Омонимия корней. Корни с чередующимися гласными запоминаем группами

Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

Однокоренные слова

Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

Сложные слова

Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

Омонимичные корни

Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых по написанию, но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

Чередование звуков в корне

Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно пишется корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

Сращивание корней

В результате изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

-ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

-КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

-ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР)Исключение: утварь

  1. Запоминаем, как выглядят следующие корни:

-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

-РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

-СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

-НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

-ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

-ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

-КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

-НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

примин ать - примя ть

  1. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :

-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

-ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

-ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

-ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

-МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

-СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

-БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

-ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

-ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

Исключение: сочетать, сочетание

-КОС – КАСА-кос нулся – кас ался

  1. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова

-МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

-РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

-ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

«А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

(Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

  1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
  2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
  3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
  4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
  5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.
  4. непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция


Задание 9 . Ъ-Ь / приставки ПРЕ-ПРИ/ С-З на конце приставок/ гласные в приставках.

Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- - корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- - приставка, показывает на положение в пространстве - ниже чего-либо;
  • -ник - суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание - показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку - корень;
  • ¬ - приставка;
  • ^ - суффикс;
  • Ø - нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку - окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // - символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания - это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, - база. Часть слова, которая меняется, - окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово - база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание - грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (боль- О , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов - непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru - статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?
  • разными по форме (иметь различный фонемный состав). В связи с этим выделяются омонимичные и синонимичные морфемы.

    Омонимичные морфемы - это морфемы, тождественные

    по фонемному составу, но различающиеся по значению.

    Омонимичными могут быть все виды морфем. Нагляднее проявляется омонимия корней, которая непосредственно связана с лексической омонимией, например, в слове водопровод два омонимичных корня: вод- (вода), вод- (проводить); омонимичными являются корни в словах нос-ик, у-нос-ить; мед-ок, мед-ик, мед-ицина; гор-а, гор- е; кос-ить, кос-ой (в значении кривой); пар-а, пар-овой и мн. др.

    Омонимичными могут быть приставки, например, омонимичными являются русская приставка про- , у которой в «Словаре русского языка» (Т. 3. С. 461) выделено 13 значений в глаголах и одно значение в существительных типа проседь, просинь, и заимствованная приставка про -, употребляющаяся при образовании имен существительных и прилагательных со значением «сторонник кого-либо, действующий в интересах кого-либо: профашист, проамериканский» (Словарь. Т. 3. С. 461).

    Омонимичными являются приставки со - в именах существительных (соучастник, соавтор ) и глаголах (собираться, сорвать ) и др.

    Многочисленны случаи омонимии флексий. Так, омонимичными являются флексия -у в глаголах (со значением единственного числа, 1 лица, изъявительного наклонения, настоящего–будущего времени: нес-у, принес-у, бег-у и т. п.) и флексия -у в именах существительных (со значением дательного падежа, единственного числа, мужского–среднего рода: брат-у, сел-у ); флексии -а в существительных родительного падежа, единственного числа, мужского–среднего рода и в существительных именительного падежа, множественного числа мужского–среднего рода, ср.: у зер-а, л й с-а, но лес- б , озер- б .

    Омонимия словообразующих суффиксов наблюдается в том случае, если тождественные в фонемном отношении аффиксы относятся к различным частям речи, например: -ин в притяжательных прилагательных (дядин, мамин ) и -ин в именах существительных со значением единичности (горош-ин-а, бус-ин-а ); -ист в именах существительных (маркс-ист, очерк-ист ) и –ист - в именах прилагательных (ветв-ист-ый, лес-ист-ый ).

    Омонимия словообразующих суффиксов возникает при переходе слов из одной части речи в другую, например, при переходе

    причастий в прилагательные, когда формообразующие суффиксы становятся словообразующими (ср.: цвет-ущ-ий сад и цвет-ущ-ий вид ; в первом случае -ущ- выражает грамматические значения действительного залога, настоящего времени, суффикс формообразующий; во втором случае суффикс -ущ- является словообразующим и грамматических значений не выражает.

