Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в младшей группе, тема: «Правила личной гигиены. Конспект занятия по здоровьесбережению во второй младшей группе «Личная гигиена Основы гигиены человека для младшей группы

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о туалетных принадлежностях, их назначении, частях тела.

2. Обогащать словарный запас детей новыми словами: туалетные принадлежности, мягкий, жесткий, колючий, мочить, намыливать, плечи, кисти рук, подбородок.

3. Учить подбирать прилагательные и глаголы к соответствующим существительным, согласовывать существительные с притяжательными местоимениями (мой, твой, наш) в роде и числе; образовывать сложные прилагательные.

4. Воспитывать аккуратность, чистоплотность, привычку следить за своим внешним видом

5. Развивать точную координацию движений рук.

Предварительная работа:

Ежедневно обращать внимание детей на то, что необходимо мыть руки, умываться; выучить с детьми стихи о мыле, полотенце, расческе.

Материал к занятию:

Туалетные принадлежности, таз с водой, кувшин с водой, кукла в шортах и в майке с из-мазанными локтями, носом, подбородком, коленками.

Скачать конспект по развитию речи ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель показывает детям куклу - Девочку чумазую - и обращается к ней:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала,

Вот они и загорели.

Ребята, посмотрите и скажите, какие части рук у Девочки чумазой грязные? (Локти)

Какие части тела чистые? (Плечи, кисти рук, пальцы.)

Давайте рассмотрим наши пальцы.

Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой -

Дано ему имя большой.

Третий палец посредине,

Поэтому средний называется.

Палец второй - указчик старательный, Не зря называют его указательный. Палец четвертый зовут безымянный, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье,

Братец младший - любимец.

По счету он пятый,

Зовется мизинец

Упражнение для пальцев «В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний Безымянный и последний

А мизинчик-малышок

Сам забрался на порог. Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя

Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.

Две ладони сомкнуть под углом - «крыша». Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.

Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх. Постучать кулачками друг о друга.

Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.

Соединить руки в «замок».

Как называются наши пальцы? (Дети перечисляют.)

Что находится на кончиках пальцев? (Ногти)

Что мы с ними делаем? (Подстригаем)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ж ты голову измазала?

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала,

Вот он и загорел!

Дети, какие части лица у девочки чистые? (Щеки, брови, ресницы, глаза.)

Какие части лица у нее грязные? (Волосы)

Нашей Девочке чумазой необходимо при-вести волосы в порядок. Чем их можно причесать? (Расческой)

Воспитатель расчесывает кукле волосы, закалывает их и заплетает косы.

Дети, расскажите, что вы делаете с волосами? (Ответы детей.)

Какие части лица у Девочки чумазой чистые? (Рот)

Что находится у нас во рту? (Зубы, язык, губы.)

Как ухаживают люди за зубами? (Чистят, полощут во рту.)

Какие еще части лица у девочки грязные? (Нос и подбородок.)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты ноги так измазала?

Я на солнышке лежала,

Коленки кверху держала,

Вот они и загорели.

А какие части ног у девочки остались чистыми? (Стопы, пятки, носки.)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты туловище так измазала?

Я на солнышке лежала Спинкой кверху,

Вот она и загорела.

А что же у девочки осталось чистым? (Живот, шея, грудь.)

Знаешь ли ты,

Что бежит вода из крана И весело поет.

А над певучим краном,

На полочке стеклянной,

Знаешь, кто живет?

Дети, кто живет на полочке стеклянной? (Зубная паста, зубная щетка, мыло.)

И самое заветное

Среди жильцов-друзей

Мыло туалетное

С мыльницей своей.

Какое у вас дома мыло по цвету, по запаху, на ощупь? (Ответы детей.)

Наша Девочка чумазая сейчас вымоет руки мылом

Расскажите, как следует правильно мыть руки, вытирать руки полотенцем?

Физкультминутка

Мы на месте покружились

И остановились.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху приподняли,

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

Весело пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Встали и захлопали в ладоши -

Дружно, веселей.

