То что вечно человечно примеры из искусства. Афанасий афанасьевич фет

Урок поэзии в 10 классе

Учитель МОУ «СОШ № 9» Тараненко Олеся Михайловна

Тема: «Целый мир от красоты…»

(философская лирика А. А. Фета)

Цели : познакомить учащихся с философской лирикой А. Фета,

особенностями его поэтического таланта;

определить своеобразие лирики А. Фета; ввести в сложный мир

напевного фетовского стиха; выявить выразительные средства,

придающие музыкальность, напевность, мелодичность

стихотворениям поэта.

Оформление

урока : портрет А. А. Фета, сборники стихов поэта, слайды

к биографии поэта, его творчеству, романс на стихи

Эпиграф: Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Ход урока:

♪ I . Учитель объявляет тему, цели урока, читает эпиграф.

II . Слово учителя

Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно- идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может объяснить происхождение такого лирического настроения?»

Мы с вами знаем, что всякая настоящая лирика философична.

(работа со словарём ) Философия в широком смысле – это наука о жизни, о человеке и мире.

При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием, как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека. Философия жизни А. Фета была земная практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях. Философия жизни заключается в каждом поэтическом шедевре.

    Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен, общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась.

В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты (на доске появляется карточка с ключевой фразой»не политика, а чистая красота»).

Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев, Достоевский.

Фет считал, что цель поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна преобразить жизнь и человека.

(запись на доске проблемных вопросов )

    Итак, Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток?

Мы будем искать ответы на эти вопросы в лирике поэта. А начнём мы с биографии поэта.

III . Сообщение учащегося по биографии Фета

Биография Афанасия Афанасьевича Фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года, в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губерни и в старинной усадьбе Афанасия Неофитовича Шеншина. За год до его рождения А. Шеншин, путешествуя по Германии, влюбился в Шарлотту-Елизавету Фёт. Она бросила мужа, отца, годовалую дочь, свою страну и бежала с Шеншиным в Россию.

Афанасий появился до брака, и поэтому Шеншин его усыновил. Под этой фамилией он прожил 14 лет в Орловском имении. По чьему-то доносу был вынесен вердикт, что нельзя признать Афанасия сыном Шеншина, так как ребенок родился до брака. Теперь ребенок лишался возможности наследовать имение Шеншина – лишался «рода» и «корней». Родители отправили Афанасия в немецкий пансион Крюммера и не забирали его даже домой на каникулы. Фет получил неплохое образование и через три года смог поступить на словесное отделение философского факультета Московского университета. В это время Фет начинает заниматься литературой. А с 1842 г. его стихи начинают регулярно появляться на страницах двух ведущих журналов – «Москвитянин» и «Отечественные записки». Фет знакомится Погодиным, Швыревым, Боткиным, братьями Аксаковыми, Аполлоном Григорьевым.

В 1844 г. окончил университет и пережил новые удары судьбы: умерли мать и дядя. Поэт остался без гроша. Литература денег не давала. Фет с детства привык считать себя дворянином, поэтому решил пойти на военную службу, чтобы получить потомственное дворянство. С 1853 г. активно занимается поэзией и публикует свои стихи в журнале «Современник».

В 1857 г. женится на Марье Боткиной, сестре критика Василия Боткина и знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. В июле 1860 г. Фет приобрел имение Степановка в 200 десятин, бросился «из литературы в фермерство».

К середине 1870-х годов, вступив в пору старости, Фет достиг материального и духовного благополучия. В 1873 г., после прошения «на высочайшее имя», он получил право на дворянство и возвращен в лоно семьи Шеншиных. Фет стал другом царской семьи, особенно сблизился с Константином Константиновичем Романовым, великим князем и незаурядным поэтом. Он стал богат: в 1877 г. приобрел новое имение – усадьбу Воробьевку, потом купил дом в Москве. В конце жизни у Фета был замечательный круг друзей: Лев Толстой, Николай Страхов, Яков Полонский, Владимир Соловьев.

