Политический процесс. Политические процессы 2 что такое политический процесс

Особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. Есть различие между процессами в обществе, в которых участвуют в основном общественно-политические силы и государственная власть одной страны, и международными политическими процессами, в которых участвуют в основном различные государства и международные организации. В рамках первых политические решения принимаются и реализуются властью, а в рамках вторых — на основе соглашения суверенных участников, над которыми нет верховной власти.

В совокупности политических процессов выделяются две группы — Общие и Частные . Они отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами, поэтому их изучают раздельно. Однако эти две группы процессов взаимосвязаны и могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания друг друга.

Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы. Частные политические процессы — это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом (например, не ведущих к смене режима или формы правления). Они проявляются в принятии и реализации управленческих решений представителями власти и отражают различные пути презентации политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, митингах и т. д.). Они могут протекать на национальном, региональном, местном уровне, внутри социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, партиях и т. д.

Рассмотрим вначале Общий политический процесс . Сразу отметим, что он не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис. Эволюция — основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны: в расстановке политических сил, политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), структурах власти и т. д. Здесь процесс протекает в рамках сложившихся в политической системе отношений между властвующей элитой страны, с одной стороны, и электоратом, партиями, движениями, органами местного самоуправления и т. д. — с другой. В этих условиях попытки нововведений иногда отступают перед традициями и преемственностью политической жизни, но обычно политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению внутри — и внешнеполитических сил методы организации политической жизни и управления. С учетом интересов различных групп используются новые, более гибкие модели и методы управления. Эволюция позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

Революционная форма развития общего политического процесса означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности" (Политологический словарь, М,: Луч, 1994. С.105.). Политическая революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти. Происходит стремительное разрушение всех политических органов, что, как правило, сопровождается многочисленными жертвами и трагедией миллионов людей.

Наконец, третьей формой общего политического процесса является Политический кризис . Его показатели — потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т. д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.

С развитием общества меняются тенденции и соотношение форм общего политического процесса. В частности, революция как форма общего политического процесса становится сейчас все более редким явлением. Важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни — нарастающая его демократизация. Реже используется насилие для достижения политических целей, чаще применяется согласование интересов различных групп общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. Например, на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1958 г.) единогласно было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии (1985 г.) — уже 70%.

Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену её состояний и форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима.

В отличие от общего политического процесса частные политические процессы касаются отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего процесса своей структурой, типологией, этапами развития.

Структурными элементами Частного политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения частного политического процесса — это Появление Противоречия, требующего разрешения. Это может быть проблема, затрагивающая интересы небольшой группы либо широкой общественности. Например, недовольство системой налогообложения может инициировать законотворческий процесс по её изменению. Объект частного политического процесса — это конкретная политическая Проблема , ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т. д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект частного политического процесса — это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Необходимо определить статус этих субъектов, их цели, ресурсы и стратегию их действий. Цель частного политического процесса — это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса.

Следует отметить, что частный политический процесс не обязательно возникает в политической сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т. д.). Если эти сферы сами не могут разрешить возникшие противоречия, то проблема, например, из экономической превращается в политическую.

Названные четыре составляющие структуры частного политического процесса дают о нем общее представление. Для комплексного изучения процесса необходима информация о ряде его характеристик: количестве и составе участников, социально-политических условиях и форме протекания. От Состава и количества участников процесса и их политической ориентации зависит немало. Частные политические процессы способны охватить всю страну и даже группу стран — например, движение за запрещение ядерного оружия, но могут иметь и небольшое число участников в рамках локальной местности. От Социально-политических условий, в которых протекает процесс, во многом зависит достижение поставленной цели. Формой протекания частного процесса может быть сотрудничество или борьба осуществляющих процесс сил. Совокупность частных политических процессов каждой страны представляет собой процесс её политического развития. В зависимости от преобладающих тенденций их можно разделить на два типа. Для первого характерно преобладание изменений существующей политической системы, её обновление или даже разложение и организация новой. Его можно определить как тип модификации. Для другого типа характерно преобладание стабильности политической системы и её более или менее эффективное функционирование. Его можно назвать типом стабилизации.

Этапы развития частного политического процесса.

Все частные политические процессы, несмотря на их многообразие, проходят в своем развитии через три этапа. Каждый частный политический процесс начинается с появления проблемы. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её решении, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы. Второй этап — это мобилизация сил для поддержки намеченного пути решения проблемы или различных вариантов решения. Процесс завершается с прохождением третьего этапа — принятия политическими структурами мер по решению проблемы. Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.

Типология частных политических процессов. Отметим основные критерии их классификации.

Масштабность частного политического процесса. Здесь различаются Процессы внутри общества и Международные процессы . Последние бывают двусторонними (между двумя государствами) и многосторонними (между многими или даже всеми государствами мира). Частные политические процессы внутри общества делятся на базовые и локальные (периферийные). В рамках первых широкие слои населения на общегосударственном уровне вступают в отношения с властью по вопросам законотворчества и принятия политических решений. Вторые отражают, например, развитие местного самоуправления, формирование политических партий, блоков и т. д.

