом Омской области "О транспортном налоге" . Расчет суммы расходов по транспортному налогу осуществляется следующим образом:

, (20)

где:

Сумма расходов по транспортному налогу, руб./100 км;

Налоговая ставка, руб./л.с.;

Мощность двигателя, л.с. (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

§ 2. Общехозяйственные расходы

31. В состав общехозяйственных расходов входят расходы на:

1) электроэнергию;

2) отопление;

3) водоснабжение и водоотведение;

4) прочие расходы:

Услуги связи;

Налог на имущество;

Техосмотр;

Регистрация, госпошлина, нотариус, лицензии, аудит;

Повышение квалификации;

Литература, канцтовары, подписка, публикации;

Информатизация, вычислительная техника;

Амортизация зданий и сооружений;

Командировки;

Услуги сторонних организаций;

Медосмотр;

Услуги банка (инкассация) и другие;

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

5) обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний).

(подп. 5 введен Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25.06.2015 N 114/35)

32. Расчет расходов на электроэнергию осуществляется следующим образом:

, (21)

где:

Расходы на электроэнергию, руб./100 км;

Действующий тариф на электроэнергию, руб./кВт.ч (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход электроэнергии на 1 транспортное средство в год, кВт.ч (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

33. Расчет расходов на отопление осуществляется следующим образом:

, (22)

где:

Расходы на отопление, руб./100 км;

Действующий тариф на тепловую энергию, руб./Гкал (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход тепловой энергии на 1 транспортное средство в год, Гкал (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

34. Расчет расходов на водоснабжение и водоотведение осуществляется следующим образом:

, (23)

где:

Расходы на водоснабжение и водоотведение, руб./100 км;

Действующий тариф на водоснабжение и водоотведение, руб./куб.м (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Расход воды на 1 транспортное средство в год, куб.м (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний);

(в ред. Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 13.05.2014 N 61/18)

Плановый пробег в год, рассчитанный по формуле (18), км.

35. Затраты на прочие расходы определяются в размере 10,2% от общей суммы затрат по следующим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (оплата труда водителей, кондукторов и ремонтных рабочих);

Амортизация.

Раздел 5. Прибыль

36. Расчетная прибыль, необходимая для обеспечения экономически устойчивой деятельности перевозчика, а также для обновления парка транспортных средств, определяется в процентном соотношении (в соответствии с данными, представленными Министерством по пункту 3 Методических указаний) от общей суммы затрат по следующим элементам:

Материальные расходы;

Расходы на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация;

? Это необходимо знать для корректного отражения материальных затрат, а также издержек обращения, если в учетной политике организации закреплен метод их частичного списания.

Распределение транспортных расходов, понесенных при покупке товаров

Если в учетной политике торговой организации закреплено, что транспортные расходы (ТР) учитываются в составе расходов на продажу и списываются в конце месяца частично, то бухгалтер должен распределить их между списанными товарами и оставшимися на складе (при условии, что ТР не включены в цену покупки).

Если целью организации является сближение бухгалтерского и налогового учета, то можно выбрать способ распределения, указанный в ст. 320 НК РФ. При этом, чтобы не было временных разниц, распределяться должны только ТР, а остальные расходы на продажу, учитываемые на счете 44, списываются полностью, поскольку в налоговом учете прямыми расходами считаются стоимость приобретения проданных товаров и расходы на доставку.

Для распределения используем следующие формулы:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

К — средний процент ТР, приходящихся на остаток товаров в конце месяца;

ТР0 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на начало месяца;

ТР1 — ТР текущего месяца;

Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;

ТР2 = К × Т2,

ТР2 — ТР, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.

Пример:

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом "Ника"» — оптовая торговля. В учетной политике прописано, что ТР отражаются на счете 44 «Расходы на продажу» и в бухгалтерском учете распределяются так же, как в налоговом.

Остаток ТР на 1 июня составил 75 000 руб., в течение июня было понесено ТР еще на 120 000 руб. (не вкл. НДС).

Остаток товаров на 1 июня равен 700 000 руб., куплено товаров за июнь стоимостью 1 500 000 руб. (не вкл. НДС). Себестоимость товаров, проданных за июнь, составила 1 800 000 руб.

700 000 + 1 500 000 - 1 800 000 = 400 000 руб.

К = (75 000 + 120 000) / (1 800 000 + 400 000) × 100 = 8,86%,

400 000 × 8,86% = 35 440 руб.

ТР, списанные на себестоимость: 75 000 + 120 000 - 35 440 = 159 560 руб.

Сумма, руб.

Описание

Отражены ТР

1 500 000

Поступили товары от поставщика

1 800 000

Отражена себестоимость реализованных товаров

44 субсчет «ТР по покупке товаров»

Списаны ТР за месяц

Расчет транспортных расходов при покупке материалов

Согласно ПБУ 5/01 ТР входят в состав фактической стоимости материалов (пп. 6, 11). П. 83 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, предлагает 3 способа отражения расходов по доставке и заготовлению (ТЗР), связанных с покупкой материалов:

  • с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»;
  • с использованием отдельного субсчета на счете 10 «Материалы» для отражения ТЗР,
  • прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов.

При первых двух способах ТР распределяются. В 1-м случае разница между учетной и фактической ценой или сумма ТЗР отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Во 2-м случае сумма ТЗР будет распределяться с отдельного субсчета счета 10.

Согласно п. 87 Методических указаний отклонения или ТЗР списываются с использованием формул:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

К — процент списания отклонения;

Откл0 — остаток суммы отклонения или ТЗР на начало месяца;

Откл1 — сумма отклонения или ТЗР за месяц;

М0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;

М1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости.

Откл2 = К × М2,

Откл2 — сумма отклонений или ТЗР, списываемых на затраты;

М2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.

