3 этап планирования целей сестринских вмешательств. Основные этапы сестринского процесса

Планирование заключается в анализе всех сведений, полученных о пациенте, и создании на их основе реального плана ухода за ним. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. План должен обязательно предусматривать участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Последовательность действий, выполняемых при планировании:

  • Определение приоритетности среди установленных диагнозов и проблем пациента.
  • Определение ресурсов, необходимых для их решения.
  • Определение конечных результатов.
  • Составление сестринского плана действий.

В планирование сестринских вмешательств входят уход и наблюдение за пациентом, подготовка его к дополнительным лабораторным и инструментальным исследованиям.

Цель сестринского вмешательства – улучшить состояние пациента или уменьшить выраженность проявления болезни.

Необходимые методы исследования

  • При подготовке и проведения обследования выделяются в зависимости от клинической ситуации.
  • При плановом обследовании проводится полный спектр необходимых для данного патологического состояния методов исследования.
  • При неотложных состояниях, требующих экстренного оперативного вмешательства объем обследования может быть минимальным.
  • Например, при внематочной беременности с разрывом трубы и массивной кровопотерей после проведения клинического обследования приступают к немедленной подготовке больной к экстренной операции и ограничиваются определением показателей крови, определяют группу крови резус фактор, заводят желудочный зонд, информируют больную о предстоящей операции и ее объеме, берут информационное согласие больной на вмешательство.
  • Дальнейшее дообследование проводится уже в послеоперационном периоде.
  1. Обеспечение лечебно-охранительного режима (независимое)
  2. Обеспечение наблюдения за состоянием пациента (независимое)
  3. Обеспечение подготовки пациента к дополнительным методам обследования (независимое)
  4. Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима (независимое)
  5. Обеспечение и соблюдение диетотерапии (независимое)
  6. Обеспечение медикаментозного лечения (зависимое, независимое)
  7. Обеспечение, по назначению врача, консультаций специалистов (взаимозависимые)
  8. Обеспечение психологической помощи (независимое)
  9. Сестринская педагогика (независимое, зависимое)
  10. Ведение медицинской документации

После оставления плана сестринского ухода, переходят к — реализации плана сестринских действий.

(Пока оценок нет)

Тема занятия : «Планирование ухода»

1. Продолжительность занятия : 4 академических часа

2. Цель занятия :

Овладеть на доклиническом уровне профессиональными компетенциями :

§ ПК 5.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

§ ПК 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики

§ ПК 5.5 Оформлять медицинскую документацию

§ ПК 5.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

§ ПК 5.7 Обеспечивать инфекционную безопасность.

§ ПК 5.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

§ ПК 5.12 Осуществлять сестринский процесс

Овладеть на доклиническом уровне общими компетенциями :

§ ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

§ ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

§ ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

§ ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

§ ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

§ ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

3. Порядок проведения и примерное распределение времени :

Организационная часть - 5 минут

Мотивация новой темы - 5 минут

Контроль усвоения материала по теме предыдущего занятия - 25 минут

Контроль исходного уровня базисных знаний и умений, необходимых для изучения темы - 10 минут



Изучение данного материала - 25 минут

Самостоятельная работа студентов - 70 минут

Контроль эффективности обучения - 20 минут

Подведение итогового занятия - 15 минут

Домашнее задание - 5 минут

4. Контроль усвоения знаний и умений предыдущего занятия : «Постановка целей»

5. Оснащение занятия по данной теме:

Таблица: выполнение плана по уходу.

Раздаточный материал из «Стандартов»

Информационный материал из журналов: « Медицинская сестра», «Сестринское дело».

7. Контрольные вопросы по данной теме:

  1. Понятие о плане ухода
  2. Значение плана по уходу за пациентом
  3. Индивидуальный план сестринского ухода
  4. Типы сестринских вмешательств
  5. Дайте определение «Стандарт сестринской практики
  6. Перечислите независимые сестринские вмешательства
  7. Перечислите взаимозависимые сестринские вмешательства

8. Задание для закрепления темы:

работа студентов с дидактическим материалом.

Тестовый контроль:

1 вариант

1.Установите соответствие.