Характер взаимосвязи общества и властных структур . На основании данного критерия частные политические процессы подразделяются на Стабильные и нестабильные . Первые развиваются в стабильной политической среде с устойчивыми механизмами принятия политических решений и политической мобилизации граждан. Для них характерны такие формы, как диалог, согласование, партнерство, договор, консенсус. Нестабильные процессы возникают и развиваются в условиях кризиса власти и политической системы в целом и отражают конфликт интересов групп.

Частные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентации субъектов на соперничество или сотрудничество, явной или скрытой форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным Внутренним ритмом , т. е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами. Циклы политических процессов в ряде стран может задавать деятельность правящих партий, их съезды. Часто решающее влияние на эти ритмы оказывают важные политические события, изменяющие соотношение сил. "Рваный" ритм задают политическому процессу военные перевороты.

Все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов влиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная Задача всех участников политических процессов — включить свои требования в эти решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.

С точки зрения системной организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: Демократические , где сочетаются различные формы народовластия, и Недемократические , определяемые наличием тоталитарных или авторитарных режимов, недемократических партий, организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

В западной политологии существуют две типологизации политического процесса в целом. В рамках первой из них американский политолог Л. Пай, сравнивая политические процессы различных стран, выделяет два их типа — западные и "незападные". В своей работе "Незападный политический процесс" Л. Пай назвал 17 особенностей политического процесса в "незападных" странах. Вот основные из них: 1) политика четко не отделена от других общественных сфер; 2) оппозиционные партии и контрэлиты нередко выступают в форме революционных сил; 3) значительное влияние на политический процесс оказывают харизматические лидеры; 4) в политическом процессе доминируют клики и группировки; 5) отсутствует единство в определении стратегии развития государства; 6) невелико значение организованных групп интересов; 7) политический процесс обходится без участия профессиональных политических технологов, и т. д.

Второй тип классификации сосредоточен на западных политических системах, выделяя в них два вида политического процесса: горизонтальный и вертикальный. В основе Горизонтального политического процесса лежит признание формального равенства и автономности его участников. Все участники процесса "играют" по общим правилам, полагаясь на единые правовые нормы. Такой тип возможен в демократических режимах с соответствующей политической культурой. Вертикальный политический процесс отличается тем, что власть всемерно стремится поддерживать свой авторитет. Это достигается мерами приобщения масс к ценностям уважения закона и послушания. Здесь имеет место стихийное проявление интересов масс, чему противостоит государственная власть.

По мере усложнения общественной жизни изменяются механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. Все активнее проявляют себя социальные группы и общественные движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления. На политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, глобальные политические, хозяйственные, военно-стратегические связи. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация и глобализация экономической и социальной жизни.

40. Политический процесс.

Политический процесс - форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. В содержательно смысле, политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находится к нему в оппозиции.

Можно выделить основные этапы формирования и развития политического процесса:

1. Этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

2. Этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля.

3. Этап реализации политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

Типология:

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основных разновидности политического процесса: демократический и недемократический. В демократическом политическом процессе сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Внутреннее содержание недемократического политического процесса определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти разделяются стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, спада материального производства, социальных конфликтов. Неспособность режима отреагировать на сложившуюся ситуацию адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

По значимости для общества тех или иных форм регулирования политических отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовые политические процессы характеризуют способы включения широких социальных слоев населения в отношения с государством, формы превращения интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политической элиты, подготовки и

выдвижения лидерови т.п. В этом плане базовые политические процессы можно рассматривать как процесс участия в государственном управлении (участие в принятии решений, в законодательном процессе и т.д.). Периферийные политические процессы отражают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, а также другие связи и отношения в политической системе общества, которые не влияют на доминирующие формы и способы реализации власти. Со сменой форм, методов и функций, используемых институтами государственного управления, меняются и сами базовые и периферийные политические процессы.

В связи с этим рассматриваются три режима протекания политического процесса:

1. Режим функционирования, который не выводит политическую системы за рамки взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, сложившихся на данный период времени. В этом режиме политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти постоянно повторяющихся отношений между элитой и электоратом, политическими париями, органами местного самоуправления.

2. Режим развития, означающий, что структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно реагировать на новые социальные требования населения и времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги поняли цели и нашли методы управления, соответствующие изменениям, происходящим в социальной структуре общества, а также изменениям в соотношении политических сил в стране и на международной арене.

3. Режим распада, разложения политического целого, когда центробежные силы и тенденции превалируют над интеграционными и приводят к развалу данного режима правления. В следствии этого решения, принимаемые правящей элитой, утрачивают свой управленческий потенциал, способность управлять обществом и регулировать социальные отношения, а сам политический режим теряет легитимность и стабильность.

Книга: Политология / Кремень

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Современная историческая реальность показывает, что изменения политического строя, реформирование политической системы, властных структур и управления, правительства, создание конституционных нормативов, формирования политической культуры, совершенствование деятельности парламента, осуществления политических реформ, принятия законов и др. - действия разнообразны по сути и содержанию. Все эти действия не вытекают друг из друга автоматически, а отличаются субъектами созидания, по своим масштабам и глубине. Результат различных политических событий, взаимодействие политических институтов, разработка, принятие и реализация политических решений, программ, законов и нормативных актов составляет политический процесс отражает динамику политической жизни, развитие реально существующих политических явлений и событий общества.