Застучали наши ножки -

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим -

Тише, тише, тише.

Руки поднимаем -

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Посмотрите, колени куклы придется отмывать мочалкой. Что еще можно делать мочалкой? (Натирать, мыть, намыливать.)

Какой может быть на ощупь мочалка? (Мягкой, жесткой, колючей.)

Воспитатель отмывает куклу, приговаривая:

Пусть мочалка в мыльной пене - Поднимать не стоит крик,

Даже черные колени Добела отмоет вмиг.

Умница мочалка!

Грязи ей не жалко!

Вот какая чистая и красивая стала наша кукла

Ребята, какие предметы помогли привести девочку в порядок? (Ответы детей.)

Как назвать эти предметы одним словом? (Туалетные принадлежности.)

Дидактическая игра «Подарки Мойдодыра»

На столе воспитателя разложены туалетные принадлежности: мыло, мочалка, зубная щетка и т.д. Детям загадывают загадки об этих предметах:

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня, и холодною водою

Живо я тебя умою.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

(Мочалка)

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

Помойся хоть немножко, Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня Испачкаешь меня.

(Полотенце)

Дети составляют рассказ о предмете на выбор: название, описание предмета, его назначение. Анализ рассказов.

Подводятся итоги занятия.

У каждого из нас есть свой любимый уголок в городе. Назовите ваше любимое место в городе. Чем оно вам нравится? (Ответы детей.)

Для того, чтобы наш город был красивый и мы гордились им, нам всем необходимо беречь его, любить и охранять.

Не разлюбишь его, не бросишь, Родимый край всегда в душе,

Ему во всех снегах и росах Под мирным небом хорошеть.

Я вырос здесь.

Мне каждый камень Знаком на Волжском берегу,

Где б я ни ездил, где б ни плавал - О Волге память берегу.

Я знаю: есть края пышнее,

И плодоносней есть края,

Но мне дороже и роднее

Всех Ярославщина моя!

Подводятся итоги занятия.

По познавательному развитию

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим
в 1 младшей группе «Купание куклы Маши»

Валиуллина И.Р., воспитатель д/с №54
"Искорка" г. Набережные Челны РТ

Цель: Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливатьсмывать мыло. Вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужныкак ими пользоваться.

Задачи:

  1. Воспитательная - воспитовать культурно-гигиенические навыки.
  2. Обучающая: учить называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.
  1. Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование:

Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.

Методы и приемы:

  • Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.
  • Наглядный - показ картинок, показ умывания куклы.
  • Игровой - укладывание куклы спать.
  • Сюрпризый момент.

Новый материал:

  1. Знакомство с предметам личной гигиены.
  2. Словарная работа: намыливать, смывать, горячая и холодная вода, вытирать, мыло, полотенце, мыльница.
  3. Индивидуальная работа.

Ход занятия

Сегодня, ребята, мы будем купать куклу Машу. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри. Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это и обьясняет для чего они нужны.

Молодцы ребята! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Стук в дверь.

  1. - Ой, ребята, кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Маша)
  2. - Эта кукла Маша. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говарит.
  3. - Ребята, Маша гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Маша была чистой?

Ответ детей - умыться. Правильно, надо Маше умыться.

Посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Машу.

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Теплую водичку льем на нашу Машу.

Глаз, купайся, шейка, мойся;

грязь, смывайся хорошенько!

Да здравсвует мыло душестое

И полотенце пушистое

И густой гребешок.

Ребята, посмотрите, Маша чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место.

Ребята, а мы совсем забыли про Машу. Посмотрите, она уже спать легла.

Давайте ей споем песню:

Баю-баю, баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Маше спать велят.

Вот Маша и уснула, и нам пора, ребята, Давайте мы похвалим, как мы сегодня занемались.

Итог.

