Классный час на тему "добро и зло в современном мире". Внеурочное занятие:"Доброта в современном мире" Добро в современном мире

Тема : « Добро и зло в современном мире»

Цели : познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», учить аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать другим людям.

Оборудование : мультимедийная установка, изображение солнца

Есть только один способ

положить конец злу-

делать добро злым людям.

Л.Н. Толстой

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» А, теперь, рассядьтесь по согласно вашим цветам на жилетах.

Наш классный час сегодня мне,хотелось бы, начать с притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Добро и зло в современном мире». Добро и зло. Какие емкие, важные понятия! На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии.

Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире. Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи наказаны? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Составьте, «кластер» на слово «добро» и «зло». Подведение итогов учителем.

Добро – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «добро», с каким предметом. У меня, например, добро ассоциируется со свечой . Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло.

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «зло» ? (ответы учеников).

Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга.

Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям.

Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

Ребята, перед вами лежат листочки . Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятность?

Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться?

Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце.

Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра.

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме.

Дети пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме .

Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней

Рефлексия.

Я предлагаю вам на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно он работал.

Наш классный час подходит к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Внеурочное занятие о понятиях "добро", "благотворительность", "волонтеры" с подборкой литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям детей.

Цель :создать условия для осознания детьми понятий «добро», «благотворительность», «волонтер»

Задачи:

  • на примере литературных произведений и мультипликационных героев, доступных детскому восприятию объяснить, какой смысл вкладывают люди в понятия «добро и зло»;
  • показать примеры добрых дел, доступных ребенку;

Форма проведения: внеурочное занятие

Ход занятия

– Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить и очень важные для всех людей понятия. Давайте вы сами догадаетесь о чем пойдет речь. Посмотрим мульфильм «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина и Вячеслава Назарука. Этот мультик хорошо знают ваши родители, а многие из вас его не видели.

(Просмотр мульфильма)

– Догадались? Тема нашего занятия «добро» и «зло».

– Давайте обсудим смысл слова «доброта». Что значит быть добрым?(ответы детей).

– Послушайте рассказ «Чтобы бабочка не укололась» В.А. Сухомлинского

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации - острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.

– Как вы оцениваете поступок Зои. Поразмыслите добро или зло принесла она акации?

– В жизни добро и зло идут рядом, также как ненависть и любовь.Дорога к добру нелегка. Главное умение не давать волю злым чувствам и стараться их подавлять. Важно осознавать свои действия и их результаты. Недаром в нашем языке много пословиц о доброте

Худо тому,кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

Доброе дело само себя хвалит.

– Сейчас другие времена. Может добро и не нужно никому? (Ответы детей)

– Добро важно всегда. Много литературных произведений написано об этом. Послушайте стихотворение Н.Добронравова

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники Добра.

Мы счастье всем добудем,
Волшебники удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям.

Чтоб была светлее старость,
Чтоб не плакать малышам,
Мы разносим людям радость
По забытым адресам.

Двери, окна и калитки
Открываешь сердцем ты…
Платят золотом улыбки
За волшебные труды.

Дышите полной грудью!
Пускай никто не плачет…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям.

– Вспомните, когда вы сделали что-то хорошее, как становится у вас на душе? (Ответы)

Значит, от добрых дел нам самим становится лучше. В мире прибавляется доброты. А если вы отомстили кому-то даже за серьёзный поступок, как себя чувствуете? (Ответы). Постарайтесь простить человека, обидевшего вас и вы станете лучше, вам будет легче жить.

Но есть в жизни ситуации, когда доброта помогает человеку просто выжить. Вы слышали слово «благотворительность», «волонтеры». Расскажите, что они обозначают. (Ответы).

В мире много тяжело больных детей, которым необходима дорогостоящая медицинская помощь. Не всегда родители могут сами справиться с этим и тогда на помощь приходят благотворительные организации. Вы слышал и таких? (Ответы). Послушайте стихотворение о людях, работающих в таких организациях.

Просить других всегда непросто -
Гораздо проще не просить.
Но как же быть, скажите, звезды,
Когда ребенку надо ЖИТЬ?

Когда ты знаешь: все так зыбко,
Всему на свете есть цена,
Что права нету на ошибку,
Что у ребенка жизнь одна!

Не надо говорить:
«Их много!И всем не сможем мы помочь!»
В глаза глядите – в них тревога:
«Спасите жизнь! Спасите дочь!»

А мы...У нас свои заботы,
И в круговерти важных дел
Гораздо проще отвернуться:
«Не смог». А может, не хотел?

А часто многого не надо:
Остановиться на бегу,
Копилку жизни малым вкладом
Пополнить. И решить судьбу

– Конечно, дать большую сумму денег может только крупная организация или предприниматель. Но часто мы видим в новостях просьбу о помощи, обращенную к простым людям. Мы не сможем дать много денег, но отправив 100 или 200 рублей, неравнодушные люди собирают миллионы и спасают жизни, таким как мы.

"С миру по нитке" – получится ткань,
С каждого это малая дань.
"С миру по нитке" – готов прочный плащ,
Не страшен ненастья дождливого плач.
"С миру по нитке" – и сшили пальто,
И человечку в нем будет тепло.
"С миру по нитке" – а вот и броня!
Нам ведь не жалко "нитки" , друзья!

– Подумайте, что вы покупаете, когда у вас оказывается такая сумма? (Ответы)

Вот и получается, что однажды не купив лимонад или чипсы вы внесете лепту в спасение чьей-то жизни. Никто не застрахован от болезни.

Заканчиваются наше занятие. Каждый сделал для себя собственный вывод. Мы не будем заставлять вас говорить об этом вслух.

Подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Чтобы мир стал лучше даже сегодня у вас есть время: помогите подняться упавшему другу, покормите птичек, улыбнитесь и скажите спасибо продавцу в магазине. Только благодаря каждому из нас в мире прибавится доброты.

– Давайте закончим наше занятие песенкой из мультфильма о поросенке Фунтике. (Раздается текст для обсуждения).

м/ф "Приключения поросенка Фунтика "

Слова В. Шульжика,
музыка В. Львовского

Хорошо бродить по свету
С карамелькой за щекой.
А еще одну для друга
Взять в кармашке про запас.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по улице
С теплым кроликом за пазухой,
Принимая как награду
Сердца маленького стук.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Хорошо бродить по городу
С белым голубем в цилиндре,
С красным шариком на ниточке,
И с улыбкой до ушей.

Потому что, потому что
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже
В этом мире доброта.
В этом мире доброта.

