Задания по русскому бсп. Бессоюзное сложное предложение

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

1) простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

2) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правило.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду) , а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):

Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться
точка с запятой двоеточие тире
;

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.

: [причина]

Потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

: [пояснение]

А именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

: [дополнение]

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

противопоставление (сопоставление)

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] –

Когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

– [вывод, следствие]

Поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

Быстрая смена событий

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

сравнение

Словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу определить вариант ответа.

Разбор задания.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему . Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом , правильный вариант – ответ №2.

Потренируйся.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Бессоюзное сложное предложение

Задание 1. Какие синтаксические отношения выражены в бессоюзном предложении?

    Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

    Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

А. Перечислительные отношения

Б. Сопоставительные отношения

Задание 2. Какие знаки препинания следует поставить в сложном предложении с бессоюзной связью?

    В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы

    Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.

А. Двоеточие и запятая

Б. Двоеточие и точка с запятой

В. Запятая и двоеточие

Г. Точка с запятой и двоеточие

Задание 3. Объясните постановку тире в бессоюзном сложном предложении.

    Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку.

    Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее.

Б. Вторая часть заключает в себе вывод, следствие

Г. Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия

Д. Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй

Задание 4. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

  1. Точка с запятой

Задание 5. Объясните употребление двоеточия в структуре бессоюзного сложного предложения.

В один из вечеров после этой встречи капитан был настроен радостно: загадочное слово было внезапно расшифровано.

1. Вторая часть дополняет содержание первой

2. Вторая часть поясняет первую

3. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.

Задание 6. Какими языковыми средствами выражается одновременность перечисляемых событий в структуре бессоюзного сложного предложения?

Распластались во мраке платаны,

Ночь брильянтовой чашей горит,

Дремлют горы, темны и туманны,

Кипарис, как живой, говорит.

    С помощью перечислительной интонации

    С помощью перечислительной интонации и соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

    С помощью соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых

Задание 7. Охарактеризуйте сложное многочленное предложение с бессоюзной связью; укажите число частей, определите виды отношений между ними.

На дороге порой замечалось некоторое оживление: стремительно шел навстречу караван верблюдов, спешил путник с посохом в руке, гремела тележка озабоченного торговца.

    Предложение содержит четыре части с отношениями уточнительного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления одновременных событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

    Предложение содержит четыре части с отношениями причинного пояснения между первой и второй частями и с отношениями перечисления следующих друг за другом событий между второй и третьей, третьей и четвертой частями

Задание 8. Рассмотрите сложное предложение с комбинацией сочинительной и бессоюзной связи. Определите, какая связь является основной. Укажите число частей, установите виды отношений между ними.

Все окна завалило снегом, и церковка дрожала, – такая разыгралась пурга.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком разновременности, а между второй и третьей частями – причинные отношения; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком частичной одновременности событий, а между второй и третьей частями – отношения вывода, следствия; ведущая связь – бессоюзная

Задание 9. Рассмотрите сложное многочленное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Какая связь является основной? Укажите число частей, определите виды отношений между ними.

Смысл и ценность «Письма к ученому соседу» раскрывается в полной мере лишь в сопоставлении с «письмами» рядовых юмористов малой прессы; без этого фона оно воспринимается как обычная удачная юмореска, каких у молодого Чехова было сотни.

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной одновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

    В предложении три части, между первой и второй частями устанавливаются перечислительные отношения с оттенком полной разновременности событий; придаточная определительная часть присоединяется к слову в главной части союзным словом каких ; ведущая связь – бессоюзная

Задание 10. Определите структуру сложного предложения.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке,

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой, –

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

    Сложное многочленное предложение

ЗАДАНИЕ 1

Выделите части БСП, подчеркните грамматические основы:

1) Ночь была чёрная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. (Л.Т.)

2) Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окружённый водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зелёных вершин и голубеющими ущельями. (Л.Т.)

3) Невдалеке от берега стояли четыре осмолённых корабля, их высокие кормовые части, украшенные резным деревом, с квадратными окошечками, отражались в зеленоватой воде. (А.Т.)

4) Я внимательно поглядел: кругом все лица выражали напряжённое ожидание. (И.Т.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте запятые в БСП. Укажите количество частей:

1) На двух сдвинутых лавках на двадцати семи ржаных снопах на семи перинах постлана шёлковая постель со множеством подушек в жемчужных наволоках сверху на них лежала меховая шапка. (А.Т.)______________________________

ТЕСТ 2. БСП со значением перечисления

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите части сложных предложений, подчеркните грамматические основы.

1) Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги. (А.К.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильное объяснение пунктограмм:

В версте от Медведкова мужик-махальщик (1) завидев карету (2) замахал шапкой (3) на опушке берёзовой рощи отозвался второй (4) на бугре за оврагом (5) третий. (А.Т.)

А – 1, 2 – обособление определения, выраженного прич. об.

Б – 1, 2 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

В – 3 – запятая между частями БСП со значением перечисления

Г – 3 – точка с запятой между частями БСП со значением перечисления, т. к. внутри первой части есть свои знаки

Д – 4 – запятая между частями БСП со значением перечисления

Е – 4 – запятая между однородными членами предложения

Ж – 5 – тире между подлежащим и сказуемым

3 – 5 – тире в неполном предложении

И – 5 – тире в БСП со значением противопоставления

ТЕСТ 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

1) Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. (И.Г.)

2) Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. (И.Г.) ______________________________

3) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение... (М.Л.) ______________________________

4) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (М.Л.) ______________________________

5) Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже. (Н.Г.) ______________________________

6) Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. (Н.Г.) ______________________________

ЗАДАНИЕ 2

Варвара прислушалась _ донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)

А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение

Г – в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время

ТЕСТ 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выделите части БСП, укажите отношения между ними:

1) Знать, забило сердечко _ всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.Н.) ______________________________

3) Я велел возле его положить деньги за баранов – он их не тронул, лежал себе ничком, как мёртвый. (М.Л.) ______________________________

4) Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он. (Н.Г.) ______________________________

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить (1)
У ней особенная стать (2)
В Россию можно только верить.
(Ф.Тютчев)

б) двоеточ. между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

в) тире между частями БСП, 2 ч. указ. на следствие

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

ТЕСТ 5. Знаки препинания в БСП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Вставьте пропущенные в БСП знаки препинания:

1) Зато Обломов был прав на деле ни одного пятна, упрёка в холодном, в бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. (И.Г.)

2) Чудный день! Пройдут века так же будут, в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное. (Ф.Т.)

3) Понравится пословица пословицу пиши! (Н.Н.)

4) Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется шумит, поёт, ругается, качается, валяется, дерётся и целуется у праздника народ! (Н.Н.)

5) За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он любил до смерти рассказывать одно и то же. (Н.Г)

6) Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу одолевая их, она постепенно теряла силы... (А.Г)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

Г – в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время

ТЕСТ 6. Знаки препинания в БСП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________ дата

ЗАДАНИЕ 1

В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?

1) Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)

2) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)

3) Об одном вас прошу _ стреляйте скорее. (М.Л.)

4) Но только проснулся _ мечта исчезает... (М.Л.)

5) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)

6) Давно пора бы каждому свернуть своей дорогою _ они рядком идут! (Н.Н.)

7) Века протекали _ всё к счастью стремилось... (Н.Н.)

ЗАДАНИЕ 2

В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?

1) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)

2) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)

3) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)

ТЕСТ 7. Знаки препинания в БСП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?

1) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)

2) Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились... (М.Л.)

3) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)

4) Хочу оттолкнуть её от себя _ она как кошка вцепилась в мою одежду... (М.Л.)

5) Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)

6) Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир _ в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Он беспрестанно в движении (1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента (2) посылают его (3) нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу (4) выбирают его. (И.Г)

ТЕСТ 8. Синтаксический разбор БСП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выполните синтаксический разбор предложения:

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Выполните синтаксический разбор предложения: Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия. (А.Г.)

ЗАДАНИЕ 3

Расставьте знаки препинания и составьте схему предложения:

В моей стране спокойная река
В полях и рощах много сладкой снеди
Там аист ловит змей у тростника
И в полдень пьяны запахом камеди
Кувыркаются рыжие медведи.
(Н. Гумилев)

ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор БСП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выберите правильное объяснение пунктограмм:

А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) запятая между частями СПП

в) запятая между однородными членами

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, части противопоставляются

ЗАДАНИЕ 2

Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее леса исчезают холмы сглаживаются трава густеет. (А.П.)