Политический процесс - один из общественных процессов, социально-политических действий, обеспечивающих воспроизводство политических ресурсов и создания новой политики. Политический процесс - совокупность различных видов деятельности субъектов политики, включенных в динамику практически-политических отношений, охватывающих все стадии функционирования политической системы и направлены на достижение политической цели. Предпосылкой, социальной базой политического процесса есть процесс социальный. Социальный процесс - совокупность действий социальных общностей, социальных слоев, разных групп, индивидов, направленные на их воспроизводство и обеспечение стабильности общественной системы. Политический процесс характеризует определенную сторону, механизм действия политической системы общества, политическое сознание, политическую культуру в самой сложной сфере общественной жизни-политической. Отражая реальности общества, реальности социального, экономического, духовного жизнь, политический процесс выступает совокупностью результатов переплетение разнообразных munie политического поведения социальных общностей, социальных слоев и граждан, деятельности властных органов и структур реальности, в которой взаимодействуют различные субкультуры, взаимоисключающие традиции и много факторов, непрерывно вносят в течение событий что-то новое, нестандартное. В политическом процессе действуют живые люди со всеми своими стереотипами и предрассудками, люди, которые включаются в отношения с государством, а то не понятно почему игнорируют свои политически значимые интересы. В развитии событий политический процесс как процесс не вносит каких обумовленостей, а, раскрывая содержание политики через реальные формы, показывает, что одни элементы, звенья политической системы воспроизводят, а вторые разрушают, третьи развивают и творят, и благодаря такому процессу происходят глубинные изменения политической системы, а сама политическая система переходит от одного состояния к другому, т.е. политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической жизни.

Политический процесс - совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. Политический процесс раскрывает две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах формулировка индивидами и социальными спільностями, социальными слоями требований, соответствующих их реальным или мнимым интересам, и переносят требования в центр политической борьбы или в сферу принятия политических решений (участие в выборах, референдумах, членстве в политических партиях и др,), а, во-вторых, формы приня-. тии и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и политическими элитами.

В обществе происходит распределение и перераспределение средств власти, осуществление политической мобилизации граждан, процесса принятия решений; контроль за политическими элитами, которые управляют и другие формы политической активности социальных общностей, социальных слоев и граждан - все это отражение осуществление политическими субъектами своих функций* Реализация политическими субъектами функций распределения и перераспределения средств власти не только признается и поощряется политическим режимом, властными структурами, но и осуждается как не легитимные. Естественно, политический процесс охватывает и не легитимные действия политических субъектов, несистемные для общества форе мы политической активности населения: заговоры, террор, саботаж деятельность нелегальных политических партий и тому подобное, что отражал ют политический протест.

Структура политического процесса включает: систему политических властных отношений и политической деятельности социальных общностей слоев и индивидов. Политическая деятельность - совокупность политики них действий социальных общностей, социальных слоев - классов, политических партий и движений, и индивидов, направленная на реализацию их политических интересов, прежде всего, завоевание и удержание власти. В отличие от других форм деятельности, политическая деятельность - прагматическая и тесно связана с реально существующим общественно-политическим строем и не носит прогностические, теоретико-конструктивные функции. Если же основная цель политической деятельности - реализация политических интересов, и неправомерно в демократическом обществе концентрировать политическую деятельность лишь на решении классовых или общественных противоречий. Там же, где возникают политические интересы, которые могут проявиться только у одного индивида, а не у миллионов, там и возникает политическая деятельность. Политическая деятельность и сосредотачивается на реализации интересов власти с полным учетом наиболее широкого спектра плюралистических интересов. Естественно, политика осуществляется людьми, уровень активности которых значительно зависит от знания механизма ее регуляции: закономерностей, специфической цели, интересов и институциональных образовательных норм, средств реализации политической цели. Движителем общественной деятельности выступает политическое сознание, которое формируется посредством институтов политической системы, политических и правовых норм, традиций, политической культуры. Конечно же, факторами политической деятельности, определяющей ее цели, содержания и размаха, выступают политические интересы и правовые нормы.

Компонентами структуры политического процесса являются: формирование цели и задач политических структур, политических институтов (политическая система общества, ее элементы - государство, политические партии и политические движения и др.); конституирование и создание политических институтов, разработка, принятие и реализация решений и нормативных актов управления; поддержка населением государства функционирования политических институтов, организаций и властных структур; контроль за функционированием политических институтов и властных структур и направления их развития. Политические процессы, слишком разнообразные политические процессы, подразделяются по природе на созидательные и разрушительные, сиюминутные, по уровню организации общества - глобальные, региональные, местные; по формам протекания-явные (открытые), скрытые; по динамике прохождения - бурные, спокойные, замедленные; по характеру направленности и среды - прогрессивные, регрессивные, внутриполитические, внешнеполитические, эволюционные, непрерывные и др., общие и частичные. Все политические процессы имеют свои особенности: постепенность, медленность. Политические силы и отдельные политические деятели иногда стремятся ускорить политические события и др. Правда, такие попытки ускорения политического процесса ведут к отрыву от реальности, к субъективизму, волюнтаризму и т.д. Итак, политический процесс обусловливается объективными законами развития общества.

Механизмом, обеспечивающим жизнедеятельность общества является Деятельность, направленность которой непрерывно возрастает и усложняется. Сама деятельность является основой установления связей и отношений между обществом, нациями, народами, социальными спільностями, индивидами. Энергичная деятельность вызывает активное начало в структуре отношений. Целенаправленные отношения вносят в социальную среду упорядоченность, обеспечивают самоорганизацию и эволюционные изменения в направлении создания новых форм жизнедеятельности. Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизаций политической свободы за достижения политической цели. Политический интерес - один из рычагов политической деятельности, а политическая воля - способность субъекта политики к напряженности и направления своих политических возможностей на достижение политической цели.

