Единоверческая церковь. Что такое единоверческая церковь? Единоверческие церкви в России Правила объединения с единоверцами


Старообрядцы: Назад, в будущее!

В этом году исполнилось 210 лет со дня подписания императором Павлом I указа об учреждении единоверия. Единоверцы — особая группа старообрядцев, которая два века назад осознала ущербность раскола и вернулась в лоно синодальной Церкви, сохранив старые, дониконовские обряды. Корреспонденты «Нескучного сада» посетили один из московских единоверческих приходов, Покровский храм в Рубцове, чтобы ближе познакомиться с этой весьма специфической частью Православной Церкви.

Свои среди чужих

Сам старообрядческий раскол возник в середине XVII века, когда патриарх Никон предпринял попытку богослужебной реформы. Около двухсот лет общины, отвергшие «новое» богослужение, существовали практически без собственного священства. На старообрядческих приходах служили «беглые попы» (священники, рукоположенные в официальной Церкви, но перешедшие на сторону старообрядцев) или не служил никто. Часть общин, в основном самых северных, расположенных на побережье Белого моря, и вовсе отказалась от священноначалия и таинств. Так в старообрядчестве сложилось два основных течения: беглопоповцы и так называемые беспоповцы. В начале XIX века император Павел I разрешил принимать в церковное общение старообрядцев, желающих восстановления канонического единства. Единоверие стало третьим старообрядческим течением, хотя подавляющее большинство старообрядцев и отказалось от примирения с Церковью.

В середине XIX столетия беглопоповцы приняли в общение бывшего сараевского митрополита, который «восстановил» у них трехчастную иерархию: епископ, священник, диакон. В итоге появилась Старообрядческая церковь с центром в Белой Кринице (тогда часть Австро-Венгрии, а теперь небольшое село в Черновицкой области Украины). Часть старообрядцев, не признав и белокриницкой иерархии, остались на прежнем «беглопоповском» положении.

Своих «единоверческих» старообрядцев новообрядная Церковь долгое время держала «на птичьих правах». Жесткие правила перехода из старообрядчества в единоверие мешали массовому возвращению. Ситуация стала кардинально меняться только в начале XX века, когда единоверцы получили собственных епископов, рукоположенных по старому обряду. Тогда состоялись и первые единоверческие съезды. Вопрос о единоверческих приходах звучал и на Соборе 1917-1918 годов. На «советском» Соборе 1971 года Русская Церковь официально сняла «анафемы» со старого обряда, признав его равноценным и равноспасительным. 3 июля 2009 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Покровском храме в Рубцове (Москва) был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Пусть приходят и смотрят

Патриарший центр — это община под руководством иерея Иоанна Миролюбова, секретаря Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС. По форме это великолепный белоснежный шатровый храм неподалеку от станции метро «Электрозаводская», возведенный в начале XVII века. Высокий цоколь, а правильнее сказать подклет, окружен с трех сторон аркадой, заложенной кирпичом в конце XVIII веке. Поверх подклета — типичные для допетровской Руси гульбища, открытые галереи, превращенные в два боковых придела, и паперть на «втором этаже». От уровня земли сюда ведут каменные ступени. В самом храме пока пустовато. Верующим передали здание только в 2003 году, и было оно в аварийном состоянии. Первые годы молебны служили в притворе новым чином, пока в 2007-м сюда не был переведен отец Иоанн. С тех пор шестая в области единоверческая община (в Москве есть еще две и три в Подмосковье) существует в «стационарном режиме».

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платок женщины закалывают булавкой под самым подбородком. Впрочем, традиция эта соблюдается не повсеместно. «Мы не настаиваем на одежде. Люди приходят в храм не ради сарафанов», — замечает иерей Иоанн Миролюбов, руководитель общины единоверцев.

Состав прихожан смешанный: часть из них происходит из традиционных единоверческих или старообрядческих семей, часть — из новобранцев, по разным причинам выбравших единоверческую практику, или тех, кто воцерковился уже в рамках единоверческого движения.

На лавочке возле храма отец Иоанн Миролюбов объясняет нам специфику единоверческих общин по сравнению с «классическими» старообрядцами: «Старообрядцы фактически находятся в состоянии раскола по отношению к РПЦ и всем другим поместным Православным Церквам, а мы — полноправная часть Вселенской Церкви, то есть мы такие же православные христиане, как и все.

Молятся они по лествице — особым деревянным четкам

Психология современного старообрядца все-таки отличается от психологии русского человека до раскола. В чем она проявляется? Старообрядцы, к примеру, никого не пускают к себе: если в храм к ним войдет «новообрядец», ему не позволят молиться, ну или во всяком случае воспримут как чужака, присутствие которого на богослужении нежелательно, а то и нетерпимо. Допускаются только свои, причем именно своего согласия. Это поведение по своей нравственной природе противоречит Христу, противоречит Евангелию. Мы, напротив, не устраиваем проблему, когда к нам кто-то заходит из любопытства. Наоборот, это приветствуется. Мы никого не прогоняем: пусть приходят и смотрят! Если человек в первый раз зашел, мы и креститься ему разрешаем так, как он привык: не двумя перстами, а тремя. Понравится ему старый обряд, западет в сердце — значит, он снова придет и постепенно выучит все традиции сам».

Никакой самодеятельности

Действительно, в общине отца Иоанна нас встречают гостеприимно. После богослужения, невзирая на некоторое наше замешательство, приглашают подойти к кресту. Мы не знаем — как. Перстосложение, благословение, поклоны — все здесь отличается от обычного.

Женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди — это тоже старообрядческая традиция. Поклоны — поясные и земные — делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.

Отец Иоанн показывает, как выглядит старообрядческое двуперстие. Мизинец, безымянный и большой пальцы сложены вместе, указательный выпрямлен, а средний полусогнут. Именно так держит пальцы боярыня Морозова на знаменитой картине Сурикова. Три соединенных пальца символизируют Троицу, указательный и средний, прижатые друг к другу — Божественную и человеческую природу Христа

«Совместное, храмовое богослужение — это общее, общинное дело, а не личное», — подчеркивает отец Иоанн. Сами земные поклоны совершаются особым способом. У каждого из молящихся — коврик (так называемый подручник). Перед земным поклоном коврик стелется на землю. Опускаясь в земном поклоне, молящийся касается его ладонями, после чего положено подняться. Молиться на коленях не принято.

Богослужение, совершаемое по старому обряду, длится заметно дольше «новообрядного», те части, которые у нас принято сокращать, здесь читаются полностью: канон на утрене, положенные кафизмы. Между прочим, кафизмы в Покровском храме поются, что уже утеряно у большинства старообрядцев. Всенощное бдение в Покровском храме начинается в пять и длится до девяти вечера.

У каждого из молящихся — коврик, который перед земным поклоном стелется на пол. В поклоне молящийся касается его ладонями

Крюки против барокко

Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в единоверческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы.

В разных вариантах традиционным пением пользуются практически все старообрядцы. Их музыкальная практика уходит корнями в почти двухтысячелетнюю, творчески переработанную на русской почве, традицию византийского храмового пения. В большинстве новообрядных приходов эта традиция была уничтожена в XVIII веке волной «синодального» церковного модернизма. Космополитично настроенная аристократия послепетровской России больше предпочитала слышать в храме мелодии западного барокко, а не скупые, но величественные и молитвенные традиционные распевы.

Покровские певцы поют по «крюкам» — особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста. Время от времени кажется, что низкому старообрядческому унисону резонирует само здание: аскетичная и удивительно возвышенная мелодия как будто заполняет собой все пространство еще не до конца отреставрированного храма.

При общине организована старообрядческая певческая школа. Курс обучения длится несколько лет и состоит из практической и теоретической частей. «Русская Церковь фактически единственная умудрилась потерять свою музыкальную традицию, — вздыхает отец Иоанн. — Конечно, авторские произведения сегодня исполняются и в сербских, и в греческих храмах. И тем не менее эти Церкви сохранили интерес к древней традиции. Греки даже сохранили в целом схожую с русской крюковую нотацию».

К единоверию отец Иоанн пришел из самого радикального старообрядческого «согласия» — беспоповского. Прослужив около двадцати лет «духовным наставником», то есть настоятелем общины, у рижских поморцев, отец Иоанн успел окончить не только светский вуз, но и Ленинградскую духовную семинарию Русской Православной Церкви, а позже и Московскую духовную академию, поэтому хорошо знаком, кроме прочего, и с новообрядческой приходской практикой.

«В XVII веке, при патриархе Никоне, да и позже, была предпринята попытка навязать нашей стране другой цивилизационный код, привить западное мышление, западные ценности, — продолжает отец Иоанн. — Особенно сильной вестернизации в XVIII веке подверглась церковная культура: богослужение, пение, иконография. Единоверческое движение не только дает возможность старообрядцам воссоединиться со Вселенской Церковью. Не менее важная наша задача — реабилитировать старину в самой Русской Церкви».

В разговоре с нами о. Иоанн придерживается необычной терминологии. Свой приход он называет не единоверческим или старообрядческим, а «старообрядным», дистанцируясь в некоторой степени и от тех, и от других: «Большая проблема многих единоверческих приходов — в их вторичности, в том, что они слишком смотрят на Рогожскую слободу (самый крупный в Москве религиозный центр старообрядцев. — прим. ред.). Я же держусь такой точки зрения, что мы должны быть первичны, не слепо следовать за современным старообрядчеством, подражая ему во всем, а держаться старого обряда, стараясь ориентироваться на аутентичную традицию XVII века. Старообрядческая традиция все-таки не на все сто процентов равна дониконовской, за 350 лет многое изменилось. К примеру, длинные волосы у священников старообрядцы переняли в XVIII веке от беглых попов из синодальной Церкви. До раскола носили стрижки с гуменцом, то есть выстриженной под скуфью тонзурой».

Не в сарафанах суть

Как рассказывает отец Иоанн, городские единоверческие приходы пополняются в основном за счет интеллигенции, интересующейся древнерусским благочестием. Старообрядческими неофитами вне Православной Церкви, напротив, часто становятся те, для кого психология раскола и «альтернативного православия» оказывается ведущей в их церковной самоидентификации.

«У нас люди самые разные. Все они интересуются историей, но у нас не бывает ни ультрафундаменталистов, ни экстремистски настроенных граждан, — характеризует настоятель своих прихожан. — Да, у нас есть молитвенная одежда — сарафаны, например. И почти все мужчины носят бороды. Но ни с крайним политическим национализмом, ни с царебожием, ни с ИНН проблем у нас нет. Единоверческие приходы имеют какую-то прививку от ультранационализма и прочих болезней, модных в среде православных консерваторов».

К слову, не все прихожане Покровского храма носят русские рубахи или косоворотки. «Мы не настаиваем на одежде. Люди должны получать в первую очередь духовную пользу, они приходят в храм не ради сарафанов», — замечает отец Иоанн.

Жизнь единоверческой, или «старообрядной», общины отличается от собственно старообрядческой не только сарафанами. Не найти в единоверческих храмах, к примеру, икон протопопа Аввакума, особо почитаемого старообрядцами. «Все мы относимся к Аввакуму с почитанием как к личности, но не как к святому, — объясняет отец Иоанн. — В качестве святых мы можем признавать только тех, кто канонизирован Русской Православной Церковью или другими Поместными Церквами, и в этом отношении у нас нет и не может быть никаких принципиальных различий с другими приходами. Другое дело, что единоверцы имеют и некоторых особо почитаемых святых, ведь среди новомучеников XX века были и единоверческие пастыри». В Покровском храме особо почитают первого единоверческого епископа священномученика Симона (Шлеева), убитого в Уфе в 1921 году и канонизированного в соборе Новомучеников и Исповедников.

Причащаются единоверцы в целом чаще, чем старообрядцы, у которых обычно принято приступать к Святым Христовым Тайнам раз в год. «Дониконовская практика гласила: по одному разу в пост, то есть четыре раза в год, — комментирует о. Иоанн. — Это чаще, чем у старообрядцев, но в целом, конечно, реже, чем в обычных храмах».

Со временем «новая» и «старая» практика сближаются. В течение всего XX столетия в РПЦ происходила стихийная ревизия «cинодального наследия», что предопределило и некоторые «старообрядческие» черты русского церковного возрождения. В храмовой архитектуре к началу XX столетия на смену барокко и классицизму пришла так называемая русская «эклектика», отталкивающаяся от наследия шатровой архитектуры. К концу XX столетия из небытия воскресла церковная каноническая иконопись, практически полностью исчезнувшая на рубеже XVIII и XIX веков в новообрядной Церкви, но сохраненная именно старообрядцами. Традиционное пение и сейчас исполняется в некоторых обычных московских храмах, но редко — древняя церковная музыка непривычна уху современного прихожанина. Единоверцы убеждены, что будущее за теми традициями, которые они сохранили через века, так же как когда-то за этими традициями

было и церковное прошлое.

Класс: 6

Линия 1 . Сформировать представление об утверждении ислама у арабов и основах исламского вероучения. Сформировать представление о расширении исламского мира.

Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в лексику понятий, связанных с исламской цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.

Линия 3 . Историческое мышление. Выделить причины и особенности новой религии, осмысление изменений произошедших с арабами после принятия ислама. Выявление закономерностей, приведших к появлению цивилизации.

Линия 4. Нравственное самоопределение. Сравнить моральные и этические основы двух цивилизации: христианской и исламской.

Линия 5 . Гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Создание проблемной ситуации

Здравствуйте, ребята!

  • Скажите, вы любите праздники?
  • Какие праздники знаете?
  • Какой праздник будем праздновать 25 октября? (Курбан-байрам)
  • Что вы знаете об этом празднике? (религиозный мусульманский праздник жертвоприношения. Этим праздником заканчивается хадж – паломничество к святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников отправятся из нашей Республики).

Ислам зародился в 7 в. на Аравийском п-ве и стал мировой религией.

  • Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм, христианство)
  • Почему мы их называем мировыми? (их исповедают большинство людей независимо от национальности)

Обратимся к историческим источникам (РЛ №1) (читают документы, сравнивают, замечают что 2 документа похожи друг на друга)

Из Библии и священных преданий христиан

“Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.

В конце истории на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога – Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на Землю, его “небесное воинство” победит армию Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасенные поселятся в небесном граде”

Ислам и христианство это разные религии?

Из Корана и священных преданий мусульман

“Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах) создал “из звучащей глины” и вдохнул в него душу.

В конце света Сатана пришлет на землю своего демона, который будет выдавать себя за посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни”

Сравните представления двух разных религий – ислама и христианства о прошлом и будущем человечества.

  • Какое противоречие вы обнаружили в документах? (противоречий нет, отрывки из Корана и Библии очень похожи друг на друга)
  • Какую проблему мы будем сегодня решать?
  • Чем ислам отличался от христианства?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны во-первых вспомнить основы христианского вероучения

Во-вторых, изучить условия возникновения новой религии

В-третьих, основы вероучения ислама, и

В-четвертых пути превращения ислама в мировую религию.

В ходе нашей работы мы заполним сравнительную таблицу Рабочий лист №2

Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1 колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу “Сравнение двух религий” - кратко, только ключевые слова.

ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.

Вопросы Ислам Христианство
Место, время и условия возникновения 7 в. Аравия 1 в. Палестина
Представления верующих об основателе вероучения Мухаммед, человек-пророк Иисус, богочеловек
Главная Священная книга Коран Новый Завет
Представления о боге Единый Бог –Аллах Господь Бог в трех лицах

(Отец, Сын, Святой дух)

Представление о строении мира Ад, рай, мир земной Ад, рай, мир земной
Представление о центре земного мира Аравия Иерусалим
Представление о начале и конце истории Сотворение, конец мира, Страшный суд
Представление о человеке и цели его жизни Греховное тело, бессмертная душа Смертное тело и бессмертная душа. Спасение души.
Правила отношения к Богу Признать единого Бога Аллаха Возлюбить Господа Бога
Правила объединения с единоверцами Община верующих мусульман Церковь
Правила отношений с людьми Избегать грехов, относиться к людям как к братьям Хранить добродетели, возлюбить ближнего, прощать врагов своих.
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих Молитва Причащение, крещение

Проверяем.

Для решения нашей проблемы мы должны исследовать условия возникновения ислама и основы вероучения, для этого обратимся к карте и словарю.

  • Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
  • Где располагается Аравийский п-ов? (западная Азия)
  • Какими морями омывается? (Красное, Аравийское, Персидский залив)
  • Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на юге и западе)

Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из предложенных вариантов основные занятия арабов, используя информацию из первой колонки таблицы и обведите их.

Внесите в таблицу место возникновения ислама (Аравийский п-ов)

Разделимся условно на 2 группы

  • Первая группа работая в парах выполняет задание РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы должны выделить три исторические закономерности.
  • Вторая группа закончит заполнение сравнительной таблицы

Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем выполнение схемы (группа 1)

Не забывайте вносить недостающие элементы в свои таблицы и схемы

Обведите в таблице те черты, которые отличают ислам от христианства.

  1. Ислам возник в ином (наполовину кочевом) обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед; священная книга Коран.
  2. Ислам не допускает существования единого Бога в трех лицах
  3. Центр мира не Иерусалим, а Мекка.
  4. Пять главных обязанностей (единоверие, молитва, пост, милостыня, паломничество)
  5. Джихад.

Что объединяет две религии?

  • Много общего в вопросах мироустройства, представлениях о начале и конце истории, в вопросах отношения к людям и Богу.
  • Как вы думаете, что самое главное в обеих религиях?
  • Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.

Новая религия способствовала объединению арабских племен в единое государство Арабский халифат. Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в было создано огромное государство со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Что же позволило арабам добиться такого грандиозного успеха?

Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего листа № 6

Причины успехов арабов:

  • Правитель обладал беспрекословной властью- как светской, так и духовной.
  • Вера в то, что гибель в “священной войне” открывает дорогу в рай, делала воинов неустрашимыми.
  • Слабость завоеванных территорий.
  • Политика завоевателей.
  • Общие черты двух религий.

Вывод. Таким образом, благодаря общим чертам христианства и ислама, арабские завоеватели добились успеха, и создали на Востоке государство Арабский халифат. В результате сложилась новая цивилизация исламский мир, давшая миру множество культурных достижений.

Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные особенности этой страны)

Подведение итогов.

Литература.

  1. Давыдова О.В. Тесты по истории Средних веков. М.: Экзамен, 2006.
  2. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: Тесты, контрольные вопросы и задания./Автор-составитель С.Н. Степанько.- Волгоград, Учитель, 2009.
  3. Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007.
  4. Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.

Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.

Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.

Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель , в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:

«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».

«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?

Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.

Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.

Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».

Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.

Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.

Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной

Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.

На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.

Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.

В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут

Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.

Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.

Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.

Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – .

в РПЦ. По определению 1-го единоверческого еп. сщмч. Симона (Шлеёва) , «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 20042. С. 7). В XIX - нач. XX в. Е. считалось «условным единением» старообрядцев (см. Старообрядчество) с правосл. Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к правосл. Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда.

Предыстория учреждения Е.

Стоявший у истоков богослужебной реформы Русской Церкви в сер. XVII в. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) не был принципиальным противником старого обряда. Он дозволял одному из вождей старообрядчества - протопопу Иоанну Неронову - совершать богослужение по старопечатным Служебникам и Требникам. В типографии основанного патриархом Никоном Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря в 1658 г. был издан Часослов, где Символ веры напечатан в «старообрядческой» редакции, положено сугубить аллилуию (в исправленном богослужении аллилуия поется трижды). В нач. XVIII в. встречается неск. фактов единства старообрядцев с правосл. Церковью. Так, терские казаки почти до сер. XVIII в. пребывали в единении с правосл. Церковью и в подчинении Астраханскому епископу, держась в то же время двоеперстия и нек-рых др. дореформенных обрядов. Однако подобные случаи были исключениями. После Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , анафематствовавшего старые обряды и придерживавшихся их, правительственная политика была направлена преимущественно на искоренение старообрядчества.

Массовые обращения старообрядцев к правосл. Церкви начались в правление имп. Екатерины II Алексеевны , при к-рой политика в отношении к последователям «старой веры» была смягчена. В сент. 1763 г. Синод объявил о том, что употребление двоеперстия не должно считаться признаком раскола, в марте следующего года был издан манифест императрицы, распространявший постановление Синода о двоеперстии на все старые обряды. В 1765 г. архим. Платон (Левшин) издал кн. «Увещание в утверждение истины и в надежду действия любви евангельской», в к-рой говорилось о единении веры при разности обрядов. Книга стала своеобразным руководством для рассмотрения возможности присоединения старообрядцев к правосл. Церкви с сохранением для них дореформенных чинопоследований, на нее ссылались старообрядцы в ранних прошениях о воссоединении.

Первым, кто практически осуществил мысль о Е., был Славянский и Херсонский архиеп. Никифор (Феотоки) . В 1779 г. к нему обратились старообрядцы - выходцы из Молдавии, жившие в сел. Знаменка Елисаветградской пров. Новороссийской губ., с просьбой предоставить им освященный храм и рукоположить священника из их среды для служения по старопечатным книгам. В Знаменке был построен храм для присоединившихся старообрядцев, архиеп. Никифор позволил им использовать старопечатные книги и прислал правосл. свящ. Стефана Попова. Действия архиеп. Никифора были встречены в Синоде с неудовольствием, что побудило архиерея представить в свою защиту «Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки...», ставшее 1-й апологией Е. Архиеп. Никифор веско обосновал первенство догматов веры над обрядами и показал одновременное существование в разных Поместных Церквах различных обрядов. Воссоединение старообрядцев Знаменки было оставлено без последствий и оказало положительное влияние на воссоединение с правосл. Церковью старообрядцев Стародубья (ныне Брянская обл.).

Стародубье стало тем местом, откуда пошло массовое движение в старообрядчестве с целью примирения с правосл. Церковью. Инициатором движения был принадлежавший к дьяконову согласию инок Никодим . С 1765 г. на протяжении 19 лет он занимался поисками епископа для старообрядцев, в 1768 г. с этой целью ездил в Грузию, участвовал в посылке ходоков на христ. Восток за древлеправосл. архиереем в 1779 и 1781 гг. В 1781 г. Никодим вместе со свящ. Михаилом Калмыком побывал у наместника Малороссии гр. П. А. Румянцева-Задунайского, который предложил им обратиться к императрице и Синоду с прошением о назначении для старообрядцев архиерея. В следующем году гр. Румянцев-Задунайский представил Никодима имп. Екатерине II, обещавшей, что старообрядцам поставят священников и епископа, если они согласятся присоединиться к правосл. Церкви. Начались поиски архиерея в России, но ни живший на покое свт. Тихон Задонский , ни Крутицкий еп. Сильвестр (Страгородский) , ни Рязанский еп. Палладий (Юрьев) не дали согласия. В 1783 г. Никодим подал генерал-губернатору Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний кн. Г. А. Потёмкину прошение в Святейший Синод, подписанное 1,5 тыс. старообрядцев из Стародубья, о соединении с правосл. Церковью. Прошение содержало 12 пунктов, главные из которых касались снятия клятв на старые обряды, дозволения совершать богослужение по старопечатным книгам и назначения хорепископа, который, подчиняясь непосредственно Синоду, управлял бы делами всех старообрядцев. Кн. Потёмкин составил к проекту перечень замечаний и объединил его со своим планом заселения Новороссии. Согласно этому плану, при переселении в Таврический край старообрядцы получали епископа. Однако после смерти инока Никодима 12 мая 1784 г. проект учреждения старообрядческой иерархии в лоне Российской Церкви не был реализован. Результатом усилий стародубских дьяконовцев стало позволение Синода в 1787 г. правосл. священникам совершать богослужение в стародубских слободах по старопечатным книгам. Старообрядцы, принимавшие правосл. священников, стали называться соединенцами, образовав небольшое новое согласие. В первые годы царствования имп. Павла I Петровича соединенцы появились в Казани, Н. Новгороде, Торжке, Твери, С.-Петербурге и др. городах. При этом соединяющиеся с правосл. Церковью старообрядческие общества стремились добиться для себя собственных условий соединения. Такое положение не могло существовать долго, требовалось выработать единые правила, необходимость к-рых признавало и правительство, вынужденное высказать свое отношение к Е.

Е. в XIX в.

При формулировке правил Е. были использованы условия, выдвинутые в 1799 г. московскими поповцами, в соответствии с к-рыми они желали получить священство от РПЦ. С замечаниями Московского митр. Платона эти 16 пунктов условий в качестве правил Е. были утверждены имп. Павлом I 27 окт. 1800 г. В случае присоединения к РПЦ московские старообрядцы просили о следующем: 1) о снятии Синодом клятв на двоеперстие и на др. старые обряды; 2) о хиротонии архиереями РПЦ для старообрядцев священников и диаконов (по избранию архиерея и прихожан), о совершении хиротонии по старопечатным книгам, о признании сана ранее рукоположенных старообрядческих священников, «если они окажутся беспорочны»; 3) о разрешении совершать богослужение по старопечатным книгам; 4) об освящении храмов для присоединяющихся к правосл. Церкви старообрядцев по старопечатным книгам; 5) о непризывании священников, к-рые будут служить у присоединившихся старообрядцев, к соборному богослужению в «Греко-Российскую Церковь», о недопущении в храмы присоединившихся старообрядцев «знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочие имеющих несогласия с древними обыкновениями, выключая Высочайших особ», о разрешении незаписным старообрядцам (т. е. числившимся православными), «издавна удалившимся от сообщества Греко-Российской Церкви», присоединиться к новообразуемой «церкви старообрядческой»; 6) о подсудности старообрядческих священников и приемлющих это священство старообрядцев по духовным делам непосредственно Московскому митрополиту, минуя консисторию; 7) об обеспечении старообрядческих священников св. миром от Московского митрополита; 8) об исповеди старообрядческих священников только у старообрядческих же священников; 9) о двоеперстном благословении архиереями Русской Церкви старообрядцев; 10) о признании действительными «священнодействий, доныне старообрядческими священниками учиненных, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество»; 11) о незапрещении принятия Св. Таин православным у старообрядческих священников и старообрядцам в правосл. храмах; 12) о подсудности старообрядческого духовенства Московскому митрополиту; 13) об особом порядке ведения при храмах «троечастных книг» (метрических книг с записями рождений, браков, смертей), исповедных росписей и клировых ведомостей; 14) при заключении смешанных браков (православно-старообрядческих) о венчании «по общему согласию или в греко-российской, или старообрядческой церкви»; 15) о молении старообрядческих священников за императорскую семью по данной от Синода форме; 16) о взаимном непорицании друг друга старообрядцами и православными «за содержание разных обрядов и разных книг... и да пребудут старообрядцы и сынове Греко-Российской Церкви в мире, любви и соединении, яко чада единой святой соборной и апостольской Церкви» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. 2004. С. 85).

Митр. Платон, назвавший старообрядцев-соединенцев единоверцами, ограничил их пункты прошения, в первую очередь 5-й и 11-й. Московский митрополит разрешил присоединяться к Е. только тем из незаписных старообрядцев (числившихся православными), к-рые никогда не ходили в правосл. церкви и не участвовали в таинствах. Митр. Платон ограничил возможность причащения православных у единоверческих священников «крайней нуждой», если бы «в смертном случае» не нашлось правосл. священника. И в том и в др. случае иерарх желал предупредить переход православных в Е. В таком переходе он видел несоответствие цели Е., к-рое считалось уступкой старообрядцам, «в неведении погрешающим», и рассматривалось только как ступень к полному единению с Русской Церковью, в т. ч. и в обряде. Отсутствие ограничений для присоединения к Е., по мысли митр. Платона, могло послужить соблазном для нек-рых православных, подобно старообрядцам придававшим слишком большое значение обрядовой стороне церковной жизни.

В первые же годы после утверждения правил Е. образовались единоверческие приходы в Москве (1801), Калуге (1802), Екатеринбурге (1805), Костромской епархии (1804) и др. Важным для существования Е. стало учреждение 31 дек. 1818 г. указом Синода единоверческой типографии при московской Троице-Введенской ц. для печатания богослужебных книг в дореформенной редакции. В 1849 г. в единоверческой типографии было выпущено 7,2 тыс. экз. книг, в 1854 г.- 9,6 тыс. экз., книги получали широкое распространение, использовались в т. ч. старообрядцами. В царствование Александра I Павловича (1801-1825) отношение правительства к старообрядчеству было мягким, по правилам 1822 г. старообрядцы могли принимать беглых из правосл. Церкви священников, вслед. чего положение Е. пошатнулось. Немало единоверцев возвращалось в старообрядчество. В первую очередь единоверцев не удовлетворяло отсутствие собственных архиереев. Кроме того, присоединиться к Е. могли только старообрядцы, записанные как таковые во время ревизий (записные), в то время как большое число фактических последователей «старой веры», номинально писавшихся православными, не могли стать единоверцами.

