Типичные ошибки в работе медицинской сестры. Профилактика ошибок операционной сестры Типичные ошибки в работе медицинской сестры статья

Данная проблема в области медицины все время оговаривается на страницах печатных изданий.

Особое значение здесь получил юридический аспект вопроса профессиональных ошибок медицинских работников.

Еще в 1837 году Н.И. Пирогов говорил о том, что всякий добросовестный врач должен обнародовать свои ошибки, чтобы дать пример другим, менее опытным врачам. «Записки врача » В.В. Вересаева говорят о тех же проблемах профессиональных ошибок в медицинской практике.

  1. Что ошибки медицинских работников неизбежны, особенно в период обучения.
  2. Что ошибки являются той самой дорогой ценой, которую приходится платить за прогресс в области медицины.

Современный взгляд медицинского работника на ошибки был заложен еще в 1941 году в работе И.В. Давыдовского под названием «Врачебные ошибки ».

  1. Возрастающей активностью развития медицины.
  2. Узкой специализацией медицинского работника, который более не в состоянии учесть все нюансы проблемы.

И.В. Давыдовский достаточно ясно выражался об ответственности за совершенные врачами профессиональные ошибки. Если ошибка была совершена по причине невежества, то работник должен быть отстранен от медицинской практики, в ином случае «незнание не есть преступление».

В дальнейшем судебно-медицинская экспертиза стала определять врачебную ошибку, как «добросовестное заблуждение, исключающее умысел, неосторожность, недобросовестность». Отсюда следует, что профессиональные врачебные ошибки не подлежат уголовной ответственности.

Один из обзоров судебно-медицинских экспертиз предоставляет следующую статистику:

  • 2,5% всех неблагоприятных исходов трактуется как «несчастный случай»
  • 30% (включая летальные исходы) можно расценивать как «врачебную ошибку»

Несчастные случаи – это ситуации, когда медицинские работники действовали безошибочно, но не могли предвидеть и предотвратить возникших осложнений.

Врачебные ошибки – случаи нетипичного хода заболевания, а также случаи ошибок по вине низкой квалификации врача.

Юридическая сторона вопроса вообще не знает терминов «несчастный случай» или «врачебная ошибка».

При рассмотрении медицинских происшествий в судебном порядке учитывается лишь «виновность» или «не виновность» медицинского работника вследствие неквалифицированных действий или бездействия.

«Положение о медицинской небрежности », принятое в 1992 году ВМА, утверждает, что проблема врачебной ошибки не существует, а есть лишь медицинская небрежность. Жалобы со стороны пациентов, почти всегда, вызваны:

  • подменой понятия «право на охрану здоровья», «правом на гарантию здоровья», чего в принципе не может быть;
  • чрезмерным освещением проблем медицины в СМИ, которые порождают потенциальное недоверие к здравоохранению у населения;
  • чрезмерной скоростью развития технологий, сопряженных с явными рисками медицинской практики.
  • медицинской небрежностью, неспособность обеспечить необходимые стандарты лечения, нехватка профессионального мастерства, небрежность, как причина нанесенного больному ущерба;
  • неудачные последствия оказания медицинской помощи, которые не связаны с неумелыми действиями врача.

ВМА считает, что компенсация пациенту за нанесенный ущерб должна гарантироваться в любом случае. Правда, во второй ситуации необходимо еще подобрать источник финансирования, который бы не наносил ущерба медицинским работникам.

Для разрешения претензий между пациентом и медицинским работником ВМА предлагает максимально увеличить народное информирование о возможных неблагоприятных последствиях лечения, не связанных с профессиональной небрежностью.

К примеру, пациент всегда должен быть проинформирован о рисках и шансах на неудачные последствия, которые могут возникнуть после медицинского вмешательства.

На основе полученной информации пациент принимает самостоятельное осознанное решение, за которое и несет всю дальнейшую ответственность.