Итак, Фет ощущал в течение жизни тяготы будней, но вовсе не хотел этой скорбью вдохновляться. Поэт считал, что призвание искусства – преображение мира посредством Красоты. И чтобы познать философию жизни поэта, мы должны услышать его стихи.

IV .Чтение наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…»(1843)

(название каждого стихотворения учащиеся записывают в тетрадь и позже делают выводы)

(в течение беседы на доске появляются опорные карточки с ключевыми фразами, значимыми для творчества А. Фета)

— Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении?

(Солнце, лес, птицы – образы, созданные поэтом в стихотворении. Поэзия Фета состоит из конкретных образов. Поэт, словно живописец, видит зримые детали земного бытия и связывает их так, что получается целостный образ мира .

— Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими художественно-выразительными средствами?

Фет использует олицетворения . Солнце олицетворено. Это самый зримый образ. Оно всё в движении, оно как бы обнимает мир живой природы. И трепещут не только листья, просыпаясь, но и своим живительным светом, трепещет по листам само солнце. Поэту удаётся сравнить два несравнимых явления: солнце и листья. И получается целостный образ мира.

Обратимся ко 2 строфе. Давайте её прочитаем. Какую роль играют повторы во 2 строфе?

(Слова «лес проснулся» как будто бы не удовлетворяют поэта, и он добавляет «весь проснулся». И далее поэт продолжает: «лес проснулся веткой каждой, каждой птицей встрепенулся».)

— Как вы понимаете строчку «и весенней полон жажды»? Что такое жажда?

Это очень хочется пить. Весенняя жажда – жажда жизни, желание радоваться ей и славить Творца.

— Каким видит поэт мир? (запись в тетрадь )

(Поэт помогает увидеть красоту мира, его весенний расцвет, пробуждение души, её стремление к чему-то возвышенному – к светлой жизни, к песне, к творчеству).

Итак, реальный мир передан в лирике Фета в конкретных деталях. Вызывает ли похожее чувство другое стихотворение? Насколько конкретна и ярка нарисованная здесь картина?

V . Слово учителя

Давно замечено, что фетовское слово многомерно. Поэт ставит слово в необычные позиции, вовлекает нас в новые, неожиданные состояния духа.

Нередко Боткин, Страхов, Полонский, Толстой указывали на «неясность» «оговорки» в стихах Фета. Любопытная «оговорка» в стихотворении «Пчёлы».

VI . Выразительное чтение стихотворения «Пчёлы» (1854).

— Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении могли бы указать Фету его друзья?

В 1 строфе «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая вползает пчела».

В заключительной 3 строфе Фет преобразует сирень в черёмуху.

Давайте порассуждаем, как вы считаете, серьёзную ли «промашку» допустил поэт?

Сирень, черёмуха – слова одного ряда, в нашем сознании ассоциируются с весенним обновлением жизни. И не всё ли равно, в какой из этих цветков вползала пчела?

— Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть может, сознательно? Для него важно, сирень или черёмуха?

Фету важно передать безотчетное чувство меланхолии – особое душевное состояние, нечто среднее между радостью и грустью.

— Найдите главную строчку в стихотворении, где героя переполняют…

Лирический герой не обращает внимания на цветы и пчёл, он занят другим: «И никак я понять не умею, на цветах ли, в ушах ли звенит».

Итак, оговорки рассматриваются через призму философской лирики Фета.

Такие оговорки Фет всегда отстаивал. Победу одерживало шестое чувство поэта, которым Фет способен был видеть «музыку» и там, где «не-поэт» и не подозревал её присутствия.

В чём же заключается другая особенность философской лирики Фета?

Одна из целей философской лирики Фета – передача особого состояния

(запись в тетрадь)

— Продолжаем, ребята, вы не пробовали писать стихи? На уроках литературы вы пишете сочинения. Что вас может вдохновить?

Что может вдохновить поэта? Об этом нам расскажет…

VII . История создания одного стихотворения

А. А. Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, то был «на седьмом небе».