Исполнение песенки детьми

Классный час

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

    Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

    добро и зло

    доброта

    милосердие

Методы обучения:

    Беседа

    Упражнения

    Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Учитель: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Учитель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

    Что такое добро и зло?

    Добро и зло в нашей жизни

    Человек и обстоятельства

    Милосердие

Ответы детей .

2. Работа с понятиями

Учитель: Как вы понимаете значение слов " добро и зло "? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это...»
«Добрый человек – это... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Слайд 4

Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Учитель: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Учитель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Слайд 5.

Учитель: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Учитель: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей .

Учитель: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?
Ответы детей.

Учитель: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

    Можно ли принудить человека быть добрым?

    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Учитель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Слайды 6-13

Учитель: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

    Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм)

    Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

    Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

    Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

    Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

    Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Учитель: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Учитель: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

Учитель: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Учитель: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

Учитель: Спасибо. У меня к вам вопросы:

Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?
Ответы детей.

Учитель: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости - страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар» , «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире».

Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес : «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо : «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир : «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль : «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой : «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин : «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький : «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература :

1. Б огданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995

Эссе

«Нужна ли доброта в ХХI веке?»

учащийся 11 Г класса МАОУ лицея № 17

Руководитель: Левен Татьяна Андреевна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицея № 17

Калининград

2013 г.

Нужна ли доброта в 21 веке?

Мне все же кажется, что доброта измеряется не способностью выделить часть того, что у тебя есть, а чем-то более всеобъемлющим. И, по-моему, доброту все-таки сложно измерить в каких-то единицах. К тому же, этой самой доброты как-то все меньше и меньше, к сожалению, можно встретить в нашем обществе. Конечно, каждый добр по отношению к своим близким: к детям, к родителям, к знакомым, потому что в ответ в глубине души ждет такого же доброго поступка. А вот очень сложно совершить что-то подобное по отношению к совершенно чужому человеку, при этом абсолютно не рассчитывая на какую-то благодарность. Почему-то сейчас люди почти подвигом считают поведение людей в видеороликах, представленных в Интернете: автомобилисты останавливаются, чтобы перевести пожилого человека через дорогу или подтолкнуть машину, застрявшую в кювете. Но ведь это простое, обычное явление, ставшее в последнее время редкостью, поэтому так высоко и оцениваемое. Что случилось с людьми? Неужели доброта – это что-то вроде архаизма? Не хочется думать, что люди так очерствели душой, но вот едешь утром в автобусе, когда все места заняты, и видишь – заходит старенькая бабуля, руки у нее трясутся (почему одна в такое время – обстоятельства бывают разные), еле держится, но сесть некуда – все места заняты студентами, школьниками, молодыми рабочими и служащими, и НИКТО не встает! То ли черствость души, то ли плохое воспитание – объяснить сложно. Мои родители меня приучили все-таки оглядываться по сторонам, поэтому я практически всегда захожу в автобус и стою в проходе, потому что всегда есть люди, нуждающиеся в большем комфорте, чем я.

И все-таки я думаю, доброта будет нужна всегда: и в 21 веке, и в 22, и в последующих тоже. Человечество не выживет без проявления добра. Это такая категория, которая передается по кругу вне желания или нежелания человека. Прошлым летом я нашел в магазине кошелек с деньгами, водительскими правами и кредитными картами. Через Интернет мы с братом нашли владельца и вернули ему все в целости и сохранности. Он просто был потрясен, когда увидел, что все на месте. Через пару месяцев я сам лично потерял свой кошелек, но, к моему удивлению, получил его через несколько дней без какой-либо потери. Когда я рассказал об этом своей маме и засмеялся, что это настоящий круговорот кошельков в природе, она ответила, что «это круговорот, но не кошельков, а добра среди людей».

Хотелось бы верить, что такой круговорот добра будет не единичным, а массовым, общечеловечным, что с каждым витком доброта будет облагораживать людей и делать их совестливее, мягче, внимательнее по отношению к другим людям, знакомым и незнакомым.

Как известно, проблема «добра» и «зла» во все века привлекала внимание людей и как религиозная спекуляция, и как борьба этических норм, но ни в одном из веков реальная борьба добра со злом не велась так явно и бескомпромиссно, столь же продуктивно и, порой, трагично, как в ХХ веке.

В строгом соответствии с принципом вора: громче всех кричать: «Держи вора!», -«спичрайтеры» Рональда Рейгана в конце ХХ века объявили СССР «империей зла», а США, естественно, «рынком добра». Последовательно проводя принципы этого жанра в жизнь, пропагандисты Запада даже не пытались разъяснить своим гражданам ни того, что такое зло, ни, что такое добро.

Они «забыли» ответить на вопросы, почему американская администрация самым тесным образом сотрудничала со «злым» Сталиным в конце Великой Отечественной войны, и почему СССР был объявлен «империей зла», когда им руководил Брежнев, при котором Андропов пачками выпускал «узников совести», непримиримых борцов против Советской власти, за «железный занавес» в Америку, Англию в то время, когда КГБ, порой, не выпускал законопослушных советских интеллигентов даже в Болгарию?

Такое положение вещей нельзя объяснить ничем иным, как наличием в высшем руководстве КГБ стратегии, предполагавшей, с одной стороны, возбуждение обывательской обиженности в среде советских литераторов, а с другой стороны, выращивание из бездарей, отягощенных манией величия, «узников совести» и (только за счёт этого ) превращение их в литературное знамя антисоветских сил внутри СССР. Например, кто сегодня, из читающей публики, бегает в поисках произведений «гигантов мысли» Максимова, Волкова или Синявского, который, после отсидки шести (вместо семи по приговору) лет «на зоне» и получении именно в связи с этим известности в качестве писателя, был выпущен на жительство в… Англию. По схожему сценарию происходило выращивание поэта Иосифа Бродского, а также примкнувшего к ним Буковского и т.д.

До сих пор политики США уходят от ясного ответа на вопрос, почему СССР становился для них всё большей «империей зла», хотя Горбачёв, Яковлев и Шеварднадзе готовы были буквально лизать любое место США и даже передвигать по их просьбе государственную границу СССР, панически выводя отовсюду советские войска?

Но сегодня уже и обывателям становится ясно, что по планам США на пространстве, некогда занимаемом СССР, не должно было остаться ничего суверенного, даже «самостийной Украины», а тем более, демократической РФ, которая, в принципе, могла бы помешать олигархам США делать в мире всё, что душе угодно… Правда, после ельцинского переворота 1991 года ответ на этот вопрос стал ясен даже Синявскому и его жене, когда они узрели и учуяли, наконец, то зло, в которое «демократы» погрузили их Родину, и во имя которого спецслужбы США много лет использовали их самих. (См., например, интервью Синявского в «АиФ» №41 за 2005 г.) .