Пример:

ООО «Ника» — производственная компания. На 1 августа остаток материалов в организации равен 400 000 руб., остаток суммы отклонений — 25 000 руб. За август было приобретено материалов на сумму 350 000 руб. (1000 ед.), а на затраты производства списано 1 800 ед. Соответствующие ТР за август составили 75 000 руб. Указанные суммы не включают НДС. Учетная стоимость единицы материала — 390 руб. Согласно учетной политике ТР входят в состав отклонений.

Сумма, руб.

Описание

Отражена покупная стоимость материалов в соответствии с первичными документами от поставщика

Отражены ТР

Оприходованы материалы по учетной цене

(350 000 + 75 000 - 390 000)

Списано превышение фактической стоимости над учетной в конце месяца

702 000 (1 800 000 × 0,39)

Списаны материалы в производство по учетной цене

К = (25 000 + 35 000) / (400 000 + 390 000) × 100 = 7,6%

Сумма отклонений, списываемых на затраты:

Откл2 = 7,6% × 702 000 = 53 352 руб.

Методические указания также предусматривают упрощенные способы расчета отклонений или ТР при их списании на расходы. Их можно найти в п. 88.

Итоги

В данной статье рассмотрены основные способы распределения ТР. Как рассчитать транспортные расходы , распределяемые на остатки материалов (товаров) и затраты, должно быть закреплено в учетной политике организации.

Транспортные расходы

Транспортные расходы являются одной из важных статей расходов в любой строительной организации, поэтому необходимо их корректное документальное сопровождение. Они содержат в себе все издержки, связанные с доставкой товаров от продавца или завода изготовителя к покупателю. Транспортные расходы могут состоять только из услуги, если используется доставка сторонней организацией, ну а если доставка осуществляется силами сотрудников организации, то в этом случае они аккумулирует в себе выплату заработной платы водителю, начисление страховых взносов, амортизация автомобиля, закупка топлива.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее - постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная, которая является неотъемлемой частью договоров о перевозке материалов и оборудования. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 - транспортная накладная.

Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее - ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.

В п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия - в размере 3–6% от отпускной цены.

Но стоит отметить, что стоимость транспортных расходов дополнительно учитывается только для материалов и оборудования, которое учитывается не по сборнику базисных цен из нормативной базы. Например, для базы Ярославской области в технической части сборников на материалы написано, что в стоимость материалов и оборудования уже входит транспортировка в размере 30 км, а доставка сверх того должна учитываться уже дополнительно.

В нормативных базах дополнительно содержаться сборники на погрузо- разгрузочные материалы, а так же транспортировку грузов, как автомобильным, так и железнодорожным транспортном.

Сметные цены на перевозку грузов автотранспортом определяются на 1 тонну груза и устанавливаются для условий перевозки бортовыми грузовиками и самосвалами с различной грузоподьемностью, расценки на перевозку грузов зависят от класса груза перевозимых товаров. Для классификации грузов, перевозящихся автомобильным транспортом, предусмотрена специальная обширная таблица. Если груз в имеющейся номенклатуре и классификации не предусмотрен, то при расчете сметы на транспортные услуги (на этапе определения провозной платы) используется класс груза, подсчитанный в соответствии с фактической степенью использования грузоподъемности автомобиля. Для данного подсчета также установлены свои коэффициенты соотнесения.

В стоимость входит – простой автомобильного транспорта в местах погрузки и выгрузки, пробег автотранспорта между местами погрузки и разгрузки, пробег от АТП до пункта первой погрузки, от пункта разгрузки до АТП. Стоимость погрузо-разгрузочных работ дополнитеьно учитывается расценками из нормативной базы, за исключением выгрузки из кузова самосвала.

Холостой пробег грузовиков от АТП до места выполнения работ и их возвращение в конце смены дополнительно учитывать при формировании сметных цен на перевозку грузов нужно в тех случаях, если пункт первой погрузки и последней выгрузки находится за пределами населенного пункта, в котором располагается автотранспортное предприятие.

Если автомобили направляются для выполнения работ за пределы мест их постоянного нахождения, то в процент транспортных расходов в сметах закладывается также оплата их пробега от места нахождения АТП до пункта назначения и обратно. В отдельных случаях здесь может предусматриваться перевозка транспорта и обслуживающего его персонала на водном или железнодорожном транспорте.

Что же делать тем, кто пользуется территориальной сметной-нормативной базой, в которой отсутствуют данные расценки? Использовать транспортную схему? В этом случае необходимо обратиться в ваш проверяющий орган в области, например РЦЦС. Для некоторых областей используются расценки на перевозку и погрузку из федеральной сметно-нормативной базы, а некоторые берут расценки из прошлой редакции базы территориальной, данную информацию вы должны уточнить дополнительно.

Но существует негласная практика когда заказчик сам устанавливает свои % транспортных расходов, в этом случае вы должны прописывать всю необходимую информацию в договоре.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.

И как под итог хотелось бы сказать, что при планировании транспортных расходов, осуществляемых сторонними организациями, расходов, возмещаемых при использовании личного автотранспорта, а также при заключении договора аренды транспортного средства следует учитывать:

размер возмещения расходов за использование личного автомобиля в служебных целях, установленный в организации (в случае осуществления перевозок штатными сотрудниками);

    количество часов работы транспорта;

    стоимость 1 часа работы;

    утвержденные в соответствии с распоряжением Министерства Транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ -23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» нормы расхода ГСМ (л) на 100 км.

Для расчета транспортных расходов необходимо точно указывать пункты отправки, назначения и возврата с указанием стоимости поездки для каждой такой поездки, а так же руководствоваться последними действующими редакциями методических документов и последними редакциями сметно-нормативных баз.