Норма жилой площади. её правовое значение и порядок применения

В настоящей статье, отвечая на вопросы читателя, попытаемся рассмотреть соотношение норм, предусмотренных жилищным законодательством, в частности: учетные нормы, нормы предоставления и пр. При этом, необходимо отметить, что вопросы, связанные с темой настоящей статьи, уже рассматривались на страницах журнала*(1). Незнание указанных норм влечет за собой ущемление прав военнослужащих при получении жилплощади и нарушения со стороны жилищных комиссий органов военного управления, воинских частей, учреждений*(2).

Вопросы принятия на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) и снятия с него являются весьма важными при реализации гражданами права на жилище. Ниже попытаемся разобраться в этих вопросах на конкретном случае, описанном в письме, поступившем в редакцию журнала.
Вопрос читателя:

В 2007 г. воинская часть была расформирована. Экземпляры учетных дел по жилью, хранившиеся в воинской части, бесконтрольно переданы в воинскую часть - правопреемник, находящуюся за 1 650 км от места службы и жительства. Через полгода после увольнения удалось добиться ответа о принятии на учет. В довольствующей КЭЧ эту информацию не подтвердили. На просьбу сообщить перечень документов для предоставления жилья по избранному месту жительства, номер очереди ответа от командира воинской части нет. Суд по поводу жалобы о нарушении порядка увольнения без обеспечения жильем с привлечением воинской части - правопреемника вынес решение, что командир воинской части - правопреемника мое право не нарушал, поскольку на момент обращения в суд я к нему не обращался и на учете в этой воинской части не состоял. 1. Прошу разъяснить порядок обеспечения жильем по избранному месту жительства военнослужащих расформированной воинской части в воинской части - правопреемнике. Осуществляется ли принятие на учет по индивидуальному обращению, или это должно было быть сделано в процессе расформирования воинской части? Каким образом в данном случае определяется порядок очередности? Было указание начальника Службы расквартирования и обустройства Минобороны России от 19 февраля 2007 г. N 155/3/333 об обеспечении военнослужащих, имеющих выслугу от 20 лет, постоянным жильем (в отношении военнослужащих расформированных воинских частей, подчиненных УГР ИВП МО РФ, оно не выполнено). Каким образом можно добиться разрешения этой проблемы? Перспективы? 2. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1999 г. В 2007 г. после передачи учетного дела из расформированной КЭЧ в другую снят с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В результате приобретения отдельной квартиры в 2003 г. обеспеченность общей площадью на одного человека стала более учетной нормы, определенной для принятия на учет, но менее нормы предоставления, определяемой на основании ЖК РФ. Суд надзорной инстанции полагает, что норма, указанная в ст. 56 ЖК РФ, и норма, указанная в п. 1 ст. 32 ЖК РСФСР, идентичны. Каким образом можно восстановить нарушенное право (со ссылкой на законодательные акты)? Дело находится в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Ответ на вопрос читателя*(3):
Раскрытие первого вопроса не имеет для Вас правового значения, так как исходя из информации, изложенной во втором вопросе, автор данного ответа считает, что Вы считаетесь обеспеченным жилым помещением по установленным нормам.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В связи с тем что в результате приобретения Вами жилого помещения обеспеченность общей площадью на одного человека стала более учетной нормы, Вы считаетесь обеспеченным жилым помещением.
Так, в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В настоящее время в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При этом, Вы должны были быть признаны жилищной комиссией воинской части до увольнения с военной службы, но после приобретения статуса увольняемого по одному из трех указанных оснований нуждающимся в жилых помещениях по избранному месту жительства на основании Вашего рапорта. Как следует из вопроса, Вы такой рапорт при увольнении не подавали. Нуждающимся в избранном месте жительства не признавались.
Таким образом, правом на обеспечение жилым помещением на данных условиях Вы не обладаете.
Письмо читателя по поводу ответа на вопрос:
Ознакомившись в первом номере журнала за 2010 г. с ответом на мой вопрос (673460), направленный в январе 2009 года, хотел бы выразить, прежде всего, свою признательность. Несмотря на занятость, у Вас нашлось время ознакомиться с вопросом и опубликовать ответ. Правда, поскольку жилищные правоотношения носят длительный характер, за время, прошедшее с момента его подачи и получения ответа, произошли некоторые изменения. Хотя изменения и не в лучшую для меня сторону, но изменения. Причем они таковы, что и ответ на первую часть моего вопроса в настоящее время был бы очень даже кстати.
В связи с этим хотелось бы выразить свое мнение и по поводу второй части моего вопроса, на который Вы уже дали ответ. Прежде всего, хочу отметить, прочитав сведения, указанные в журнале о лице, дающем консультацию, что повода не доверять правовому основанию ответа у меня быть не должно. Но, тем не менее, ознакомившись с нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные правоотношения, комментариями, а также одним из решений Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, полагаю Ваш ответ в данном случае не полным и в связи с этим не совсем корректным.