Т. А. Кузьминская рассказывала, как ей однажды пришлось петь в присутствии многих известных людей, среди которых был и Фет. Она пела, но в душе сильно переживала, что её Фет будет критиковать. Когда она спела, Фет похвалил прекрасное исполнение романса и попросил спеть ещё раз. На другое утро Фет протянул Кузьминской листок бумаги с написанными стихами. Это было стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

VIII . Прослушивание романса «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

— На стихи Фета создано много музыкальных произведений. Как вы думаете, почему?

— Давайте теперь прочитаем это стихотворение и попытаемся услышать эту же музыку.

— Поработаем теперь по-другому. Мы не будем сейчас анализировать стихотворение традиционно. Я дарю вам свои мысли по этому стихотворению. К данным тезисам найдите примеры из текста

(учащиеся зачитывают тезис и находят ответы в тексте ).

Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.

Радость восприятия бытия.

Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

— Что вызывает чувства и переживания поэта?

Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении?

Радость восприятия бытия. Ночь, рояль, голос певицы, образ девушки. У Фета всё сливается в единой гармонии. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.

— В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

В стихотворении рассказывается о том, как поэт переживает 2 встречи с возлюбленной, между которыми долгая разлука. Но волшебный голос певицы освобождает лирического героя от «обид судьбы и сердца жгучей муки»; человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Какой из этих тезисов вы бы взяли как идею?

Искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу и обогатить её. Мы забываем о своих проблемах, неудачах, уходим от будничной суеты.

IX . Заполнение таблицы

Итак, мы рассмотрели несколько стихотворений Фета, говорили об особенностях лирики Фета, обозначили их на доске, тезисно оформили в тетради. Мне бы хотелось понять, насколько вы поняли тему урока. Из предложенных вариантов выберите те ответы, которые соответствуют следующему вопросу: в чём особенность философской лирики Фета? Какие ответы являются лишними?

    В центре внимания жизнь и страдания простого народа .

    Детальное описание явлений природы.

    Описание запахов, звуков, света, цвета в стихах.

    Знаток немецкой философии.

    Избегает поэтической детализации.

    Изображение природы живой и одушевленной.

    Музыкальность произведений.

    Приверженность «чистой красоте», а не политике.

    Природа может характеризовать чувства и настроения человека. Слияние внутреннего и внешнего мира в стихах.

    Проблема бытия Вселенной.

X . См. вопрос в начале урока.

Давайте вновь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и ответим на них.

Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

XI Заключительное слово учителя

Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, — человечно.

Так писал А. Фет.

— Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения, которая стала эпиграфом нашего урока?

Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта А. Фета

XII . Дз 1) выучить наизусть понравившееся стихотворение А. Фета.

2) написать миниатюру «Но Боже, как люблю я…»

(философская лирика Фета)

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения.

Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в... работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них.

Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Афанасий Афанасьевич Фет - пожалуй, самый известный поэт-лирик. Его поэзия расцветала в 1840-ых годах и до сих пор цветет, хоть уже и прошло почти два века.

Его поэзия раскрывает нам незамеченные моменты от кустика травы до тишины. "Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть,- То кулик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич..."- его взгляд на мир, очень лиричен и внимателен.
У стиля его стихотворений переменчивое настроение. Например "Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом. По листам затрепетало..." и "И в больную усталую грудь, Веет влагой ночной... Я дрожу.." - это совершенно два разных произведения, даже будто написаны двумя разными поэтами. По стихам можно понять, что Афанасий Фет - очень разноликий человек.
В стихах у Фета мне нравится лирика.Но не зависимо от этого мне больше всего нравится стих "Это утро, радость эта...". Обычно, в стихотворениях есть глаголы - в нем же - нет ни одного. Это объясняет нам, что не рассказывая о действиях предмета, мы все равно понимаем его насыщенность.

«Целый мир от красоты…» Афанасий Фет

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты…»

В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева». Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте. Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения. Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве. Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной. Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф. Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, - человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне. И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма. Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального. Не предметы изображал он, а личный взгляд на них. Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Две Вселенные А.А. Фета

Поэтическая деятельность Фета начинается в 1840-х гг. и продолжается до начала 1890-х. Таким образом, творчество Фета соединяет оба периода литературного процесса второй половины XIX века. Лирика Фета запечатлевает логику движения сознания человека второй половины XIX века, несмотря на то, что поэт никогда не обращался к социальным проблемам столетия. Даже собственная биография осталась за пределами его творчества. Мы можем говорить о биографии духа. Свою поэтическую позицию Фет сформулировал в самом начале пути в стихах 1843 года «Я пришел к тебе с приветом».