Политическая деятельность влияет на политические и через них - на все общественные отношения. В политической сфере политическая деятельность сосредотачивается на ряде объектов: одни из которых являются организационными факторами общественно-политической жизни; другие - процессами политического развития. Организационными факторами общественно-политической жизни выступают: создание государственных органов путем их избрания, создание массовых организаций вследствие волеизъявления граждан, которые объединяются в общественные организации, выработки политико-правовых норм путем урегулирования процесса подготовки и принятия законов, непосредственного отображения свободы граждан (референдум, съезды, собрания и др.), организация системы управления основными сферами государственной и общественной жизни, определение принципов организационных структур, полномочий и взаимоотношений и связей звеньев управления. Процессами политического развития выступают: укрепление социальных основ развития общества; развитие национальных отношений, учета интересов национальных групп и меньшинств; привлечение граждан в управлении государственными и общественными делами; формирование доверия и поддержки политических курсов политических партий, политических институтов; воспитание политического сознания граждан; укрепление власти политических институтов; обеспечение соблюдения законности и других демократических норм, осуществлению внешней, международной политики.

В условиях рационализации упорядоченности общества широкие массы, которые ранее выступали объектом политики, становятся ее субъектом, имеют возможность непосредственно (через систему выборов) влиять на политические события и явления, в том числе принятия политических решений и, следовательно, двигать политический процесс. И возникает проблема: имеющиеся противоречия между достаточно значительным влиянием масс на политический процесс - с одной стороны, и низким уровнем их общей и особенно политической культуры, - с другой. Возникает угроза разрушения самой демократической политической системы и формирования утверждение диктатуры, тирании. Это создает уникальные возможности манипулирования сознанием масс, пропаганды и популизма, осуществление изменений с помощью насилия, слепого повиновения власть имущим и т.д.

Политическая деятельность приводит в действие рычаги, которые определяют прогресс каждой сферы и успех всех видов жизнедеятельности общества. Вот почему любая человеческая деятельность, а тем более политика, должна быть целенаправленной. Цель, близкая, и дальняя, всегда требует серьезных усилий политических партий, государства, определения их приоритетов для эффективной реализации ее. Жизнь показывает, что игнорирование или пренебрежение определение цели и средств ЕЕ реализации вызывает кризисные явления, инертность и пассивность людей в политической жизни.

В структурных и функциональных связях воспроизводится политическая жизнь. Политические системы общества. Политическая система во всей полноте предстает лишь после завершения цикла самовоспроизводства. Такие циклы естественно связаны с некоторыми изменениями. Появление новых явлений и элементов в политической системе не являются идентичными ее предыдущем этапе. Происходит непрерывное накопление нового, что и приводит к качественному состоянию, а, следовательно, к возникновению и формированию новой или усовершенствованной политической системы общества. Политические изменения - это рождение нового в структурных и функциональных особенностях политических явлений, что обеспечивает самовоспроизводство и обновления общественно-политического организма. Глубинные политические изменения становятся фактом только после нескольких или даже многих циклов самовоспроизводства политической системы.

Важное значение для политической деятельности имеет широкая и достоверная информированность. В политической информации сведения о развитии социальной структуры общества, о нации и отношения между ними, об организации власти и функционирования политической системы и ее звеньев, об управлении, о развитии демократии, уровень политического сознания и политической культуры и др. Социально-политическая деятельность тесно связана с формированием политики и средств ее осуществления, с функционированием власти. Но главное человек является первичным и единственным субъектом политической деятельности. Социальные общности - народ, классы, нации, другие большие и малые политические группы - все это совокупность отдельных индивидов с соответствующими интересами, целью и т.д. Поэтому-то в демократическом обществе - лицо является только субъект политической деятельности. Однако легитимные формы политической активности населения, формы политического протеста и другие формы политического поведения социальных общностей, социальных слоев и индивидов объединяются одной и той же потребностью: властью влиять на политические решения, принимаемые государством. Вот почему основной, главной проблемой политического процесса выступает принятие и реализация политических решений, которые интегрируют различные интересы социальных общностей, слоев, групп и индивидов, в соответствующей им сложной системе загальноколективної цели, что отражается в политической воле общества.

Формирование политической воли общества происходит как бы на пересечении этих действий официальных органов и властных структур, влияния групп интересов, а также механизмов общественности (профсоюзов, средств массовой информации и др.). Но центральную роль здесь играют высшие институты государственной власти. Потому что главным механизмом формирования, принятия и реализации политических решений и выступают высшие институты государственной власти. От их деятельности зависит степень централизации власти, распределение полномочий между социальными спільностями, слоями, группами интересов, участвующих в формировании интересов политического развития. Продолжительность и мобильность высших институтов государственной власти в политическом процессе даст им возможность и способность поддерживать, даже насаждать те нормы и интересы, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями народа и противоречат политическому мышлению граждан. Тональность взаимоотношений политических субъектов - социальных общностей, социальных слоев и индивидов, ритмы и темпы политических изменений определяют и характер деятельности высших институтов государственной власти.