виды диагностики: перечень проблем:

1) потенциальный физиологический А. перелом позвоночника

диагноз Б. недоверие медперсоналу

2) сестринский диагноз В. боль в спине

3) медицинский диагноз Г. страх смерти

Д. социальная изоляция

Е. риск ухудшения состояния из-за

Игнорирования своей болезни

Ж. риск усугубления отеков из-за

погрешностей в диете

2. В конце II этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы

3. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые появилось в:

а) Японии

в) Голландии

г) Англии

4. Установите последовательность этапов сестринского процесса:

а) оценка

б) сестринская диагностика

в) выполнение

г) сбор данных

д) планирование

5. Установите соответствие:

Этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом этапе:

1. планирование А. формулирование целей ухода

Б. интерпретация потребностей,

2. диагностика удовлетворение которых нарушено

В. Формулирование сестринских проблем

3.оценка Г. оказание непосредственной помощи пациенту

Д. коррекция ухода

6. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:

а) да, верно

б) нет, неправильно

7. Цель сестринского процесса:

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

8. Сестринский диагноз – это:

а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме

б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние

в) фиксация нарушений той или иной потребности

г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья

II –Вариант

1 . Пример зависимого типа сестринского вмешательства:

б) промывание желудка

в) реанимационные мероприятия

г) профилактика пролежней

2. Пример независимого типа сестринского вмешательства:

а) постановка сифонной клизмы

б) организация досуга

в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

г) раздача лекарств

3. Установите соответствие:

1.сестринский психологический А. грипп

диагноз Б. социальная изоляция

2.медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной

лечебной схеме

3.сестринский потенциальный диагноз Г. недержание кала

4. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или

нескольких человеческих потребностей:

а) да, верно

б) нет, неправильно

5. Установите соответствие:

виды диагностики: перечень диагнозов:

1. медицинский диагноз А. страх перед операцией

2. сестринский физиологический Б. запоры

диагноз В. Ангина

3.потенциальная психологическая Г. риск суицидальной попытки

проблема

6 . На III – этапе сестринского процесса цели и план ухода формулируется отдельно для

каждой приоритетной проблемы:

а) да, верно

б) нет, неправильно

7 . Установите соответствие.

термин: содержание термина:

1. план сестринского А.письменное руководство по

вмешательства индивидуальному уходу за пациентом

Б. документ, отражающий все пять

этапов сестринского процесса

2. сестринская история

болезни В. перечень всех действий медсестры,

обеспечивающих качественный уход

по определенной сестринской проблеме.

8. В конце III – этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные проблемы

в) знакомится с медицинской историей болезни

г) согласовывает цели и план ухода с пациентом

9. Студент должен знать:

1. понятие о плане ухода

2. значение плана по уходу за пациентом

3. понятие стандартного и индивидуального плана сестринского ухода

10.Студент должен уметь:

Определить объем сестринских вмешательств

Использовать стандартные планы ухода при написании индивидуального плана

сестринских вмешательств;

Согласовывать цели и план ухода за пациентом и его семьей;

Документировать планирование ухода в сестринской документации.

11. Задание для самоподготовки к следующему занятию

И развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу

Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!

оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях

I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдо­вец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми добствами. У него один внук 15 лет. который горячо любит деда.

Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает как семья отреагирует на его проолему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено
у пациента?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы,
выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.

Страдает уовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ.

СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. недержание мочи;

2. тревога о своем состоянии;

3. нарушение сна;

4. отказ от встреч с близкими людьми:

5. высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: недержание мочи Краткосрочные цели:

а) к концу недели пациент осознает, что при соответсппющсм лече­нии этоо тягостное явление уменьшится или пройти.

6) к концу недели пациент осознает, что при соответсвующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружаю­щих:

Долгосрочные цели:

пациент будет псипсихологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).

2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежеднев­но по 5-10 минут.

3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.

4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.

5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемни­ка и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором
хлорной извести для уничтожения амиачного запаха.

6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.



7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).

8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже

4-х раз в день по 20 минут, использование дезодораторов.

9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже

2-х раз в сутки.

10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.

11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домаш­него ухода.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: тревога о своем состоянии.

Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медсестрой свои проблемы к концу недели.

Долгосрочная цель: при участии медсестры и семьи пациент адапти­руется психологически к своему состоянию и выскажет желание продол­жать жизнь.

1. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опре­лостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.

2. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки пациента.

3. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента
по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, за­писки, цветы, сувениры).

4. Медсестра будет поощрять родственников навещать его после 7-го
дня и проинформирует их о должном поведении.

5. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилиза­
торов, по назначению врача.

6. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недер­
жанием мочи и адаптированным к своему состоянию.

II. Пациент 43-х лет, находящийся на стационарном лечении по пово­ду хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна - с пер­вых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, ос­тавшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздраженным, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация). Просит у медсе­стры снотворное.

1. удовлетворение каких потребностей нарушено?

2. осуществите II и III этапы сестринского процесса.

Нарушено удовлетворение потребностей: СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ. Сестринские проблемы:

Нарушение сна,

Раздражительность,

Периодические головные боли,

Приоритетная проблема: - нарушение сна.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медсестрой.

Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов все время пребывания в стационаре.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о проблеме сна по 5 ми­нут ежедневно;

2. медсестра обеспечит тишину, чистоту и свежий воздух в палате
(температура воздуха в палате 18-20 С), минимальное освещение
возле кровати);

3. медсестра будет следить за соблюдением "тихого часа" в отделении;

4. медсестра, с разрешения врача, посоветует пациенту прогулки в
больничном саду за полчаса-час до сна;

5. медсестра обеспечит пациенту постельный комфорт (удобный матрас, невысокая подушка, теплое легкое одеяло, свежее белье);

6. медсестра даст совет пациенту не переедать перед сном;

7. медсестра посоветует пациенту перед сном выпивать стакан теплого молока с медом или успокаивающего травяного чая;

8. медсестра обучит пациента специальным упражнениям на расслабление (релаксацию), облегчающим засыпание;

9. медсестра побеседует с семьей пациента и соседями по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих из­вестий во второй половине дня;

10. медсестра применит снотворное, по назначению врача;

11. с разрешения врача, медсестра не станет будить пациента для принятия пищи или лекарства, если он заснул;

12. медсестра постарается найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его менее сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги, телевидение, радио).

III. Пациентка Р., 44-х лет, жалуется на значительное увеличение мас­сы тела за последние 5 лет (с 65 кг до 107 при росте 173 см). Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. От­мечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает одна в благоустроенной 2-х ком­натной квартире. Отец и мать страдают полнотой.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритет­ной проблеме.

Нарушено удовлетворение потребностей: ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.

Сестринские проблемы:

Избыточное питание, превышающее потребность организма;

Высокая степень риска для сердечно-сосудистой системы в связи с ожирением;

Стул со склонностью к запорам;

Утомляемость;

Потливость.

Приоритетная проблема: избыточное питание, превышающее потребность организма.

Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы тела для улучшения своего самочувствия

Долгосрочная: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту вы­писки (через месяц).

1. медсестра будет обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели;

2. медсестра подберет популярную литературу по этому вопросу и ознакомит с ней пациентку;

3. медсестра ознакомит пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендует частый прием пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю;

4. медсестра проведет беседу с родственниками и знакомыми паци­ентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач;

5. медсестра организует консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнасти­ческих упражнений;

6. медсестра обеспечит консультацию физиотерапевта и выполнение его назначений;

7. медсестра организует досуг пациентки, стараясь отвлечь ее от мыслей о еде;

8. медсестра обеспечит прием жиромобилизующих и других лекар­ственных средств, в соответствии с назначением врача;

9. медсестра будет взвешивать пациентку 1 раз в 3 дня, поощряя ее успехи.

IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стреп­томицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медсест­ра уверяли, что слух восстановится, считая, что это "ложь во спасение".

"Надежда спасения" длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.

Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слу­ха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, по­степенно пришел к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медсестрой заявил, что решил покончить с собой, и это яв­ляется взвешенным решением. Речь медленная и спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2-х детей, 18-ти и 12-ти лет. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.

Нарушено удовлетворение потребностей: ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.

Сестринские проблемы:

Не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха), риск суицидальной попытки.

Приоритетная проблема: - не справляется с проблемами своей болез­ни (потеря слуха).

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможно­стях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.

Долгосрочная: через месяц пациент будет психологически адаптиро­ван к своему заболеванию и выскажет желание продолжить жизнь.

Планирование:

1. медсестра обсудит ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента,

2. медсестра будет обсуждать проблемы пациента 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя,

3. медсестра как можно быстрее познакомит пациента с человеком, глухим, но овладевшим методикой чтения с губ и ведущим соци­ально активную жизнь. Она будет поощрять, чтобы было несколь­ко встреч.