ХХ век стал уже достоянием истории. А как будет происходить борьба между добром и злом в ХХI веке? Согласно христианскому вероучению, человечеству в ближайшее время ничего оригинальнее, чем «конец света», или «Армагеддон» не предстоит. Рай всем не грозит. Современная наука тоже колеблется между «всеобщим потеплением» и «всеобщим оледенением». Продолжается усиленная разработка автоматических средств массового уничтожения людей. Иными словами, трудно утверждать, что «силы зла» решительно отступают перед «силами добра».

К вопросу о словах

Прежде всего, следует учесть, что слова «добро» и «зло» мало пригодны при научном анализе общественных проблем. Эти абстракции одинаково часто употребляются как в современной академической философии, в теологии, так и на любой кухне, в том числе и «PR». Они органичны для детских сказок и религиозных мифов. Их смысл покрыт многовековым налётом спекуляций и мистификаций. Однако именно эти слова «сидят» в сознании современной читающей публики прочнее, чем, например, слова: конструктив или деструктив, прогресс или регресс, отражающие основные противоположности человеческого бытия конкретнее, чем слова «зло» или «добро».

Современные обыватели отождествляют «добро» с «больши-и-им» количеством денег, а «злом» называют любое «маленькое» их количество. Одновременно в их сознании господствует представление о добре и зле, как о сочетании звезд на небе, сгустках сверхъестественных сил, как о злых и добрых духах, существующих «сами по себе» или временно заключенных в «лампу Аладдина», способных по собственному выбору гадить или мирволить православным или правоверным. Благодаря носителям подобных представлений, точнее, их кошелькам, кормится гигантский круг «оккультистов» и, конкурирующих с ними, официальных «культистов».

Поэтому, с точки зрения почитателей астрологических прогнозов, добром можно назвать всё то, чем человек располагает, а злом, всё то, что он утрачивает. Например, утеря золотого кольца есть зло для растяпы, а находка того же кольца другим человеком есть приобретение добра. По этому поводу многие рыночно ориентированные мистики говорят, что им «привалило счастье». Т.е., ровно в той мере, в какой одно событие является «добром» для одного человека, это же событие в той же мере является «злом» для другого человека. Но, если через некоторое время милиция сообщит растяпе достаточно банальную для наших дней новость, что его кольцо найдено у алкоголиков, убивших человека ради того самого золотого кольца, которое тот нашел на улице, то, разумеется, и убийство «везунчика», и срок, полученный убийцей, и факт возврата кольца, и то, что кольцо было вовремя потеряно и потому алкоголикам пришлось убивать временного, а не постоянного хозяина, - всё это заставит потерпевшего задуматься над противоречивостью наших современных представлений о добре и зле.

Теоретическая неразработанность проблемы добра и зла привела к тому, что люди относят к числу «зла» и природные явления. Многие из них считают, что стихийные бедствия ниспосланы на них «сверху» за грехи. Т.е. «…не будь на то господня воля…», никогда бы не было стихийных бедствий. Действительно, только в мистическом сознании природные силы могут выглядеть как добро или зло. Для того, чтобы отождествлять действие сил природы с добром или злом, необходимо оставаться на уровне первобытного сознания, обожествляющего или дьяволизирующего физические процессы. Только умственные дикари сегодня могут вымаливать дождь, или приносить в жертву красавиц, чтобы бог сделал доброе дело и отлил на Землю немного влаги.

В мироздании все течет, всё изменяется. Молодые горы под воздействием влаги, температуры, корней растений меняют свою форму, и это ни хорошо, ни плохо. Горы не страдают оттого, что «стареют». Это просто факты бытия материи. Страдать, злиться на своё старение может только человек, да и то не каждый.

Космос имеет в своём арсенале незначительный набор условий, непосредственно пригодных для жизни людей. В то же время он обладает бесконечно большим объемом факторов, вызывающих смерть. Такое непропорциональное сочетание противоположностей ЕСТЕСТВЕННО, поскольку сам субъект есть ОДНО из бесчисленных проявлений природы, а не наоборот.

Метеоритный «дождь», как и периодически происходящие встречи планет с гигантскими астероидами или кометами, несущими в себе угрозу любой форме жизни, возникают не в порядке проявления сил добра и зла, а в силу физических, не зависящих от сознания, процессов, протекающих в бесконечных макро- и микромирах. Тем не менее, белковая жизнь на Земле существует и становится всё менее бестолковой.

Уже не раз ученые (своими прогнозами) спасали сотни тысяч людей, города от землетрясений, «цунами», извержений вулканов, т.е. превращали силы природы в практически безобидное для человека зрелище. При «злодее» Сталине территория СССР, как никогда и нигде прежде, энергично охватывалась неуклонно расширяющейся системой санитарно-эпидемиологических, метеорологических, гидрологических, гляциологических, сейсмических станций и астрономических обсерваторий, чтобы минимизировать воздействие слепых сил природы на советского человека. В настоящее время, в условиях тирании «демократов», эта уникальная система разрушается и, пропорционально умиранию науки в РФ, сокращению расходов на службы предупреждения о природных явлениях, расширяется сфера действия министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), зона больших доходов «ритуальных контор» и мест пиршества крыс. Благодаря рыночным преобразованиям множится и будет множиться количество пострадавших от стихийных бедствий, в том числе и от антисанитарии.

Когда извержение вулкана или цунами не причиняют вреда людям, они любуются этими мощными проявлениями сил природы. Там же, где рыночные принципы или религиозные догмы не позволяют науке развиться до необходимого уровня, там землетрясения, вулканы и наводнения убивают сотни тысяч людей.

Материи безразлично, может ли она создать человека, убить или спасти его. Она просто существует, как говорил Гегель, «в-себе-и-для-себя». В рамках проблемы добра и зла всё зависит от того, как человек использует силу вещества природы - для разрушения или созидания, как яд или как лекарство.