Одним из оснований для принятия гражданина на учет для получения жилого помещения (улучшения жилищных условий) является уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения менее минимального размера площади жилого помещения, исходя из размера которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет (основание для принятия на учет - п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Да, если подходить формально (буквально) к применению п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ по основанию, указанному в п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, можно так и полагать, как Вы указали в ответе.
Однако если следовать Вашей логике, то гражданин, состоящий на учете для получения жилого помещения (улучшения жилищных условий), в случае предоставления жилого помещения (улучшения жилищных условий) в размере, даже на 0,1 метра (см) превышающем учетную норму, должен быть снят с учета в связи с утратой основания, предусмотренного для его принятия на учет (превышение учетной нормы, послужившей основанием для принятия на учет). Тем не менее, полагаю, что это не совсем так. В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство. Действующим федеральным законодательством (ст. 5 ЖК РФ) определение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это правило закреплено также в п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.
Основания для снятия с учета были указаны в ст. 32 ЖК РСФСР. Тем не менее, полагаю, что процитированная Вами ст. 32 ЖК РСФСР не совсем тождественна оригиналу. В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи. Частью 2 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в случае выезда на другое постоянное место жительство. В остальных случаях они остаются на учете до получения жилого помещения. В данном случае вызывает сомнение легитимность основания находиться на учете, указанного в ч. 3 ст. 32 ЖК РСФСР, но так написано. Согласно ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади. Норма жилой площади установлена в пределах 12 квадратных метров на человека (ст. 38 ЖК РСФСР). Таким образом, как я полагаю, в совокупности с нормативными правовыми нормами (ст.ст. 38, 40 ЖК РСФСР) основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР, может являться только получение жилого помещения в соответствии с нормой предоставления, определенной исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Тем более что для случаев, когда жилое помещение предоставляется площадью менее нормы предоставления, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений (в настоящем случае - утвержденных решением Малого совета городского совета народных депутатов в 1993 г.), предусматривалось некое исключение.
Так, п. 47 Правил предусматривалось, что граждане, у которых наступала очередность на получение жилой площади, вправе в одноразовом порядке получить жилое помещение меньшего размера с сохранением существующей очередности. Это то, что касается периода до 1 марта 2005 г. В ныне действующем ЖК РФ, в котором, на мой взгляд, имеется значительное различие в формулировке с ЖК РСФСР, также есть положение, предусматривающее снятие граждан с учета. В отличие от ЖК РСФСР (ч. 1 ст. 32), предусматривающего, что граждане снимаются с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, и предполагающего некое действие, связанное с улучшением жилищных условий, по смыслу ЖК РФ достаточно утратить основания, дающие право получения жилого помещения по договору социального найма. Без каких-либо действий, связанных с улучшением жилищных условий. И я полагаю, что это не является сходным с правовой нормой, указанной в ЖК РСФСР. Тем не менее, и в этом случае данная правовая норма не является единственной, регулирующей правоотношения, связанные со снятием с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, гарантируется, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с нормой предоставления. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете по месту жительства, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Следовательно, как Вы понимаете, предоставление жилого помещения в размере большем, чем это предусмотрено нормой предоставления, установленной органом местного самоуправления, возможно (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ). Менее - нет. Напрашивается вопрос: а как быть в случае, когда гражданин согласится на получение жилого помещения общей площадью менее нормы предоставления? Ответ: практически так же, как это было при действии ЖК РСФСР. В целях реализации положений ЖК РФ Министерством регионального развития Российской Федерации 25 февраля 2005 г. был издан приказ N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма". Названные методические рекомендации, как в них указано, были разработаны в целях единообразного применения положений ЖК РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в п. 34 методических рекомендаций указано, что исходя из ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При этом, необходимо учитывать, что жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия граждан без снятия их с учета! Следовательно, и в настоящее время при предоставлении жилого помещения менее нормы предоставления на одного человека, а она в большинстве случаев все равно будет больше учетной нормы, законодательством предусматривается положение о сохранении за гражданином права очередности до получения жилого помещения в соответствии с установленной нормой. Можно, конечно, сослаться на то, что это касается случаев непосредственного предоставления жилого помещения и не относится к самостоятельному улучшению жилищных условий (как было указано в определении надзорной инстанции, приобретя отдельную квартиру, я фактически решил свою жилищную проблему) путем совершения обмена или приобретения помещения за личные средства, но поскольку применительно к данным правоотношениям отсутствуют правовые нормы, их регулирующие, по моему мнению, здесь вполне применимо положение аналогии. Я при этом уже не буду ссылаться на такие понятия, как равноправие, дискриминация по социальному положению и т.п.