Деятельность институтов и властных структур задает и характерные для общества циклы политического процесса. Ведь ведущими политическими институтами власти производятся и реализуются общегосударственные общественные решения. В демократических государствах формируется и функционирует, активизируется деятельность социальных общностей и индивидов в процессе избирательных кампаний. На период выборов в высших законодательных и исполнительных органов государственной власти нужен пик политической активности населения. И затихает политическая жизнь, по обычаю, в периоды отъезда законодателей в летние отпуска («парламентские каникулы») и др. В государствах с тоталитарным режимом циклы политического процесса задаются деятельностью партий, которые управляют политикой. Так, в прошлом в Украине очередные съезды компартии Украины задавали ритм всех изменений во внутренней политике, определяя очередные исторические задачи, рубежи пятилетних планов и т.д. Опыт афро-азиатских государств показывает, что циклы политического процесса определяются изменениями всех бывших властных институтов и структур, которые осуществляются в результате военных переворотов, происходящих в ряде афро-азиатских странах и определяли темп и характер политических змей. Крупные структурные кавычки, открывающие внутреннее устройство таи природу политического процесса, дают возможность выделить в процессе! формирование политических решений своеобразный центр всех политических изменений. Так, этап представления политических интересов групп и граждан властным институтам и структурам, которые принимают политические решения, и является важной лапкой политического процесса. Содержание политического процесса характеризует деятельность различных ассоциаций, различные формы политического участия! социальных общностей и индивидов, которые формулируют свои требования, соответственно) отвечает их реальным или мнимым интересам, и переносят эти требования в центр политической борьбы или в сферу реализации политических решений, а также осуществления и агрегацию интересов, должен делать более однородными множество отдельных требований, предъявляемых к правительственных структур, систем, отражающих коллективную цель политической системы.

Этап создания и принятия политических решений - важное звено политического процесса.

Социально-политические изменения, динамика политической жизни не линейные процессы, ибо любой общественный процесс имеет скрытую пелшійпість, а человеческая история как целостный процесс саморазвития тоже имеет нелинейный характер. Пример тому - история Украины с ее неожиданными поворотами, падениями и взлетами. Современные социальные процессы и явления тоже не объясняются формационной, социально-политической и экономической теорией. Прогресс мирового сообщества не укладывается в схему развития и изменения социально-екопомічних и политических систем, не способен отразить всю сложность реального мира. Политическое развитие это переход из одного политического этапа к другому, качественно более совершенного па основе роста и изменения политической культуры овладение совершенными формами политической деятельности. Этапы реализации политических решений, характеризующих сложное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных средств, регламентации и регулирования политического поведения населения, осуществление контроля за деятельностью политических элит, подведение итогов и корректировка политического курса - важная лапка политического процесса. Характер самого политического процесса проявляется и в выработке и реализации избранных правящим режимом цели общественного развития. В политическом процессе выделяют три режима. Во-первых, режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки взаимоотношений граждан и институтов власти. В таком случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь до простого воспроизводства рутинных, ежедневных отношений между гражданином и государством, отношений между политической, управленческой элитой и кругом лиц, которые обладают правом голоса па выборах в органы государственной власти. Решение и настроение лиц, которые принимают участие в выборах, определяют также и сам состав избирательных органов власти, влияющие па политику государства, позиции политических партий. Бесспорным приоритетом перед любыми инновациями и подвиганием в реализации функции основными политическими субъектами здесь владеют традиции и преемственность в развитии политических связей.

Во-вторых, режим политического процесса - режим развития. Здесь на новый уровень движения, что позволяет тождественно ответить на вызовы, выводят политику, структуры и механизмы власти. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие изменениям, которые происходят в социальной структуре и соотношению, что меняют политические силы внутри страны и па международной арене, интенсивным взаимодействием микро - и макрофакторов власти. Соревнованием разнообразных течений и тенденций, которые ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений, сопровождается и политическое развитие. Развитие политического процесса, отмечал американский социолог Толкотт ІІарсопс, отражает не что иное, как нарастание сложностей и структурированности его содержания, что ведет к превышению приспособленности властных структур к внешним социальным условиям, в-третьих, режим упадка, распада политической целостности или, по меткому выражению социолога Петра Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В отношении к нормам и условиям целостного существования политической системы, направления динамики политического процесса имеет негативный характер. Здесь под интеграцией преобладают обратные и цептробіжпі тенденции, незворотпий характер имеют дробления политических субъектов и распад режима правления. Предпринятые режимом меры теряют управленческую способность, а сам режим - законность. Распад режима по характеру политического процесса можно проиллюстрировать па судьбы всех социалистических стран Европы и Азии, где правящие круги так и не смогли отыскать тождественных мер, чтобы отреагировать па социально-экономические и духовные запросы.