Первые врачи использовали яд, чаще всего, как лекарство, короли, чаще всего, как яд. Правда, благодаря рыночным отношениям и свободе слова, всё чаще появляются сообщения о современных врачах-отравителях , врачах-потрошителях . Поэтому сегодня уже не возникает сомнений, могли ли врачи-отравители делать своё черное дело и в сталинские времена. События и преступления, последовавшие за переводом российской медицины на рыночные рельсы доказали: обязательно могли. Просто многие врачи в советское время боялись проявлять в полной мере свои садистские и стяжательские наклонности. Но если внимательно перечитать, например, «Собачье сердце» или «Доктора Живаго», то можно многое понять в циничном, меркантильном, эгоистичном мирке медицинской элиты. Сребролюбие, высокомерие, эгоизм, - это абсолютно естественные свойства души интеллигента, вырванного из рамок привычного рыночно-феодального комфорта царской России. А уж когда страна вернулась к рыночно-криминальной демократии, то рост количества врачей-убийц, в том числе и недообразованных тупиц в белых халатах, опять стал нормой. Кто следит за западными криминальными публикациями, тот знает, что «серийный врач-убийца» - столь же частый гость на страницы газет цивилизованного Запада, как и тема расстрела подростками своих обидчиков в школах. Что уж говорить о РФ, вставшей на путь слепого подражательства.

Но, совершенно очевидно, что только тогда, когда уйдут в небытие рыночные, стяжательские, конкурентные отношения, вместе с ними окончательно уйдут в архивы и дела о врачах-отравителях.

Там где нет власти денег, там исчезает интерес к убийству и разрушению . Поэтому, вместе с ослаблением духа торгашества, яды (например, наркотики) вновь будут выполнять ТОЛЬКО лекарственную функцию, поскольку только через созидательную НАУЧНО обогащенную деятельность ЛЮДЕЙ всё большее количество сил природы превращается в точно дозируемое добро.

Таким образом, от читателя, решившего разобраться в проблеме добра и зла, требуется работа ума, отнюдь не журналистского и не рейгановского уровня, чтобы убедительно отнести что-либо к разряду действительного добра или зла и не перепутать «адреса».

Некоторые аспекты научного подхода к проблеме

Как и любую другую проблему бытия, проблему добра и зла можно решить лишь на основе научного подхода. В свою очередь, научный подход немыслим без постижения сущности исследуемого феномена, в данном случае «добра» и «зла». Но трудность состоит в том, что огромное количество современных интеллигентов, оперирующих понятиями «добро» и «зло», не владеют философской категорией «сущность». В лучшем случае под сущностью они понимают нечто «самое главное», содержащееся в самом предмете исследовании. А поскольку в предмете содержится множество сторон, без которых предмет не существует, поэтому у каждого мыслителя могут возникать МНОЖЕСТВЕННЫЕ сугубо индивидуальные представления о «сущности» любого предмета исследования.

Абсурдность такого подхода легко проиллюстрировать вопросом о сущности денег. Если исследователь будет искать сущность денег, разглядывая исключительно саму монету даже в электронном микроскопе, то ничего «главного» обнаружить в монете он не сможет. Любая монета содержит в себе отчеканенный номинал, форму и состав металла, иногда очень дешевого, но никак не сущность. Ни один из названных элементов содержания монеты не является сущностью монеты и не объясняет её общественную роль.

В составе, например, цианистого калия (быстродействующего яда), нет ни одного ядовитого элемента. Все они полезны для организма. Состав этого цианида не содержит в себе никакого субстратного «главного», что проливало бы свет на сущность его как яда и позволяло бы выделить себя предметно, в качестве осязаемой сущности этого яда. Пистолет, как известно, может пролежать вечность, не причинив никому зла. Им можно, с успехом, колоть орехи. Необходимо, чтобы люди вступили в такую систему отношений, когда бы элементы пистолета проявили свои свойства именно как орудия убийства.

Иными словами, невозможно найти сущность явления среди элементов, составляющих его содержание, даже тогда, когда все эти элементы известны. Образно говоря, субстрат зла будет выделен наукой в чистом виде не раньше, чем алхимики создадут «философский камень», т.е. никогда.

Поэтому, оставаясь на позициях научного подхода , приходится признать, что ПОНЯТИЕ добра или зла может родиться ТОЛЬКО В СОЗНАНИИ человека, и источником сознательного зла или добра для людей могут быть только сами люди, а точнее, их ПОСТУПКИ, как форма внешнего выражения содержания их мыслей.

Однако, если бы на свете существовало только добро, то никто не знал бы о существовании… добра. Люди бы просто жили, причем, несомненно, счастливо. Если бы на свете существовало только зло, то НЕКОМУ было бы знать, что такое зло. Иными словами, одно понятие без другого бессмысленно. Добро пока незначительно превосходит зло, поэтому мир людей существует. Окончательная победа зла в мире была бы подобна победе раковой опухоли над своим носителем. Одержав победу над здоровыми клетками организма, раковая опухоль отправляется в крематорий вместе с телом упокоенного хозяина. А поскольку человечество всё ещё существует, постольку ясно, что ведущей стороной данной пары противоположностей является добро, оно всё ещё определяет некоторые основные тенденции общественного развития, в том числе и изменения в сознании людей. Но с добром усиленно борются и если судить по статистике распространенности пороков, то получается, что ровно в той мере, в какой рыночники устраняют советское наследие, в такой же мере растет фашизм, религиозный и коммерческий терроризм, коррумпированность чиновников, проституированность политиков, наркомания всех видов, преступность, суицидальные наклонности, сексуальные уродства, бездомность, нищета и беспризорность.

Таким образом, поднявшись на первую «ступеньку» научного постижения сущности добра и зла, все и давно осознали, что добро и зло - ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ понятия . Но не придали этому «открытию» должного значения. Не сыграло роль подсказки даже то обстоятельство, что все, особенно нашумевшие преступления, были совершены в качестве тщательного промысла. Возьмём ли для примера случай с Евой или размышления Каина перед убийством Авеля, или частные переговоры олигархов во время подготовки ими первой мировой войны, когда для разработки средств массового убийства ими были мобилизованы все «лучшие» интеллектуальные силы ВСЕХ стран - будущих участниц этой бойни.

«Танцуя» от «печки» сознательной сущности добра и зла, необходимо понять, что пара «добро и зло» может возникнуть только как внешнее выражение противоположности мировоззренческих позиций: даже тогда, когда они мнимые (христианство - ислам), а тем более, если они реальные (религия - атеизм, фашизм - интернационализм), так и как результат противоположности реальных отношений людей друг к другу, например, предприниматель к предпринимателю (никто так не желает смерти ближнему своему, как предприниматель предпринимателю), предприниматель к менеджеру, предприниматель к пролетарию или пролетарий к предпринимателю.

Но, если отношение предпринимателя к пролетарию есть узаконенное сознательное ограбление, то отношение пролетария к предпринимателю есть тупоголовое донорство. Оно подпадает под библейскую рекомендацию: раз за разом подставлять под удар правую щеку, когда тебе уже врезали по левой, и доказывает, что ещё мыслители древности подметили в одних людях готовность систематически осуществлять зло, например, грабить и бить ближнего (и такой тип людей не приходится долго уговаривать), а в других людях - кормить своих тиранов и терпеть.