С восшествием в 1825 г. на престол имп. Николая I Павловича отношение правительства к старообрядчеству ужесточилось. Изданные при Александре I постановления относительно нежелательности полемики правосл. духовенства со старообрядцами о вере были отменены, раздавались призывы к борьбе с церковным расколом, в к-рой одним из главных средств должно было служить Е. Укрепление Е. при имп. Николае I стало следствием адм. мер в пользу Е. (единоверцы были уравнены в гражданских правах с православными) и против старообрядцев. В 1854 г. не без адм. воздействия Е. проникло в центры старообрядчества - на Преображенское и Рогожское кладбища в Москве. 3 апр. 1854 г. Московский митр. св. Филарет (Дроздов) освятил на муж. половине федосеевской (см. Федосеевцы) Преображенской общины единоверческую часовню во имя свт. Николы, 19 дек. там была освящена единоверческая Крестовоздвиженская ц., в 1857 г.- Успенская ц., в 1866 г. все муж. отделение Преображенского кладбища было обращено в Никольский единоверческий мон-рь . Начиная с 1829 г. Е. вводилось на Иргизе . В единоверческие были обращены иргизские старообрядческие мон-ри (Нижневоскресенский муж. в 1829, Никольский муж. и Успенский жен. в 1837, Преображенский муж. и Покровский жен. в 1841), большая часть их насельников, не пожелавших присоединиться к Е., ушла с Иргиза. Единоверческими стали также старообрядческие мон-ри в Черниговской епархии (мужские Малиноостровский и Покровский в 1847, жен. Казанский в 1850), в Нижегородской епархии (мужские Высоковский в 1829 и Благовещенский на Керженце в 1849, женские Абабковский Никольский и Медведевский Покровский в 1843, Осиновский в 1850), в Могилёвской епархии (Макариевский муж. в 1844, возведен в число штатных обителей 1-го класса в 1848). Учреждались новые единоверческие обители: Воскресенский муж. мон-рь в Оренбургской епархии (1849), жен. мон-рь на Всехсвятском единоверческом кладбище в Москве (1862) и др.

В 60-х гг. XIX в. к Е. присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: еп. Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов) , еп. Коломенский Пафнутий (Овчинников) , впосл. вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого мон-ря Иоасаф, архидиак. Филарет, иеродиак. Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывш. еп. Тульский, и протодиак. Кирилл, затем Иустин, еп. Тульчинский, архим. Викентий, священноинок Козьма и иеродиак. Феодосий. В 1868 г. к Е. присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднев), ставший настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к Е. присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из Е. в старообрядчество в либеральное царствование Александра II Николаевича .

Во 2-й пол. XIX в. единоверцы обращались в Синод с рядом ходатайств, не только предлагавших изменение отдельных пунктов правил 1800 г., но и коренной пересмотр отношения правительства к старообрядчеству и Е. В 1864 г. был составлен проект переустройства Е. во Всестарообрядческую церковь, куда вошли бы также старообрядцы - поповцы и беспоповцы , с полной, независимой от Святейшего Синода старообрядческой иерархией (ее частью должна была стать в т. ч. Белокриницкая иерархия , но ее епископам не дозволялось бы участвовать в хиротониях). Авторами проекта были единоверцы московский купец И. И. Шестов, казанец А. Петров, екатеринбуржец Г. Казанцев и с.-петербургский единоверческий свящ. Иоанн Верховский. Проект был изложен во Всеподданнейшей записке от единоверцев Москвы и др. городов и в прошениях московских и екатеринбургских единоверцев на Высочайшее имя. В том же году Казанцев, не признававший Белокриницкую иерархию, вместе с единомышленниками подал отдельное прошение на Высочайшее имя с просьбой о даровании епископов только единоверцам. На все просьбы последовал отказ с воспрещением подавать в будущем подобные прошения.

Не менее важным, чем вопрос о единоверческом епископе, был вопрос об отмене клятв на старые обряды Собора 1666-1667 гг. Еще стародубские дьяконовцы во главе с иноком Никодимом 1-м пунктом прошения о воссоединении ставили вопрос о разрешении клятв Собора 1666-1667 гг. через сношение «со святейшими четверопрестольными патриархами». При учреждении Е. этот вопрос не был решен окончательно. По словам Московского митр. Филарета, «предшественники-архипастыри, приемля в общение церковное приходящих от раскола единоверцев и разрешая их от проклятия, положенного на раскольников Собором 1667 г., предположили только согласие восточных патриархов, а не испросили сего согласия посредством сношения» (Филарет (Дроздов). Изъяснение. 1855. С. 26-28). Стремление Московского святителя разрешить вопрос о клятвах Собора 1666-1667 гг. сношением с вост. патриархами было одобрено 27 февр. 1859 г. императором, но в дальнейшем не привело к к.-л. результатам.

В 1877-1878 гг. в Синод было подано неск. прошений от единоверцев из разных городов о пересмотре ряда правил 1800 г., препятствовавших распространению Е. В ответ Синод в 1881 г. издал определение о дополнении отдельных пунктов правил 1800 г. В определении был подтвержден прежний взгляд на Е. как на переходную ступень к объединению старообрядцев с правосл. Церковью. Внесенные Синодом в правила 1800 г. небольшие поправки не изменили основного содержания, большую часть прошений единоверцев Синод не удовлетворил. Основные пункты дополнений были следующими: Синод предоставил право крестить детей, рожденных от браков православных с единоверцами, по желанию в правосл. или единоверческой церкви. 5-й пункт правил Синод дополнил разрешением присоединяться к Е. тем из незаписных старообрядцев, к-рые не менее 5 лет уклонялись от участия в таинствах правосл. Церкви. Синод подтвердил, что православные могут обращаться к единоверческим священникам «для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения лишь в особо уважительных случаях... с тем чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 238).

Еще одно ходатайство от единоверцев поступило в Синод в 1885 г. В нем содержалась просьба об издании постановления, разъясняющего, что «православная Греко-Российская Церковь не утверждает и не разделяет тех порицательных выражений о именуемых старых обрядах, которые содержатся в противораскольнических сочинениях прежнего времени». В 1886 г. Синод издал «Изъяснение», в к-ром ответственность за «жестокословные порицания» старых обрядов, присутствующие в полемических сочинениях, возложена на авторов этих сочинений, при этом в «Изъяснении» отмечены «высокие достоинства» этих трудов. В прошении единоверцев 1890 г. были вновь подняты вопросы о свободном переходе старообрядствующих православных в Е., о свободном общении православных с единоверцами в таинствах Причащения, Брака и в других случаях церковной жизни (о возможности крещения детей, рожденных от браков православных с единоверцами, в единоверческих храмах, о допущении правосл. детей в единоверческие школы). Это ходатайство не имело последствий

В 70-90-х гг. XIX в. единоверцы заявляли о своих нуждах в органах печати, как духовной, так и светской, вокруг этих публикаций шла полемика. В с.-петербургском Обществе любителей духовного просвещения в 1872-1873 гг. Т. И. Филиппов прочел ряд лекций о нуждах Е. Он говорил о том, что клятвы Собора 1666-1667 гг. положены на всех держащих старые обряды, следов., и на единоверцев, что один Свящ. Синод Русской Церкви без сношения с вост. патриархами не мог эти клятвы разрешить; обращал внимание на то, что на единоверцев из-за соборных клятв и порицательных выражений в противораскольничьей литературе смотрят не как на истинных чад Церкви, что Е. считается лишь переходной ступенью к Православию, и т. п. Лекции были опубликованы в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Правительственном вестнике», др. газетах и стали широко известны, «нужды единоверия» вызывали сочувствие в обществе. Оппонентами Филиппова выступили профессора СПбДА И. Ф. Нильский , И. В. Чельцов и др., видевшие в Е. лишь временное и потому терпимое явление. Хотя в 1885 г. Синод издал постановление архипастырей, собравшихся в Казани, в к-ром впервые было сказано не только о важном миссионерском значении Е., но и о его тождестве с Православием, все же прежний взгляд на Е. как на временное явление преобладал, о чем свидетельствуют решения II миссионерского съезда (1892). В ответ на ходатайство единоверцев о епископе миссионеры постановили считать это пожелание оскорблением и взять с единоверцев подписку не возбуждать его впредь.