В любом виде деятельности человека возможны те или иные ошибки или упущения. Они могут быть и в работе хирурга и операционной медсестры при оказании хирургической помощи больным. Однако поскольку медики имеет дело с человеком, то их ошибки, и особенно ошибки врача-хирурга и операционной медсестры, приобретают особую значимость и в отдельных случаях носят трагический характер. Неудивительно, что медицинские ошибки нередко привлекают внимание широкой общественности. Вот почему тщательный, всесторонний и объективный анализ ошибок в хирургии, изучение их причин и особенно изыскание способов их предупреждения имеют огромное значение для дальнейшего улучшения хирургической помощи населению нашей страны.

Некоторые авторы считают возможным приписать к несчастным случаям технические погрешности во время операций, влекущие за собой смертельный исход, пытаясь объяснить несчастные случаи неосторожные действия медицинских работников (хирурга и операционной медсестры).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Проблема ответственности медицинских учреждений и их работников за причинение вреда жизни или здоровью пациента является в настоящее время нерешенной. Для юридического понимания этой проблемы необходимо четко разграничивать медицинские ошибки.

Профессиональной ошибкой мы называем те действия, которые на любом этапе оказания хирургической помощи нанесли невольно тот или иной ущерб здоровью больного. Если же ущерб здоровью больного нанесен в результате небрежного, халатного исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей или в результате сознательного нарушения интересов больного, то такие действия медперсонала следует относить к преступным, и они подлежат дисциплинарной или судебной ответственности.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на четыре группы: несчастные случаи; врачебные ошибки; профессиональные преступления; неосторожные действия медицинских работников

1. Под несчастным случаем в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход врачебного вмешательства, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не может предвидеть и предотвратить.

К несчастным случаям относят все летальные исходы. Примерами подобных исходов могут служить:

  • · активация хронической инфекции после операции;
  • · послеоперационные осложнения - случаи перитонита и кровотечений, после простых аппендэктомий) разрыв операционного рубца или тромбоз спустя много дней после операции,
  • · воздушная эмболия сердца и многие другие осложнения, зависящие от необычных морфологических особенностей.
  • 2. Медицинские ошибки связаны чаще всего с какими-то объективными причинами. Это либо несовершенство метода исследования, либо недостаточный опыт медперсонала, либо отсутствие соответствующих объективных условий для оказания медицинской помощи (мало времени для обследования, нет необходимой аппаратуры и лекарственных препаратов).
  • 3. Профессиональные преступления

Помимо медицинских ошибок и несчастных случаев, которые при их установлении не являются правонарушениями, дефекты профессиональной деятельности включают и профессиональные преступления медицинских работников.

Профессиональным преступлением в медицинской деятельности признается умышленное нарушение своих персональных обязанностей, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью человека или вызвало опасность для его жизни.

4. Неосторожные действия медицинских работников, в основе которых лежит халатность, недобросовестность, проявляющаяся в небрежности, легкомыслие и даже невежестве.

В отличие от несчастных случаев медицинские ошибки и профессиональные преступления связаны с неправильными действиями медицинского персонала, идущими вразрез с общепринятыми в медицине правилами.

Уголовные преступления медицинских работников.

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю необходимо выявить наличие следующих обстоятельств:

  • · неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - наличие или отсутствие к тому уважительных причин;
  • · наступление смерти или серьезного вреда здоровью пострадавшего;
  • · наличие вины медицинского работника;
  • · установление причин и условий, способствующих совершению

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить.

Бывают также медицинские ошибки, вызванные недобросовестным выполнением своих обязанностей. За это операционная медсестра несет ответственность в соответствии с существующими законами.

В Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее близкие статьи, касающиеся медицинской деятельности, когда речь идёт о врачебной ошибке, это ст.109 (причинение смерти по неосторожности); ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст.124 (неоказание помощи больному)

Медицинские работники находятся в очень сложной ситуации, когда довольно велик риск возникновение юридической ответственности за их профессиональную деятельность.

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить

Чтобы минимизировать наступление юридической ответственности, медицинскому работнику в своей практике следует соблюдать установленные правила (стандарты, регламент, инструкции и т.д.) либо инициировать их написание, так как судебная практика по медицинским делам складывается по причине нарушения, либо отсутствия того или иного правила в ходе исполнения должностных обязанностей.