На мой взгляд, нельзя признать законным и тот порядок снятия с учета, который был осуществлен КЭЧ. Вопрос о снятии с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения фактически был решен после расформирования воинской части. За два месяца до расформирования из довольствующей КЭЧ поступило требование об изменении количественного состава членов моей семьи, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств Минобороны России. Согласно мнению начальника КЭЧ мои дочери, зарегистрированные в данном помещении, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" членами моей семьи, имеющими право на получение жилого помещения за счет средств Минобороны России, не являются, поскольку на тот момент одной было 26 лет, а другая была замужем. То, что жена проживает в приобретенной ею в 2003 г. квартире и не претендует на участие в получении жилого помещения в избранном месте жительства, в настоящем случае, как я полагаю, начальником КЭЧ не оспаривалось. Таким образом, согласно мнению начальника КЭЧ на получение жилого помещения имели право я и моя дочь 19 лет, обучающаяся по очной форме в университете. Поскольку жилищные правоотношения регулируются нормами ЖК РФ (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ определяет понятие члена семьи), переписать рапорт я отказался. Последующее снятие с учета в качестве нуждающихся в получении жилого помещения и явилось реакцией на мой отказ переписать рапорт с изменением состава семьи. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий прием).
Согласно п. 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей (протокол N 3 1999 г.). В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ. Также в соответствии с п. 30 названной Инструкции ежегодно, с 1 по 30 января, довольствующая КЭЧ проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете. В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников (за все время не было сделано ни единого замечания по вопросу оснований нахождения на данном учете, даже после приобретения жилого помещения. Правда, воинская часть состояла на учете в другой КЭЧ). Таким образом, на КЭЧ возложена обязанность учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, и контроля соблюдения жилищного законодательства. КЭЧ имеет право возвратить представленные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений, для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части в случае, если военнослужащие внесены в списки с нарушением жилищного законодательства.
Частью 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. В настоящем случае такого решения жилищная комиссия воинской части не принимала. Вызывает сомнение и правомерность проведенного расчета учетной нормы, применяемой для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади жилых помещений, имеющихся у гражданина и членов его семьи, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности. Насколько я знаком с консультациями, опубликованными в журнале по вопросу, касающемуся понятия члена семьи, в них обращалось особое внимание на то, что одним из важных обстоятельств, влияющих на признание гражданина членом семьи, является совместное проживание. Круг членов семьи нанимателя жилого помещения, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве). ЖК РФ в качестве общего правила относит к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, проживающих совместно с ним в таком помещении его детей, родителей и супруга (супругу).
В принципе сама ч. 2 ст. 51 ЖК РФ не дает ответа на принципиальный для рассматриваемого случая вопрос, кого можно считать членами семьи соответствующего гражданина - только родственников, проживающих совместно с ним, или любых граждан, состоящих в родстве с данным гражданином. В этом случае можно использовать аналогию закона, допускаемую ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, и руководствоваться положениями ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. И это, на мой взгляд, правильно. Поскольку, исходя из обратного, на вопрос, возможно ли выделение жилого помещения на гражданина, являющегося членом семьи, но совместно с нанимателем не проживающего, можно однозначно ответить - нет, ссылаясь на ту же ч. 1 ст. 69 ЖК РФ (постатейный комментарий ЖК РФ Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова). Не знаю, из чего Вы сделали вывод о том, что я не подавал рапорт о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении, но он, тем не менее, ошибочен.
В мае 2007 г. я обратился с рапортом об увольнении меня с военной службы. Основанием увольнения я выбрал, несмотря на проводимые ОШМ, достижение предельного возраста пребывания на военной службе. Также в рапорте на увольнение я указал, что увольнение прошу провести после обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства. На мое желание указать в рапорте конкретное избранное место жительства командир воинской части пояснил, что согласно приказу рапорт на увольнение имеет определенную форму, которая не предусматривает указание конкретно выбранного места. Достаточно указать, что я согласен на увольнение после обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства. После моего прибытия из очередного отпуска в июле я узнал, что мой рапорт реализован не был, представление на увольнение в вышестоящий орган военного управления не направлялось. Объяснили это тем, что мое личное дело находилось в отделе кадров округа на подсчете. После ознакомления с материалом, опубликованным в журнале, в августе я обратился с рапортом к командиру воинской части. В рапорте указал избранное место жительства, а также членов семьи, на которых предполагал получение жилого помещения. Командиром воинской части мой рапорт был передан на рассмотрение жилищной комиссии (тут, на мой нынешний взгляд, существует некоторая неувязка. Председателем жилищной комиссии на моем рапорте было указано, что я признан нуждающимся в получении жилого помещения в 1999 г., без ссылки о признании нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства). Далее копии рапорта ушли в воинскую часть, в которую структурно входила воинская часть, где я проходил военную службу, и в довольствующую КЭЧ. Как оказалось впоследствии, вслед за представлением на увольнение было направлено представление на зачисление в распоряжение командира воинской части - правопреемника в связи с сокращением должности офицера.
С момента окончания проведения ОШМ я был зачислен в распоряжение командира воинской части - правопреемника. После отказа в принятии решения при рассмотрении моего рапорта о нарушении моего права, в связи с зачислением меня в распоряжение командира, не являющегося для меня прямым начальником, на полное пенсионное обеспечение (начисление пенсии с применением районного коэффициента) и очередности в получении жилого помещения я полагаю, что вынужденно изменил рапорт на увольнение, согласившись на увольнение с оставлением в списках учета нуждающихся в получении жилого помещения в воинской части - правопреемнике. Командиром было направлено представление на отмену пункта приказа о зачислении меня в распоряжение. Несмотря на имеющееся представление на отмену пункта приказа, издали приказ об увольнении из распоряжения. Ну, а далее, после обращения в суд и до вынесения решения судом (в день рассмотрения дела удовлетворили ходатайство представителя заинтересованного лица о предоставлении времени для внесения изменения в приказ), в 2008 г. был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения в воинской части - правопреемнике. Суд, полагающий, что командир воинской части - правопреемника моих прав на жилищное обеспечение не нарушал (поскольку я лично к нему не обращался и в списки личного состава воинской части не зачислялся), отказал в возложении на него обязанности по распределению мне жилого помещения вне очереди в избранном месте жительства. После того как в марте 2008 г. я был принят на учет, в марте 2009 г. я был снят с учета. Основанием для снятия с учета явилось непредоставление документов. Но это уже другая история.