Ребята, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Машу. А что еще делали?(спать укладывали) . А что лежало в чудесном мешочке? (дети называют предметы гигиены)

Программное содержание:

Продолжать побуждать к ведению здорового образа жизни. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Вызывать речевую активность детей, закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах. Поддержать и поощрять инициативу детей. Учить детей, слушая знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций произведения
  • Заучивание потешек.
  • Дидактическая игра «Умывайся правильно»
  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
  • Подвижная игра «Пузырь»

(Дети сидят на стульчиках расставленных полукругом. На столе у воспитателя емкость с водой, накрытая салфеткой)

Воспитатель: Ой, ребята, я приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что у меня может находиться на столе?

Дети: Конфеты

Воспитатель: Нет, ребята, давайте я вам немного помогу. Послушайте:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

снимет грязь с лица и рук.

Дети: Вода

Воспитатель: молодцы, конечно же это загадка про воду (воспитатель открывает салфетку). Послушайте ребята стихотворение:

Обижается водица –

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Воспитатель: ребята, про что стихотворение?

Дети: про воду

Воспитатель: молодцы. Скажите для чего нужна вода?

Дети: чтобы чай попить

Дети: Суп сварить

Воспитатель: Скажите, а чтобы одежда стала чистой. Что мы можем сделать?

Дети: постирать одежду

Воспитатель: Если посуда грязная, что нужно сделать?

Дети: помыть посуду

Воспитатель: Ребята, а кому еще нужна вода?

Дети: животным

Воспитатель: зачем нужна вода животным?

Дети: пить

Дети: умываться

Воспитатель: правильно

Рано утром на рассвете

Умываются мышата

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

Воспитатель: Ребята, скажите кому еще нужна вода?

Дети: цветам

Воспитатель: А как называются цветы которые растут дома?

Дети: Домашние

Воспитатель: Нет, ребята, цветы которые растут дома называются комнатные. Скажите, а для чего нужна вода цветам?

Дети: чтобы не засохли

Воспитатель: Правильно. Вода нужна не только людям, но и животным, и цветам. Без воды невозможно прожить. А что мы с вами делаем по утрам?

Дети: умываемся

Воспитатель: правильно. Давайте немного отдохнем (физминутка)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем

Моем уши, моем шею,

На глазах мы хорошеем.

Воспитатель: Давайте поиграем еще раз

Воспитатель: Ребята, зачем человек умывается?

Дети: Чтобы быть чистым

Дети: Красивым

Дети: Аккуратным

Воспитатель: Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой. Человек моет все тело когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные.

Воспитатель: Всех зову я вас к воде, есть она у нас везде – и в реке, и в океане, в озере, ручье и ванне. Проведем игру сейчас. Я вам раздаю голубые ленточки – это у нас ручейки. Под музыку давайте создадим из ручейков большую речку (воспитатель незаметно для детей кладет мыло на речку).

Воспитатель: Какую вы большую речку собрали, молодцы! Ой, а что это плывет по речке?

Дети: мыло

Воспитатель: Правильно, это мыло! Мыло и вода настоящие друзья! Ребята, а что нам еще нужно чтобы быть чистыми, аккуратными?

Воспитатель: Какие принадлежности нам нужны?

Дети: мочалка

Дети: мыло

Дети: вода

Воспитатель: Вода, Миша, обязательно нужна для того чтобы быть чистым, но вода это не принадлежность.

Воспитатель: Еще какие принадлежности нужны каждому человеку?

Дети: расческа

Дети: полотенце.

Воспитатель: Молодцы, сейчас мы поиграем. У меня на столе лежат предметы (мыло, щетка, зубная паста, полотенце, расческа). Кого я вызову тот должен отгадать, что я спрячу в мешочек. Вася, выходи посмотри внимательно на все предметы внимательно, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу один из предметов в мешочек А ты отгадаешь. Поворачивайся, отгадай, что я спряталась в мешочек.

Дети: расческу

Воспитатель: правильно, для чего нам нужна расческа?

Дети: волосы расчесывать

Воспитатель: Молодец. Теперь Динара выходи. Посмотри на предметы и запомни. Отвернись (воспитатель кладет предмет в мешочек). Поворачивайся. Что я убрала?