В целом надёжной защитой от мер юридической ответственности послужит профессионализм медицинского работника, включающий в себя правовую грамотность.

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы»

«Медицинский колледж № 5»

Филиал №2

Методическая разработка

Студенческой конференции

Тема:

II курс

специальность «Сестринское дело»060501

Составители:

Преподаватели ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным:

Титкова З.А.

Ванина С.В.

Зайцева Е.А.

2015 г.

Рецензия

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия студенческой конференции: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия студенческой конференции с целью активизации познавательного процесса у студентов и решения не стандартных ситуаций.

В разработке обозначены мотивации и цели мероприятия: закрепление теоретических знаний по дисциплине « Сестринское дело», интереса и любви к будущей профессии.

В сценарии студенческой конференции четко обозначены все темы разделов проведения студенческой конференции

Студенческая конференция

Тема: «Типичные ошибки в работе медсестры»

Кто чувствует в себе силу сделать лучше,

тот не испытывает страха

перед признанием своей ошибки

Т.Бильрот.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка студенческой конференции на тему: « Типичные ошибки в работе медсестры » составлена с целью развития умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ сравнения, делать необходимые выводы.

В разработке указаны основные методические составляющие:

  • Пояснительная записка
  • Темы разделов конференции
  • Цели
  • Задачи
  • Мотивация
  • Приложение
  • Список литературы

В информационной части есть не только сценарий, но и мультимедийная презентация.

Данная разработка составлена преподавателями при поддержке студентов.

Этапы работы над конференцией

  1. Подготовка педагога со студентами о конференции.
  2. Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.
  3. Наглядные методы (использование конспектов и схем).
  4. Творческая работа студентов (оформление презентации).
  5. Методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Темы разделов конференции

  1. Сестринские ошибки при идентификации пациентов
  1. Сестринские ошибки в лекарственной терапии
  1. Сестринские ошибки при выполнении медицинских процедур


Цели

  1. Активизировать познавательную, исследовательскую деятельность студентов;
  1. Способствовать освоению профессиональных и общих компетенций;
  1. Сформировать ответственное отношение к приобретению знаний для будущей профессии.

Задачи

  1. Своевременность и правильность диагностики
  2. Своевременное и правильное оказание медицинской помощи пострадавшему или пациенту
  3. Своевременное техническое выполнение операции и послеоперационное ведение пациента

Мотивация

Дорогие друзья!

Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медсестры. Следствием таких ошибок бывают страдания, и даже смерть пациента. Последнее время тема медицинских, в том числе и сестринских, ошибок стала серьезно волновать широкую общественность.

Продолжает расти число судебных исков против медицинских работников, ужесточаются наказания. Если еще пять лет назад обвинительный приговор в отношении медицинского работника в нашей стране был редкостью, то теперь он стал практически нормой, многие суды заканчиваются реальным тюремным заключением для обвиняемого врача или медсестры.

Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.

Сценарий студенческой конференции на тему:

« Типичные ошибки в работе медсестры»

Ошибки - неизбежные и печальные издержки лечебной работы,

ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное,

Что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то,

что они по диалектике вещей учат и помогают тому,

чтобы их не было .

И. А. Кассирский

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим первую тему раздела нашей конференции - «Что такое идентификация пациентов»

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом.

Студент 1: Это первый и самый важный этап в обеспечении безопасности обслуживания пациентов. Ошибки, связанные с неправильной идентификацией пациента, случаются практически на всех этапах диагностики и лечения пациентов. Следует отметить, что идентификация пациентов затруднена, если пациенты находятся под действием лекарственных препаратов, или дезориентированы в окружающей среде – все эти факторы повышают риск возникновения ошибок. Вследствие этого пациенту может быть назначено неверное лечение, что чревато фатальным исходом.

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:
- перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;
- перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;
- перед проведением диагностических или лечебных процедур;

Перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

  • места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);
  • возраста;
  • состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадеватен);
  • объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

ВЕДУЩАЯ: Рассмотрим несколько ситуаций, в которых были нарушены правила идентификации пациентов.