Приношу свои извинения за столь обширное описание событий, знакомство с которыми потребует определенного времени, но надеюсь, что, ознакомившись, Вы найдете время и возможность высказать свое мнение по вопросу основания снятия с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений с учетом тех правовых норм, на которые я сослался. Также я надеюсь, что Вы найдете возможность, время и дать ответ на первую часть вопроса (673460). Заранее признателен, с уважением В. Вахнин.
Ответ автора на письмо читателя
После ознакомления с Вашим письмом (обращением) необходимо разъяснить следующее. Как следует из Вашего вопроса, Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1999 г., т.е. в период действия ЖК РСФСР. В 2003 г. Вами самостоятельно было приобретено жилое помещение (собственник - Ваша супруга), размер которого превышал учетную норму (но приобретенное жилое помещение было менее нормы предоставления), в связи с чем в 2007 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Вы были сняты с соответствующего учета.
Правовое регулирование. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Одновременно, в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Как понимается, Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР.
Статьей 32 ЖК РСФСР было предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (выделено автором);
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
В настоящее время, в соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (выделено автором);
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (выделено автором).
Повторимся, из содержания Вашего вопроса следует, что Вы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2007 г. на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, т.е. в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Обоснование. Поскольку Вы были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий как гражданин, имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого по месту Вашего жительства, то в связи с этим в результате приобретения жилого помещения, превышающего учетную норму, действия КЭЧ являются правомерными.
Ваше предположение (довод) о том, что при предоставлении жилого помещения менее нормы предоставления на одного человека законодательством предусматривается положение о возможности сохранения за гражданином права состоять в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения жилого помещения в соответствии с установленной нормой, не основано на действующем жилищном законодательстве, поскольку, как Вы ответили сами, данная правовая норма применима лишь в случае получения гражданином жилого помещения на условиях ЖК РФ (т.е. за счет государственного и муниципального жилищного фонда).
При самостоятельном улучшении гражданином жилищных условий (купля-продажа, мена, дарение и пр.) данная гарантия не подлежит применению. При этом, хотелось бы отметить, что в данном случае не подлежит применению ст. 7 ЖК РФ (применение жилищного законодательства по аналогии) по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Поскольку данные отношения урегулированы ст. 56 ЖК РФ (п. 2 ч. 1), то в связи с этим аналогия закона, предусмотренная ст. 7 ЖК РФ, применению не подлежит. Аналогия закона или права возможна лишь при пробельности правового регулирования. В Вашем же случае пробел в законодательстве отсутствует, а напротив, ЖК РФ (ст. 56) и Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ст. 6) данный вопрос урегулировали в достаточной мере.
Более того, как указывает Е.С. Филиппова, принцип аналогии может быть применен лишь к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям. Жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую в себя не только гражданско-правовые нормы, но и нормы административного права. Принцип аналогии не должен применяться к административным правоотношениям, в противном случае это может привести к произволу органов публичных образований*(4).
По сути, приобретя в собственность отдельную квартиру (собственник - Ваша супруга), Вы фактически улучшили жилищные условия. При этом, не имеет значения тот факт, что Ваша супруга (как собственник приобретенного жилого помещения) не претендовала на получение жилого помещения (ст. 51, ст. 57 ЖК РФ). Так, в частности, в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При этом, необходимо отметить, что указанная нома не предоставляет возможность не учитывать граждан, имеющих жилые помещения (их доли) в собственности, а учитывая административно-правовой характер жилищного законодательства (права), "договориться" с органом, предоставляющим жилое помещение, не представляется возможным, если иное не предусмотрено законом (такая возможность в законодательстве отсутствует).
Автор также не согласен с Вашим выводом о том, что Вами приобретено жилое помещение размером более чем учетная норма, но менее нормы предоставления, в связи с чем Вы имеете право на получение жилого помещения от Минобороны России.
Так, в соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (выделено мной. - С.Ш.). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Дифференциация жилищных фондов на виды позволяет определить типы правового регулирования в отношении входящих в них жилых помещений: частноправовой или публично-правовой, без привязки к конкретным жилым помещениям*(5). Таким образом, применение нормы предоставления в конкретных правоотношениях возможно лишь в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного (муниципального) (ст. 19 ЖК РФ) жилищного фонда, в связи с чем ст. 50 ЖК РФ, регулирующая, в частности, вопросы, связанные с предоставлением жилого помещения по договору социального найма (по нормам предоставления), не подлежит применению при самостоятельном улучшении гражданами жилищных условий. В противном случае граждане, приобретавшие жилые помещения по договору купли-продажи или в порядке наследования, имели право требовать от продавца (наследодателя) предоставления по договору купли-продажи (по завещанию) жилого помещения не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления. Таким образом, применение к частноправовым отношениям норм права, имеющих административный (публичный) характер (жилищное право), противоречит самой сути регулируемых правом отношений.
Пользуясь случаем, хотелось бы отметить, что административные правоотношения характеризуются исключением юридического равенства участников отношений, где одному из них предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другому. Поэтому, как следствие, превалируют односторонность волеизъявления одного из участников отношений, наличие официальной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке различные вопросы независимо от того, по чьей инициативе они возникают*(6).
Более того, Ваши действия (действия Вашей супруги), связанные с приобретением жилого помещения с одновременным требованием получения жилого помещения по договору социального найма за счет государственного (муниципального) жилищного фонда, можно квалифицировать как злоупотребление правом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права*(7).

