Одним из обязательных условий осуществления деятельности, связанной с импортом товаров из стран ЕАЭС, является оформление заявления о ввозе товаров, а также уплате НДС. Правильность заполнения данного документа имеет огромную значимость и для импортеров, и для импортеров, так как это непосредственным образом влияет на размер их налоговых обязательств.
Налоговые органы государств, входящих в ЕАЭС, осуществляют обмен информацией относительно сумм непрямых налогов, которые были перечислены в госбюджеты. Нюансы этого обмена регулируются специальным Протоколом об информационном обмене, которым и устанавливается форма вышеобозначенного заявления.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Оформлением заявления занимается товароимпортер с целью подтверждения самого факта импорта и вычета у него НДС за ввоз. Экспортеру же это дает возможность применять .
Обязательство импортера по предоставлению заявления вместе с налоговой декларацией прописано в Протоколе, регулирующем порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за тем, как они уплачиваются.
Согласно указанным в этом протоколе правилам импортер также должен направить составленное заявление вместе с подтверждением уплаты непрямых налогов, полученным от налогового органа, экспортеру.
В письме от 18 июня 2019 года ФНС дала разъяснение относительно порядка подтверждения того, что применение нулевой НДС-ставки при экспортных операциях товаров в ЕАЭС является обоснованным.
В соответствии с четвертым пунктом вышеуказанного протокола экспортерам следует предъявить вместе с декларацией о налогах либо Заявление с отметкой налоговой службы страны, в которую товар был отправлен, либо Перечень заявлений по форме в соответствии с приложением №1 к Приказу, в котором содержатся реквизиты Заявлений, данные о которых поступили в российские налоговые органы.
Проверить, поступили ли сведения по Заявлению, достаточно просто, так как для этого предусмотрен специальный сервис, разработанный ФНС, который называется «ЕАЭС: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».
Основными нормативными актами, на которые следует ориентироваться в данном вопросе, являются соглашение относительно принципов взимания косвенных налогов при экспорте/импорте между странами таможенного союза и соответствующий протокол, регулирующий порядок взимания непрямых налогов и механизм контроля за тем, как происходит их уплата.
Срок подачи налоговой декларации и уплаты НДС - до 20-го числа следующего за моментом принятия учет импортных товаров месяца. Тогда же должно быть подано заявление, оформленное в электронном вида и в четырех экземплярах на бумаге. На протяжении двухнедельного срока налоговым комитетом происходит рассмотрение данного заявления и проставление необходимых отметок.
Заполнение 1-го Раздела осуществляется приобретателем товара. Здесь должны быть указаны сведения и о нем самом, и о том, кто товар продал. Если в качестве продавца выступает физическое, на не юрлицо, то информация о нем также должна присутствовать.
Определение сумм налогов непрямого характера производится на основании данных, занесенных в специальную таблицу.
Заполнение 3-го Раздела требуется в строго оговоренных случаях:
Необходимость в заполнении Приложения к заявлению возникают в тех случаях, когда в поставку товара вовлечено свыше трех лиц.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в обязательном порядке должно иметь заполненный первый раздел, а именно следующие его строки:
Информация относительно количества и цены товара, который был ввезен, а также исчисленных налогов должна быть внесена в таблицу первого раздела построчно.
В отдельные строки таблицы должны вноситься данные по товарам, для которых предусмотрены различные ставки НДС, и товарам, по отношению к которым используются неодинаковые единицы измерения. Кроме того, разные строки таблицы используются для товаров, которые были ввезены по различным транспортно-сопроводительным документам.
Налоговые органы должны проставлять во втором разделе заявления отметку, которая включает в себя:
Один бланк остается налоговой, а еще три вручается непосредственно налогоплательщику или представляющему его лицу. Далее налогоплательщик-импортер два из этих экземпляров отправляет контрагенту-экспортеру для того, чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой НДС-ставки.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов может быть отозвано налогоплательщиком, если он обнаружил там ошибку. Он должен ее исправить и сдать документ повторно в налоговый комитет, который все перепроверяет и проставляет необходимые отметки.
В том случае, если ошибка была выявлена самой налоговой, то она отказывает налогоплательщику в подтверждении заявления, указывая те ошибки, которые имеют место быть, а также рекомендации относительно их устранения и предоставления нового экземпляра заявления.
Помимо собственно заявления, программа для подготовки которого находится на сайте ФНС, налогоплательщиком к декларации в 2019 году должны быть приложены следующие документы:
Предоставление документов в оригинале, за исключением заявления, является необязательным, так как достаточно сделать их копии и заверить у руководителя либо главбуха с проставлением печати организации.
Согласно нормам Протокола относительно порядка предоставления заявления, данный документ может быть предоставлен в стандартном бумажном виде и электронном либо же только в электронном.
Во втором случае направление заявления в ФНС осуществляется посредством оператора электронного документооборота через телекоммуникационные каналы связи с обязательным проставлением усиленной электронной подписи заполняющего его лица. В ФНС производят проверку этого документа и тут же отправляют сообщение о том, что документ принят и необходимая отметка проставлена, или же о том, что в проставлении отметки отказано.
Копия самого заявления вместе с сообщением из налоговой относительно проставления отметки направляется экспортеру с целью засвидетельствования факта уплаты непрямых налогов. Сделать это можно как в бумажном, так и в электронном виде.
Иными словами, достаточно просто скачать заполненный вариант заявления и присланное из налоговой сообщение об отметке и отправить его по e-mail экспортеру. Необходимость в распечатывании на бумаге и отправке стандартной почтой отсутствует.