Ситуация№1

Студент 2 В отделение кардиореанимации одновременно по скорой поступили двое пациентов в крайне тяжелом состоянии. Два сопроводительных талона были отданы дежурной медсестре. Но оформить истории болезни при сотрудниках «скорой» она сразу не смогла, так как участвовала в оказании помощи поступившим. Один из поступивших пациентов умер, другой пациент, после купирования болевого синдрома, благополучно уснул. На спящего в реанимационном зале пациента был ошибочно составлен посмертный эпикриз и оповещены родственники. Наутро, осматривая пациента, врач обратился к нему по имени отчеству. Тот удивился и поправил. Врач понял, что произошла ошибка при оформлении в истории болезни. Вскоре родным перезвонили и попытались извиниться за ошибку. С трудом удалось договориться, чтобы обойтись без заявления в соответствующие инстанции. Дежурной медсестре был объявлен выговор, и она была лишена премии.

Ситуация №2

Студент №3 Пациентки из двухместной палаты поменялись койками. Медсестра пришла забрать кровь на определение группы и резус-фактора пациентке, которой запланировали срочное переливание крови. Не помня ее в лицо, но зная расположение койки, без лишних слов медсестра проделала нужные манипуляции. При переливании, буквально через минуту пациентке стало плохо, ее зазнобило, появились сильные боли в пояснице, что указывало на несовместимость крови. Переливание остановили, однако самочувствие больной ухудшалось и спустя несколько часов она скончалась. При разборе случая была обнаружена ошибка при взятии пробы крови на исследование.

ВЕДУЩАЯ : Рассмотрим требования к идентификации пациентов в различных ситуациях на примере работы медсестры, которая выполняет забор крови у пациентов.

Студент 1 После приветствия необходимо попросить пациента, если он находится в сознании, четко выговорить свое имя по буквам и назвать дату своего рождения или адрес места жительства. Затем необходимо сравнить сведения, которые получены от пациента, с информацией, которая указана в заявке на проведение лабораторных исследований. Если информация в заявке не совпадает со сведениями, полученными от пациента, необходимо поставить об этом в известность ответственного сотрудника медицинского отделения.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация амбулаторного пациента

Студент 2 Амбулаторные пациенты обычно находятся в холле, где они ожидают вызова в процедурный кабинет. Вызывая пациента, медицинский работник должен назвать имя и фамилию пациента. Далее необходимо получить подтверждение, что вошедший пациент на самом деле тот человек, которого пригласили в кабинет, так как мог войти однофамилец или кто–то без очереди.

Для проведения идентификации можно попросить пациента предъявить свои документы с фотографией или предложить ему назвать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения или адрес проживания. Информация должна совпадать с той, что помещена в направлении на анализ. Медработнику следует вербальной информации предпочитать ознакомление с паспортными данными.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов, находящихся в состоянии сна.

Студент 3 Спящего пациента необходимо разбудить, его личность должна быть установлена в соответствии с правилами, описанными выше. Сведения, полученные от пациента вербальным способом, необходимо сравнить с информацией, содержащейся в заявке на проведение лабораторного исследования и на идентификационном браслете (если таковой имеется).

Любое несовпадение сведений о больном должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация ребенка и подростка.

Студент 1 Желательно, чтобы идентификация детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов, однако это не всегда осуществимо. Медицинская сестра, опекун или родственник ребенка могут опознать его, назвав имя, дату рождения или адрес. В медицинскую карту необходимо записать данные человека, который подтвердил личность несовершеннолетнего пациента. При получении данных о личности ребенка не рекомендуется спрашивать о нем других братьев, сестер или соседей по палате.

ВЕДУЩАЯ : Идентификация пациентов отделения реанимации:

Студент 2:

  • Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить особое внимание.
  • Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу пациента браслет с больничным номером).
  • Если пациент находится в коме или под действием лекарственных препаратов, то находящийся рядом родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать, сообщив имя, дату рождения или адрес.
  • Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности.

ВЕДУЩАЯ : Современные технологии идентификации пациентов.

Студент 3:

С развитием информационных технологий методы идентификации пациентов становятся все более совершенными. В некоторых медицинских учреждениях уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.