Дети: мыло.

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Дети: Руки мыть.

Воспитатель: Молодец! Саша теперь ты выходи. Запоминай предметы. Отворачивайся (воспитатель кладет предмет в мешочек). Поворачивайся. Чего не стало?

Дети: Зубной пасты

Воспитатель: Правильно, для чего нужна зубная паста?

Дети: Зубы чистить.

Воспитатель: А чем еще мы чистим зубы?

Дети: щеткой.

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Посмотрите вот она (воспитатель показывает щетку). Все эти предметы нужны нам чтобы мы были чистыми и аккуратными.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Воспитатель: Ребята про что мы сегодня говорили?

Дети: про воду

Дети: про предметы нужные человеку.

Воспитатель: Для чего нужна вода?

Дети: пить

Дети: стирать

Дети: готовить

Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня говорили о воде. Без воды нам не прожить. Вы хорошо знаете предметы которые нам нужны чтобы быть чистыми и аккуратными.

воспитатель МБДОУ №4 «Ляйсан»

г. Бугульма, Республика Татарстан

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в младшей группе, тема: «Правила личной гигиены»

Цели НОД:

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
2. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
3. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.
4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
7. Закреплять приёмы лепки из воска.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество.

Материал и оборудование:

Волшебный мешочек с мылом для всех детей; нарисованные мальчики (чистый и грязный); шапочки - маски с изображением мыла, зубной щетки, мочалки, полотенца, расчёски, носового платка; перчаточная кукла - кошка, коврики для лепки, воск; магнитофон, флейта, ширма.

Предварительная работа:

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
Рассматривание иллюстраций произведения К.Чуковского;
Чтение потешек, стихотворений;
Дидактическая игра «Умывайся правильно»;
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
Подвижные игры: «Пузырь», «Здравствуйте, дети», «Ровным кругом».

Воспитатель предлагает посмотреть на двух мальчиков.

Воспитатель:

Какой мальчик вам понравился больше? Почему? (Ответы детей).

Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что это такое? (Ответы детей).

Правильно. Правила личной гигиены - это когда человек следит за чистотой своего тела, лица, рук, зубов, старается не быть замарашкой, как мальчик на рисунке. Но, чтобы не стать замарашкой, надо кое с кем подружиться.

Из-за ширмы появляется игрушечная кошечка, она здоровается с детьми.

Мурка:

Мур, мур. Здравствуйте, дети. (Дети и педагог здороваются). Я предлагаю Вам отгадать мои загадки:

Я и гладко и душисто,
Вашу кожу мою чисто.
/мыло/

Говорит дорожка, два вышитых конца:
- Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
/полотенце/

Я мохната и кудрява,
Чисто мою вас, ребята.
/мочалка/

У нее с утра дела,
Чистить зубы до бела.
/зубная щётка/

Хоть зубаста, но не кусаюсь,
Как, друзья, я называюсь?
/расчёска/

Есть четыре уголка,
Ты сморкаешься в меня.
/носовой платок/

Воспитатель:

Правильно, вот с кем надо всегда дружить: с мылом, мочалкой, полотенцем, зубной щёткой, расчёской, носовым платком. Кошечка, наши дети всё знают про правила личной гигиены. Послушай, я им задам вопросы, а они будут отвечать.

Вопросы:

Назовите предметы, которые понадобятся для умывания.
Назовите предметы, которые понадобятся для того, чтобы принять душ.
Когда нужно мыть руки. (Перед едой, после игр, после туалета).
Как часто нужно чистить зубы?
Как часто нужно подстригать ногти?
Как часто нужно мыть уши?
Как часто нужно менять нижнее бельё?
Как часто нужно мыться?
Почему свою мочалку, расчёску, зубную щётку нельзя давать пользоваться друзьям, родным?

Мурка:

Какие молодцы, всё знают!

Педагог предлагает детям сыграть в игру, говорит кошке:

А ты, кошечка, отгадай, что будут делать дети.

