Развитие. Духовный путь развития человека Современный человек, по мнению молодёжи, обязан постоянно совершенствоваться


Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.

Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.

Развитие качеств личности

Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.

Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.

Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.

Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.

Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.

В свое время знаменитый писатель античности Овидий сказал: “Тем, что мы были и что мы сегодня, завтра не будем уже”. Стремительное развитие технического прогресса, которое произошло благодаря склонности человека излагать, воплощать свои мысли в реальной жизни, – прямое тому доказательство. Время идет, мир меняется, а вместе с ним человеческое познание окружающей среды, собственных ресурсов становится глубже.

Основные этапы развития человечества определяются: наукой, психологами, теоретиками мировых религий. Чем-то они отличаются, многим совпадают, но человек – это отдельная структура, которая не может подстроиться под уставленные стандарты, ведь его цель – беспрерывное познание, усовершенствование.

Развитие человека как предмет исследований науки

На сегодняшний день, существует много теорий об возникновении, развитии человеческого рода. Наука твердит, что современные представители всех народностей произошли от обезьян. Со стадии примата люди продвинулись до современного уровня развития. Произошло так, потому что вначале возникла необходимость обустроить свою жизнь так, чтобы было, что поесть, чем согреться, где жить – это были цели, достижение которых людям удалось. Со временем они осознали что этого мало, можно придумать что-то лучше, а если это удастся, жизнь станет еще легче, комфортнее.

Только после создания определенных, соответствующих потребностям людей условий жизни они начали думать об взаимоотношениях, духовном развитии. Для такого прогресса потребовались не сотни и даже не тысячи лет. Поиски себя, умение создавать отношения в социуме, правильно делать свою работу, излагать мысли – это то что создало людей, которых все привыкли видеть ежедневно. И слова: “Труд сделал из обезьяны человека” нашли свое применение в 21 веке. Современный человек не собирается останавливаться на достигнутом, ведь движение вперед – это то что дает стимул жить, трудится, радоваться каждому новому дню.

Период жизни человека от А до Я – постепенное познание мира

Современные психологи, представители разных научных групп разделили этапы развития человека на конкретные временные отрезки. Эти периоды можно структурировать следующим образом:

  • Возраст младенца;
  • Период осознания своего “Я”;
  • Дошкольный возраст;
  • Период школьника;
  • Этап подростка;
  • Временной отрезок юности;
  • Полное взросление во всех смыслах;
  • Зрелый возраст или период мудрости.

Возраст младенца – первый этап развития человеческой личности. Маленький ребенок не осознает своей личности, не представляет себе жизни без других людей – особенно матери. Длится он мало – пока маленький человек не сделает самостоятельно хотя бы один шаг.

Период осознания своего “Я” – этап, на котором человек осознает, что он может делать то, что ему нужно, самостоятельно, является личностью, у которой свои запросы. Если его требования не удовлетворяются, он сделает это самостоятельно, будет твердо настаивать на своем. Данный период предполагает частичное знакомство с миром, формирование основных принципов восприятия жизни ребенком.

Дошкольный возраст – этап развития личности, который очень сильно зависит от влияния внешнего мира – в основном людей, которые окружают ребенка каждый день. Здесь родители должны осознавать всю важность своего воздействия на ребенка. Необходимо подметить его таланты, склонности, желания, дать возможности полноценно развиваться, научить правилам нахождения в социальной среде. Это период, который выступает в роли подготовительного процесса. По его окончании жизнь личности становится частично самостоятельной, маленький человек должен научиться нести ответственности за свои поступки, делать все старательно, общаться на равных со сверстниками, находить общий язык со взрослыми людьми.


Период школьника
– прекрасное время, которое дает возможность получить основные жизненные знания, стать ориентиром в будущей жизни, помочь определиться с видом деятельности, нравственными устоями. На данном этапе интенсивно развиваются умственные способности, ведь еще А.П. Чехов, в свое время, подметил: “Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь” – что говорит о том, что временной период, проведенный в школе, важен. Базовые школьные знания дают путевку в жизнь, осознание своего любимого занятия, выявления, что у человека лучше всего получается.

Этап подростка – это период, который постепенно переносит человека из школьной жизни в прекрасное время юности. Это сложный возраст, который требует повышенного внимания со стороны взрослых людей, терпения, понимания. Человек стоит на грани выбора между добром и злом, должен приблизительно определиться с видом деятельности, которому хочет посвятить свою жизнь.

Временной отрезок юности – короткий этап жизни, который дет возможность насладиться прелестями этого мира, полной мерой подготовиться ко взрослой жизни, созданию семьи. В это время люди влюбляются, учатся любимому виду деятельности, познают возможности мира.

Полное взросление личности во всех смыслах – самый длительный период человеческой жизни. На его протяжении человек строит свою личную жизнь, взаимоотношения на работе. Человек старается воспитать собственных детей в правильном русле, отрегулировать свои семейные отношения, стать для окружающих авторитетом, узнать глубже основные принципы жизни.

Зрелый возраст или период мудрости – пора, когда большая часть жизни уже позади. Благодаря многолетней практике в плане работы, воспитания, личностного роста человек может научить чего-то молодое поколение, но не забывать в дальнейшем активно развиваться. На данном этапе видны все ошибки молодости, делаются определенные выводы.

Жизненный путь человека – совмещение этапов физического и духовного развития

Этапы человеческого становления в физическом плане важные, но не основные. Каждый стремится к духовному усовершенствованию, развитию мощных умственных возможностей. Когда-то были сказаны очень умные слова: “ Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” и они справедливы, ведь без человеческого ресурса техническое развитие не имеет никакой ценности. Кстати, можно высвободить у себя значительный ресурс, избавившись от ментального груза проблем. Достаточно быстро и качественно это позволяет сделать вот эта система .

Если человек не развивается духовно, он не способен ни понять, ни поддержать как себя, так и другого; становится затруднительно адекватно оценить ситуацию, разобраться в ней. Основные закономерности Вселенной – чтобы что-то взять необходимо отдать. Тратя свое время на самоусовершенствование, человек приобретает разум, становится авторитетом в глазах других, способен найти адекватный выход из любой ситуации. Процесс познания себя, окружающего мира дает человеку следующие привилегии:

  • Возможность самостоятельно управлять своей судьбой, корректировать ее сюрпризы;
  • Программирование собственного организма на позитивный настрой, что дает возможность из любой ситуации выбраться правильно;
  • Шанс достигнуть высот в плане карьеры, стать примером в семье;
  • Духовная гармония внутри себя, полное взаимодействие с окружающим миром.

Вы можете избавиться от многих проблем и ускорить процесс саморазвития благодаря специальной системе (ознакомьтесь). Такая практика необходима на протяжении длительного времени, путь духовного познания достаточно тяжелый, трудоемкий, но интересный и полезный. В процессе тяжелого духовного и умственного труда достигается определенный уровень понимания Вселенной, в жизни начинается новый этап, когда человек может стать примером для других. Развитие такого уровня приближает каждого, кто его практиковал долгие годы, к совершенству, он умеет по-другому смотреть на жизнь, решать свои проблемы, какими сложными бы они ни были, уравновешенно и спокойно.

Человек, знающий, что где-то есть высшая сила, которая заботится о нем, защищает, ведет жизненным путем, чувствует себя уверенным, способным покорить любые вершины. На основных этапах развития сознания и физических показателей природа дала человеку физическую силу, но не освободила от эмоциональной зависимости, чем и можно объяснить потребность в поддержке, сопровождении. Людей, которые не поддаются влиянию эмоциональных волн, найти практически невозможно. Но процесс развития движется вперед, возможно, скоро человек будет совершенно самостоятельным во всех смыслах. Пока этого не случилось, в социуме предполагается полное взаимное действие между людьми, которые могут быть полезными друг другу.

Развитие человека, по мнению психологов и ученых, не закончится до тех пор, пока он жив. То же самое касается целых стран, отдельных народов. Человеческая сила и ум будут стремиться вперед пока будет существовать жизнь на планете Земля. Многие говорят о том, что возможности человеческого мозга безграничны. Это теория, которая проверяется годами и еще длительное время будет в статусе теоремы. Насколько долго и прогрессивно может развиваться человечество, покажет время.