Характерно, что демагогических сторонников «добра» существенно больше, чем словоохотливых сторонников «зла». Хорошо известна словесная диарея современных политиков во славу «добра». Тысячелетиями официальные религии молятся за «добро», проклиная «зло». Однако на практике и даже в статистических отчетах «зло» продолжает множиться и, очень часто, переходит в наступление, сокращая «пространство» добра.

Такое положение вещей можно объяснить только тем, что освоенная ступень понимания сущности добра и, следовательно, практика «борьбы» со «злом», как и система воспитания в людях «добра», лишь усугубляет АБСУРДНОСТЬ в представлениях людей по важнейшим вопросам «добра», противопоставляет их научному пониманию. А раз представления абсурдны, следовательно, они взаимоисключающе многообразны по одному и тому же вопросу , поэтому и реальные отношения людей друг к другу, т.е. отношения носителей этих представлений, антагонистичны . Верно и обратное, если реальные отношения людей антагонистичны, то противоположны, в конечном итоге , и их представления друг о друге. Причем это, последнее, - первично в жизни рыночного сообщества.

Современные олигархические СМИ усиленно пропагандируют многомыслие по каждому вопросу бытия, особенно в области политики, именно для того, чтобы сумма векторов движения противников зла всегда стремилась к нулю, т.е. чтобы общество постоянно пребывало в состоянии «лебедь, рак да щука». Как известно, и мусульмане, и христиане с официальной трибуны проповедуют любовь к ближнему, но посмотрите на то, что им пришлось делать по отношению друг к другу на протяжении всей истории. Мечи яростно скрещивали и кровь проливали не муллы и епископы, а миллионы простых, противоположно «мыслящих» верующих. То же самое происходит сегодня с пролетариями разных национальностей.

Следовательно, самый короткий ответ на вопрос, как избавить человечества от зла, заключается в том, что людей необходимо избавить от противоположности их представлений о человеческом бытии. Ибо истина ОДНА .

Это задача вполне решаема, и наука уже много полезного сделала на этом поприще. Сегодня не много найдется охотников опровергнуть теоремы, доказанные Евклидом в области геометрии. Не много найдётся дураков, которые считают себя ущемленными необходимостью повторять за Евклидом нетленные истины планиметрии и стереометрии. Это доказывает, что научный подход способствует выработке абсолютных истин и, следовательно, ЕДИНЫХ представлений о широком круге вопросов.

Как только Евклид наделил людей научными представлениями о формах предметов и объемов, в этой области возобладало положительное заучивание ИСТИН, открытых Евклидом. Как только появилась геометрия Лобачевского, в среде геометров стали проявляться и другие «неевклидовы геометрии». И хорошо, что ни один из спорщиков пока не опозорил себя предложением решить этот вопрос демократически, т.е. голосованием, как это привыкли делать рыночные политики.

С Ньютоном в вопросах механики спорят редко. А вот споры вокруг некоторых открытий Эйнштейна не утихают уже более ста лет. И все потому, что миллиарды людей не только не владеют тензорными уравнениями и материалистической диалектикой, но и элементарными навыками чтения.

Более ста лет ученые не спорят о состоятельности периодической системы химических элементов. Но беда в том, что миллиарды людей на планете не знают даже о существовании «таблицы Менделеева». А уж о распространенности научных знаний в области обществоведения и говорить не приходится.

Таким образом, пока по одному и тому же вопросу в сознании людей будут существовать два и более мнений, до тех пор будет сравнительно легко расставлять людей «по разные стороны баррикады» и стравливать их. Современные демократы потому и борются за торжество «собственного мнения» в сознании людей, что оно не требует никаких усилий, никакой образованности со стороны собственника «своей точки зрения» и позволяет легко опустить людей (не обладающих НАУЧНОЙ точкой зрения) на нижние ступеньки социальной «лестницы», т.е. сделать из одних недообразованных, например, офицеров, «ментов», «вертухаев», а из других недообразованных, пролетариев умственного и физического труда, маргиналов, «люмпенов», «гастарбайтеров», БОМЖей, «зэков», чтобы первые прямоходящие «свободномыслящие» держали в тисках демократического закона вторых прямоходящих «свободномыслящих».

Некоторые социальные корни проблемы добра и зла

Ещё одной преградой, отдаляющей наступление эпохи триумфального шествия добра, является невозможность осуществлять диктатуру добра людьми, занимающими контрастные социальные позиции. Или, говоря проще, если общество содержит в себе противоположные социальные образования, то зло неуничтожимо, пока существуют эти противоположные социальные образования. Всем известно, во что вылилось возникновение ислама. В многочисленные крестовые походы христиан. Возникновение внутри феодального общества класса предпринимателей стоило им «Варфоломеевской ночи», а затем вылилось в массовую гильотинизацию уже французской аристократии. Пролетариат не раз расстреливался буржуазией. Буржуазия разных стран в разное время испытывала на себе мозолистый кулак рабочего класса. Т.е. превращаясь в социальные противоположности, люди вынуждены, прежде всего, осуществлять антагонизмы, а уж потом думать о любви к ближнему.

Бесспорно, что, например, раб и рабовладелец - ярко выраженные социальные противоположности. Способен ли рабовладелец, оставаясь им , принести добро рабу? Только осуществляя насилие, рабовладелец может превратить человека в раба и удерживать большинство рабов в состоянии подчинения. История, предания, фольклор, мифы не оставили ни одного примера, в котором бы человек добровольно напросился в рабы, даже к самому богатому рабовладельцу. Напротив, только кандалы, колодки, псы, надсмотрщики, распятия на крестах, веками удерживали рабов в неволе.

Абсурдно ждать добра, например, от субъекта, выбравшего себе стезю предпринимателя и спонсирующего СВОИ националистические организации. В системе рыночной демократии спонсорство со стороны предпринимателей является важнейшей причиной существования фашистских организаций любой национальной ориентации. (Как известно, на днях был вынесен обвинительный приговор по уголовному делу юного гражданина рыночной РФ, Александра Копцева, явившегося в синагогу и нанесшего многочисленные ножевые ранения прихожанам. По сообщениям в интернете, лица, не афиширующие себя, уже перечислили родителям А.Копцева более 100 000 долларов. Очевидно, что эти деньги перечислили не рабочие или безработные националисты). Ясно, что безработный лишен возможности оплачивать фашизм, хотя может вступить в ГОТОВУЮ фашистскую организацию от нехватки еды. Но это, как говорят, совсем другая, хотя тоже печальная, история. Понимает ли буржуазия еврейской национальности в РФ, как, впрочем, и в Латвии или в Эстонии, где восстанавливаются дорогостоящие памятники фашистам, что этим дело не закончится, или они будут продолжать уповать на силу демократического правосудия в РФ, Латвии, Эстонии?