4. медсестра организует встречу пациента с представителем "Общества глухих",

5. медсестра подберет популярную литературу о людях, продолжаю­щих активную и творческую жизнь после наступления инвалид­ности,

6. медсестра побеседует с родственниками пациента о необходимос­ти психологической поддержки близкого им человека,

7. медсестра использует ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжать жить (любовь к детям, необходимость под­держки родителей...),

8. медсестра будет обсуждать с пациентом возможность приобрете­ния новой профессии,

10. медсестра обеспечит прием седативных средств по назначению врача;

11. медсестра обеспечит пациенту безопасное окружение;

12. медсестра организует досуг пациента.

V. Петр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см. масса

тела 50 кг;. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приеме пищи из-за крайней обшей слабости (не удерживает и проливает пишу, устает уже после 3-4 ложек).

Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налетом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол.

Жена Петра Сергеевича обратилась к медсестре за советом в связи с отказом пациента от еды (последние 2 дня пьет только воду)

Физиологические отправления без отклонений от нормы.

1. Удовлетворениекаких потребностей нарушено у пациента?

2. Определите сестринские проблемы.

3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйтецели и со­ставьте план сестринского ухода.

Нарушено удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ.

Сестринскиепроблемы:

Снижение аппетита;

Риск обезвоживания:

Трудности при приеме пищи из-за обессиливания.

Приоритетная проблема: снижение аппетита.

Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение пол­ноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с мед­сестрой.

Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья все время пребывания в стационаре:

Масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%,

У пациента не будет признаков обезвоживания.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о необходимости приема пищи для улучшения самочувствия ежедневно,

2. медсестра побеседует с близкими пациента о составе передач,

3. медсестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента,

4. медсестра и (или) близкие будут осуществлять кормление в посте­ли, максимально поощряя самостоятельность пациента

5. медсестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г), мягкой влажной пищей,

6. медсестра позаботится:

О сервировке стола;

О чистоте посуды;

О внешнем виде пищи;

О необходимой температуре блюд (теплая, но не горячая пища).

7. медсестра разнообразит меню пациента, включая его любимые блюда (с помощью родственников),

8. медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов, повы­шающих аппетит, по назначению врача,

9. медсестра обеспечит прием не менее 2-х литров жидкости в сутки (теплая кипяченая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)

10. медсестра будет тщательно следить за состоянием полости рта ее пациента (2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приема пищи настоем ромашки),

11. Медсестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпи­той жидкости ежедневно, раз в 10 дней взвешивать пациента.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Проблемные вопросы:

1. Как Вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть спо­соб удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека?
Приведите свои примеры связи сестринских проблем с нарушением удо­влетворения потребностей пациента.

2. В чем заключается основная цель сестринской помощи?

3. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим
процессом?

4. Охарактеризуйте различия традиционного и современного сестрин­
ского ухода за пациентом?

5. Приведите по пять примеров психологических и духовных проблем
пациента.

В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между психологически­ми и духовными сестринскими проблемами?

6. Правильно ли сформулирована цель: "Медсестра обеспечит полноценный сон пациента"? Предложите свой вариант.

7. Охарактеризуйте значение сестринской документации в осуществлении сестринского процесса. Почему сестринскую историю болезни на­зывают зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления мед­сестры?

8. Прочитайте диалог из книги Н. Козлова:

- "Представляешь, ведь после больницы нужно диетическое питание, а жена специально для меня ничего не готовит! У меня от этого два месяца язва желудка кровоточит, не заживает!

А ты ей говорил, что тебе сейчас по-другому надо питаться?

Вот еще! Сама должна была догадаться".
Сформулируйте проблемы пациента.

9. Прочитайте выдержку из дневника Робинзона Крузо:

"18 июня. Весь день меня сильно знобит... 19 июня. Все еще нездоровится: дрожу от холода, точно зимой. 20 июня. Всю ночь не сомкнул глаз: головная боль, лихорадка. 25 июня. Сильная лихорадка. 7 часов подряд меня бросало то в холод, то в жар. Кончилось испариной и полуобморочным состоянием..

Выделите сестринские проблемы.

10. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Пискателло "Убийца Гарри Д.":

"За завтраком, когда сорокалетний тучный Гарри обильно солил сва­ренные вкрутую яйца, подбирая остатки жирного бекона поджаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба, жена гюдкладывала ему соч­ный бифштекс. При этом он уже смешивал сахар и замечательно свежие сливки в своей большой чашке утреннего кофе, а затем закурил еще одну за утро сигарету".