В качестве дополнительного средства для идентификации пациента может использоваться опознавательный браслет с фотографией. Чем больше информации о пациенте у медицинского работника, тем меньше вероятность ошибки.

ВЕДУЩАЯ : Перечислим важные правила идентификации пациентов:

Студент 1:

При идентификации больных рекомендуется использовать как минимум два индивидуальных признака: например, имя пациента и дату рождения. Номер палаты как индивидуальный идентификационный признак использовать не рекомендуется. Признаки идентификации следует утвердить на уровне ЛПУ, их применение не должно зависеть от предпочтений того или иного работника.

Студент 2:

При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). В этом случае необходимо терпеливо дождаться ответа пациента.

Студент 3:

Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинском оборудовании.

Студент 1:

Все емкости для исследований должны подписываться в присутствии пациента. Предварительная маркировка емкостей запрещена.

Студент 2:

Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована.

Студент 3:

Если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных, медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.

ВЕДУЩАЯ: а теперь перейдем к рассмотрению второй темы раздела - «Сестринские ошибки в лекарственной терапии»

Студент 4:

Так как ошибки лекарственной терапии являются наиболее частыми причинами неблагоприятных результатов лечения, специалистами в области качества медицинской помощи сформулированы

требования лекарственной безопасности:

  • лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный больной получил нужное лекарство,
  • в нужной форме и нужной дозировке,
  • препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;
  • контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

ВЕДУЩАЯ: приведем яркие примеры ошибок медсестер в лекарственной терапии.

Студент 5:

В приемное отделение больницы поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и устно назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с коргликоном. Ослышавшись, медсестра начала введение эфедрина с коргликоном, но вдруг больная громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления тонометр показал двукратное превышение показателей нормы. К счастью, вскоре больной стало лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. В этом случае бесполезно выяснять, кто ошибся - врач или медсестра.

Данный случай демонстрирует риски, возникающие при передаче и восприятии устных указаний.

Студент 5:

Пожилая пациентка стала жаловаться на плохой сон по ночам и сонливость днем. Врач расценил эти симптомы как проявление нарушений сна у стариков. По прошествии некоторого времени одна из соседок пожилой пациентки по палате заметила, что она за один раз утром выпивает все пакетики с лекарствами, которые им выдает палатная медсестра на целый день. Таким образом, она выпивает утром и снотворное, которое было завернуто в отдельный пакетик с надписью «на ночь». Эта ошибка объяснила нарушения сна, и, когда она была устранена, сон пациентки восстановился.

Студент 4:

Женщина поступила в терапевтическое отделение с пневмонией. Она страдала также болями в бедре, связанными с недавно перенесенной травмой. Врач, собирая анамнез, выяснил, что пациентка не переносит анальгин, отметив эту информацию в истории болезни. Однако, на ее просьбу дать что-нибудь от болей в ноге, назначил ей анальгин. Медсестра сделала инъекцию анальгина согласно назначению врача, не спросив пациентку о том, переносит ли она этот препарат. У пациентки развилась бурная анафилактическая реакция. Противошокового набора на месте не оказалось. Пришедший по экстренному вызову реаниматолог констатировал смерть. Возбуждено уголовное дело против медсестры.

Студент 4 :

Мы привели вам яркие жизненные примеры и на их основании делаем следующие выводы:

  • Лекарственную терапию необходимо проводить только после идентификации пациента.
  • Медсестры должны понимать механизм действия лекарств, значение режима приема и профилактики осложнений.
  • Проверка надписей на этикетках и ампулах должна быть доведена до автоматизма.
  • Медперсонал должен иметь соответствующую настороженность при работе с препаратами сходными по внешнему виду, сочетаемости препаратов.
  • Должно проводиться наблюдение за пациентом, чтобы вовремя определить неблагоприятные реакции на лекарства.
  • Все назначения врача должны быть письменно зафиксированы в истории болезни.

ВЕДУЩАЯ: Переходим к третьей теме раздела - «Ошибки при выполнении медицинских процедур».

Мы хотим рассказать вам случай, когда один из наиболее простых предметов ухода, такой как грелка, дает тяжелые последствия при неправильном применении.