Не могут осуществлять добро, например, и предприниматели из американского военно-промышленного комплекса. Сколько бы благотворительных акций они не оплатили, усилиями именно этих субъектов УЖЕ созданы средства, способные сделать так, что на планете не останется ни одного человека, ни какого-либо иного млекопитающего.

Таким образом, существуют СОЦИАЛЬНЫЕ роли, в рамках которых человек вообще не способен делать добро, поскольку СОЗНАТЕЛЬНО занял именно эту жизненную позицию - целенаправленно лишать людей свободного времени, средств существования и использовать их здоровье, время их жизни в своих и только в своих личных интересах.

Однако может сложиться впечатление, что совсем иное дело раб, смирившийся со своим положением и потому приносящий рабовладельцу одни лишь блага . Т.е. существует, якобы, такая социальная роль, например, раб, НЕ ПОРЫВАЯ С КОТОРОЙ, люди способны совершить одно лишь добро и не совершать зло. И, якобы, чем безупречнее раб стоит на позиции трудолюбивого «говорящего орудия труда», тем меньше у господина возникает поводов сердиться и наказывать его.

Но, раболепно принося пользу господину, раб, тем самым, осуществляет зло, прежде всего, по отношению к себе самому, т.е. лишая себя своей личной жизни.

В то же время, являясь добром для своего владельца, хорошо работающий раб, является злом и для другого раба, например, физически менее развитого, поскольку надсмотрщик обязательно накажет его за невольную «нерадивость», т.е. более низкую производительность. С этой точки зрения рабство - особо подлое и низкое зло. Покладистый раб - невольный добряк для господина и сознательный источник зла для другого раба, особенно, например, если тот готовит побег. Иными словами, не только два субъекта могут осуществлять добро или зло относительно друг друга, но и один субъект может быть носителем одновременно и добра, и зла, поскольку является носителем противоположностей в своём сознании: он и человек, он же и раб. Как человек он не против получить свободу, но как раб он счастлив, что его сегодня… не секли и даже дали вылизать хозяйскую тарелку.

Как известно, долгое время философия развивалась преимущественно как идейное приложение к рабовладению, поэтому всякий случай самоосвобождения, тем более, насильственного, расценивался официальной философией как зло в форме нанесения ущерба хозяину со стороны «говорящего орудия труда ». Это положение вошло и в заповеди Христа как универсальная форма добродетели: всякий хозяин - от бога, а потому, всякая попытка сопротивления воле хозяина не только зло, но и грех перед богом. Блажен, кто в это верует.

Таким образом, если общество разделено на противоположные социальные группы, то даже наиболее созидательные группы этого общества не могут претендовать на звание безусловных носителей добра. Т.е. даже пролетариат, самый революционный класс в истории человечества, и тот долгое время своими собственными ручками лишь созидал всё необходимое для ведения мировых войн и сам же, в союзе с крестьянством, под руководством буржуазной интеллигенции, применял оружие против таких же пролетариев, каким являлся сам.

Быть лояльным гражданином неоднородного (в культурном, социальном, политическом и экономическом отношениях) общества и не соучаствовать злу - НЕВОЗМОЖНО. Соучастие людей злу уменьшается ровно в той мере, в какой человек способствует выравниванию интеллектуального развития людей и ликвидации их социального неравенства.

Оптимизм внушает лишь то обстоятельство, что не всякая противоположность людей фатально порождает зло (например, противоположность мужчины и женщины), тем не менее, всякое зло может существовать лишь как результат социальной противоположности людей и наличия механизма, усугубляющего эти противоположности. Будучи необходимыми друг для друга, мужчина и женщина так странно ПОНИМАЮТ свои социальные функции, что появилась проституция, неравноправие, семейное и сексуальное насилие. Т.е. даже эту благую противоположность, какой является противоположность мужчины и женщины, социальные условия рыночной демократии способны довести до самоубийственного идиотизма.

Следовательно, из всех возможных противоположностей, присущих всем людям и отдельному человеку, существенной в деле возникновения зла , например, вымирания, является противоположность образованности и умственной развитости индивидов, но не только по отношению друг к другу, но и по отношению к научной истине.

Иначе говоря, не только разные люди характеризуются разными уровнями умственного развития. В подавляющем большинстве современных индивидов живут как бы два субъекта разного уровня развития. Человек может быть неплохим физиком-теоретиком, но абсолютным холопом и невеждой в социально-политических вопросах. Чем контрастнее умственное развитие отдельного индивида, тем агрессивнее содержание конкуренции таких индивидов, т.е. их отношений в системе частной собственности, вплоть до безраздельного господства одних и раболепной задавленности других.

Чем выше, гармоничнее уровень образованности, обширнее, разностороннее культурное развитие людей, тем им сложнее закабалить друг друга. Во-первых, потому, что они равны по силе образованности и развитости и поэтому, во-вторых, им трудно ввести в заблуждение друг друга, а, в-третьих, их уровень и системность культурного развития исключает примитивное отношение к другим людям, тем более, не позволяет опуститься на уровень отношений господства и подчинения, т.е. самовозвышения через унижение ближнего. Пианисту, например, Рихтеру, не пришло бы в голову утверждать, что он лучше режиссера Бондарчука-старшего.

Таким образом, зло господства не случайно, а имманентно, органично присуще строго определенной СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ категории людей в каждой расе и нации. Главной отличительной чертой этой категории людей является разносторонняя недообразованность, замешанная на культурной недоразвитости. Но зло господства возможно только потому, что существует зло раболепия .

Как показывает общественная практика, носителями зла господства, тирании может быть не каждый желающий, а прежде всего тот, кому удалось родиться и сформироваться в определенной СОЦИАЛЬНОЙ среде. Не вызывает сомнения, что рабовладельцем легче стать, родившись в семье рабовладельца, а не раба. История США до 1861 года не знает ни одного случая, чтобы от негра родился рабовладелец. В США, чтобы стать рабовладельцем нужно было, прежде всего, родиться в семье белого, желательно, образованного южанина. Теперь рабовладение могут осуществлять и афроамериканцы.