В то время, когда в литературе формировалось новое направление «натуральной школы», призывающее изображать прозу жизни, Фет отстаивал право поэта «петь то, что не знает», что только зреет. Эта неясность, незавершенность поэтической мысли могла быть поддержана сторонниками «чистого» искусства и никак не «новой» поэзией. В 1850-х гг. Некрасов опубликует свои поэтические декларации, где сформулирует закон нового поэта – проповедовать любовь «враждебным словом отрицанья». На это поэтическое заявление Фет откликнется спустя три десятилетия стихотворением 1887 года «Муза». Стихотворение начинается скрытой реминисценцией из Некрасова.

Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,

Бичей подыскивать к закону,

Поэт, остановись! Не призывай меня, -

Зови из бездны Тизифону.

Заканчивается утверждением того, что суть поэзии «исцелять от мук», но не тех бытовых, социальных, исторических, а от мук, которые посылает человеку его дух, стремящийся вырваться на свободу из телесных тенет. Это совсем другое мученье Фет называет «радостью страданья». Поэзия есть высвобождение духа. И в этом ее единственная задача и цель.

Еще раньше в 1850-х гг., когда в журналах разразился спор между поэзией «чистой» и «тенденциозной» Фет уже создал свою «Музу» (1854), которую нельзя в полной мере отнести к поэзии «чистой».

О нет! Под дымкою ревнивой покрывала

Мне музу молодость иную указала:

Отягощала прядь душистая волос

Головку дивную узлом тяжелых кос;

Цветы последние в руке ее дрожали;

Отрывистая речь была полна печали,

И женской прихоти, и серебристых грез,

Невысказанных мук и непонятных слез.

Какой-то негою томительной волнуем,

Я слушал, как слова встречались поцелуем,

И долго без нее душа была больна

И несказанного стремлением полна.

«Невысказанные муки», «непонятные слезы», «невысказанное» как боль души – вот что становится предметом фетовской лирики. Парадоксально, что предметом поэтического слова становится то, что не поддается высказыванию, перед чем бессильно слово. У Фета есть стихотворение, начинающееся этим парадоксальным утверждением «Я тебе ничего не скажу…» (1885), в котором поэт подчеркивает, что слово слишком грубо для передачи того состояния духа, который человек хочет выплеснуть из себя. Поиск слова, адекватного состоянию духа, идет на глазах читателя и в раннем 1843 года стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…», и в позднем 1885 «Я тебе ничего не скажу…». Как в слове передать себя, то, как «песня зреет», «как сердце цветет»?

Слово Фета теряет свою прикладную точность и приобретает точность ассоциативную. Фет, исследуя сферу «невыразимого», словом говорит на языке музыки или на языке живописи импрессионизма.

При этом его лирика структурируется. В ней явно обозначается эволюция лирического «я», не похожего на все существующие в поэзии образцы. В лирике Фета обозначается вселенская модель бытия человека стихотворением «Целый мир от красоты…», написанном между 1874 и 1886 годами.

Первое четверостишие построено с нарушением грамматических норм.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

В первых двух строчках не хватает глагола, нет действия. Мы не знаем, что происходит с миром от красоты. Но отсутствие действия-движения создает масштабную картину целостности всего сущего от мала да велика. И это целое есть красота. Эти строчки можно прочесть и так, что красота – начало целостности мира, исток его, соединившая воедино великое и малое. Красота – основа целостности бытия.

В третьей и четвертой строках звучит тема человека. Человек пытается отыскать начала вселенной, разгадать загадку мироздания с момента своего появления в мире. И весь опыт существования человечества говорит о том, что тайны своей вселенная человеку не отдает.