С.В. Шанхаев,
кандидат юридических наук

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Акчурин З.Х. Некоторые актуальные вопросы принятия на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей и снятия с него // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 9; Бахтияров Д.М. О некоторых проблемах применения учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органами местного самоуправления в целях принятия граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях // Там же. 2007. N 1; Воробьев Е.Г. Об учетных нормах для приобретения военнослужащими права на улучшение жилищных условий: к чему и почему ведет устоявшаяся правоприменительная практика? // Там же. 2010. N 3, 4; Гайдин Д.Ю. Об урегулировании порядка признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях // Там же. 2009. N 8; Глухов Е.А. Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, требует совершенствования // Там же. 2010. N 4; Иванова Л.Е. О нормах в жилищном праве // Там же. 2002. N 3; Трофимов Е.Н. К вопросу о предоставлении военнослужащим и членам их семьей нескольких жилых помещений на условиях социального найма // Там же. 2010. N 2.
*(2) Иванова Л.Е. Указ. соч.
*(3) Опубликован в первом номере журнала за 2010 г., код 673460.
*(4) Филиппова Е.С. Жилищное право: учеб. для вузов. М., 2007.
*(5) Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2005. N 6. С. 92-93.
*(6) Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия. СПб., 2005. С. 8.
*(7) При этом, применение ст. 10 ГК РФ возможно с определенной условностью, поскольку на основании ст.ст. 51, 56, 57 и ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ Вы не имеете права на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем отсутствует право и его злоупотребление.