Духовное развитие человека - процесс, включающий в себя намеренную эволюцию личностных качеств, которая заключается в совершенствовании внутреннего мира ради рационального взаимодействия его с внешней средой. По сути, оно становится актом интеллектуального самосовершенствования. В результате, на основе сравнения своего опыта с великими историческими достижениями в разных сферах, осмысливается собственное предназначение в этом мире, вероятность занять в нём достойное место.Духовное совершенствование - долгий и тернистый путь, полный падений и взлётов. В идеале он бесконечен. Достигнув определённых результатов, человек только приближается к истине, но не познаёт её окончательно. Любая остановка, уверенность в том, что достигнуто всё, ведёт к деградации. Развитие личности возможно лишь в направлении от простого к более сложному и постоянном улучшении достигнутого.

А как это сделать? Учиться! У тех, кто уже достиг определенных высот в своей биографии.Развитие духовности, её уровень, проверяется жизнью. Сдвиги в эволюции личности можно считать действительно позитивными только тогда, когда их с благодарностью отметит окружение человека: его близкие и коллеги. Только так происходит карьерный рост в любом из существующих дел. Духовно развитый субъект может оказывать значительное влияние на людей. Это поможет ему решать многие, неразрешимые прежде, проблемы.Обратной стороной этой вовлеченности в окружающее становится замкнутость на себе самом. Такая личность постоянно обрастает новыми знаниями и возможностями, но никак не реализует их вовне. Человек мог бы улучшить положение других людей вокруг, но не делает этого. Он только воображает, что всё в его силах. Пользы от его существования обществу – никакой. Такая духовность обычно пуста, и, в конечном итоге, приводит только к разочарованию и мыслям о напрасно потраченной жизни.

Что становится иллюзией духовного самосовершенствования

Люди задумываются над тем, как можно развить себя духовно. Популярными методами считаются:

  • чтение познавательной литературы;
  • посещение рейтинговых кинофильмов, концертов, театральных спектаклей;
  • религиозные или философские медитации;
  • отшельничество;
  • отрицание материального мира ради духовного.

Эти методы в какой-то степени правильны и позволяют поднять интеллектуальную планку на впечатляющую высоту. Вот только непосредственно к духовности каждое из этих действий и все они в целом прямого отношения не имеют. В лучшем случае они расширяют горизонты познания жизни.

Что дают книги и более-менее аналогичные им визуальные зрелища? Действительно, в них заключены знания и чувственный опыт. Но знания, не применённые в реальности, забываются быстро. Время, потраченное на их приобретение, можно считать потерянным бессмысленно.

Знать - не означает уметь. Умение, в отличие от знания, - категория чисто практическая. Это доведённая до автоматизма привычка. Она приобретается в постоянном использовании полученной информации в конкретном деле. Только так можно актуализировать знания и придать им общезначимую, духовную окраску.

То же касается и чувственного опыта. Чужой опыт, не соотносящийся с собственными ощущениями, может научить, но только абстрактно. Действовать или не действовать также, он не заставит не каждого. Для этого нужны личные переживания. Только они застревают в памяти и помогают в будущем.

Как это происходит? Основные постулаты сформулированы ещё в Библии, в нравственных наставлениях Моисея. Он подробно излагает, что не следует делать, дабы избежать осуждения общества. В более собранном виде это формулирует Кант, предлагая категорически не совершать тех поступков, которые считаешь недопустимыми по отношению к себе.

Медитация тоже не приводит к духовному развитию. Она лишь способствует концентрации биологической энергии для достижения собственной цели, не имеющей значения для окружающих. Гуманитарный фактор, являющийся одним из определяющих показателей духовности, здесь отсутствует.

Молитвы и всевозможные мантры дают возможность отвлечься от реальных проблем и перенести их решение на те или иные мифические источники. Духовный смысл им могут придать только многолюдные церемонии, объединяющие свою паству вокруг событий, одинаково ценных для всех. Например, касающихся войны и мира, жизни и смерти.

Отшельничество, как способ ухода от мира, было изначально призвано для сохранения ценностей, преследуемых современным обществом и почитаемых истинно правильными. В допетровской Руси такими были старообрядцы, в Древнем Китае - монахи отдалённых от столицы горных монастырей.
Культура отшельников, как и диких племён Южной Америки или Африки, носи оттенок даже высокой духовности, но она замкнута в пределах определённой территории и, в сущности, недоступна для других. Её значение имеет ограниченный характер на мировую цивилизацию.

Отказ от материального благополучия во имя духовного самосовершенствования - одна из крайних концепций. Аскетическое мировоззрение основано на убеждении, что только человек, раскрепощённый от постоянного поиска средств к существованию, способен свободно развивать себя.