Подвижная игра «Ровным кругом»

Правила игры:

Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:

Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце (расчёска, зубная щётка, мочалка, носовой платок). Кошка отгадывает.

Педагог говорит кошечке, что дети знают правила мытья рук, их восемь!

Кто расскажет и покажет правила?

Ребёнок рассказывает и показывает:

Правила правильного мытья рук:

Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
Смой пену.
Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

Воспитатель говорит кошке, что ребята могут слепить из воска предметы личной гигиены. (Дети лепят, стоя у столов, во время лепки звучит спокойная музыка).

Дети приносят вылепленные предметы на стол воспитателю, кошка Мурка восхищается и хвалит детей.

Итог НОД:

Педагог предлагает детям рассказать стихотворения о предметах личной гигиены.

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло -
Мыло тебя, наконец-то отмыло.
Мыло.
У мыла есть забота
Мыло ходит на работу.
Сашу мылит, отмывает,
Часто в гости приглашает,
Приглашение принимай,
Мыло ты не забывай.
Полотенце.
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать.
Мочалка.
Вот раскинулась мочалка,
Ей своей спины не жалко.
Пенит, мылит, отмывает,
Телу чистоты желает.
Ты с мочалкою дружи,
Где что грязно - ей скажи.
- Грязь на теле?
Не беда!
Ототрёт всё без труда.
Зубная щётка
Я щётка-хохотушка,
Зубам твоим подружка.
Люблю всё убирать,
Мести и вычищать.
Тюбик с зубной пастой.
Здравствуйте, друзья!
Я - тюбик.
И совсем я не опасен.
Мятный запах мой прекрасен.
Я не жадный, - говорю.
Пасту всем свою дарю.
Чтоб улыбка засияла белизной,
Вы, ребята, подружитесь и со мной!
Торжественное обещание
Чтоб в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто-чисто... (мыться)
Быть хочу я очень чистой,
А не чёрной галкой,
Обещаю я дружить с мылом и... (мочалкой)
А ещё, два раза в сутки
Обещаю чистить... (зубки)
Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным,
Очень, очень... (аккуратным).

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Кошка увидела, что вы все знаете правила личной гигиены.

Мурка:

Я вам приготовила сюрприз, возьмите, пожалуйста, этот волшебный мешочек. До свидания, ребята.

Педагог предлагает детям достать из мешочка подарок - красивое мыло.

Литература:

1. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. - Издательство «Акцент», 1996 г.
2. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы.

3. Стёркина Р. Б. Безопасность. «Детство-пресс», 2002 г.
4. Фисенко М. А. ОБЖ. Средняя группа. Разработки занятий.
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
5. Черемашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008 г.


Кутикова Наталья Ивановна

Конспект занятия «Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!»

Конспект занятия для группы младшего возраста

Данное занятие предназначено для детей младшей группы. В конспекте раскрываются приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Программное содержание : закрепить название предметов туалета и их назначение, развивать речь детей, умение называть характерные признаки предмета с помощью различных анализаторов (глаза, руки, нос).

При описании предмета использовать прилагательные, простые предложения.

Формировать звуковую культуру речи.

Развивать память детей, умение вспоминать знакомые отрывки из сказки «Мойдодыр». Развивать слуховое внимание, умение изменять силу голоса при произношении потешки.

Продолжать учить детей работать со схемой.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание следить за собой.

Обогащение словаря: душистое, ароматное, неряха

Активизация словаря: шампунь, мыло, полотенце, грязнуля

Материал: предметы туалета, схемы, кукла, разрезные картинки

Предшествующая работа : чтение художественной литературы: «Мойдодыр» К.Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, игра «Чудесный мешочек», заучивание потешек, ежедневное пользование предметами туалета.

Ход занятия.

Речевая разминка:

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел,

А за ним и заинька.

Мы зверюшек провожаем

Заниматься начинаем.