Жилые помещения предоставляются гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемым Правительством РФ. Согласно ст. 38 ЖК РФ норма жилой площади устанавливается в размере 12 кв. м на одного человека. Норма жилой площади, о которой говорится в ст. 38 ЖК РФ, имеет хотя и не универсальное, но весьма широкое значение. Закрепление этой нормы в законе придает ей характер общего правила. В настоящее время норма жилой площади имеет юридическое значение: при исчислении платы за жилое помещение (ст. 55 ЖК РФ); при реализации права нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого (ст. 75); при предоставлении нанимателю жилого помещения, в связи с капитальным ремонтом жилого дома (ст. 82 ЖК РФ); при выселении нанимателя с предоставлением другого жилого помещения. Кроме того, норма жилой площади учитывается при регистрации временных жильцов и поднанимателей, при предоставлении квартир собственникам сносимых жилых домов и в некоторых других случаях. Необходимо отметить, что редакция ст. 38 ЖК РФ не достаточно четкая, поэтому на практике вызывает различные вопросы.

Законом об Основах жилищной политики (ст. 11) введено понятие социальная норма площади жилья. Социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 1 Закона). Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

В принятых субъектами РФ нормативных актах, посвященных социальной норме площади жилья, устанавливается, как правило, размер не жилой (как это сделано ЖК РФ), а полезной, т. е. общей, площади жилого помещения на одного человека. Так, в Москве социальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилья допускается предоставление жилой площади свыше социальной нормы: на семью из одного человека - до.33 кв. м общей площади; на семью из двух человек - до 42 кв. м общей площади. Согласно п. 4 ст. 12 Закона г. Москвы "Об основах жилищной политики города Москвы" (в ред. от 12 мая 1999 г.) граждане вправе получить жилые помещения по договору социального найма менее 18 кв. м, но не менее 16 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Статья 39 ЖК РФ закрепляет право граждан на дополнительную жилую площадь. Отдельным категориям граждан сверх нормы жилой площади предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв. м. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной площади может быть увеличен до 20 кв. м.

Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

В настоящее время по вопросу о праве на дополнительную жилую площадь действует большое число законодательных и нормативно-правовых актов, многие из которых приняты еще в 1920 - 1930-е гг. В их числе постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью".

Согласно этим актам право на дополнительную жилую площадь имеют лица, страдающие болезнями, содержащимися в особых перечнях; работники государственных учреждений, предприятий, общественных организаций, занимающие ответственные должности, связанные с постоянной работой на дому; военнослужащие в звании полковника или выше; лица, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней; научные работники, имеющие ученую степень или ученое звание профессора или доцента; творческие работники и некоторые другие категории граждан.

До последнего времени, в связи с известными жилищными трудностями и недостатком жилой площади право на дополнительную жилую площадь на практике обычно понималось как право пользования имеющейся и фактически используемой жилой площадью. Этому способствовало также то, что в нормативных актах не было четко сформулированного положения о праве гражданина на получение дополнительной жилой площади. Теперь ст. 39 ЖК РФ прямо говорит о предоставлении дополнительной жилой площади сверх нормы.

Вероятно, по мере расширения жилищного фонда социального использования будут создаваться и условия для более полной реализации закрепленного в ст. 39 ЖК РФ права на дополнительную жилую площадь.

Что такое стандарты социальной и учётной нормы жилой площади, и какой является норма предоставления жилплощади по договору социального найма? Исходя из практики, в Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилплощади. В соответствии с действующим законодательством существуют три вида жилищных норм:

  • норма предоставления жилой площади по договору социального найма;
  • учетная норма для принятия на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • социальная норма для расчета компенсаций, связанных с оплатой жилья, а также коммунальных услуг.

Согласно российского жилищного законодательства нормой, в соответствии с которой может быть предоставлена площадь жилого помещения по заключённому договору социального найма, может считаться минимальный размер площади помещения для проживания, исходя из которого должен быть определён размер общей площади жилого помещения, которое предоставляется по соответствующему договору социального найма.

Такая норма предоставления должна быть установлена органом местного самоуправления и зависит от достигнутого в конкретном муниципальном образовании уровня обеспеченности теми жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма, а также от некоторых иных факторов.