Е. в XX-XXI вв.

В первые 2 десятилетия XX в. развитие Е. было связано с деятельностью 1-го единоверческого епископа Симона (Шлеёва; в миру Симеона), принадлежавшего к потомственным единоверцам и служившего в 1900-1905 гг. в единоверческой ц. во имя апостолов Марка, Матфея, Луки и Иоанна (Четырех-Евангелистовской) в Казани. Он посвятил 100-летнему юбилею учреждения Е., праздновавшемуся в 1900 г., кн. «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви» (СПб., 1901). В сочинении была изложена т. зр. автора на Е. как на учреждение, тождественное Православию, но отличающееся собственными равноспасительными обрядами и особым бытовым укладом его приверженцев.

После издания 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» надежды единоверцев на обретение собственного епископа возросли. Распечатание в 1905 г. алтарей Рогожского кладбища привело, в частности, к тому, что часть единоверцев присоединилась к Белокриницкой иерархии, но благодаря усилиям свящ. Симеона Шлеёва, поднявшего вопрос о поставлении для единоверцев особого епископа, этот процесс был остановлен. В янв. 1905 г. о. Симеон был переведен в Никольский единоверческий храм, что на Николаевской ул. в С.-Петербурге, и в мае того же года с.-петербургские единоверцы во главе с о. Симеоном обратились с прошением о епископе к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву . Последний с сочувствием отнесся к проекту, но советовал не торопиться, потому что, по его мнению, не было достойных кандидатов для посвящения. В провинциальные приходы были отправлены выборные представители 3 с.-петербургских единоверческих церквей, собиравшие подписи на прошениях об учреждении единоверческой епископской кафедры и о назначении на нее архиеп. Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого) . Вдохновителем и организатором этой работы явился свящ. Симеон. В авг. 1905 г. он издал программную брошюру «К вопросу: какой епископ нужен единоверию?». Свящ. Симеон писал: «Единоверцы те же православные и имеют право не выделяться в полуцерковь, а имеют все основания быть в той же Церкви, в коей и православные, быть притом с епископом, единомысленным с ними и в обрядах». В брошюре описаны особенности единоверческих приходов: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов»(Шлеёв. К вопросу: Какой епископ нужен единоверию? С. 17-18) (быт единоверцев подробно описан И. С. Шмелёвым в романе «Лето Господне»).

К осени 1905 г. было собрано ок. 120 приговоров из 31 епархии, присоединявшихся к ходатайству 3 с.-петербургских единоверческих церквей о епископе, и в дек. того же года прошение было передано в Синод. Суждение по нему должен был высказать 6-й отдел Предсоборного присутствия, занимавшийся вопросами Е., старообрядчества, внутренней и внешней миссии. Заседания отдела возглавлял архиеп. Антоний (Храповицкий), привлекший к работе свящ. Симеона Шлеёва. Отношение отдела к прошению единоверцев было положительным, но 15 дек. 1906 г. работа Предсоборного присутствия по указу императора была прекращена. Тем не менее поставленные вопросы и намеченные пути решения во многом определили ход дальнейших дискуссий вплоть до обсуждений на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Немалое значение в истории Е. сыграл издававшийся свящ. Симеоном Шлеёвым в 1906-1908 гг. в С.-Петербурге ж. «Правда православия». В журнале впервые были напечатаны главы опубликованного в 1910 г. капитального труда свящ. Симеона «Единоверие в своем внутреннем развитии: (В объяснение его малораспространенности среди старообрядцев)».

В 1906-1909 гг. прошли Курский, Вятский и Московский епархиальные съезды единоверцев, послужившие подготовительным этапом к созыву в янв. 1912 г. в С.-Петербурге 1-го Всероссийского съезда правосл. старообрядцев (единоверцев). В работе съезда под председательством архиеп. Антония (Храповицкого) участвовали 256 депутатов, 20 правосл. архиереев, в т. ч. Московский митр. св. Владимир (Богоявленский) , присутствовал представитель К-польского патриарха архим. Иаков. Программа съезда включала пересмотр правил Е., обсуждение порядка богослужения в единоверческих церквах, организации «общества единоверцев» (приход, благочинные, съезды, братства и т. п.), устройства общего управления Е., ходатайство о поставлении особого епископа для единоверцев, изложение желательной для единоверцев постановки вопроса о клятвах Собора 1666-1667 гг., рассмотрение возможности привлечения в лоно Церкви старообрядцев.

Съезд постановил ходатайствовать перед Синодом об изменении 5-го и 11-го пунктов правил Е., накладывавших ограничения на присоединение к Е., а также об отмене дополнений митр. Платона к правилам Е., устанавливавших взгляд на Е. как на временное явление. Съезд признал равночестными старые и исправленные обряды Русской Церкви - ни те ни другие не должны быть порицаемы. Съезд вынес резолюции о внутренней жизни Е., к-рая должна быть организована на строгом проведении принципа соборности, о богослужении, признал унисонное крюковое пение единственно правильным для единоверческих храмов и школ. Съезд ходатайствовал об открытии второклассных учительских православно-старообрядческих школ для подготовки преподавателей в приходские единоверческие уч-ща. Вопросы об иерейском единоверческом уч-ще и о единоверческих мон-рях остались открытыми. Большая часть решений съезда не была исполнена до Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., но они стали основой буд. переустройства Е., происшедшего на Поместном Соборе. 23-29 июля 1917 г., незадолго до начала работы Поместного Собора, в Н. Новгороде под председательством Уфимского архиеп. Андрея (Ухтомского) прошел 2-й Всероссийский съезд единоверцев, в работе к-рого приняли участие 216 делегатов. На съезде решались вопросы о единоверческих епископах и об отмене соборных клятв, об устройстве единоверческих учебных заведений, о печатном органе единоверцев и о работе Совета Всероссийских съездов правосл. старообрядцев. Были избраны делегаты на Поместный Собор и кандидаты на предполагавшиеся епископские кафедры. В 1917 г. в России насчитывалось ок. 600 единоверческих приходов, 9 муж. мон-рей, 9 жен. обителей, жен. монашеская община (учреждена в Твери в 1905) (Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание. СПб., 1994 р. С. 449).

Постановление о Е. Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

7(20) февр. 1918 г., во время 2-й сессии Поместного Собора, состоялось обсуждение доклада отдела Предсоборного совета по Е. и старообрядчеству об устроении Е. Докладчиками должны были выступить митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) и прот. Симеон Шлеёв. Однако ввиду невозможности для митр. Антония, находившегося в Киеве, из-за военных действий прибыть в Москву 2-м докладчиком был избран Челябинский еп. Серафим (Александров) - давний оппонент прот. Симеона по вопросам о задачах Е. В ходе полемики был достигнут компромисс, и 22 февр. (7 марта) Собор принял постановление о Е., в к-ром единоверцы впервые были названы чадами единой святой соборной и апостольской Церкви, «кои с благословения Поместной Церкви при единстве веры и управления совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада». Собор постановил, что «единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются по определению Собора или по поручению правящего архиерея особыми единоверческими епископами, зависимыми от епархиального архиерея» (по смыслу текста имеются в виду викарные епископы, которые, однако, нигде так не называются, поскольку против использования этого незнакомого древнерус. практике наименования категорически возражали единоверцы). Единоверческие епископы могут посещать как единоверческие, так и по поручению епархиального архиерея правосл. приходы и служить в них по общепринятому в правосл. Церкви чину. Кандидаты в единоверческие епископы должны избираться на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего архиерея, избранные единоверческие епископы поставляются правосл. и единоверческими архиереями. Собор подтвердил принцип выборности ставленников на все церковно- и священнослужительские должности у единоверцев, включая епископские, и постановил учредить единоверческие кафедры: Охтинскую в Петроградской епархии (местожительство епископа в Петрограде), Павловскую в Нижегородской епархии (местожительство епископа в с. Павлове), Саткинскую в Уфимской епархии (местожительство епископа в Воскресенском единоверческом мон-ре близ г. Златоуста) и Тюменскую в Тобольской епархии (местожительство епископа в Тюмени). В единоверческих церквах и обителях должно строго сохраняться древнее пение и древний чин службы. Единоверцам было предоставлено право собираться на епархиальные, окружные и всероссийские съезды. Переход единоверцев в правосл. приходы, равно как и православных в единоверческие приходы, совершается беспрепятственно. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, должны открываться начальные и высшего разряда, а также пастырские уч-ща для подготовки преподавателей в единоверческие учебные заведения и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.

Постановление Собора 1917-1918 гг., хотя и не отражало всех пожеланий единоверцев (в частности, не были сняты клятвы Соборов 1656, 1666-1667 гг.), явилось огромным шагом вперед в рус. церковной жизни. Большое влияние на принятие соборного решения оказало развитие отечественной историко-богословской науки, прежде всего трудов профессоров Н. Ф. Каптерева , Е. Е. Голубинского (МДА), Н. Д. Успенского (СПбДА), А. А. Дмитриевского (КДА) и др. Их исследования показали, что дониконовская рус. богослужебная практика имеет древние корни, а исправление богослужебных книг (против необходимости исправлений не возражали и ревнители церковной старины) в ходе книжной справы сер. XVII в. осуществлялось не по древним греч. текстам, а гл. обр. по юго-западнорус. книгам.

Е. в 1917-1970 гг.

Прот. Симеон Шлеёв, больше всех заботившийся о том, чтобы единоверцам были дарованы епископы, стал первым кандидатом на столичную Охтинскую кафедру. В нач. июня 1918 г. он был пострижен в иночество с именем Симон и возведен в сан архимандрита, 16 июня Патриарх Московский и всея России св. Тихон возглавил хиротонию Симона во епископа Охтинского. Первому единоверческому архиерею пришлось окормлять, конечно с ведома местных правящих архиереев, большинство единоверческих приходов России. В мае 1920 г. свт. Тихон направил еп. Симона в Уфу для временного управления местной правосл. епархией, 18 авг. 1921 г. еп. Симон мученически погиб.

Так же как и еп. Симон, почти все единоверческие епископы были биритуальными, поскольку в условиях гонений на Церковь им приходилось осуществлять управление и правосл. (неединоверческими) кафедрами. Вторым единоверческим архиереем стал Мстёрский еп. Амвросий (Сосновцев) во Владимирской епархии, хиротонисанный в 1918 г. В 1926 г. он был арестован, скончался в 1928 или в 1933 г. Его преемником был Иов (Рогожин) , в 1927 г. назначенный единоверческим епископом Мстёрским (епископскую хиротонию Иов (Рогожин) получил в 1920 как правосл. (неединоверческий) архиерей). 3-м по времени поставления единоверческим архиереем был Богородский еп. Никанор (Кудрявцев) в Московской епархии, хиротонисанный в 1920 или 1921 г. из настоятелей Никольского единоверческого мон-ря и скончавшийся в 1923 г. Единоверческий Керженский еп. Павел (Волков) в Нижегородской епархии был хиротонисан в 1922 г., он пытался объединить под своим управлением все российские единоверческие приходы. В 1929 г. архиерей находился в молитвенно-каноническом общении с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) . По данным митр. Мануила (Лемешевского) , Павел (Волков) снял с себя сан (Мануил . Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 5. С. 290). 3 янв. 1923 г. во единоверческого епископа Саткинского в Уфимской епархии был хиротонисан Петр (Гасилов) . В февр. 1924 г. он был перемещен на неединоверческое Осинское вик-ство Пермской епархии, с 1934 г. являлся правящим епископом Сызранским. 27 янв. 1923 г. состоялась хиротония Иринея (Шульмина) во единоверческого епископа Кушвинского в Екатеринбургской епархии, хиротонию возглавил Уфимский архиеп. Андрей (Ухтомский). В нояб. того же года еп. Ириней был переведен на неединоверческое Мензелинское викариатство , позднее занимал ряд викарных и самостоятельных кафедр. По-видимому, последним каноническим единоверческим архиереем стал Саткинский еп. Вассиан (Веретенников) , хиротонисанный 20 сент. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий письменно подтвердил, что еп. Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В середине 30-х гг. с титулом «епископ Саткинский и Керженский» Вассиан окормлял все оставшиеся российские единоверческие приходы, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. расстрелян. 11 марта 1937 г. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий постановил вслед. отсутствия (ареста) еп. Вассиана «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании» (Мазырин А., диак. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935-1937 гг. // XVI Ежегодная богосл. конф. ПСТГУ. М., 2006. Т. 1. С. 171).

Значительную роль в Е. в 20-х гг. XX в. играл архиеп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), ревнитель церковного единства и воссоединения со старообрядцами. Являясь Уфимским архиереем, он в 1919 г. был избран единоверцами на Саткинскую кафедру, к-рую замещал одно время вместе с Уфимской. Распространенные в лит-ре сведения о якобы имевшем место переходе архиерея в старообрядчество опровергаются записками архиеп. Андрея (в форме письма митр. Сергию (Страгородскому)), в к-рых он убеждает адресата в желательности соединения со старообрядцами и категорически отрицает свое присоединение к ним (Андрей (Ухтомский), архиеп. История моего старообрядчества / Публ. и коммент.: А. В. Знатнов // Наш современник. 2007. № 1. С. 192-228). Архиеп. Андрей (Ухтомский) совершал тайные хиротонии епископов, в т. ч. единоверческих. Отдельные общины единоверцев-катакомбников (андреевцев и климентовцев) уцелели, хотя их число, равно как и число их членов, в лит-ре многократно преувеличивается.

В 20-30-х гг. почти все единоверческие общины, в к-рых не было ни одного случая присоединения к обновленчеству , были разгромлены. В 1922 г. власти закрыли оба московских единоверческих мон-ря (Никольский муж. и Всехсвятский жен.), в 1931 г. прекратилось богослужение в Троицком и Введенском московских единоверческих храмах. В 1927 г. была упразднена петроградская единоверческая община на Волковом кладбище, в 1932 г. закрыт Никольский единоверческий собор, старостой которого являлся акад. А. А. Ухтомский, брат архиеп. Андрея. В наст. время канонизированы священномученики-единоверцы Иоанн (Бороздин) , служивший в Никольской единоверческой ц. на Рогожском кладбище, и Петр (Озерецковский) , в последние годы жизни служивший в подмосковном с. Михайловская Слобода.