Назовите проблемы пациента.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:

2. Каждый сестринский диагноз медсестра обязана согласовать с вра­чом:

а) да, верно

б)нет, неправильно

3. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:

а) да, верно

б) нет, неправильно

4. Цель сестринского процесса:

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

5. Сестринский диагноз - это:

а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме

б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние

в) фиксация нарушения той или иной потребности

г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья пациента

6. Пример зависимого типа сестринского вмешательства:

б) промывание желудка

в) реанимационные мероприятия

г) профилактика пролежней

7. Пример независимого типа сестринского вмешательства:

а) постановка сифонной клизмы

б) организация досуга

в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

г) раздача лекарств

8. Установите соответствие.

виды диагностики: перечень диагнозов:

1) сестринский психологический А. грипп

диагноз Б. социальная изоляция

2) медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной лечебной схеме

3) сестринский потенциальный Г. недержание кала
диагноз

9. Установите соответствие.

виды диагностики: предполагаемый перечень:

1) потенциальный А. перелом позвоночника

физиологический диагноз Б. недоверие медперсоналу

2)сестринский диагноз В. боль в спине

3)медицинский диагноз Г. страх смерти

Д. социальная изоляция

Е. риск ухудшения состояния из-за игнорирования своей болезни

Ж. риск усугубления отеков из-за погрешностей в диете

10. В конце II этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы

11. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые
появилось в:

в) Голландии

г) Англии

12. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а)оценка

б) сестринская диагностика

в) выполнение

г) сбор данных
д)планирование

13. Установите соответствие.

14. этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом

1) планирование А. формулирование целей ухода Б. интерпретация потребностей 2)диагностика удовлетворение которых

нарушено

В. формулирование сестринских

3) оценка Г.оказание непосредственной

помощи пациенту

Д. коррекция ухода

14. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или нескольких человеческих потребностей:

а) Да, верно

б) Нет, не верно

15. установите соответсвие:

Виды диагностики: Перечень диагнозов:

1) Медицинский диагноз А) стах перед операцией

2) Сестринский физиологически Б) Запоры диагноз В) Ангина

3) Потенциальная психологическая Г) Риск суицидальной проблема попытки Д) Дефицит общения

16. На III этапе сестринского процесса цели и план ухода формули­руется отдельно для каждой приоритетной проблемы:

а) да, верно

б) нет, неправильно

17. Установите соответствие,

1) план сестринского А. письменное руководство по вмешательства инди­видуальному уходу за пациентом

2) сестринская история Б. документ, отражающий все болезни пять этапов сестринского процесса В. перечень всех действий медсестры, обеспечивающих качественный уход по определенной сестринской проблеме

18. В конце III этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные проблемы

в) знакомится с медицинской историей болезни

г) согласовывает цели и план ухода с пациентом

19. Установите соответствие,

ступень пирамиды, по Маслоу: основные человеческие потребности:

1) выживание А. работать Б. быть здоровым 2) безопасность В. иметь жизненные ценности Г. выделять

20. Первые шаги реформы сестринского дела в России:

а) Москва, октябрь 1993 г.

б) Голицыно, август 1993 г.

в) Санкт-Петербург, май 1991 г.

г) Каменск-Подольск, январь 1995 г.


Третий этап сестринского процесса – планирование ухода.


После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента , сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.
Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Различают два вида целей:

1. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

2. Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

1.действие;
2.критерии: дата, время, расстояние;

3.условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Требования к постановке целей :

1. Цели должны быть реальными.

2. Необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели.
3 Цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
4. Формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Составление плана ухода

После формулировки целей сестринский персонал составляет письменный план ухода за пациентом. План - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробный перечень специальных действий, направленных на достижение целей по определённой проблеме пациента в конкретной ситуации.

План обязательно должен быть конкретным, не допускаются общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если Вы планируете провести беседу с пациентом, нужно записать тезисы этой беседы.

Например, по приоритетной проблеме пациента «острая боль в животе» цель может быть сформулирована следующим образом: поддержать боль на уровне терпения все время до операции.


  1. Медсестра придаст пациенту удобное положение, облегчающее боль.

  2. Медсестра обеспечить прием болеутоляющих средств каждые два часа, в соответствии с назначение врача .