    Омонимия морфем возникает в результате изменения значения морфем в процессе словообразования, например, окончания прилагательных становятся суффиксами наречий: по наш-ему договору (окончание), будет по-наш-ему (суффикс), перв-ых , но во-перв-ых (суффикс).

    Сложнее обстоит дело с приставками и суффиксами, относящимися к одной части речи. В русистике не выработаны критерии для разграничения многозначности (полисемии) и омонимии подобных аффиксов. Эти проблемы имеются и в лексикологии, когда не всегда однозначно можно выделить многозначные и омонимичные слова. Аналогична ситуация в морфемике. На нерешенность теоретического положения о разграничении полисемии и омонимии словообразовательных аффиксов указывают авторы словарей морфем, что обусловливает трудности в составлении словарных статей в словарях морфем.

    Так, А.И. Кузнецова отмечает: «Вопрос об аффиксальных омонимах (омоморфемах) - один из самых неясных и не имеющих общепринятого решения вопросов морфемного анализа» (А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. Словарь морфем русского языка. М., 1986. Вступительная статья А.И. Кузнецовой, с. 6). Об этом же пишет Т.Ф. Ефремова, касаясь принципов создания толкового словаря словообразовательных морфем: «...отсутствует единое мнение по проблемам омонимии и способам подачи омонимов в словаре...» (Т.Ф. Ефремова. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. С. 6).

    Иногда значения аффиксов не имеют общей семы и являются омонимичными, например, омонимичны суффиксы -ин-(а) со значением единичности (горошина ), -ин-(а) со значением лица (жадина ), -ин-(а) с вещественным значением, для обозначения мяса по названию животных (баранина, осетрина ), -ин-(а) для обозначения абстрактного признака (глубина, тишина ), -ин-(а) со значением увеличительности (домина ). Суффикс -чик - может обозначать лицо мужского пола по профессии (летчик ), другой же суффикс -чик - имеет уменьшительно–ласкательное значение (лимончик ).

    Существительные с суффиксом -инк - обозначают признак, проявляющийся в слабой степени: хитрИНКа, задорИНКа, лукавИНКа, слабИНКа, грустИНКа, фальшивИНКа, рыжИНКа, сумасшедшИНКа . Суффикс -инк- продуктивный. Существительные такого типа часто используются в поэзии. Ср. косИНКа, грустИНКа (Е. Евтушенко), «В глазах у него бессмертИНКа» (Р. Рождественский), веселИНКа, угрюмИНКа (И. Григорьев). Суффикс имеет значение качества с оттенком уменьшительности, это суффикс абстрактных существительных. Омонимичными являются суффиксы -ин-к -, присоединяемые к существительным. Суффикс -ин - выражает значение единичности, суффикс -к - имеет уменьшительно–ласкательное значение (льдинка, брусника, виноградинка, изюминка ).

    Однако часто отношения не так однозначны. Так, суффикс -тель может иметь значения 1) «лицо, производящее действие» (слушатель, читатель ), 2) «предмет, производящий действие» (рыхлитель, распылитель ), 3) «предмет, предназначенный для осуществления действия» (проявитель, накопитель ). Наличие собственно агентивного значения, которое создается суффиксом -тель , позволяет рассматривать его значение как многозначные. Однако имеется и другая точка зрения, согласно которой значения рассматриваются как омонимичные.

    У приставок может быть по несколько значений (у приставки про -, например, 14 значений), дифференциация которых (многозначные - омонимичные) также часто вызывает затруднения.

    Таким образом, во-первых, основным критерием при разграничении аффиксальной омонимии и полисемии является семантика аффиксов (наличие - отсутствие общей семы). Во-вторых, важный признак омонимичных аффиксов - их отнесенность к разным частям речи. В-третьих, признаком омонимичных аффиксов служит их различное происхождение (исконное или заимствованное). А.И. Кузнецова к признакам омонимии аффиксов относит также наличие разных чередований в морфемах. Так, в глаголах суффикс -у - может чередоваться с -ов -: рисУю - рисОВать; в наречном суффиксе -у- такое чередование невозможно: сверху, снизу (А.И. Кузнецова. Указ. раб. С. 6).

    Выделяются также синонимичные морфемы. Синонимичными

    являются морфемы, различающиеся формально (фонематически), но имеющие тождественное или близкое значение.

    Синонимичные морфемы не имеют генетической общности, но при

    синхронном анализе этим критерием руководствоваться нельзя. В лингвистической литературе иногда высказывается мнение о невозможности противопоставления с синхронной точки зрения синонимичных и вариантных суффиксов (см, например, Г.О. Зенков. Вопросы теории словообразования. 1969), однако синонимичные и вариантные суффиксы четко различаются таким признаком, как отсутствие фонематической общности. Синонимичными будут, например, суффиксы -оват- и -ист - в прилагательных, образованных от имен существительных, со значением «характеризующийся отношением к тому, что названо мотивирующим словом»: ухабИСТый, лесИСТый, кочкОВАТый, сукОВАТый ; суффиксы -ин, -ов, -ий в притяжательных прилагательных: дядИН, отцОВ, казачИЙ ; синонимичными являются многие приставки, например: не-, без-,

    а- (ненравственный, безнравственный, аморальный), анти-, противо- (антинародный, противоестественный); пре-, раз-

    со значением высокой степени признака (премилый, предобрый, развеселый ); синонимичные флексии выражают одни и те же грамматические значения, например: да-м, принес-у (1 лицо, ед. число, будущее время), да-ст, принес-ет (3 лицо, единственное число, будущее время).

    В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Дайте определение омонимичных морфем .

    2. Назовите признаки омонимичных аффиксов . Приведите примеры.

    3. Дайте определение синонимичных аффиксов . Приведите примеры.

    Т ЕРМИНЫ К §8

    омонимичные морфемы

    синонимичные морфемы

    § 9. Морфемы исконные и заимствованные

    Деление морфем (корневых и аффиксальных) на исконные и заимствованные возможно только при диахронном подходе к составу и образованию слов. Однако разграничение исконных и заимствованных аффиксов иногда необходимо в практических целях, например, орфографическое правило написания Ы или И в начале корня после приставок основано на разграничении исконных и заимствованных приставок: после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корне пишется Ы (кроме меж -, сверх -), а после иноязычных приставок - И, ср.: предЫнфарктный , но постИнфарктный ; безЫнформационный , но дезИнформация ; в исконных словах во всех частях слова после Ц под ударением пишется О, без ударения - Е: отц-ов (дом ), ситц-ев-ое, борц-ом, месяц-ем, цокот , в иноязычных словах буква О после Ц может встречаться в безударном положении, например, герцог, герцогиня, скерцо, меццо, палаццо и некоторые другие.

    В связи с этим охарактеризуем морфемы по признаку «исконные - заимствованные».

    Словоизменительные аффиксы заимствованного происхождения единичны в русском языке: это, например, старославянские по происхождению суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ- ) (чита-ющ-ий, бег-ущ-ий, леж-ащ-ий, вис-ящ-ий ). Именно грамматические значения и соответственно средства их выражения - словоизменительные аффиксы - определяют специфику каждого языка, поэтому отсутствие заимствований обеспечивает сохранение специфики языка.

    Словообразующие аффиксы не изменяют грамматического строя языка и потому могут заимствоваться чаще при усвоении языком заимствованной лексики. Так, в современном русском языке широкое распространение получили многие заимствованные приставки (преимущественно греческого и латинского происхождения), например:

    а -, выражает отрицание признака (алогичный, аморальный ), анти -, соответствует русской приставке противо - (антинауч-

    ный, антимиры),

    архи -, обозначает высшую степень признака (архинелепый, архиплут ),

    гипер -, указывает на превышение нормы, соответствует русским приставкам сверх -, над - (гиперфункция ),

    гипо -, указывает на понижение в сравнении с нормой (гипофункция ),

    де -, дез -, указывает на отрицание чего-либо (дезинформация, демонтаж, демобилизация ),

    интер -, соответствует русской приставке меж - (между -) (интернациональный ),

    контр -, соответствует русской приставке против - (контрудар ,

    контратака),

    пан -, со значением «относящийся ко всему» (панъевропейский ),

    про -, со значением «быть сторонником», «действовать вместо кого-либо, в интересах кого-либо» (проректор, проамериканский ),

    пост -, соответствует русской приставке после - (постинфарктный, постимпрессионизм ),

    супер -, соответствует русской приставке сверху -, над - (суперобложка ), чаще приставка супер - имеет второе значение - «высшего качества, свойства» (супермодный, суперавиация ),

    транс -, имеет значение «движение через какое-либо пространство» (транссибирская магистраль ),

    экстра -, соответствует русской приставке сверх - (экстраординарный ).

    С усвоением иноязычной лексики при заимствовании нескольких однокоренных слов на русской почве выделяются заимствованные суффиксы и корни. Так появились суффиксы -ист (коммунист ), -изм

    (коммунизм), - аж (метраж), - ант (дипломант), - аций(а) (оптимизация), - ирова(ть), - изирова(ть) (идеализировать, полемизировать). Эти и другие заимствованные суффиксы усваиваются русским языком и соединяются уже с русскими основами, например: хвост-изм, бакунизм, воен-изация, совет-изация, большев-изация.

    Приближаются к аффиксам иноязычные элементы -лог (имеющий значение «лицо, занимающееся какой-либо наукой»), -фил (со значением «лицо, характеризующееся любовью к чему-либо»), -фоб (со значением «лицо, отличающееся боязнью чего-то, неприязнью к чему-то»), особенно - -тек(а) (со значением «место для хранения, собрание чего-либо»), -дром (со значением «площадка, место для содержания и отправления каких-либо машин»), -фикаций (а) (со значением «делание»). Иноязычное значение этих элементов

    носителями русского языка не всегда осознается, многие не знают их этимологии:

    Лог - от греч. logos - учение ; -фил - от греч. phileo - люблю ; -фоб - от греч. phobos - страх ;

    Ман - от греч. mania - безумие , страсть ; -тек -а - от греч. theke - хранилище ;

    Дром - от греч. dromos - место для бега, бег; - фикаций-а - от лат. facere - делать.

    Все они осознаются как аффиксы. Но от обычных аффиксов их отличает наличие соединительного О перед ними, как перед корневыми морфемами в сложных словах: климатоЛОГ, славяноФИЛ, балетоМАН, картоТЕКА, танкоДРОМ, теплоФИКАЦИЯ . Они близки к аффиксоидам. В словах газификация , электрификация перед элементом -фикаций-а выступает гласный И. Морфемы -тек(а), -дром, -ификаций-а многие лингвисты рассматривают как суффиксы.

    В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Почему практически не заимствуются формообразующие (словоизменительные) морфемы?

    2. Каким путем заимствуются словообразующие суффиксы и приставки?

    3. Приведите примеры заимствованных аффиксов.

    ГЛАВА 3. ОСНОВА СЛОВА. ОСНОВЫ НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ, ЧЛЕНИМЫЕ И НЕЧЛЕНИМЫЕ

    §10. Основа слова

    Лексическое значение слова складывается из значений составляющих его корневых и служебных словообразующих морфем. Оформляется же слово посредством формообразующих морфем - окончания - и формообразующих суффиксов, которые выражают грамматические значения слова.

    Часть слова без окончания и формообразующих аффиксов, которая заключает в себе лексическое значение, называется основой слова. Например: учительниц -а, гений - , семьй -а (семья), бельй -о (белье), осенн -ий, повесел -ее, нов -ейший, крикн -

    ет, рассказыва-ть, привез -ли, приеха -вший, разреза -в, летом . Спорным является вопрос об отношении к основе постфиксов.

    Часто их в основу не включают. «Грамматика современного русского литературного языка» (1970) так определяет основу: «Основой словоформы называется часть словоформы, остающаяся после отсечения флексийного и постфиксного морфов» (С. 31).

    Однако многие слова без постфиксов не употребляются (смеяться, улыбаться, бояться, надеяться и т. п.) или без них имеют совсем другое значение (находить - находиться; договорить -

    договориться; заесть - заесться; давить - давиться; кто,

    кто-то; что, что-либо; какой, какой-нибудь). Следовательно, постфиксы являются необходимым элементом состава слова, выражающим лексическое значение, и потому они входят в основу как ее составная часть.

    Основа заключает в себе лексическое значение слова, поэтому у слова во всех его формах (в лексеме) должна быть одна основа:

    нес -ти, нес -ш-ие, нес -и; стул - , стул -й-а; сильн -ый, сильн -ое, сильн -ее, сильн -ейш-ий, наи-сильн -ейш-ий. Однако у некоторых слов может быть две или даже три основы. Приведем примеры.

    Имена существительные, обозначающие невзрослых лиц и детенышей животных, имеют разные суффиксы в формах единственного и множественного числа: цыган-енок - - цыган-ят-а, волчонок - - волч-ат-а . Эти суффиксы синкретические: выражают лексическое значение невзрослости и грамматическое значение

    числа (-енок- единственного, -ят- множественного), поэтому эти суффиксы входят в основу и слова подобного типа имеют по две основы - основу единственного числа и основу множественного числа: цыган-ЕНОК- - цыган-ЯТ -а, казач-ОНОК - - казач- АТ -а, волч-ОНОК - - волч-АТ -а . Образование новых слов в этом случае идет от основы мн. ч. (в древности она была общей основой):

    теленок - телят-а, теляч-ий, телят-ин-а, и только слова с суффиксами субъективной оценки образуются от основы единственного числа: теленоч-ек.

    У слов мать , дочь и слов на -мя типа имя , время тоже по две основы - основа исходной формы и основа косвенных форм (кроме формы вин. п. ед. ч., совпадающей с формой им. п.): мать - мат- ер -и, дочь - доч-ер -и и т. д. Образование новых слов идет от основы косвенных падежей (дочер-ний, матер-инский ) и от основы начальной формы у слов на -мя (врем-енной, сем-енной ).

    Две основы (единственного и множественного числа) выделяются в существительных со значением лица по отношению к местности, религиозному учению, национальности, которые в единственном числе имеют суффикс -ин (-анин , -чанин ). У одних существительных он сохраняется в единственном и множественном числе: груз-ин , груз-ин -ы (у этих слов выделяется одна основа), у других утрачивается во множественном числе: болгар-ин - болгар -ы,

    татар-ин - татар -ы, славян-ин - славян -е. Тогда в формах единственного и множественного числа следует выделять разные основы, при этом образование новых слов идет от основы множественного числа (татар-ский, славян-ский, болгар-ский).

    В отношении основ много особенностей у глаголов. Традиционно

    у глаголов выделяется две основы, от которых и происходит образование форм - основа прошедшего времени (или инфинитива) и основа настоящего времени (у глаголов совершенного вида - простого будущего). Основа прошедшего времени определяется по форме прошедшего времени (или инфинитива) путем отбрасывания окончаний и формообразующих суффиксов: выли-ть, выли-л-и ; основа настоящего времени определяется по личным формам настоящего (будущего) времени путем отбрасывания окончаний: читай-ут, выльй-ут .

    В очень редких случаях две основы глагола могут совпадать, например, нес -л-и, нес -ти, писа -ть, пиш -ут; кова -ть, кова -л-и, куй -ут ). Иногда у основ настоящего и прошедшего времени бывают разные корни: ше -л, ш -л-и, шед -ш-ий, ид -ут; еха -ть, еха -л-и, ед -ут .

