У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия
Руны Тип: консонантно вокалическое Языки: древнегерманский, древнескандинавский, англосаксонский, древнеисландский, шведский Место возникновения: Северная и Западная Европа Терр … Википедия
- (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия
Кириллица Тип: консонантно вокалическое Языки: старославянский, церковнославянский, русский, сербский, болгарский, македонский, украинский и многие другие Место возникновения: Юго Восточная Европа … Википедия
- (неофициально яналиф) Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия
Финикийское письмо Тип: консонантное Языки: финикийский Период: 1050 год до н.э., постепенно эволюционировало в другие системы письма Происхождение: Версия 1: библское письмо Версия 2 … Википедия
Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия
Оскская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: оскский Место возникновения: Южная италия Территория: Кампания, Самний, Лукания … Википедия
Как письменность у славян. Древнеславянские руны , как показало исследование, изначально воспринимались как письменность и отдельные ее знаки. И если в начале XIX века рунами считалась только германская письменность, то найденное в конце века тюркское письмо показало, что существовала и древнеславянская рунница.
Древнерусские руны – это не что иное как те же славянские. Несмотря на разное название, смысл у них, как и набор рунических знаков, одинаков. В чем же отличие германских рун от древнерусских? Если германские руны связывают с некой тайной, то славянские исследователи приближают это слов скорее к глаголу «рыть». Все дело в том, что у древних славянских храмов пояснительные надписи были вырыты метровыми буквами прямо на земле. Именно их и называли рунами. Руница встречалась в глубокой древности – еще из палеолита к нам дошли рунические надписи. Те надписи назывались рунами Макоши, рунами Рода и рунами Мара. Изначально это были различные виды древнерусской письменности, связанные со славянскими божествами.
Славянский шрифт «Славица». Некогда был язык Аров — это руны, которые на сегодняшний день смешались с другими рунами, например, скандинавскими. Но был чисто словенский алфавит, который сохранился до наших времен.
Древние руны
Древние руны германцев и славянских племен выступали в виде букв определенных начертаний. Венгерские руны . Но если изначально руна означала тайну, то спустя некоторое время рунами стали означать и сами знаки. И так же, как буквы могут иметь самое различное происхождение, происхождение рун также может быть из двух источников, сочетая их к себе. Известно, что только после крещения Скандинавии до нас стали доходить из различных письменных источников сведения как об именах рун, так и их значениях. Вот, например, древние руны значения которых дошли к нам из рунических песен. Эти песни, или поэму, содержали строфы, каждая из которой начиналась с имени Руны и ее самой. Причем, если в одних строфах явно чувствовалось влияние христианства, то, например, в исландских песнях не распространенное в то время христианство практически не чувствовалось.
В целом, имена рун дошли до нас практически в первоначальном виде. И, как следует из дошедших до нас списков, самым древним руническим рядом считается Старший Футарк. Но стоит иметь в виду, что имена рун, с которыми мы встречаемся в настоящее время, все же являются результатом многолетней обработки лингвистов и историков.
Рунический ряд Старшего Футарка состоит из трех групп (аттов), в каждой из которой по 8 рун. В тоже время, каждый из аттов находится под покровительством богов скандинавской мифологии. Согласно же древнегреческим эзотерическим традициям, три части разделения алфавита отражали части вселенной.
Старший Футарк, это самый используемый и наиболее разработанный в современной магической практике рунический ряд древности.
Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости
1. Мир
Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.
2. Чернобог
В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
3. Алатырь
Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.
4. Радуга
Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог… Древняя формула: «Делай, что хочешь, и будь, что будет» могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
5. Нужда
Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.
6. Крада
Славянское слово «Крада» означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
7. Треба
Руна Воина Духа. Значение славянского слова «Треба» - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.
8. Сила
Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
9. Ветер
Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.
10. Берегиня
Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
11. Уд
Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово «Уд») связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
12. Леля
Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
13. Рок
Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
14. Опора
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.
15. Даждьбог
Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.
16. Перун
Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.
17. Есть
Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
18. Исток
Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.
Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 415-423
РУНЫ, РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, письменность, употреблявшаяся германцамисо II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имелинаиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а вотдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (доVIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшиеруны (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.
Древнейшая система рунического письма - 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark ). Сохранилосьок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю(Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными нанихрунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах - брактеатах, датируемых 450-550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики - т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии - «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).