1. Политология / Кремень
2. ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ НАУКА О ПОЛИТИКЕ?
3. 1. Политика - социальное явление
4. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ О ПОЛИТИКЕ Что такое наука о политике?
5. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ
6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Политические идеи Древнего мира
7. 2. Политические учения в средневековье
8. Политические идеи Фомы Аквинского
9. 3. Проблемы теории политики в эпоху возрождения
10. 4. Политические учения в XVI-XVII вв.
11. 5. Развитие политической мысли XVIII в.
12. 6. Политическая мысль в европе конец XVIII - XIX вв.
13. Политические идеи в России
14. 7. Современные политические учения запада
15. Формирование политической мысли в Украине
16. Идеи ограниченной монархии
17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
18. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ И УКРАИНЕ
19. Иван Франко
20. 3. Социально-политические учения о национально-культурное возрождение и государственность
21. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ВЛАСТЬ - ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 1. Понятие и структура власти.
22. СУБЪЕКТ ВЛАСТИ
23. 2. СРЕДСТВА, ПРОЦЕСС И ВИДЫ ВЛАСТИ
24. ТИП ВЛАСТИ
25. Государственная власть
26. Экономическая власть
27. ВИДЫ ВЛАСТИ
28. Политическая легитимность
29. ФУНКЦИИ БЮРОКРАТИИ
30. Функции политической системы, механизм
31. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
32. 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ УКРАИНЫ
33. Формирование государственности Украины
34. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
35. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
36. 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ПОЛИТИКЕ
37. 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
38. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА 1. Лицо в политике
39. ОТНОШЕНИЕ.
40. 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
41. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: Позитивные и негативные права
42.
43. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ. Политические теории социальная стратификация
44. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
45. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 1. Политические партии: сущность и роль в обществе
46. 2. Современные партийные системы и их сущность
47. 3. Суть и тенденции развития политических движений
48. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 1. Суть и роль политического лидерства в обществе
49. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
50. 1. Политическое сознание: понятие, структура, функции
51. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВІДОМІСТЬ.ТИПИ
52. 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
53. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
54. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
55. 2. Политика и мораль как система
56. Профессиональный политик
57. ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИКА И ИДЕОЛОГИЯ 1. Природа и сущность современных политических концепций
58. 2. Основные идеологические течения современности
59. Консервативность
60.

Мир политики чрезвычайно многообразен, он отличается изменчивостью и динамичностью. Политические системы, существующие в современном мире, не изолированы друг от друга, они находятся в постоянном взаимодействии, при котором неизбежно столкновение различных противоборствующих сил. Поэтому неудивительно, что политическая жизнь начала XXI в. наполнена разного рода политическими противостояниями и конфликтами, кризисами и войнами. Важнейшей задачей становится осмысление причин и прогнозирование последствий таких столкновений, а для этого необходимо дать ответ на целый ряд вопросов. В чем отличие современных политических систем от тех, которые существовали в былые эпохи? Как осуществляется трансформация политических институтов, как изменяются политические ценности, политические идеалы и политическое поведение? Понять сущность политических изменений, происходящих в современном мире, дают возможность понятия «политический процесс», «политическое развитие», «политическая трансформация», «политическая модернизация», «демократизация» и др.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (лат. processus - продвижение) - это совокупность видов деятельности участников политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы.

В современной политической жизни любого общества можно выделить целый ряд политических процессов.

Основание для классификации Виды политических процессов и их характеристика
Среда протекания политического процесса внутриполитические(взаимоотношения между элементами политической системы, связанные с реализацией политической власти) внешнеполитические(отношения между государствами, связанные с достижением политических компромиссов)
Устойчивость взаимосвязей политических структур стабильные (устойчивые модели поведения и механизмы принятия политических решений) нестабильные (возникающие, как правило, в условиях кризиса как проявление изменения политической обстановки)
Природа политического процесса эволюционные (постепенные, изменения определенных видов взаимодействия" 1 субъектов политики, элементов политической системы) Революционные(резкое изменение характера отношений, приводящее к политическим конфликтам и кризисам)
Ориентированность субъектов политики Конфронтационные(обусловленные борьбой между участниками политического процесса) Консенсуальные (обусловленные сотрудничеством между участниками политического процесса)
Время протекания политического процесса длительные (измеряющиеся определенными историческими периодами) Кратковременные (происходящие в условиях реального времени)
Уровень распространения политического процесса глобальные (происходящие в мировом сообществе, а также на уровне национального государства) региональные и локальные происходящие на уровне определенного региона)
Характер протекания политического процесса открытые (характеризующиеся открытым характером, внешними проявлениями) скрытые (латентные) (происходящие без видимых внешних проявлений)

В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития.

Режим функционирования политического процесса – простое воспроизводство сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти. Приоритет традиций над инновациями предохраняет политическую систему от качественных изменений, придавая всей системе политических отношений достаточную стабильность и устойчивость.

Режим функционирования имеет ярко выраженный циклический характер , проявляющийся в последовательной смене определенных фаз осуществления основных политических действий, реализации политической системой четко установленных функций. Циклы политического процесса, как правило, определяются проводимыми с определенной периодичностью выборами в органы государственной власти, которые, выступая «поддержкой» политической системы, легитимизируют действия политической власти. В тоталитарных государствах, где полностью отсутствует политическая конкуренция, такой режим достигает своего крайнего проявления - так называемого политического застоя, проявляющегося в практически полной «консервации» политической жизни, что, в свою очередь, существенно тормозит экономическое, социальное и культурное развитие общества. (пример: советская политическая система периода правления Л. Брежнева 70-х гг. XX в. В это время политическая жизнь в СССР отличалась наибольшим консерватизмом, расширением бюрократического и партийного аппарата, практически полным отсутствием реформ, усилением репрессий по отношению к инакомыслящим, развитием военно-промышленного комплекса, истощавшим экономику страны, что привело к началу 80-х гг. к резкому спаду темпов экономического роста и замедлению научно-технического прогресса, ввергнув страну в системный кризис).