Действующая форма заявления в полной мере подходит для тех ситуаций, когда количество вовлеченных в товаропоставки налогоплательщиков более двух, а также, когда они располагаются на территориях трех государств, являющихся членами ТС.
Сложность может возникнуть в случае, когда на один товар приходится несколько транспортных документов. Такое положение дел допускается правилами заполнения заявления, однако оно противоречит требованиям протокола об обмене информацией в электронном виде.
Отражение ввезены стран ТС товаров в налоговом учете производится в соответствии с общими основаниями. Нюансы возникают в том случае, когда расчет с поставщиками происходит в валюте. Тогда требуется производить перерасчет стоимости в рублевый эквивалент согласно действующему на дату смены права собственности на продукцию курсу.
В случае перечисления поставщику аванса определение стоимости товара производится в соответствие с тем курсом, который был на дату предоплаты. Комбинированная оплата предполагает пересчет цены товара по двум различным курсам.
Определение конкретных дат для уплаты НДС зависит непосредственно от той таможенной процедуры, к которой относятся ввозимые товары. В том случае, когда импортируемая продукция предназначена для внутрироссийского потребления, уплачивать налог следует до того, как она покинет территорию таможни.
В ситуации, когда ввозимые товары выпущены с таможни до подачи декларации, перечисление косвенного налога должно быть осуществлено на протяжении первых десяти дней следующего за датой выпуска месяца.
Если ввоз товара временный, то НДС перечисляется вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза до того, как товар выйдет с таможенной территории.
Обоснованный отказ в выдаче подтверждения может произойти по следующим причинам:
Если имеет место неуплата либо неполная уплата, а также несвоевременная уплата НДС, то взыскание косвенного налога и пени происходит в соответствии с законодательством того государства, на территорию которого товар был ввезен.
Внимание!
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
Инспекция Федеральной налоговой службы №14 по г. Москве во исполнении письма УФНС России по г. Москве направляет Вам информацию от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@ « Об электронном документообороте при представлении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»:
Федеральная налоговая служба, в целях совершенствования электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами при представлении ими заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сообщает следующее.
Механизм представления плательщиками заявлений в форме электронного документа заработал с 1 января 2015 года. Его подготовка были инициирована плательщиками, заняла несколько лет, однако на практике внедрение идет медленно. Следует отметить, что налоговые органы заинтересованы в скорейшем его внедрении , поскольку это позволяет сократить ресурсы на обслуживание плательщиков.
Согласно абзацу второму пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик - импортер товаров из государств - членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо Заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
В случае представления в электронном виде Заявления с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика, он не должен представлять Заявление на бумажном носителе. Представление Заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.
Следует отметить, что по результатам проверки Заявления, представленного указанным способом, налогоплательщику по ТКС незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.
В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов), налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику - экспортеру, копии составленного им заявления и сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В указанном случае у налогоплательщика отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения Заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру.
Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армени яДоговор о ЕАЭС ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС (подписан в Минске 10.10.2014) . В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.
Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Армение йст. 72 Договора о ЕАЭС ; приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - приложение № 18) . В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.
Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.
В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.
Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.
Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаро вп. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС . Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить ввозной НДС, если:
Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.
Ввозной НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС)п. 13 приложения № 18 .
Ввозной НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договор ап. 14 приложения № 18 .
Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учет уп. 14 приложения № 18 .
Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложени я)пп. 5, 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС .
Начисление ввозного НДС отражается проводкой по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»).
По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.
После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:
Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщик ап. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 78 НК РФ ;
Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.Приказ Минфина от 07.07.2010 № 69н
Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представит ьп. 20 приложения № 18 :
Обновите в своей отчетно-бухгалтерской программе форму заявления о ввозе товаров.
Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявлени яПриказ ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@ ;
Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты ввозного НДС, то выписка банка не нужна;
Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаро вподп. 4 п. 20 приложения № 18 . Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;
Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦПп. 20 приложения № 18 .
Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:
Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный ввозной НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операция хп. 26 приложения № 18 ; п. 1 ст. 172 НК РФ .
Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату ввозного НДСабз. 3 подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .
Ввозной налог учитывается в расходах, если покупатель:
Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект «доходы», никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.
Появились правила корректировки ввозного НДС и отражения его в отчетност ипп. 21 , , 24 приложения № 18 .
СИТУАЦИЯ 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.
В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:
СИТУАЦИЯ 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.
Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:
Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения ввозного НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращен ып. 23 приложения № 18 . Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.
СИТУАЦИЯ 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.
В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты ввозного НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:
В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:
Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в порядке его заполнени яутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;
Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;
Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).
После того как вы доплатите ввозной налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.
СИТУАЦИЯ 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.
Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в приложении № 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.
Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
“ Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС” .
Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета входного НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.
Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать ввозной налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по ввозному НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:
Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).
Отметим, что декларация по косвенным налогам, которую должны заполнять импортеры, до сих пор так и не обновлена. Надеемся, что скоро налоговая служба это исправит.
А в одном из следующих номеров мы расскажем, на что обратить внимание экспортерам товаров в страны ЕАЭС.
С 1 января 2015 года Федеральной налоговой службы внедрен механизм представления плательщиками заявлений в форме электронного документа между налогоплательщиками и налоговыми органами при представлении ими заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Согласно абзацу второму пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик-импортер товаров из государств-членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо Заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
В случае представления в электронном виде Заявления с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика он не должен представлять Заявление на бумажном носителе. Представление Заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.
Следует отметить, что по результатам проверки Заявления, представленного указанным способом налогоплательщику по ТКС в установленные сроки формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.
В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов) налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику-экспортеру копии составленного им заявления и сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В указанном случае у налогоплательщика отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения Заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру.