Простые способы, как можно самостоятельно проверить стартер на работоспособность. Как проверить стартер: подробная инструкция Как проверить работает стартер или

Не стоит лишний раз напоминать, что стартер является одним из важных узлов автомобиля.

Представьте себе, что вы стоите в многочасовой пробке, где приходится каждые 5 – 10 минут заводить автомобиль, чтобы переместиться на 10 – 15 метров, и так в течении 2 – х часов. Знакомая история? Для москвичей точно знакомая.

И вот вообразите, что стартер перестал работать. Однозначно, неприятная ситуация.

Проверить и отремонтировать устройство в дороге сложно, но в некоторых случаях это возможно.

Основные причины неисправности стартера

Основные причины поломки стартера могут находиться в контактах, АКБ, тяговом реле и непосредственно в самом устройстве.

Также может выйти из строя замок зажигания, реле стартера и конечно же предохранитель.

Если тяговое реле срабатывает, но якорь стартера не крутит, то причины этого могут лежать в:

  1. Разрядки АКБ-емкости батареи хватает только на срабатывание реле, а на прокрутку якоря нет.
  2. Наличие окалины на коллекторе якоря или его подгорание.
  3. Недостаточная затяжка проводов болтами на тяговом реле стартера, что в некоторых случаях может привести к искрению контактов.
  4. Обрыв обмотки якоря и статора.
  5. Замыкание в коллекторе между пластинами.
  6. Замыкание плюсовых контактов стартера на массу, к примеру, щеткодержателя, или межвитковое замыкание в якоре и статоре, между собой или на массу.
  7. Наличие окиси на контактах проводов и клеммах АКБ, что не обеспечивает стабильную передачу тока к стартеру.
  8. Износ щеток или их западине в гнездах.
  9. Плавление обмотки в результате перегрева стартера и как следствие, ее замыкание.

Реле не срабатывает и якорь не вращается, причины:

  1. Смотрите п. 1-9 выше;
  2. Обрыв проводов или замыкание втягивающей, или удерживающих обмоток тягового реле между собой и на массу;
  3. Заедание штока тягового реле.
  4. Поломка в контактной части реле.

Если ничего не происходит при запуске двигателя:

  1. Перегорел предохранитель. Смотрите электрическую схему и замените последний.
  2. Неисправен замок зажигания.
  3. Вышло из строя реле стартера.
  4. Смотрите вышеперечисленные неисправности, замыкания могут произойти, как в реле, так и в самом устройстве.

Коротко принцип работы и устройство стартера

Якорь – это сердечник стартера, на котором монтируются обмотка (ротор) и коллектор.

При поступлении тока на контакт 50 (смотрите схему ниже) включается магнит, который тянет шток на себя к задней части тягового реле к контакту 30.

При этом через рычаг вилка с бендексом перемещается вперед для сцепления с маховиком.

В тот момент, когда шток достегает задней стенки реле, контактным диском, который расположен на штоке, замыкается контакт 30 (подключается напрямую от АКБ) с еще одним, который идет непосредственно к стартеру.

Как только контакты замкнулись, на обмотку, через щеточный узел и коллектор, поступает ток и якорь начинает вращаться.

Вращательный момент, от бендекса через маховик, передается на коленчатый вал двигателя в результате происходит запуск последнего.

Как только на электромагнит прекращается подача напряжения (ключ зажигания повернут обратно), шток под действием пружины перемещается в исходное положение, тем самым размыкая контакты 30 и идущий к якорю. Таким образом последний прекращает работу.

Чтобы было понятней, устройство стартера можно посмотреть ниже.

Как проверить стартер при его неисправности

Проверка стартера и выявление причины его поломки в значительной мере сэкономит ваш бюджет, при условии, что эта поломка устранима.

Поиск причины неисправности устройства нужно начинать от простого к сложному.

Проверьте, достаточно ли заряжено АКБ, и способно ли оно крутить стартер. Это лучше всего сделать вольтметром (норма 13,5В, а идеальное 14В), но в дороге такого устройства может и не быть.

Поэтому обратите внимание на фары, какой степени яркости они светятся. Сразу станет все понятно, особенно если включите дальний свет. Панель приборов тоже должна светиться достаточно ярко.

При попытке запуска двигателя, лампочки на табло не должны гаснуть или сильно притухать. Это первые признаки того, что АКБ разряжен.

Очень помогает диодный или цифровой вольтметр напряжения, которые вставляется в прикуриватель.

Проверьте контакты и наличие окиси на них, достаточно ли затянуты все болты на АКБ и на реле.

Проверяем работу тягового реле.

На задней части реле есть болт 30 и контакт 50 – их хорошо видно (условное обозначение на схеме).

Возьмите толстую отвертку или гаечный ключ и замкните их между собой, при этом, конечно же, цепь должна быть запитана током от АКБ на болт 30, который видно на рисунке.

Таким образом, мы подали ток на напрямую к тяговому реле, минуя замок зажигания, реле стартера (п.8, смотрите электрическую схему выше) и другие участки электропроводки.

Если тяговое реле сработало и бендекс начал вращаться, значит проблема в замке зажигания, реле устройства или существует какой-то обрыв в цепе до контакта 50.

Если мы слышим щелчки, бендекс выдвигается, но не вращается, значит тяговое реле исправно, а вся проблема в стартере.

А если в ответ тишина, значит, тяговое реле не рабочее.

Используем контрольку.

Контролька, это лампочка на 12 или 24В, к которой подключены два провода. С помощью этого простого устройства мы можем прозванивать электрическую цепь находя, тем самым разрывы в ней.

Прозванивать цепь можно на всех ее участках от замка зажигания до контакта 50, при этом зажигание должно быть включенным. Без помощника тут не обойтись.

Проверка тягового реле — способ 2.

  1. Проверьте на заряженность АКБ;
  2. Снимите стартер;
  3. Подключите тяговое реле по схеме, «+» (контакт 50) к «+» АКБ, корпус стартера поставьте на «-» АКБ или зажмите его в тисках и подключите к корпусу минусовой провод.
  4. Если вилка с бендексом выдвинулась до щелчка значит реле рабочее. Будет лучше если и сработал якорь, но для этого нужно, чтобы на контакт 30 поступал ток. В другом случае без разборки реле не обойтись.

Проверяем работу якоря.

Проверить работу непосредственно стартера можно следующим способом.

  1. Убедитесь, чтобы аккумуляторная батарея была заряжена полностью;
  2. Снимите стартер;
  3. Подключите все по схеме, «+» (провод на тяговом реле который идет непосредственно к обмотке якоря, не перепутайте с болтом 30 и контактом 50, смотрите рисунок выше) к «+» АКБ, корпус устройства поставьте на «-» АКБ или сделайте как в способе 2 с помощью тисков.
  4. Если стартер заработал, а при вышеописанных проверках молчал, то проблема в реле, а если и сейчас молчит, то нужно смотреть в первую очередь щетки.

Также смотрите метод исключения в подразделе выше.

Контакты 50 и 30.

Обратите внимание на контакты 50 и 30, которые отображены на схеме выше. Их нужно проверить на замыкание при обесточенной цепи.

Возьмите омметр, настройте его и подключите к этим контактам. Также можно проверить сопротивление и в других направлениях, во всех случаях оно должно стремиться к бесконечности.

Если прастина на штоке тягового реле прикипела к пятакам-контактам (обратная сторона двух больших болтов), то сопротивление будет равно нулю.

Проверяя стартер не забудьте про бендекс. Бывают ситуации, когда и тяговое реле работает и якорь вращается, а двигатель не заводится.

Проверьте состояние бендекса, может случиться так, что в результате износа зубьев, он не входи в зацепление с маховиком и будет достаточным его просто заменить.

Для такого случая характерна большая частота вращения бендекса со свойственным для этого звуком, но при этом двигатель не заводиться.

Что делать дальше?

После всех этапов проверки стартера необходимо определиться с ходом дальнейших действий.

В любом случае если причина поломки последнего лежит в тяговом реле или самом стартере, то все придется разбирать. Как правило, в 80% случаев это и происходит.

Разобрав тяговое реле обратите внимание на пятаки контактов, которые замыкаются пластиной.

Они не должны иметь ржавчины и окалины, при необходимости зачистите их.


Проверить, замыкаются ли пятаки контактов пластиной можно с помощью омметра.

Обратите внимание на шток.

Он должен быть всегда смазан и ходить свободно. Наличие грязи на штоке не допускается.

Для новых тяговых реле выпущенных в Китае наличие смазки является проблемой, ее китайцы явно экономят. Из-за этого может застопориться шток и вилка выдвигаться не будет.

Если проблема с тяговым реле не решилась, можно попробовать прозвонить втягивающую и удерживающую обмотки. Но это уже серьезный ремонт, проще купить новое реле и не мучиться.

Проблема поломки может находится и в самом стартере.

После его разборки в первую очередь обратите внимание на щетки.

Изношенные щетки нужно заменить. Их высота не должна быть меньше 1,2 см.

А если они залегли, то выясните причину их залегания, может нужно их смазать графитной смазкой.


Также нелишним будет с помощью омметра проверить на замыкание щеток с корпусом щеткодержателя.

Сопротивление должно приближаться к бесконечности.

Обратите внимание на коллектор якоря. Там не должно быть окалин, следов обгорания, все контакты должны быть целыми.

Незначительные обгорания легко удаляются бензином или просто сухой ветошью.

Если вы вскрыли стартер и почувствовали свойственных для горелой обмотки запах, то значит, случай тяжелый.

Для убедительности проверьте на замкнутость обмотку якоря. Для этого можно использовать омметр.

Сопротивление обмотки должно быть приближенное к бесконечности.

Если цепь замкнута, то отдавайте стартер в ремонт или покупайте новый. Хотя перемотка обмотки обойдется намного дешевле.

Некоторые детали устройства можно заменить, достаточно купить на вторичном рынке бу аналог, помните это.

Автомобильный стартер по своим размерам не может составить конкуренцию мотору или , или хотя бы , однако не будь этого миниатюрного устройства в современном авто, все вышеперечисленные узлы были бы не более чем набором бесполезных агрегатов.Именно стартер выполняет пуск, старт двигателя, отсюда и название - стартер. Неисправности стартера ведут к неминуемым сложностям с запуском мотора, а порою и вовсе не позволяют сделать этого. Сегодня в рубрике " " я расскажу о стартере, о его неисправностях, причинах возникновения, а также способах диагностики этих самых неисправностей.

Что такое стартер я уже в двух словах рассказал, думаю, это устройство знакомо всем и нет смысла давать полное "книжное" определение этого узла. Вместо этого предлагаю поговорить о поломках стартера.

Неисправности стартера можно условно разделить на несколько категорий:

Механические . К этой категории следует отнести неисправности, вызванные критическим износом, а также поломки, связанные с повреждениями, нанесенными в результате ударов или других повреждений, причиненных механическим путем.

Электрические . К этой категории можно отнести нарушения в электросети, неполадки в подаче электропитания и т. д.

Признаки неисправности стартера:

  1. Стартер не крутит;
  2. Стартер крутит, но коленвал не вращается;
  3. Стартер щелкает, но не крутит;
  4. Стартер крутит очень слабо и мотор не может запуститься;
  5. Стартер крутит после того как мотор запущен.

Что проверять?

  • Проверить работу стартера в целом;
  • Проверить втягивающее реле;
  • Проверить якорь и щетки стартера;
  • Выполнить диагностику бендикса стартера.

Чтобы проверить стартер в целом необходимо его снять. Затем, используя , подключаем к стартеру провода, как показано на фото. Если во время проверки стартер заработал и начал вращение, то можно сделать вывод, что причина не в нем и что стартер рабочий. Если же нет, продолжаем диагностику.

Проверка втягивающего реле

Подключаем одну "плюсовую" клемму к реле на корпусе стартера, а "минусовую" клемму цепляем на корпус стартера. После того как вы подадите ток на клеммы, рабочее втягивающее реле тут же выдвинет шестеренку наружу с характерным щелчком.

Проверяем якорь и щетки

Если предыдущие тесты не дали положительных результатов, следует продолжить проверку, следующие на очереди - щетки и якорь. Подаем напряжение 12 Вольт непосредственно на стартер, в обход втягивающего реле. Таким образом можно будет точно диагностировать неисправность обмотки якоря или щеток. Проверить щетки можно также при помощи мультиметра или обычной 12-вольтовой лампочкой. Подключаем провода к щеткодержателю и массе, если лампочка горит – щетки неисправны и подлежат замене.

Проверяем бендикс

Проверка бендикса также не требует особых навыков или инструмента. Берем бендикс и аккуратно закрепляем в тисках, и пробуем повернуть его, если муфта стартера поворачиваться только в одну сторону - бендикс исправен. Если же вращается в обе стороны, скорее всего, муфта неисправна.

Возможны ситуации, когда бендикс имеет серьезный износ, а его зубья слизаны или выкрошены, в таком случае бендикс просто не может войти в зацеп с маховиком. Выход один - замена бендикса стартера.

Стартер щелкает, но не крутит двигатель

Если во время попытки вы слышите отчетливые щелчки втягивающего реле, но мотор при этом не крутится, либо это происходит очень медленно и с трудом, то причина может быть следующая:

  1. Ротор цепляет "плюс" статора;
  2. Клинит втулка или вал двигателя;
  3. Имеется короткое замыкание обмотки (ротора или статора).

Если стартер вообще не крутит убедитесь, что:

  • Отсутствует обрыв или замыкание удерживающей обмотки, для этого используем мультиметр;
  • Провода питания стартера целые.

При возникновении первых признаков неисправности стартера, тут же принимайте меры, любое промедление в итоге обернется против вас. В один "прекрасный" день, когда вы попытаетесь завести свой автомобиль, у вас просто ничего не получится и по "закону подлости" это произойдет именно тогда, когда вам ну оооочень нужен будет срочно автомобиль. Как только вы заподозрите, что стартер "барахлит" - проверьте его работоспособность и при необходимости замените его либо сами, либо обратитесь за помощью на СТО.

С помощью стартера осуществляется пуск двигателя транспортного средства. Срок эксплуатации стартера в два раза ниже, чем у двигателя и составляет около 5–6 лет. К сожалению стартер очень часто ломается в самое неподходящий момент, и вместо звука зажигания слышится полнейшая тишина. Чтобы избежать подобных ситуаций необходимо уметь проверять стартер до того, как он выйдет из строя, и устранять возникающие неполадки в деталях. Своевременная диагностика и профилактика актуальна как для машин с пробегом, так и для новых авто, не бывших в употреблении.

Принцип работы стартера

Работа этого механизма очень простая. После того как владелец авто проворачивает ключ замка зажигания, автоматически втягивающее реле начинает зацепляться за шестерни, расположенные на вале стартера. При этом случается замыкание контактов и возникает искра, благодаря которой коленчатый вал начинает функционировать и включается мотор.

Главные причины неисправной работы стартера

К основным неисправностям стартера относятся:

Во время подключения стартера не действует тяговое реле, вращающее якорь.

При работе механизма тяговое реле функционирует, но бездействует якорь или уровень его вращения недостаточно интенсивный.

В работе стартера якорь совершает обороты, но не прокручивается коленчатый вал.

Стартер не прекращает работать после включения двигателя.

Когда двигатель работает, а сам стартер не отключается нужно быстро отключить зажигание, после открыть капот машины и отключить провод, идущий к реле. Причиной неполадки в данной ситуации является неправильное положение стартера, а это, легко исправить подтянув болты, которые крепят его к корпусу двигателя.

Проверка стартера

Доступ к стартеру несколько ограничен, поэтому для его проверки не снимая с машины понадобится длинную отвертка с прорезиненной ручкой и вольтметр.

Далее необходимо внимательно рассмотреть стартер, как к большому болту присоединен толстый провод в оплетке, идущий от аккумуляторной батареи – это положительно заряженная клемма втягивающего реле. К ней следует прикрепить красный провод вольтметра, а к массе автомобиля – черный провод. Попросите, чтобы кто-либо повернул ключ зажигания, и посмотрите на стрелку шкалы, она должна показывать 12В, а стартер характерно стучать. Если же стрелка не доходит до этого показателя, выходит проблема в АКБ или самом замке зажигания.

Как проверить стартер не снимая с машины

Для выполнения проверки стартера понадобится:

Отсоедините провод, присоединенный к втягивающему реле, который проходит от выключателя зажигания.

Закоротите положительно заряженную клемму реле с болтом, используя при этом металлическую часть отвертки.

От аккумулятора напрямую к реле пройдет ток, и автомобиль заведется.

Если выполнив эти действия, все получилось, значит, у вас неисправный замок и его следует заменить или же изработалось втягивающее реле.

Когда проведенные действия с отверткой не смогли дать никаких результатов либо не получилось дотянуться до необходимых клемм, тогда понадобится снять стартер с автомобиля.


Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить . Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром.

Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.

Из этой статьи вы узнаете:

Как проверить стартер аккумулятором

Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус , а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения . При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни .

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя, рассмотрим наглядно и более подробно.

Как проверить втягивающее реле

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ , а минусовую - на корпус устройства . При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Проверка втягивающего реле с помощью аккумулятора

Проверка втягивающего стартера

Шестерня может не выдвигаться по причине:

  • подгоревших контактов втягивающего;
  • заклинившего якоря;
  • перегорания обмотки стартера или реле.

Как проверить щетки стартера

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них - проверка 12 вольтовой лампочкой . Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой - на корпус, если она загорится , то щетки нуждаются в замене , поскольку имеются пробои в защите.

Проверка щеток стартера замыкания на массу

Второй способ проверки щеток - мультиметром - можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем - сопротивление должно стремиться к бесконечности .

Также, при демонтаже щеточного узла, обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и нестабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки . Разбитые втулки, кроме того, что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Как проверить бендикс

Работа бендикса стартера проверяется тоже достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается - неисправность заключается в обгонной муфте , поскольку при попытке провернуть в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входить в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Контрольная лампочка для проверки обмотки стартера

Как проверить обмотку стартера

Обмотку статора стартера можно проверять дефектоскопом или лампочкой 220 В . Принцип такой проверки будет схож с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой . Нет такой контрольки - берем омметр и замеряем сопротивление - должно быть около 10 кОм .

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, значит требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Как проверить якорь стартера

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке , если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится - нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Проверка якоря стартера аккумулятором

Проверка якоря на ППЯ

Основные проблемы с якорем :

  • пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
  • распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
  • межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Выгоревшие ламели из-за нарушения контакта между петушком и шинкой

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:

  • стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
  • выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.

Глубина между проточками коллектора якоря должна быть не менее 0,5 мм.

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера - проверка на аккумуляторе и мультиметром . Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле - на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Итак, как проверить стартер мультиметром - нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между :

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым ) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Напоследок представляем для вас сводную таблицу, куда сведена информация о том, какими методами можно проверить ту или иную часть стартера.

Проверяемые элементы и методы Втягивающее реле Якорь Щетки стартера Обмотка стартера Бендикс
Мультиметр
Визуально
Аккумулятор
Лампочка
Механически

Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет. Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой. Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ - прибор проверки якорей.

Как проверить стартер, когда автомобиль не заводится - об этом стоит знать и профессионалам, и любителям. Обычно эта важная деталь выходит из строя не моментально - стартер постепенно намекает о неполадках в работе и поэтому так важно внимательно прислушиваться к его работе. Для проверки имеются специальное приспособление - мультитестер. Им прозванивают после того, как разбирают стартер, его составляющие - щетки, обмотку, якорь.

Обычно возникает первый вопрос автомобилистов “Как проверить стартер на аккумуляторе?”. Эта манипуляция поможет быстро определить, правильно ли работает стартер. Но кроме щелчков, расшифровать которые сможет только опытный профессионал, вы ничего не услышите. Когда вы замыкаете клеммы с выводами на корпусе стартера и втягивающем реле, сразу можно увидеть - крутится ли моторчик, как срабатывает само реле.

Проверка стартера с помощью аккумулятора

При тестировании с помощью аккумулятора проверка стартера происходит так: клемму со знаком минус присоединяют к корпусу, а плюсовую - к верхней клемме реле. Если все исправно, мотор шестерни прокручивается, в бендикс выносится. От аккумулятора проверка самая простая и быстрая.

Как проверить втягивающее реле стартера - это следующий вопрос автомобилистов. Для этого к реле подключают клемму со знаком “+”. а минусовую - к корпусу стартера. В этом случае признаком исправности станет выдвигающаяся шестерня бендикса, которая сопровождается особым щелчком.

А вот проверка втягивающего реле стартера может столкнуться с такими проблемами, как подгоревшие контакты, заклинивание якоря, перегоревшее реле или обмотка стартера. Как проверить реле стартера, всегда подскажут бывалые водители и автомастера.

Проверяем щетки стартера

Как проверить работу щеток стартера? Есть несколько популярных способов. Для этого понадобится лампа в 12 вольт, когда один конец ее вывода набрасывают на щеткодержатель, а второй - на корпус.

Лампочка при этом должна загореться. Если этого не произошло, щетки стоит заменить. так как это признак наличия пробоев в защите.

Еще один способ - сделать это мультиметром, если стартер разобран. Не должно быть замыкания на массу. Стоит с помощью омметра измерить сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной. Сопротивление в таком случае должно стремиться к бесконечности.

Не помешает и визуальный осмотр - снятый стартер осматривают на предмет целостности втулок, якоря, обмотки, щеток, коллектора. Если втулки будут излишне сработаны, может при запуске быть недостаточной сила тока, а испорченный коллектор станет причиной износа щеток, что в свою очередь может повлиять на межвитковое замыкание.

Бендикс и его работоспособность

Чтобы проверить стартер, важно быть уверенным в работоспособности бендикса. Это делается достаточно просто - корпус обгонной муфты следует аккуратно зажать в тиски (лучше это сделать через мягкую ткань) и попытаться покрутить его в обе стороны. Если он проворачивается - это признак неисправности. Все попытки его повернуть в другую сторону должны стопориться. Причиной может стать съеденные зубья на шестерне. Проверяться это может с помощью визуального осмотра. Можно полностью разобрать стартер и очистить его от грязи, застаревшей смазки.

Для того чтобы проверить работу стартера, важно оценить состояние его обмотки. Для этого есть специальный прибор - дефектоскоп. Но его можно заменить обычной лампой накаливания в 220 В по принципу проверки щеток. Для этого лампочку мощностью до 100 Вт нужно подключить последовательно в цепь между обмоткой и корпусом статора. При этом один проводок прикрепляется к корпусу, а второй - к выводу обмотки. Если лампочка загорится - это признак пробоя. Таким же способом можно проверить обмотку ротора стартера своими руками - в сеть включается контролька, один вывод которой присоединяется к пластине коллектора, второй - к сердечнику. И в этом случае загоревшаяся лампочка будет поводом заняться, в лучшем случае, перемоткой ротора, или его полной заменой.

Якорь стартера: с какими проблемами можно столкнуться

Проверка якоря стартера проводится при напряжении 12В. Напрямую с аккумулятора - на стартер, обходя реле. Когда стартер прокручивается. это означает, что с ним все хорошо. Если этого не происходит - есть проблемы или со стартером, или со щетками. В случае, когда стартер не крутится, его нужно разобрать и проверить мультиметром.

Как проверить якорь стартера и какие проблемы можно выявить? Это может быть:

  • пробой в области обмотки на корпус;
  • нарушение пайки коллекторных выводов;
  • замыкание обмотки между витками.

Довольно часто диагностика стартера выявляет дефекты якоря, когда из-за выгоревших ламелей нарушаются контакты между шинкой и “петушком”, происходит износ коллектора и, как следствие, щеток.

Обычно поломки случаются в самые неподходящие моменты, когда нет возможности тут же снимать стартер, ротор. Как проверить стартер в походных условиях дороги, когда нет гаража и автосервиса рядом? У каждого опытного автолюбителя имеется свой проверенный способ. Важно проверить стартер на работоспособность перед тем, как отправляться в ответственный путь.