  3. Медсестра обучить пациента технике релаксации (расслабления)

  4. Медсестра применит словестное внушение и отвлечение.
При составлении плана ухода медсестра может руководствоваться соответствующими стандартами сестринского вмешательства, если под стандартом понимается перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.

Например, ознакомьтесь с примерным стандартом сестринских вмешательств при проблеме «стул со склонностью к запорам»

Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам. Цель: краткосрочная- у пациента будет стул не реже одного раза в два дня; долгосрочная – пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки.

Характер сестринских вмешательств:


  1. Обеспечить кисло-молочную, растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) - диета №3.

  2. 2. Обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочных продуктов, соки, вода) до 2- х литров в день.

  3. Попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15020 минут после приема стана холодной воды на тощак).

  4. Обеспечить достаточную двигательную активность пациенту.

  5. Обеспечить прием слабительных и постановку опорожнительных клизм по назначению врача.

  6. Регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.
Стандарт создается в помощь медсестре, это справочник, но следует помнить, что в стандарте невозможно предусмотреть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому нельзя его применять необдуманно.

Реакции пациента на предоставленный уход;

Проблемы, оставшиеся при выписке;

Мнение пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.




Ф.И.О.

ВНЕШН.

ВИД


ТЕСТ

СИТУАЦ. ЗАДАЧА

ФРОНТ.

ОПРОС


ТЕРМ.

ДИКТАНТ


САМОСТ.

РАБОТА


ДЕЛОВАЯ ИГРА

ИТОГ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

дата проведения занятия:___________________________________Преподаватель: _____

Дидактический материал.
Тест

Вариант №1.


  1. Краткосрочные цели решают в течение:
а) 1 месяца.

б) 3 недель.

в) 2 недель.


  1. Независимые вмешательства – это
а) Внутримышечная инъекция, назначенная врачом.

б) Беседа медсестры с пациентом по поводу предстоящей операции.

в) Внутривенная инъекция, назначенная врачом.


  1. Цели должны быть:
а) Реальными и достижимыми.

б) Интересными и объемными.

в) Понятными для медсестры.


а) 3 этапов.

б) 4 этапов.

в) 5 этапов.


  1. В первую очередь решают:
а) Потенциальные проблемы.

б) Настоящие проблемы.

в) Приоритетные.


  1. К социальным проблемам относится :
а) Рвота.

б) Лихорадка.

в) Страх смерти.

г) Беспокойство по поводу увольнения с работы.


  1. Первый этап сестринского процесса называется:
а) Постановка сестринского диагноза.

б) Реализация плана ухода.

в) Обследование пациента.


  1. Информация о пациенте бывает:
а) Субъективная и объективная.

б) Хорошая и плохая.

в) Настоящая и прошлая.


  1. К физиологическим проблемам пациента относиться:
а) Тошнота.

б) Дефицит общения.

в) Социальная изоляция.


  1. К психологическим проблемам относиться :
а) Запор.

б) Социальная изоляция.

в) Чувство ложной вины.

Тест.

Вариант №2.

Выберите один правильный ответ.


  1. Долгосрочные цели решаются в течение:
а) 10-14 дней.

б) в течение 2 недель.

в) более 2-х недель.


  1. Зависимое вмешательство – это:
а) Заполнение СИБ.

б) Помочь пациенту придать удобное положение во время приступа боли.

в) Закапывание капель в глаза, назначенное врачом.


  1. Второй этап сестринского процесса называется:
а) Сбор информации.

б) Оценка результатов ухода.

в) Постановка сестринского диагноза.


  1. К физиологической проблеме относиться:
а) Бессонница.

б) Отказ от приема лекарств.

в) Недоверие к мед. персоналу.


  1. К психологическим проблемам относится:
а) Жажда.

б) Дефицит досуга.

в) Головная боль.


  1. К социальным проблемам относиться:
а) Слабость.

в) Плохое материальное положение.


  1. Выберите сестринский диагноз:
а) Острый живот.

б) Гипертоническая болезнь.

в) Избыточное питание.


  1. В первую очередь решают:
а) Существующие проблемы.

б) Потенциальные.

в) приоритетные.


  1. Сестринский процесс состоит из:
а) 2 этапов.

б) 6 этапов.

в) 5 этапов.


  1. На 3 этапе сестринского процесса медсестра:
а) Реализует план ухода за пациентом.

б) Составляет цели и план ухода за пациентом.

в) Оценивает результат ухода за пациентом.

Ситуационные задачи.