К примеру, такими документами, как «Основы жилищной политики города Москвы» и положения « О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве», на одного человека социальная норма предоставления жилого помещения в Москве составляет 18 кв. м общей площади.

При этом норма, связанная с постановкой на учет для улучшения жилищных условий составляет уже 10 кв.м от общей площади на каждого из проживающих членов семьи. Некоторым, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ гражданам, могут быть установлены другие нормы предоставления такого жилого помещения.

Следует учитывать, что размер общей площади помещения должен определяться, как сумма площадей всех комнат, имеющихся в квартире или доме, в том числе, и площадь мест общего пользования. К учетной норме площади любого жилого помещения относится минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется необходимый уровень обеспеченности граждан общей площадью используемого жилого помещения с целью их принятия на учет, как нуждающихся в дополнительных жилых помещениях.

Такая учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. Её размер не может превышать размеров норм предоставления, которые также установленной указанным органом. К примеру, учётная норма в Москве равна 10 кв. метрам общей площади для отдельно размещённых квартир.

Для квартир гостиничного типа и коммунального заселения такая норма установлена в размере 15 кв. м общей площади. В соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилья для определения размера оплаты за жильё и коммунальные услуги определяется на основании таких норм по обеспеченности людей жильем:

  • 18 кв. м на 1 члена (общей площади жилья) семьи из трех и более человек;
  • 42 кв. м для семьи из 2-х человек;
  • 33 кв. м для одиноко проживающего человека.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти различных субъектов РФ могут устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, делегируя также это право и органам местного самоуправления. В случае же перераспределения средств федерального бюджета между различными субъектами Российской Федерации российское Правительство руководствуется исключительно федеральными стандартами.

Определение такой учетной нормы, а также нормы предоставления имеет немаловажное юридическое значение. К примеру, в соответствии с ЖК РФ наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если после их вселения общая площадь конкретного жилого помещения на каждого из проживающего в нём человек для отдельной квартиры уже составит менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - меньше нормы предоставления.

Кроме того, наниматель в соответствии с договором социального найма может предоставить жилое помещения меньшего размера взамен занимаемого в случае, когда площадь занимаемого помещения будет составлять больше нормы предоставления, которая приходится на каждого из членов семьи.


В случае превышения социальной нормы площади жилья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Ор­ганы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей соци­альную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам соответствующее жилое помеще­ние. При этом с момента подачи заявления о замене жилого поме­щения до его фактической и юридической замены граждане опла­чивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Жилищное право

Российской Федерации. В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социаль­ного найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, при­ходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии оϲʙᴏбождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах.
Оϲʙᴏбождающиеся изолиро­ванные жилые помещения в коммунальных квартирах, где прожива­ют несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в ϶ᴛᴏй квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при ϶ᴛᴏм учитывается право на дополнительную жилую площадь. В ст. 81 Жилищного кодекса декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого.

Жилищные нормы

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг производится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств. Если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законодательством.


В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимателей, проживающих в государственном или муниципальном жилищном фонде, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

Инфо

Право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг существует также у граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 159 Жилищ­ного кодекса гражданам, имеющим в собственности жилые поме­щения, предоставляются субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья.


Внимание

Субсидии предостав­ляются в том случае, если расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом Российской Федерации (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса). Далее можно выделить иные разрозненные нормы жилья, содер­жащиеся в отдельных нормативных положениях жилищного законо­дательства.


Так, например, в соответствии со ст.

Однако в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в соответствующий уполномоченный орган.

О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст.


50 ЖК). Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы. Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, который менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

5.4. жилищные нормы

Кроме того, в соответствии со ст. 76 Жилищного кодекса, а также подп. 1 п. 2 ст. 685 Гражданского ко­декса договор поднайма жилого помещения может быть заключен только при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади. Важно отметить следующий принцип предоставления жилых по­мещений, декларируемый в Жилищном кодексе.
В соответствии с ч. I ст. 1 закона граждане Российской Федерации имеют право на жили­ще. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы предоставления жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади жилья.

В случае если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством. На основании ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения.

Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения.

О жилищных нормах и нормах жилищного права

Однако в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. Однако такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека. Однако при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию. Так, в соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

17. норма жилой площади.