Политическое развитие – это политический процесс, который характеризуется высокой интенсивностью тех или иных политических изменений . Политическое развитие представляет собой такое изменение (или приобретение) качеств и характеристик политической системы, которое позволяет ей адаптироваться к новым условиям социально-политической жизни. Режим развития политического процесса сопровождается существенным изменением структуры и характера политических отношений, механизмов функционирования элементов политической системы, а также характера ее взаимодействия с внешней средой.

Стремление ученых выявить источники, характер и направленность политических изменений в обществах, меняющих модели экономического и политического развития привело к формированию теории политической модернизации.

Политическая модернизация – процесс, связанный с формированием или обновлением институтов политической системы, а также характера политических отношений. Основной вклад в развитие теории политической модернизации внесли такие ученые, как Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай, С. Хантингтон и др.

В отличие от понятия «политическое развитие», понятие «политическая модернизация» употребляется применительно к странам, осуществляющим переход от традиционного (доиндустриального, аграрного) к индустриальному обществу.

Выделяют два основных типа модернизации:

первичную (оригинальную) или органичную модернизацию (пример: Великобритании процесс модернизации политической системы, по сути, берет свое начало еще в середине XVII в., когда были существенно расширены полномочия парламента и правительства и тем самым заложены основы новой политической системы нового типа. В середине XVIII в. в Англии формируются первые прообразы политических партий - тори и виги, а политические реформы приводят к окончательной ликвидации абсолютизма и установлению конституционной монархии. Институциональные изменения английской политической системы заканчиваются лишь в середине XIX в. с образованием первых политических партий - либеральной и консервативной, а окончательное становление гражданского общества связывается с принятием закона о местном самоуправлении в самом конце XIX в);

вторичную (отраженную) или неорганичную модернизацию (пример: Россия, Бразилия, Турция и пр. – осуществлялась путем заимствования опыта развитых стран, уже прошедших этот этап).

Первоначально в политической практике (да и в политической науке) политическая модернизация воспринималась исключительно как вестернизация (англ. western, от west - запад), то есть безусловная ориентация на американский или западноевропейский образ жизни, модели политического поведения, духовные и политические ценности. Однако попытки прямого заимствования западных политических стандартов, замена ценностей традиционного общества ценностями западной цивилизации на практике далеко не всегда оказывались эффективными, что привело к переосмыслению теории политической модернизации в 70-е - 90-е годы XX в., учету своеобразия исторических и национальных условий реформирования традиционных политических систем.

В результате модернизации самой теории модернизации возникли концепции «частичной модернизации» (допускающей возможность включения традиционных институтов и ценностей в новые политические структуры), «кризисной (регрессирующей) модернизации», «рецидивирующей» и даже «тупиковой модернизации».

ЗНАЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Тенденция к осуществлению культурной и политической модернизации оказывает мощное воздействие на общество, стимулируя гражданское участие, легитимацию политической власти, стремление к улучшению жизненных условий и пр. Вместе с тем модернизация всегда отражается на стабильности общества, его культурной и политической систем, подрывая традиционные основы легитимности и политического порядка, меняя привычные жизненные уклады, ценности и нормы поведения .

В последние десятилетия XX в. в рамках теории политической модернизации активно изучается проблема демократизации - перехода от различных форм недемократического политического режима к демократии. Во многом интерес к данной проблематике обоснован теми политическим процессами, которые происходили в странах Восточной Европы в 90-х гг. XX в.

Демократизация в политической науке определяется как процесс изменения политической системы, характеризующийся расширением политических прав и свобод граждан, возникновением политического и идеологического плюрализма, увеличением форм участия населения в политической жизни, децентрализацией государственной власти, реализацией принципа разделения властей, а также построением гражданского общества .

Для осуществления демократизации политического режима необходимо присутствие следующих факторов:

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

“Нельзя построить счастливый мир на крови; на согласии – можно”.

Постулат

§ 1. Сущность политического процесса

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: “верхи” не могут, “низы” не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического процесса:

Его началом можно рассматривать этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

Третий этап политического процесса – реализация политических решений, воплощения волевых, устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

Политические процессы протекают в открытой и скрытой формах.

Открытый политический процесс: политические интересы групп и граждан регулярно выявляются в электоральных предпочтениях; под воздействием общественного мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений; открытое рекрутирование элит.

Скрытый политический процесс: граждане апеллируют не к официальной власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам; управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве; контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику, не зависимую от предначертаний тех или иных лиц или партий, так и политические процессы в значительной мере носят объективированный относительно базовых основ характер. Степень этой объективации зависит от ряда социально-экономических и политико-культурных факторов: характера общественного устройства, социально-классовой структуры населения, расстановки политических сил, политической культуры масс, существующих политико-правовых традиций и др.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.

Внутренне ему присущи переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития. По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по сравнению с прошлым более активно проявляют себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политический процесс внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, идеологических, информационных, военно-стратегических и других реалий международного характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений, складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств. Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике – политической власти.

§ 2. Политическое участие и развитие

Под политическим участием понимаются действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами, имеющие своей целью влияние на государственную или общественную политику, управление государственными делами, или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном.