Задача №1.

В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т. 68 лет c диагнозом пневмония.
Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.
Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением . За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.
Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.
Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.
Общий анализ крови: ускоренная СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево.

Задания.
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

После того, как проведено предварительное обследование пациента , собраны все необходимые анализы, поставлен сестринский диагноз (который может изменяться), выбраны приоритетные проблемы, с которыми нужно бороться, медицинская сестра приступает к следующему этапу сестринского процесса.

Теперь медсестра начинает планировать собственные действия, определяя ожидаемые результаты от лечения, используя конкретные техники и методики оказания помощи.

Планирование сестринской помощи

Конкретно разработанный индивидуальный план сестринского ухода должен обязательно быть оформленным в письменном виде. Данные записи являются юридическим документом, который:

Позволяет оказывать максимально эффективную помощь даже при постоянной пересменке дежурных медицинских сестер;
обеспечивает преемственность и универсальность ухода;
контролирует действия медицинской сестры;
оценивает финансовые затраты на лечение, путем перечисления списка необходимых процедур, лекарственных препаратов и расходных материалов. Это, кстати, позволяет рассчитать потребности конкретного лечебно-профилактического учреждения в лекарственных препаратах и материалах для оказания помощи пациентам;
оценивает проведенные мероприятия и определяет их эффективность по отношению к желаемым результатам.

Постановка целей

Данный пункт просто необходим, ввиду того, что он позволяет оценить конкретно проведенные действия по уходу за пациентом, а также отследить их эффективность.

Постановка целей медицинской сестры должна отвечать некоторым требованиям:

  • цели и задачи должны быть реально достижимыми и выполнимыми
  • цели и задачи должны иметь четкие временные рамки;

Над достижением поставленных целей работает и медицинская сестра, и пациент, и его семья или родственники, оказывая посильную помощь медицинскому персоналу, объединяя свои усилия для решения общих задач.

Цели и ожидаемые результаты имеют четкое временное ограничение, позволяющее дать объективную оценку событий. На время достижения целей влияет:

  • природа проблемы
  • этиология заболевания
  • состояние больного
  • ход лечения

Все цели сестринского процесса можно подразделить на два класса:

  1. Краткосрочные.
  2. Долгосрочные.

Краткосрочные цели устанавливаются для оказания срочной и первостепенной помощи по устранению главных проблем пациента. Чаще всего, краткосрочные цели не затягиваются дольше, чем на одну-две недели и решают неотложные задачи.

Долгосрочными целями считают проекты, рассчитанные более чем не две недели. Такие задачи призваны не допустить повторных происшествий, рецидивов, являются:

  • Профилактическими
  • Социальными
  • Приспосабливающими
  • Адаптирующими

Понятно, что подобные долгосрочные цели действуют даже после выписки пациента из медицинского учреждения.

Без длительного планирования больной, по сути, не получает достойного качественного сестринского ухода.

При постановке целей медицинская сестра руководствуется:

  • действием (что делать)
  • критерием (когда делать)
  • условием (с помощью чего или кого)

Рассмотрим пример: медицинская сестра должна в течение двух недель научить больного делать укол инсулина самостоятельно.

Цель – инъекция инсулина.
Критерий – две недели.
Условие – с медсестринской помощью.

Для создания благоприятных условий и предрасположенности пациента медицинским работником активно используется соответствующая мотивация, создание благоприятных условий.

Составление плана ухода за пациентом , который был бы понятен другим коллегам, подразумевает наличие стандартов сестринского ухода, нормативов оказания качественной помощи.

В нашем Государстве такие проблемы стоят достаточно остро, так как эта область изучена не до конца и пока не имеет стопроцентно точных определений ухода за пациентом.

Выявив цели, определив задачи, медицинская сестра приступает к созданию собственного письменного руководства по уходу за пациентом.

Это подробный перечень всех действий и команд, необходимых для достижения успехов в сестринском уходе, записанный в сестринскую историю болезни.

В итоге, третий этап заканчивается четким пониманием последующих действий и мероприятий. Для проверки полноценности проведенной работы, рекомендуется ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы цели ухода?
  2. С кем необходимо работать (личностные индивидуальные данные о пациенте)?
  3. Какое окружение у пациента (родственники, их возможности в оказании помощи, их отношение и др.)?
  4. Каковы задачи для достижения поставленных целей?
  5. Методики и техники для реализации задач?
  6. Вероятные последствия?