Так, в соответствии с указанной статьей наниматель, имеющий излишнюю жилую площадь сверх установленной нормы предоставления, имеет право с согласия проживающих вместе с ним членов семьи требовать от органов местного самоуправления, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принадлежности жилого дома) предоставить ему в постоянное пользование жилое помещение меньшего размера взамен занимаемого. По договору коммерческого найма ограничение на размер предоставляемой жилой площади не обязательно, однако согласно ст. 80 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 2 ст. 679, ч. 1 ст. 680 Гражданского кодекса РФ вселение в квартиру с согласия нанимателя граждан в качестве постоянно проживающих, а также временных жильцов (с согласия наймодателя) допускается только в том случае, если после вселения в расчете на каждого проживающего сохраняется норма предоставления жилой площади.

Виды жилищных норм порядок их определения

Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в соответствии с жилищным законодательством.

Лицам, которые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК). Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения которых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

Виды жилищных норм и порядок их определения

Раздел жилого помещения.

  • 8.3. Замена нанимателя жилого помещения
  • 8.4. Перепланировка жилого помещения
  • 8.5. Перевод жилого помещения на другой правовой режим
  • Тема 9 ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • style=’margin-top:0cm’9.1.
    Сохранение жилой площади за временно отсутствующими гражданами
  • 9.2. Переселение на время капитального ремонта
  • 9.3. Принудительный обмен
  • Тема 10 ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • style=’margin-top:0cm’10.1. Основания для прекращения жилищных отношений
  • 10.2.

    Выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения

  • 10.3. Выселение с предоставлением другого жилого помещения
  • 10.4.

    Выселение без предоставления другого жилого помещения

  • Тема 11 РАСПОРЯЖЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ
  • 11.1. Договор купли-продажи жилого помещения
  • 11.2.

Нормой предоставления площади жилого помещения в соответствии с частью 1 статьи 50 Жилищного кодекса является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения. Данная норма, во-первых, устанавливается лишь в случаях предоставления жилой площади по договору социального найма; во- вторых, представляет собой минимальный размер (т.е. размер, меньше которого не допускается предоставление одному лицу жилой площади) площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади помещения (напомним, что последняя состоит из суммы площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, предоставленного по договору социального найма; в-третьих, устанавливается по общему правилу решением органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в данном муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма (чем выше этот уровень, тем выше будет устанавливаться и данная норма), а также других факторов, влияющих на размер жилых помещений (например, учет местных традиций и обычаев, представление о средней численности семьи, учет уклада жизни и т.п.); в-четвертых, может быть (лишь применительно к случаям предоставления жилых помещений по договорам социального найма федеральным государственным служащим, военнослужащим, крупнейшим ученым, иным категориям граждан, которым такие жилые помещения предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, или законами субъектов РФ) установлена и в ином (обычно более высоком) размере; в-пятых, не может быть менее "учетной нормы". Обычно она превышает учетную норму, хотя в конкретном случае учетная норма и норма предоставления жилого помещения могут различаться весьма незначительно.

Учетная норма площади жилого помещения представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого следует определять:

а) уровень обеспеченности в данном населенном пункте (а иногда во всем муниципальном образовании) граждан общей площадью жилого помещения;

б) указанный уровень обеспеченности в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан. При этом нужно учитывать, что:

основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены в ст. 51 ЖК. Постановлением Правительства РФ от 29.08.05 N 541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека; порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в ст. 52 ЖК; основания для отказа в принятии на учет предусмотрены в ст. 54 ЖК;

в) порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ЖК.

Данная норма устанавливается органами местного самоуправления. Следует, однако, учитывать, что в г. Москве и Санкт-Петербурге учетная норма устанавливается законами этих двух субъектов РФ. Например, в соответствии с ст. 9 Закона N 29 от 14.06.06 учетная норма в городе Москва установлена: в размере 10 кв.м площади жилого помещения для отдельных квартир; в размере 15 кв.м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям. Кроме того, установлено, что жители г. Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства не менее 10 лет (если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям указанным в ст. 7 Закона N 29 от 14.06.06) при отсутствии у них (либо у членов их семьи иных жилых помещений на праве собственности или праве самостоятельного пользования) принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности таких граждан площадью жилого помещения (т.е. учетной нормы).

Учетная норма в любом случае не может превышать норму предоставления жилой площади, установленную данным органом местного самоуправления. Однако возможна ситуация, когда, например, учетная норма, установленная органами местного самоуправления, может оказаться ниже, чем норма предоставления жилой площади в случаях, когда она предоставляется гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК.

Отдельными федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены: иные (нежели указанные выше) учетные нормы; такие "иные нормы" лишь в той мере, в какой отдельным категориям граждан предоставляются жилые помещения (по договорам социального найма) из жилищного фонда РФ или из жилищного фонда субъекта РФ.