Ребята, посмотрите, а у нас гости! Кто это? (кукла сидит в коляске)

Поздоровайтесь с куклой.

Она что-то говорит вам (включается грамзапись).

Кукла.

«Я хорошая игрушка, буду девочкам подружка.

Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки,

Буду очень рада я, если примите меня»

Что будем делать ребята?

Тогда приглашайте её к нам.

Дети садятся на стулья и приглашают куклу.

Хотите узнать, как звать нашу куклу? (кукла шепчет на ухо воспитателю)

Она хочет, чтобы девочка в красном платье спросила её об этом.

Кукла Катя очень любит отгадывать загадки, поиграете с ней?

А загадки лежат в красивой коробочке (дети ищут коробочку).

А теперь садитесь поудобнее (обращаю внимание на схемы).

Эти знаки помогут нам загадать загадки.

Дети достают первый предмет-полотенце. Рассматривают его, трогают.

Расскажите, какое оно и для чего нужно?

Дети передают полотенце друг другу и называют слова.

Дети: пушистое, мягкое, длинное, сухое, нежное, теплое, ароматное, им вытираются, приятное.

Обращаем внимание на схему при затруднении. Катя отгадывает загадку.

Достаю второй предмет-расческу. Дети рассматривают её, трогают.

Дети: длинная, пластмассовая, легкая, с зубьями, есть ручка, ей расчесываются.

(Катя отгадывает)

Достаю третий предмет-мыло.

Дети: душистое, твердое, скользкое, розовое, пенится, им намыливают руки.

(Катя отгадывает)

А у вас дома есть эти предметы?

Где они хранятся? Кто ими пользуется? (ответы детей)

Ребята, расскажите Кате для чего нужны эти предметы? (рассказы детей)

Кукла Катя хочет быть такой же чистой и красивой, как вы, но у неё нет таких предметов. Как быть?

Дети предлагают подарить ей эти предметы.

Катя, а теперь дети покажут тебе, как пользоваться этими предметами.

Физкультминутка:

Вечером и утром нужно умываться

Белым, нежным мылом,

Полотенцем растираться,

Причесаться гребешком.

В зеркало посмотреться,

Быстро, правильно одеться,

В детский сад идти пешком.

Ребята, Катя вам принесла пакетик, в котором лежат какие-то картинки.

Дети берут пакет, вынимают оттуда части и складывают картинку.

Руки, ноги, голова и плечи

Вот и вышел человечек.

Ребята, а он вам нравится? (нет)

Почему? (грязный)

Ах ты, гадкий, ах ты грязный

Неумытый поросёнок,

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя.

Ребята, из какой он сказки? (Мойдодыр)

Как его можно назвать? (неряха, лентяй, грязнуля, замарашка)

Ребята отвернитесь, а теперь вспомните что он себе испачкал? (дети по памяти называют испачканные места).

Вместе с детьми проговариваем стихотворение К. Чуковского:

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

Ребята, а почему он такой грязный?

Что вы ему посоветуете?

Вместе с детьми проговариваем стихотворение К. Чуковского:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам!

А нечистым трубочистам,

Стыд и срам!

Хотите научить его умываться?

А помогут вам эти значки.

Дети работают со схемами, которые обозначают порядок умывания.

Полотенце, губка, мыло - наши верные друзья,

Чтобы чистыми мы были - нам еще нужна вода.

Ребята, позовите водичку!

Дети. (читают потешку)

Знаем, знаем - да, да, да,

Где тут прячется вода?

Выходи водица,

Мы пришли умыться

Из моечной слышен звон посуды.

Что вы слышите? (дети отвечают)

А теперь тише позовите водичку (дети вновь читают потешку).

Из моечной слышно шуршание бумаги.

Это вода?

А теперь шепотом позовите водичку.

Из моечной слышится журчание воды.

Что слышите? (вода льется, журчит, течет, бежит)

Покажите язычком, как вода льется (с-с-с).

Водичка вас услышала и приглашает вас помыть руки.

Дети проходят к раковинам, моют руки.