Политическое участие – добровольная деятельность, посредством которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики. Оно может быть постоянным или эпизодическим, использующим законные или незаконные методы власти, организованным или неорганизованным.

Политическое участие представляет собой вовлечение членов социально-этнической группы или социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или международного сообщества.

Участие в общественной жизни – неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управляемой (или самоуправляемой) общности людей и служит одним из средств выражения и достижения их интересов. В условиях государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс принятия решений и управления в той или иной степени политизируется в социальной, экономической и культурной сферах. Вместе с тем участие в решениях, не связанных с противоречивыми социальными интересами и конфликтами, не влияющих на распределение власти, не является собственно политическим.

Различают индивидуально и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, традиционное и новаторское, легитимное и нелегитимное, охранительные виды политического участия. В зависимости от этого выделяются виды политического участия: в выборах; в принятии решений; в управлении; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; в принятии, реализации и охране законов; в избирательных и иных политических кампаниях, политических митингах и собраниях; в восприятии и передаче политической информации; в забастовках, массовых акциях гражданского неповиновения, освободительных войнах и революциях; в деятельности политических партий и общественных организаций и т.д. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном) уровнях.

Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Существенно важным для политического участия (или неучастия) индивида являются его политическая направленность, политические интересы, мотивы, потребности, разделяемые им политические ценности, идеалы, традиции и др.

На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имею значение также социально-демографические и национально-этнические факторы.

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, разрешения конфликтов, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

Могут быть введены следующие “идеальные” типы политического поведения и участия личности в политике:

Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни: лица, профессионально занимающиеся политикой, и лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях;

Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, отдельные политические акции);

Личность с различным уровнем компетентности, наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично практически не участвующего в ней;

Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Аполитичная и отчужденная личность с негативным отношением к своему участию в политике.

По политической ориентации или направленности, граждан можно классифицировать на “левых”, “центристов” и “правых”; “радикалов”, “демократов” и “консерваторов”; “модернистов”, “транснационалистов” и “фундаменталистов”; “националистов” и “космополитов”. В реальной жизни эти “идеальные типы” наиболее ярко и характерно проявляются у политических активистов, людей с устойчивыми политическими взглядами и позициями. Существуют и группы людей, которые в силу разных причин, в том числе культурного порядка, уклоняются от участия в политике. Их число может доходить до 15% избирателей.

Одним из факторов отсутствия интереса к политике является недоверие граждан к власти. Однако существуют и другие причины. Так, своим окружение индивидуум может быть лишен стимула к участию в политической жизни. На него может также подействовать слабая политическая активность со стороны других членов его круга общения.

В демократическом обществе вырабатываются многообразные институциональные формы, позволяющие выразить широчайший спектр политических взглядов и действий. Можно установить своеобразную зависимость: чем более демократическим является общество, тем более многообразны существующие в нем формы политического участия.

Субъективными факторами, влияющими на политическую деятельность личности, являются ее собственные способности, воля, позиции по отношению к политике. Мотивация социальной активности в значительной степени обусловлена политико-ценностной ориентации личности. Сложная политическая структура личности отражена в схеме (рисунок).

От каких же факторов социального, политического и психологического порядка зависит влияние “рядового” гражданина?

1. Социальный статус личности (классовая принадлежность, профессия, место в профессиональной и социальной иерархии, степень жизненной зрелости) и связанные со статусом шансы участия и влияния в политической жизни общества.

2. Связанное с социальным статусом объективное вовлечение личности в конкретные социальные противоречия и конфликты, связь ее собственных интересов с гармонизацией многочисленных и конкурирующих групповых и общенациональных потребностей.

3. Объем и социальная значимость выполняемых социальных ролей, степень и эффективность исполнения требований, связанных с этими ролями, коррелируемая личностным началом.

4. Степень и масштабы активности личности, т.е. с какой вовлеченностью, напряженностью и последовательностью она использует возможности политического влияния, связанные с осуществлением ее социально-политических ролей: избирателя, избираемого, лидера, оппозиционера и т.д.

5. Собственные усилия и умение, равно как и сила социально-имущественных барьеров и ограничений активности личности. Примером таких ограничений могут быть групповые привилегии, различного рода цензы: образовательные, вероисповедные, национально-этнические, расовые, идеологические, партийные и иные: ограничение, искажение и селективное распространение публичной информации правящими кругами. Наряду с этими целевыми ограничениями, имеют место и объективные препятствия в виде груза традиций (отсутствие демократического опыта политического

Похожие рефераты:

Среди многочисленных теорий политического развития, которые пытаются реализовать в наши дни, существуют несколько не только вполневыполнимых, но построенных на принципе уже существующих демократических режимов. Таковой является и теория со-общественной демократии.

Понятие, сущность, источники, формы, структура, содержание, способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов, анализ их особенностей в России. Характеристика, этапы и причины революций и реформ как типов политических процессов.

Социальная напряженность как показатель нестабильности политической системы. Феномен социального конфликта. Конфликтология межэтнических отношений. Механизм восстановления общественного равновесия. Типология современных конфликтов. Вооруженный конфликт.

Цель диссертационной работы – выявить особенности и характерные черты терроризма как фактора политической дестабилизации на современном этапе развития России.

Гражданский мир как важное условие и состояние общества как системы. Разрешение возникающих противоречий между властью и народом, социальными группами и слоями. Влияние насилия на политическую стабильность общества и достижение гражданского согласия.