Грелка

Студент 4 :

В детском отделении одной из больниц, в связи с низкой температурой в помещении, педиатр назначил ребенку постановку грелки. Медицинская сестра взяла грелку, залила ее горячей водой из чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком в кроватку. В результате протекания грелки ребенок получил термические ожоги. За халатность на медсестру было возбуждено уголовное дело.

При использовании грелки необходимо соблюдать следующие требования:

  • жесткий контроль температуры;
  • исключается прикосновение грелки к незащищенной коже;
  • проверка целостности грелки и герметичности крышки.

Промывание желудка

Студент 3 :

При промывании желудка 76-летней пациентке медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако, приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не предала и хирургу не доложила. Вскоре больной стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии - разрыв задней стенки глотки. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила введения зонда:

  • При введении зонда необходимо осуществлять контроль свободного прохождения зонда в желудок.
  • В случае если возникает сильное сопротивление или же пациент начинает кашлять, задыхаться, синеет лицо, значит, зонд попал в гортань, и следует немедленно его извлечь.
Клизма

Студент 7 :

В одной из больниц умер 3х летний ребенок. В заключение о смерти, которое было выдано родителям, говорилось, что ребенок погиб от диареи. Однако позже специальная комиссия установила, что причиной смерти стала «водная интоксикация» с развитием отека мозга в результате проведения очистительной клизмы, при выполнении которой медсестра ввела ребенку около 1 литра воды.

«Водная интоксикация» - это одно из осложнений, которого следует опасаться при очистительной клизме. Через 20-30 мин после процедуры, а иногда и во время нее у пациента появляются повторная рвота, частый пульс, одышка, бледнеют кожные покровы, западают глазные яблоки; возникают тяжелые нарушения со стороны ЦHC с судорогами. Нередко «водная интоксикация» заканчивается смертью пациента от отека мозга. Против медицинской сестры возбуждено уголовное дело.

Правила постановки клизм:

  • количество вводимой воды должно соответствовать возрасту :
  • грудным детям – 30-100 мл;
  • маленьким детям – 200-400 мл;
  • школьникам – 500-1000 мл;
  • взрослым – до 1,5 литра.
  • наконечник следует вводить осторожно и медленно, чтобы избежать повреждений

ВЕДУЩАЯ:

Подводя итоги нашей конференции, мы хотим, чтобы вы понимали ответственность своей будущей профессии и применяли правила, чтобы избежать ошибок:

Выходят все студенты участники

  • обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
  • яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
  • никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
  • ставить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»;
  • обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
  • тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
  • регулярное прохождение обучения в методических кабинетах лечебных учреждений.

ВЕДУЩАЯ : НАША КОНФЕРЕНЦИЯ ЗАКОНЧЕНА. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!

В конференции принимали участие студенты II курса по специальности «Сестринское дело».

Список литературы

1 . С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд, М,ГЭОТАР – Мед 2008

3. «Типичные ошибки в работе медсестры» в помощь практикующей медицинской сестре №3 2013


1 слайд

Внимание: профессиональная ошибка медицинского работника! Сопровождение лекции преподаватель Осташева О.В.

2 слайд

Ежегодно в России Причиняется вред здоровью около 150 тыс. пациентов при оказании помощи в стационарах Журнал «Медицинская сестра» 10/2010

3 слайд

Причины: ¾ - медицинские вмешательства ненадлежащего качества ¼ - профессиональная небрежность Журнал «Медицинская сестра» 10/2010

4 слайд

Формы вины (ст. 25 и ст.26 УК РФ) Преступления совершенные умышленно по неосторожности с прямым умыслом с косвенным умыслом по легкомыслию по небрежности Общественную опасность своих действий (бездействия) лицо осознавало, предвидело, желало осознавало, предвидело, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично предвидело, но без достаточных оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение последствий не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности можно было бы и предвидеть последствия

5 слайд

Статья 109. 2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

6 слайд

Статья 111. 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет

7 слайд

Статья 115. 1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

8 слайд

Статья 118. 2. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

9 слайд

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией 1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

10 слайд

Статья 124. 1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

11 слайд

Статья 236. 1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.