Показательно, что за несколько веков египетского рабства иудеев, только Моисей, иудей по происхождению, но воспитанный при египетском дворе, дочерью фараона , смог сформироваться в личность, мыслящую масштабно, категориями господина раболепной массы, способного, в течение сорока лет блуждания по пустыне, удерживать народ в повиновении. Ясно, что никто другой из иудеев во времена «исхода» не смог соперничать с Моисеем в образованности, что и обеспечило ему долгое безраздельное правление и веру масс в его посредничество между народом и богом. Только умея писать, он мог изготовить каменные «скрижали». Это, правда, не означает, что каждый пишущий человек может стать господином, но господином в системе частной собственности стать тем легче, чем выше уровень профессиональной господской образованности, не забывая, однако, что необходимо родиться в определенную эпоху, в определенной стране и семье, уже находящейся у кормушки или кормила власти.

Абстрактны ли зло и добро?

Даже адепты рыночной философии отлично знают, но помалкивают о том, что ни добро, ни зло не бывают абстрактными. Они всегда конкретны и персонифицированы. Например, многие могут оценить инсульт, как абстрактное зло. Но если бы инсульт «хватал» только физиков и только в момент, когда их мысль опускалась до идеи атомной бомбы, то все здравомыслящие люди оценили бы «зло» такого инсульта, как конкретное добро. Но, сознавая конкретную природу добра и зла, наёмные философы и публицисты продолжают сегодня насаждать в общественное сознание именно абстрактные, часто мистические модели зла и добра с тем, чтобы было удобнее (по команде своих сутенёров-олигархов) назначать злом то или того, что или кто в данный конкретный момент мешает олигархам получать наибольшую прибыль.

Но конкретность подхода нельзя путать с мелочной спекулятивностью. Т.е., если раз за разом ВСЯ мировая практика устанавливает закономерную зависимость между высотой поста чиновника и размером получаемой им взятки, то конкретность подхода в этом вопросе состоит не в конкретности имен чиновников, получавших взятки и соответствующие сроки тюремного заключения, а в том, что КОНКРЕТНОЙ причиной такой практики является наличие товарно-денежной формы производственных отношений . Если мировая практика год за годом констатирует зависимость между темпами роста фирм и размером прибылей, сокрытых от налогообложения, то дело не в имени конкретного владельца фирмы, а в сущности товарно-денежной формы производственных отношений, органически связанной с воровской формой мышления людей.

Поэтому, если желать перевести борьбу с коррупцией (которая достигла в РФ беспрецедентных размеров) в конкретное русло, то следует, прежде всего, не столько педантично применять современные юридические процедуры, а ликвидировать ПРИЧИНУ, создающую гарантированную предпосылку к возникновению ВСЕХ видов воровства, т.е. ликвидировать товарно-денежную форму отношений между людьми. Но это конкретное доброе дело многие сегодня пока не поймут и будут, по-прежнему, «вычерпывать из тонущей лодки воду» общим юридическим «решетом», писать в милицию, нанимать охранников и ставить железные двери.

Принцип конкретности, применительно к проблеме добра и зла, означает, к тому же, что добро это не то, что вы думаете, а то, что на самом деле , объективно является добром. Т.е. принцип конкретности и, следовательно, меры неотделим от принципа научности. В этом смысле, т.е. при научном подходе к разработке социальной политики, добро необратимо, что уже доказано необратимостью мирового общественного прогресса. (Не следует путать регресс с историческими коллизиями, связанными с революционными и контрреволюционными колебаниями на пути общественного прогресса) .

Не является регрессом даже крушение СССР. Нет ни малейшего основания утверждать, что руководство КПСС после Сталина осуществляло в СССР строительство коммунизма, а тем более при строгом соблюдении научных норм. Иными словами, рухнуло «здание», которое более тридцати лет, начиная с Хрущева, уродовали «гиганты мысли», по своему научному потенциалу, не превосходящие ни Черномырдина, ни Ельцина. Крушение СССР образца 1991 года - это крушение общественного уклада, достроенного на принципах чистейшего ОППОРТУНИЗМА, против которого всегда выступали Маркс, Ленин и Сталин. Поэтому, в историко-философском плане, крушение оппортунистической КПСС не является трагедией большей, чем крах первого и второго Интернационалов, погрязших в оппортунизме, хотя и является несомненной и явной трагедией в жизни миллионов конкретных людей. История наглядно показала, во что обходятся народам мира доверчивость, антинаучность и просто безграмотность в процессе реализации добрых устремлений.

Добро, как частный случай истины, инвариантно. Зло же многообразно, как многообразны заблуждения.

Исторический оптимизм членов партии научного мировоззрения базируется ещё и на том конкретном свойстве прогресса, что невозможно в современном обществе осуществить акт зла по отношению к кому-либо, чтобы это зло не превратилось в свою противоположность. Например, мировые войны, развязанные монополистами по поводу частной собственности на их колониальные владения, по классификации Ленина, являются злом, и поэтому он призывал народ к скорейшему свержению капитализма, чтобы не возникла первая мировая война. Однако пролетариат вовремя не прислушался к мудрым советам. Мировая война всё-таки началась. Поглотив огромное количество пролетарских жизней, прогнав десятки миллионов русских крестьян через неимоверные страдания, война империалистов обнажила своё зло, и оно предстало перед тружениками России во всей своей практической, а не теоретической значимости, что побудило их к действиям, сулящим выход из бессмысленной для трудящихся бойни. Т.е. зло войны сослужило КОНКРЕТНУЮ добрую службу политическому просвещению пролетариев России.

Рост массовой политической просвещённости под воздействием сил зла привел к тому, что по итогам второй мировой войны зло было не только отождествлено с фашизмом, но и персонифицировано в лице конкретного военного, политического и хозяйственного руководства фашистской Германии. Впервые в истории человечества люди, развязавшие военные действия, были не просто побеждены, а осуждены, как преступники и казнены.

Ещё больше повода для оптимизма несёт в себе тот факт, что даже у английского народа хватило интуиции не избрать «победителя в войне», Черчилля, на пост премьер-министра Англии ещё на один срок. Т.е. тяготы второй мировой войны пробудили искры рационального мышления даже у такого закосневшего в традициях насильственной политики по отношению к другим народам, каким являлся народ Великобритании.

Впоследствии война во Вьетнаме на несколько лет отрезвила молодежь США. Но до полного просветления сознания в мире ещё очень далеко, поскольку общественное сознание до сих пор представляет собой смесь массовой классической неграмотности и профессионального кретинизма дипломированных узких специалистов.