Е. в 1971-2007 гг.

В 1971 г. произошло событие, ставшее поворотным пунктом в отношении священноначалия к православно верующим людям, придерживающимся старых церковных обрядов, в особенности к тем из них, кто находится в лоне РПЦ, т. е. к единоверцам. Поместный Собор РПЦ, подтверждая постановления Временного Свящ. Синода от 23 апр. 1929 г.,после доклада Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) «Об отмене клятв на старые обряды» признал клятвенные запреты, наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 гг. на древние рус. богослужебные обряды и на придерживающихся их, «яко не бывшие», засвидетельствовал спасительность старых рус. обрядов, отверг порицательные о них выражения и подтвердил православие рус. богослужебных книг, употреблявшихся до патриарха Никона. В деянии от 2 июня 1971 г. Собор утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов. Реабилитация дониконовского богослужебного уклада была подтверждена на Поместном Соборе 1988 г.

Кирилла (Гундяева) с приветственным словом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первосвятитель дал высокую оценку учреждению Е., благодаря чему из церковного раскола «многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками ее благодатных даров». Святейший Патриарх особо подчеркнул, что «чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви» (цит. по: Православное единоверие в России. 2004. С. 12-16).

Результатом юбилейной конференции стало общее убеждение ее участников, среди которых было немало старообрядцев, что совр. Е. должно способствовать единению русского церковного народа. На конференции говорилось как о насущной задаче о разработке для единоверческих приходов новой концепции их бытия, отражающей необходимость интеграции в общецерковную жизнь, выполнение задач подлинной внутрицерковной реабилитации древнего богослужебного уклада и т. д. Существование внутри РПЦ обрядового многообразия должно свидетельствовать не о разобщенности церковного организма, но о способности ее членов «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4. 1-3), о богатстве богослужебной практики и о глубине внутреннего потенциала Церкви. На конференции было решено впредь называть единоверческие приходы старообрядными приходами РПЦ, постепенно отказываясь от прежнего наименования, поскольку признание старого и исправленного обрядов «равночестными и равноспасительными» делает друг другу «единоверцами» всех чад РПЦ независимо от обряда. Новое словоупотребление становится особенно востребованным при появлении в РПЦ приходов не только с собственно единоверческой богослужебной традицией, к-рую они переняли от старообрядцев-поповцев, но и с более архаичным обрядом, включающим, напр., наонное знаменное пение и т. д.

Новым этапом в становлении старообрядных приходов РПЦ стало создание Архиерейским Собором 3-8 окт. 2004 г. при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством под председательством Смоленского и Калининградского митр. Кирилла. В комиссию входят 8 архиереев, священнослужители, сотрудники синодальных учреждений РПЦ. В числе основных задач комиссии - координация служения старообрядных приходов РПЦ, выявление проблем их жизнедеятельности и выработка путей их разрешения, содействие участию старообрядных приходов в общецерковной жизни, помощь в издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных приходов.

К нач. 2007 г. в Русской Православной Церкви насчитывалось ок. 20 старообрядных приходов (в 1990 - 3, в 2000 - 12), нек-рые из них находились в стадии формирования. Наиболее многолюдным и благоустроенным являлся приход при храме арх. Михаила в с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Кроме того, существуют храмы, где наряду с общеупотребительным обрядом богослужения по просьбам местных старообрядцев используется и старый обряд. Растет число приходов, полностью или частично использующих в богослужении древнее знаменное пение. Крупный и хорошо благоустроенный старообрядный приход имеется в Русской православной Церкви за границей (г. Эри (Ири), шт. Пенсильвания, США), образовавшийся в результате перехода в РПЦЗ поморской (см. Поморское согласие) старообрядческой общины (1983), приход окормляется старообрядным Ирийским еп. Даниилом (Александровым) (см. Ирийское вик-ство). В 2007 г. по благословению Патриарха Алексия II при московском Покровском храме в Рубцове был создан Патриарший центр древнерус. богослужебной традиции, призванный стать практической опорой для деятельности комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Изъяснение о проклятии, положенном от Собора 1667 г. // ПрТСО. 1855. Ч. 14. С. 24-30; Письма митр. Платона // ПО. 1869. Авг. С. 33-48; Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб., 1882; Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия: В 4 т. СПб., 1906. Т. 2. С. 216-387; Труды Московского единоверческого съезда. М., 1910; Устав единоверческого братства при Никольской в Николаевской ул. г. Санкт-Петербурга церкви. СПб., 1910; 1-й Всероссийский съезд правосл. старообрядцев (единоверцев): [Мат-лы]. СПб., 1912; Запись (отчет) о деятельности с.-петербургского единоверческого братства при Никольской единоверческой в Николаевской ул. г. С.-Петербурга церкви за 1912/13 г. СПб., 1913; 2-й Всероссийский съезд правосл. старообрядцев (единоверцев) в Н. Новгороде 23-28 июля 1917 г.: [Мат-лы]. Пг., 1917; Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917-1918 гг. М., 1918, 1994р. Вып. 2. С. 3-5; Вып. 6. С. 13-135; Вып. 7. С. 78-100, 164-165; Поместный Собор Русской Православной Церкви, 30 мая - 2 июня 1971 г.: Док-ты, мат-лы, хроника. М., 1972. С. 129-131; Поместный Собор Русской Православной Церкви: Мат-лы. М., 1990. С. 59-60.

Лит.: М. С-й. Исторический очерк единоверия. СПб., 1867; Заметки к раскольническим толкам о единоверческой церкви. Каз., 1874; Звездинский М. И. Взгляд Филарета, митр. Московского, на единоверие и его отношение к нему. М., 1900; Чельцов М., свящ. Единоверие за время столетнего существования его в Русской Церкви, 27 окт. 1800 - 27 окт. 1900 г.: (Очерки из истории единоверия). СПб., 1900; Шлеёв С., свящ. Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви. СПб., 1901; он же. К вопросу: какой епископ нужен единоверию? СПб., 1905; он же. Единоверие в своем внутреннем развитии: (В разъяснение его малораспространенности среди старообрядцев). СПб., 1910. М., 20042; Смирнов П. С. Единоверие // ПБЭ. Т. 5. Стб. 297-313; Лебедев Е. Е. Очерк по истории и статистике единоверия с обзором существующих о нем мнений и приложениями. М., 1904; Митрофан (Абрамов), инок. Единоверие и его значение. Почаев, 1906; Миролюбов И. И. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности? // ЦиВр. 2001. № 2 (15). С. 101-115; Михайлов С. С. Современное единоверие в Московской обл. // Ист. вестн. 2001. № 2/3. С. 303-308; Православное единоверие в России: [Сб. ст. и мат-лов] / Сост.: П. Чубаров и В. Н. Павлов. СПб., 2004; Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание сщмч. Симона, епископа Охтенского. М., 2005. 2 т.; Павлова О. А. Единоверие в контексте правительственной и церк. политики России в XVIII - нач. XX в.: АКД. Н. Новг., 2007.

Свящ. Иоанн Миролюбов,свящ. Евгений Саранча