Второе четверостишье начинается с подведения итогов поискам человека. Человек создал время, которым измеряет вселенную. Но за пределами возможностей человека лежит бесконечность. Она непостижима. Перед ней все усилия человека кажутся тщетными. Эти две строки делают само существование человека бессмысленным. Но уже третья и четвертая перечеркивают это и утверждают противоположное.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Вечность, победившая человека, существует только потому, что существует человек, ибо без него никто бы не знал о том, что она есть. Вселенная при всей объективности ее существования невозможна без человека. Без него она только бесконечная пустота.

Картина опустевшей без человека вселенной создается в стихотворении «Никогда» (1879). Его сюжет построен на возвращении человека в мир после смерти. Обратное движение из смерти в жизнь доказывает, что с уходом человека мир умирает, лишаясь своего живительного начала.

Куда идти, где некого обнять,

Там, где в пространстве затерялось время?

Вернись же, смерть, поторопись принять

Последней жизни рокове бремя.

А ты, застывший труп земли, лети,

Неся мой труп по вечному пути!

В таком устройстве мира нет места Богу и нет бессмертия. Со смертью человека уничтожается вселенная, вечность теряет свой смысл. Но при этом поэзия Фета лишена пессимизма, нот отчаяния. Напротив, даже в поздних стихах, таких, как «Еще люблю, еще томлюсь…» (1890), «Как трудно повторять живую красоту…» (1888) исход жизни представляется как последняя радость бытия.

Еще люблю, еще томлюсь

Перед всемирной красотою

И ни за что не отрекусь

От ласк, ниспосланных тобою.

В поэзии Фета две равновеликие вселенные: мироздание и человек.

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

(«Добро и зло», 1884)

Первая существует как красота, которую воспринимать может только человек. В нем, как в «росинке чуть заметной» отражается «лик солнца». Драматизм существования человека в лирике Фета связан с ощущением того, что он не в силах преодолеть вечность, понять тайну бытия: «быть не мысли божеством». Но этот драматизм переживается без надрыва, без отчаяния. Человека не могут угнетать его «невольнические тревоги», потому что во вселенной своего духа он «парит, всезрящий и всесильный», не опускаясь до земной прозы. В название стихотворения «Добро и зло» поэт выносит проблему, волновавшую человека изначально. Современники Фета по-разному рассматривали ее. Например, для Чернышевского добро и зло – категории только социальные, они вне морали. Для Толстого и Достоевского добро и зло принадлежат области духа. Без их разрешения невозможно историческое бытие человека. Они суть драматического в жизни человека. Для Фета драма человека не в борьбе добра и зла в человеке, а совсем в другом.

Уже в ранней лирике Фета две его вселенные обозначаются в маленьких пейзажных зарисовках «Чудная картина…» (1842) и «Облаком волнистым…» (1843). В первом стихотворении создается картина вселенского покоя. Взгляд человека скользит от земли («белая равнина») к небу («полная луна») и обратно: «свет небес высоких» – «блестящий снег». Целостность, полнота мира в его незаконченности, в перетекании неба на землю, земли в небо. Эта вселенная существует объективно и «объемлет человека». Но тут же создается образ той, которую сотворяет человек. Он ощущает целостность и полноту объективного мира – «чудная картина! Как ты мне родна», – но с этой родиной связи непрочные, готовые вот-вот разорваться, и тогда чудо исчезнет. Одинокий бег саней разрушает картину вселенского покоя, как в стихотворении Лермонтова 1841 года «Выхожу один я на дорогу…» кремнистый путь, предстоящий человеку, нарушает идиллию мироздания.

Та же самая картина создается и в стихотворении «Облаком волнистым…». Но в нем драматичнее звучит одиночество человека.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Но драматизм пребывания во вселенной еще в полной мере не осмыслен человеком ранней лирики Фета. Названия стихов 1840-х – 1850-х гг., например, «Морской залив», «На лодке», «Горное ущелье», «Туманное утро», «Одинокий дуб» говорят сами за себя. Их герой ощущает себя в лоне природы. Этот мир существует для него. Он в нем, «как первый житель рая». И он центр вселенной.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(«На стоге сена ночью южной…», 1857)

Человек играет с бездной, она захватывает дух, и он только предчувствует, что игра может стать роковой. В позднем стихотворении 1890 года «На качелях» он полностью постигает роковой ее характер.