Общество пока ещё не доросло до понимания роли предпринимательства вообще в возникновении войн и фашизма, но нет сомнения в том, что новая волна фашизма, охватывающая всё большее количество стран мира, поднимет общественное сознание до понимания следующей объективной истины: чем успешнее происходит накопление капитала в стране, тем больше предприниматели нуждаются в идеях и услугах фашистского толка. Можно ли говорить о господстве какой-либо иной тенденции, если даже СПС (Союз Правых Сил) РФ недавно подписал с Яблоком антифашистский пакт, ПРИЗНАВ, тем самым, нарастание фашистского элемента в стране по мере накопления капитала и роста аппетита у российских предпринимателей всех национальностей. В этом театрализованном акте заключалось море лукавства и цинизма со стороны правых, но то, что фашизм наступает, это бесспорный факт и отрезвляющее воздействие зла концлагерей на сознание людей вновь ставится историей в повестку дня.

Примерно по этой же схеме и происходит сегодня формирование массового глобального сознания и, несмотря на безжалостную промывку мозгов современного электората, несмотря на исчезновение СССР, Америку редко кто поминает добром... Да и «евро» было введено в Европе не для того, чтобы облегчить или продлить США жизнь. Более того, флаг США продолжает оставаться самым сжигаемым флагом в мире, в то время как аббревиатура СССР (пока только аббревиатура) приобретает все большее количество поклонников в молодёжной среде всего мира.

Однажды в Москве, участвуя в демонстрации, посвященной 1 мая 2000 г., поравнявшись с гостиницей Интурист, я заметил рослого юношу, спортивного телосложения, стоящего у края тротуара и сосредоточенно рассматривающего проходящую колонну. Он был одет в алую футболку с надписью «СССР» на груди. Это сегодня, в 2006 г., на улицах Москвы в изобилии встречается молодежь в футболках, шарфах или шапочках с этой надписью. А в 2000 году это было ещё экзотикой. Я подошел к юноше и спросил, как понимать это сочетание: его молодость, неизбежная в связи с этим неосведомленность, на фоне обильной лжи в СМИ и, вдруг, надпись «СССР» на его груди? Он начал спокойно разъяснять мне свою позицию на… английском языке. Парень оказался туристом из США.

Поэтому, безусловно важным, с исторической точки зрения, является не изворотливость «спичрайтеров» в области демаркации границ между «империей» зла и рынком добра, а, прежде всего, принципиальное признание мировым общественным сознанием наличия двух теоретических противоположных моделей социального развития человечества и двух действительно противоположных социальных систем, настолько противоположных, что одна из них объявляется злом, а другая - добром.

Марксизм - ЕДИНСТВЕННОЕ научное течение мысли, утверждавшее, что современное общество подготовлено всем ходом исторического процесса к ЭПОХЕ перехода от рыночной экономики, генерирующей все мыслимые формы зла (в силу господства частной собственности), к экономике, управляемой на основе науки, т.е. знаний о законах и историческом опыте расширенного воспроизводства добра в обществе. Однако до сих пор пропагандисты рыночной демократии продолжают загружать в сознание обывателей «концепцию» случайности, криминальности, заговорщичества, маниакальности всех случаев политической борьбы трудящихся, всех социальных революций, особенно революции, осуществленной пролетариями России в 1917 г.

Ну что ж, очень может быть, что фашисты в очередной раз прочистят извилины витийствующим, как глухари на току, демократам.

Заключение

Разумеется, найдутся читатели, которые спросят: а всё-таки, что же такое добро и что такое зло? Где же здесь определение добра и зла?

В древности, когда практически все были одинаково неграмотными, духовные пастыри поступали просто. Составляли заповеди, а из заповедей, при желании, можно было составить список поступков, относящихся и к «добру», и ко «злу». Не нужно было думать, достаточно было только верить в список. Поэт Маяковский использовал этот приём, обращаясь к детям. Но составлять списки добра и зла в современных условиях - это значит заниматься сизифовым трудом.

Автор же предлагает читателям подумать, а не являются ли все случаи, когда человеку, находящемуся в добром здравии, в расцвете биологических сил, становится «вдруг» очень плохо жить, следствием его собственного невежества, глупости, интеллектуальной лености? Иными словами, не является ли индивидуальное и массовое невежество СУЩНОСТЬЮ зла в любом его проявлении ? Не кажется ли читателю, что зло существует до тех пор, пока существуют невежды? Невежество это нефть в топке зла. Если признать, что это именно так, то рецепт борьбы со злом становится простым и понятным: обеспечение всестороннего и полного развития каждой личности .

Но если каждая личность будет всесторонне и полно развита, волнуются рыночники, то где тогда взять миллионы «умных», которые понесут свои деньги в МММ, в «Чару», «Властелину»? Умный человек деньги туда не понесёт. Где же тогда взять сотни миллионов чудаков, которые будут приватизировать собственные квартиры, чтобы превратиться в мелких, беззащитных собственников, у которых любой олигарх сможет отнимать эти квартиры тысячами? Сегодня в РФ счет изгнанных из частных квартир пока идёт на тысячи. Скоро, после окончания компании по приватизации квартир, счёт пойдет на миллионы.

Где, в условиях всеобщей просвещенности, демократы смогут взять десятки тысяч «умных», которые будут покупать одну и ту же квартиру по нескольку раз, как это они делают сегодня? Если всех людей сделать развитыми, т.е. универсально умными, то кто поверит, что «инфляция выросла» сама, а не является узаконенным способом кражи? Все поймут, что инфляцию делают предприниматели и только предприниматели, а платные экономисты, пользуясь доверчивостью и недообразованностью интеллигенции, стараются представить дело так, как будто инфляцию делают «козлы отпущения», т.е. правительство.

Чтобы количество таких «умных» никогда не сокращалось, современная система образования и воспитания людей во всех демократических странах выстраивается таким образом, чтобы дураков было как можно больше. Именно поэтому в РФ стремительно выращивается количество молодых людей, не умеющих читать. Собственно между прибылями фирм и количеством дураков в стране есть прямо пропорциональная связь, и капитал вывозится в ту страну, и автосборочные заводы строятся, прежде всего, в тех странах, в которых больше дураков.

Таким образом, если читатель хочет узнать определение, которым руководствуется автор, то зло , - есть необразованный и неразвитый человек . Его усилиями или по его глупости и совершается всё зло в мире. По крайней мере, на Руси издревле считали, что «услужливый дурак - опаснее врага». «Заставь дурака богу молиться, - говорили наши предки, - он и лоб расшибёт». Хорошо если только свой. Правда, древние греки были несколько строже. Они называли идиотами людей, которые или от рождения были лишены рассудка, или сознательно уклонялись от политической жизни. Но сегодня найти среди российских интеллигентов людей, которые бы понимали, что такое «политическая жизнь» лучше, чем «на майдане» в Киеве, крайне проблематично.

Апрель 2006