    У некоторых глаголов различаются три основы - основа инфинитива, основа прошедшего времени и основа настоящего (будущего) времени. Так бывает у глаголов на -нуть , утрачивающих суффикс -ну - в формах прошедшего времени и имеющих -н - в основе настоящего (будущего) времени (сохну -ть, сох -л-и, сохн -ет ), у глаголов на -ере-ть : тереть - тер-е -ть, тер -л-и, тр -ут . Однако следует иметь в виду, что некоторые лингвисты выделяют в глаголе одну основу, преобразующуюся при формообразовании (см. §5).

    У некоторых качественных прилагательных с суффиксами -к- , -ок- , -ек- образование форм сравнительной степени (иногда и превосходной) происходит от основы без этих суффиксов (с чередованием), так что можно говорить о том, что они имеют по две основы: гладк -ий - глаж -е, жидк -ий - жиж -е, редк -ий - реж -е, коротк -ий - короч -е, близк -ий - ближ -е - ближ -айш-ий, низк -ий - ниж -е - ниж -айш-ий, широк -ий - шир -е, далек - ий - даль -ше, тонк -ий - тонь -ше .

    В форме сравнительной степени наречий и слов категории состояния (или предикативных наречий) суффиксы сравнительной степени входят в основу, так как они являются синкретическими: они сменяют словообразующий суффикс наречий -о и выражают грамматическое значение сравнительной степени (весел-о - весел-ее, быстр-о - быстр-ее, тих-о - тиш-е ). Поэтому у качественных наречий обычно по две основы - основа положительной и сравнительной степени: весело , веселее и т. п.

    При переходе причастий в прилагательные и существительные происходит изменение основы: суффиксы причастий не входят в основу как формообразующие, при переходе же причастий в прилагательные и существительные суффиксы включаются в их основу, ср.: блест -ящ-ий (на солнце) , но блестящ -ий (ответ) ; ран -енн- ый (пулей) и ранен -ый (солдат) .

    «Корень слова 2 класс» - Цветок, цветной, зацветать. Вес, весовой, взвешивать. 3. Как определить корень в слове? Белок, белый, белить. В лесу работает лесник. Под берёзой растёт подберёзовик. В саду работает садовник. Однокоренные слова. 2. Что такое корень слова? Под осиной растёт подосиновик. Корень слова. Муравьи живут в мура- вейнике.

    «Корень биология» - Лишайники.; учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Развивающая: Сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Органы цветковых растений. Развивать творческое мышление и монологическую речь. Разъяснять особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

    «Орфограммы корня» - Правописание согласных в корне слова. Устный диктант Объясните орфограммы. Что такое орфограмма? На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Согласные в корне. Найдите ошибки. Проверяемые безударные гласные. Корень или нет? Глагольная форма ли нет? И-Ы после Ц. Объясните устно орфограммы.

    Блест-блист. Раст-ращ-рос. Бир-бер. Кос-кас. Корни с чредованием гласных. Клан-клон. Пер-пир. Мы с чередованием корни, Учат дети нас упорно. Зор-зар. Мер-мир. Лаг-лож. Гор-гар.

    «Однокоренные слова с корнем» - Умные совята – Совята у совушки. Осина – осинка, подосиновик, осиновый, осинник. Горняк – работник горной промышленности. Добывает полезные ископаемые. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Очень сильно. Оса. Задача урока: Подосиновик. Правило. Однокоренные слова. Урок по русскому языку во 2 классе по программе развивающего обучения.

    «6 класс корень» - Подведение итогов работы: Увеличение расстояния между делениями на конце корня на второй день. Информационные ресурсы. Грибы. Определение зоны роста корня. «Биология. Растения. Этапы проведения опыта: Бактерии. Помещение проростка в банку, где создана влажная камера. Прорастание семян фасоли, гороха с хорошо развитыми зародышевыми корешками.