Данную идею настойчиво пропагандируют многочисленные псевдорелигиозные секты. При этом истинной целью их становится обогащение проповедников с помощью полного ограбления своих адептов. Все сомнения в бескорыстности всевозможных духовных учителей подавляются силой.

На самом деле материальное благополучие личности нисколько не противоречит развитию её духовности. Напротив, оно только помогает этому процессу. Возможности состоятельного человека позволяют ему постоянно повышать своё образование, а также путешествовать, перенимая лучшее у других культур и цивилизаций и увеличивать, таким образом, духовный потенциал. Проблема заключается только в достижении гармонии между материальным и духовным развитием.

Что понимают под духовностью

Исчерпывающего определения духовности, способного убедить в её практической необходимости, не существует. Ясно только одно: человек, лишённый духовного потенциала, не окажет благотворного влияния ни на развитие общества, ни на счастливое определение собственной судьбы.

На что же тогда ориентироваться, чтобы выработать в себе качества, более-менее приближенные к духовному идеалу? Социологический опрос, проведённый среди студентов нескольких ведущих вузов страны, показал, что сознательный выбор у них сделан в пользу ряда жизненных установок. К главным из них относятся:

  1. всестороннее развитие личности;
  2. нравственность, обеспечивающая уважение в обществе;
  3. осмысленность своих поступков;
  4. формирование интеллектуального и духовного багажа, достаточного для продвижения карьеры;
  5. бескорыстие и преданность в дружбе;
  6. душевность в любви;
  7. равноправие в браке, где мужчина и женщина помогают и поддерживают друг друга, не нарушая душевный покой ненужными ссорами.

Молодые люди склонны вечным, признанным большинством, идеалам. Таким, например, как вера в Бога,цементирующим лучшие духовные традиции поколений. При этом само имя Господа у людей будет разным, знаменующим любую из мировых религий. Но будь это православие, ислам, иудаизм или буддизм, - понятие высшей справедливости, которую олицетворяет каждый из богов, остаётся одинаковым для представителей разной религии.

Важное место среди ценностей духовного плана занимает патриотизм. Это возвышенное чувство касается не только любви к близким и к стране, но и готовности всё это осознанно защищать в трудный час. Семья и общество должны прививать его уже с детства. Каждый ребёнок, родившись, становится гражданином, ответственным за своё отечество. Ему это нужно постоянно внедрять в сознание.

Современный человек, по мнению молодёжи, обязан постоянно совершенствоваться.

Только таким образом он сможет адекватно действовать в мире, изменяющемся с нарастающей скоростью. Наряду с получением информации, полезной для профессиональной деятельности, следует развивать и свою эмоционально-чувственную сферу, позволяющую гуманизировать, сделать более человечными, личные отношения различных людей.

Незаменимое средство для гармонизации своего внутреннего мира - общение с прекрасным. Так книги тренируют фантазию, изобразительное искусство расширяет круг визуальных представлений о жизни, подходящая погружает в сонм необычных звуков, способных создать любое настроение, которое комфортно в настоящий момент.

Многое из этого воспринимается бессознательно, на уровне затаённых инстинктов. Не всё принимается сразу. На первых этапах что-то из прочитанного, увиденного или услышанного может быть неправильно понято и отторгнуто. Только со временем, набираясь знаний и опыта, имея возможность сравнивать разные вещи, люди осознают, что для них не важно, а что необходимо, как воздух.

Зачем это нужно

Духовное развитие личности всегда даёт позитивный эффект. Каким бы оно ни представлялось второстепенным, на первый взгляд, в конечном итоге плоды его ощутимы в жизни.

В результате постоянного совершенствования внутреннего мира, оттачивания интеллекта и чувственной сферы, человек обретает способность не бояться трудностей и достигать поставленных целей, невзирая ни на какие преграды. На весы биографии у каждого из нас поставлена судьба. Обставить жизнь должным образом можно только во всеоружии, отчётливо представляя конечную цель и имея соответствующий духовный потенциал для её достижения. По-настоящему духовная личность исходит именно из этих соображений, дерзких, но правильных.