ТЕСТ 10. БСП: обобщение

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Поставьте, где нужно, запятую, двоеточие, тире или точку с запятой между частями БСП:

1) Бурмин пошёл а старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)

2) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)

3) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)

4) И мнится мне весь в музыке и пене, железный мир так нищенски дрожит... (О.М.)

5) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. Отметьте примеры, соответствующие схеме:


1) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.

2) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.

3) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.

4) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.

5) Собака лает ветер носит.

6) Рыба худа не наварена уха рыба жирна янтарна уха.

7) Полюбится сова не надо райской птички.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) - это сложное предложение, части которого соединяются интонационно без помощи союзов и союзных слов. БСП часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок.

Понятие о бессоюзном предложении

В бессоюзных сложных предложениях средством связи предложений-частей БСП являются:

  • интонация;
  • порядок расположения предложений в составе БСП;
  • соотношение вида и времени глаголов в предложениях.

Этим БСП отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, в которых данную роль выполняют союзы.

Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

[…] : [[…],(которые)].

Позовут - пойдем к ним в гости.

Не путайте БСП с простыми предложениями с тире. В БСП всегда есть две синтаксические основы, выраженные подлежащим и сказуемым или только сказуемым. Примеры : Москва - столица России (простое предложение). Придет вечер - поговорим (БСП).

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению

Простые предложения в составе БСП могут выражать различные значения. Основные виды бессоюзных предложений, а также правила пунктуации при их написании приведены в таблице.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Значение

Какой знак препинания ставится

Правило

Примеры

Одновременности, последовательности, перечисления

запятая, точка с запятой

Запятая ставится, если между предложениями в составе БСП можно поставить союз и .

Точка с запятой ставится в случаях, если предложения в составе БСП отдалены по смыслу или распространены.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко разбилось.

Андрей вернулся поздно; Маша уже спала.

Противопоставления (сопоставления)

В предложении всегда есть смысловое противопоставление чего-либо; между простыми предложениями можно поставить союзы а, но.

Ученью время – игре час.

Победитель впереди – трус позади

Времени и условия

Первое предложение в составе БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы если, когда .

Любишь кататься — люби и саночки возить

Сравнения

Между частями БСП можно поставить союзы будто, словно.

Рассердится - гроза разразится.

Улыбнется - тучи разгонит.

Присоединения

Второе предложение выражает присоединительное значение и перед ним можно употребить слова такой, таков, так ; или употребляется слово это.

Хлеб всему голова - так учила бабушка.

Она снова опоздала - это случалось часто.

Следствия

Второе предложение выражает значение следствия, перед ним можно поставить союзы так что, вследствие чего.

Зазвонил телефон - я отвлекся от работы.

Пришли гости - мы быстро накрыли на стол.

двоеточие

Второе предложение выражает значение причины, перед ним можно поставить союз потому что .

Я проснулся рано: меня разбудила сестра.

Саша очень спешила: она хотела прийти первой.

Пояснения

двоеточие

Второе предложение поясняет первое, перед ним можно поставить союзы а именно, то есть .

Он мог посоветовать только одно: никогда не сдаваться.

У речки было прекрасно: мы лежали на теплом песке и любовались природой.

Дополнения

двоеточие

Второе предложение дополняет первое, перед ним можно поставить союз что или сочетания слов: и увидеть, что; и услышать, что; и почувствовать, что и т. д.

Он отметил: у девушки красивое платье.

Мужчина заглянул в домик: там было чисто и уютно.

Сложные бессоюзные предложения изучаются на уроках русского языка в 9 классе.

Что мы узнали?

Мы разобрались, какие предложения являются сложными бессоюзными и какие знаки препинания ставятся в БСП в зависимости от их значения.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.
  • Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.
  • БСП могут состоять из простых и сложных предложений.
  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1502.

Предложения

1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идём ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Федосеев Г.)


2. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (Катаев В.)


3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (Свинцов В.)


4. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озёра. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Березко Г.)


5. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

(1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Дубровский Э.)


6. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (Гайдар А.)


7. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Коваль Ю.)


8. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Из туч, как из ледника, набросило холодом. (2) Ветер перешел в ураган, пробежал вихрем по вершинам. (3) Все кругом загудело, налетел ливневый шквал. (4) На нас обрушилась лавина воды. (5) Сквозь ее мутную завесу не пробивался даже свет молний. (6) Дождь безжалостно хлестал по холмам, отплясывая дикий танец по равнине. (Федосеев Г.)