Движение от неба к земле и от земли к небу, которое определяло пространство ранних стихотворений еще не драма, а только ее предчувствие. Драматичным оно станет в финале жизненного пути. «Страшная» близость земли и неба, отрадная в молодости, в финале воспринимается как рок, неизбежность которого заставляют все безрассуднее раскачиваться на доске-жизни, или играть жизнью.

Игра жизнью в ранних стихах не воспринимается как игра. Это естественное состояние живого существа в прекрасном мире. Вселенная фетовского человека еще не допускает ничего, мешающего проявлению восторга от красоты. В стихотворении «Я жду…Соловьиное эхо» (1842) радость переживания этого восторга не нарушается ничем. В смену состояний природного мира и мира человека не закралось еще тревожных нот.

Я жду…Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад…

Прости, золотая, прости!

Но в стихотворении 1886 года, повторяющем сюжет стихотворения 1842 «Жду я, тревогой объят…», состояние человеческой вселенной прямо противоположное. Если в раннем стихотворении «соловьиное эхо», «трава в бриллиантах», небо в звездах, человек – все это вместе источает радость бытия, то в позднем на всем лежит тень исчезновения. Песнь комара – плач. Падающий лист, полет жука, оборвавшийся, как струна, тревога в сердце человека от ожидания встречи, которая может и не произойти.

Тихо под сенью лесной

Спят молодые кусты…

Ах, как пахнуло весной!..

Это наверное ты!

Движущийся мотив всей лирики Фета, мотив огня, в позднем творчестве приобретает драматическое наполнение. Человек подобен звезде и, как звезда, сгорает во вселенной. Его жизнь – «огненная книга».

Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,

Рабы, как я, мне прирожденных числ…

(«Среди звезд» (1876)

Она не измеряется датами смерти и рождения, хотя он раб этих от него не зависящих, «прирожденных числ», как звезды, которым тоже отведен свой срок. Истинная жизнь в «полете сердца», во внутреннем огне, заставляющем человека восхищаться красотой, творить. Но с течением жизни человек чувствует, как этот огонь угасает, как истончается его связь со вселенной, как гаснет написанная им «огненная книга».

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет уходя.

(А.Л. Бржеской «Далекий друг, пойми мои рыданья…», 1879)

Весь драматизм поздней лирики поэта в восклицании «Я верить не хочу!» в то, что человек сгорает, что вдохновляющая красота мироздания его беспощадно сжигает, что «сердца бедного кончается полет одной бессильною истомой».

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной темноте безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за темный весь предел, -

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:

Там человек сгорел!

(«Когда читала ты мучительные строки…», 1887)

Поэзия Фета, казалось бы, никаким образом не прикасалась к историческим проблемам эпохи, за что его не раз упрекали такие маститые современники, как, например, Ф.М. Достоевский. Личная жизнь Фета с ее трагическими перипетиями не отразилась напрямую ни в одном из его поэтических творений. Но тем не менее мы можем говорить о том, что поэзия Фета в полной мере отражает бытие человека XIX столетия так же, как романы Достоевского и Толстого. Фет улавливает диалектику духа, так же, как Достоевский диалектику сознания, а Толстой диалектику души. Фет, как вся классика второй половины XIX века, погружен в проблемы самоопределения личности. Его человек воплощается не в делании социального блага, не в «разрешении мысли», а в чистом творчестве, в полете духа. И, подобно остальным героям литературы XIX века, в своем бытии переживает вечный путь человечества.

Фет А.А. Улыбка красоты / А.А. Фет. – М., 1995.

Исследования

Бухштаб, Б.Я. А.А. Фет. Очерки жизни и творчества / Б.Я. Бухштаб. – Л., 1990.

Скатов Н.Н. Некрасов и Фет / Н.Н. Скатов. // Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. – М., 1986. – С. 151-197.