Единственными исключениями здесь становятся так называемые «злые гении», люди, направляющие свою неординарную энергию во вред другим. Последствия их деятельности в мировой истории и просто в быту ужасающи. Добро и зло, в понимании этих индивидуумов, не редко меняются местами. Справедливым выставляется насилие, страх, безбожие, дикость. Что можно противопоставить деятельности злодеев? На этот счёт существуют разные взгляды, в том числе и библейско-толстовское непротивление злу насилием. На практике, тем не менее, самым эффективным методом борьбы со злом чаще всего является грубая сила.

Слабая, невежественная натура чужда подобных противоречий. Её постоянно одолевают сомнения в своей уязвимости. Такие люди не уверены даже в возможности достижения какой-нибудь значительной цели. Она их пугает. Неудачи заставляют не искать новый вариант действия, а только оправдываться, ссылаясь на безобидные обстоятельства, которые из лености считают непреодолимыми. Существование подобных субъектов бессмысленно. Они не заслуживают уважения. Удел их - прозябание в жизни и забвение в её горьком финале.

Значение духовного возмужания для каждой личности и общества в целом переоценить очень трудно. Итогом его становится не только технический, но и социальный прогресс. Свидетельство этому – позитивное развитие мировой цивилизации, способной преодолевать всевозможные трудности, стоящие на её пути и двигаться через тернии к звёздам.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Порой мы бесполезно проводим свободное время, переписываясь с друзьями в социальных сетях или выкладывая в Инстаграм очередную фотку.

Вместо этого сайт предлагает вашему вниманию подборку из необычайно полезных для саморазвития сайтов.

  • - это образовательная платформа, которая предлагает всем желающим онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира.
  • Универсариум - глобальный проект, предоставляющий возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан.
  • Khan Academy - бесплатный образовательный ресурс содержит коллекцию из более чем 4200 бесплатных микролекций по всевозможным дисциплинам - от литературы до космологии.
  • Udemy - ярмарка знаний, в которой на сегодняшний день зарегистрировано свыше 10 миллионов студентов со всего мира. В программу входят более 40 тысяч курсов.
  • NIWEB - платформа онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает образовательные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования на русском языке.
  • Университет без границ - площадка обмена актуальными академическими знаниями для русскоязычной аудитории, независимо от места проживания, географии, места работы или учебы, а также социально-экономического статуса.
  • HTML Academy - онлайн-курсы, цель которых - превратить любого желающего из новичка в профессионала веб-разработки.
  • Lumosity - сайт для развития умственных способностей. Вроде бы ничего нового, но у Lumosity есть своя особенность: приложение подбирает индивидуальную программу «тренировок» для каждого человека. Не пожалейте своего времени на этот увлекательный проект!
  • Eduson - центр онлайн-подготовки будущих бизнесменов со всего мира. Основная методика - различные курсы от ведущих профессоров и преуспевающих практиков.
  • Wikihow - сайт является результатом совместных усилий тысяч людей для создания наиболее полезного пошагового руководства в мире. Точно так же, как и Википедия (Wikipedia), WikiHow является частью wiki-сообщества, и любой человек может написать или отредактировать страницу на сайте.
  • Интернет-школа НИУ ВШЭ - курсы по предметам социально-экономического профиля, по математике, истории, русскому и английскому языкам.
  • Lingualeo - платформа для интересного и эффективного изучения английского языка, на которой зарегистрировано уже более 12 миллионов человек.
  • Memorado - бесплатное приложение для смартфонов, именуемое своими создателями не иначе как «настоящий тренажерный зал для мозгов». Игра имеет огромное количество уровней - 600, которые представлены разнообразными головоломками.
  • Duolingo - бесплатная платформа для изучения языка и краудсорсингововых переводов. Сервис разработан так, что по мере прохождения уроков пользователи параллельно помогают переводить веб-сайты, статьи и другие документы.
  • 4brain - бесплатные тренинги по развитию навыков скорочтения, устного счета, креативного мышления, ораторского мастерства, памяти и т.д.
  • Psychology Today - интернет-журнал, посвященный исключительно любимой всеми нами теме: нам самим. Тематика портала охватывает все аспекты поведения и настроения человека: психическое и эмоциональное здоровье, личный рост, отношения, секс, воспитание детей и многое другое.
  • Brainexer - сайт с большим количеством тестов и упражнений на устный счет, запоминание, внимание и мышление. Тесты бесплатны и доступны без регистрации. Несмотря на то что ресурс англоязычный, есть перевод на русский язык.