Считается, что рунический алфавит возникв I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно - остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Егооппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временемпребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письмавступает, однако, в противоречие с датировкойдревнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшеечисло сторонников завоевала теория норвежского рунолога К.Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. иставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последниедесятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры налатинское письмо как на алфавит, способныйпослужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных исистемных графических преобразований соответствующих букв латинского капитальногописьма.
Старшие
руны - весьма архаичная система
письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и
особенности их языка. Одна из характерных чертранних
рунических памятников - отсутствиефиксированного
направления письма: текстмог наноситься на
поверхность предмета какслева направо (со временем
это направлениестановится доминирующим), так и справа
налево, при этом нередко возникал бустрофедон- оба
способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же(причем независимо от избранного резчиком
направления письма) могли поворачиватьсявокруг ствола
ветви отдельных рун Бывало, чтона одном стволе
вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны).
Текст надписи либововсе не членился графически, либо
членилсяпри помощи пунктированных знаков обычноне пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения. Вследствие того, что большинство старших
рунических надписей найдено на территорииСкандинавии
(прежде всего в Дании), их языкв течение долгого
времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой,
засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения
была отвергнута. На сегодняшнийдень считается
доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с
одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том,
что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный
ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и
язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались
неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей
является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории
германских языков литературным вариантом, который отличался большим
единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер
рун Эти
свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего
рунического письма.
Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшеезначение слова «руна» (друн-исл. r
ú
n
,
друн-англ. rūn
друн-в.-нем. rūna
)
- «тайна»: именно такойсмысл имело готское
runa
(срун:друн-в.-нем. rūnōn
«шептать»). Структура рунического корпуса
указывает на то, что руны весьма ограниченно
использовались для передачи сообщений.Примерно
четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в
большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние изтаких надписей обнаружены на оружии, гдеони
порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не
поддается прочтению - нередко это «темные» надписи, не образующие текста в
обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру»
- мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых
прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой
порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть
памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и
краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть
памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально
стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие
руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной
смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха,
мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны
t
, обозначающие бога войны Тюра, очевидно,
призванные принести победу.
Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась
знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла
употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун,
известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов),
позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможномвменении отдельных знаков: f
- *fehu
(друн-исл. fé
)
«богатство»,j
- *jara
(друн-исл. ár
)
«урожай»,
n
-
nauð
«нужда»,
k
- kaun
«язва», m
- maðr
«муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g
и а
, нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн,
нач.VI
в.), видимо, означало, что брошенное в болото
копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g
называлась «дар», руна а
- «ас».
О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n ; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, дляэтого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» -«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.
Поскольку вырезанные
руны было принято окрашивать (в сакральных надписях -
жертвенной кровью), длявыделения частей фразы в
рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых
скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашеныкрасной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения
словораздела служил не только для украшения, но и должен былзначительно облегчать дешифровку надписи.
Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями
«Речей Сигрдривы», - не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об
Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в
частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной
ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны,
которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно
соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить
их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль
с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с
отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и
произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль
при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих
недругов - правившей в Норвегии королевской четы.
Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера
рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово
erilaz
(«Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось
предположение, чторуническое
erilaz
должно быть связано с названием германского племени герулов
(лат. eruli
),некогда
населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению
готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в.
данами. В герулахпытались видеть создателей или по
крайнеймере посредников в распространении руниче
ского
письма. Согласно другой точке зрения, эриль
в рунических надписях -
не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающийпредставителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве
рунического erilaz
древнеисландскому
jarl
- «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей
социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение
руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг
), сын
Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не
исключено, что, подобно исландскому годи
позднейшей эпохи, эрильмог совмещать роль светского предводителя с
жреческими функциями.
Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было
связано ссакрализацией письма. Это явствует не толькоиз практики употребления рун в их символических значениях, но и из
надписей, в которыхруное П.о использовалось в его
прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание
таких надписей, - этопрежде всего информация о самой
руническойписьменности. Многие старшеруническиенадписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных
камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко
присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им
магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff
»
(Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны,
происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие
сакрализациирунического письма - темнота и синтаксическая
дефектность многих рунических текстов, очевидно, не
предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда
могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в
землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не радиувековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы
уберечь захоронение от разорения иливоздействия
враждебных сил.
Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке
и друн)выдвигают в качестве главных аргументов
последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате
коммуникативной функциирун, второе ставит
древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма.
Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руное П.овозникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы
для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти
отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и
превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.
В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов,
рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда
заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите,
но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования -
футарка
. Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников -
надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить.
Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в
целях обучения руному П.у, плохо согласуется с характером предметов, на которые
они наносились: это - погребальные (в том числе внутримогильные камни и
амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике
изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил,
приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее
аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение
устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение
рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.
Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был
разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по
возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена,
расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым
закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6
согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком
в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей»
возрастает в прогрессии 1 -2-4 и соответственно убывает число согласных, стоящих
после последних гласных в «семьях» (4-2-0). Так устроен рунический ряд,
изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка,
лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и
отличающемся от кюльверского тем, что рун р
-
é
и d
-о
в нем располагаются в обратном
порядке (é
-
р
; о
- а
), также царит симметрия в распределении согласных
и гласных
Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b ) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d ). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду
Младшие руны
V
П-V
Ш
вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени
рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне
малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них
уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем
нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется
и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма
непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в
эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они
окончательно оформляются как обособленная группа.
Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунми, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.
По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда
к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к
этому времени фонетический строй скандинавсих языков: число гласных звуков
возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти
перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо
увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не
только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив,
избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е;
о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки;
вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные
(срун: ikla(n)t=England
, «Англия»;
tribin=drepinn
, «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем
звуковому составуязыка младшие руны в большинстве
своем полифункциональны - почти каждая из них используется в нескольких
фонетических значениях.
На фоне старшего рунического алфавитамладшие
руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности,а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов.
Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели
целенаправленный характерун В ходе перестройки рунического рядавзаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и
графическая. Если старшее руное П.о было идеальным
фонографическим алфавитом, то младшее,
подчиняясь принципу экономии знаков, насвой лад также
отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне
важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новомуупорядочивается и форма рун - отныне все они
должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и
притом только один: не случайно из руническогоряда в
первую очередь исключались графемы,не удовлетворявшие
этим требованиям (g
; е; d
;о),
попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m
).
Эти графические новшества были вызваны важными переменами врунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций
рунического письма.
В эпоху викингов получает распространение
обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников
военных походов. Это были либо просто отесанные,
вертикально поставленные стелы (bautasteinar
),либо «рунические камни» (runsteinar
), с
высеченными на них мемориальными надписями.В отличие
от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого родавыставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов,
в христианскоевремя - внутри церковной ограды, т. е.
в местах, где их могло увидеть как можно большелюдей.
В Х в. вырабатывается трафаретнаяформула мемориальной
надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором былпоставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и
как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а частои имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до
нас младших рунических надписей - это надписи на
памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание
обрамляющегоруны орнамента, со временем превратилось ввысоко ценимое искусство, по формальной
сложности и изысканности напоминающеетворчество
западноскандинавских скальдов.Наивысшего расцвета это
искусство достигаетв произведениях шведских
рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо
орнаментированных памятных камней и,как правило,
оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков,в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники
при всейтрадиционности их оформления нередко
демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.
Высеченные на камнях старшеруническиенадписи
могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчикобычно не соизмерял величину рун с размерами
избранной им поверхности: если надпись неумещалась,
ее переносили на любой свободныйучасток камня;
стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых
ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразиюбыл положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по
вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались наполосах, помещаясь между ограничивающимиих
высоту линиями и были одного размера. Вэтих условиях
особую роль приобретал ствол,задававший равную высоту
любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от
вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем -форма замкнутой дуги; оставленное надписью
свободное пространство обычно заполняетизображение
креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надписьлинии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется
голова, к другому - хвост. Нередко надпись располагаетсяна двух змеях, чьи головы и хвосты соединен
орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется,
изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост
украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего
характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно
также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения
кораблей и т.п.
В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в
связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего
появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой
половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего
рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному
руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция,
серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических
надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних
мемориальных надписях (I
Х-Х вв.), найденных на
юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.
В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные
варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего
рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что
«датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными»
руни, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической
экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита - «коротковетвистые»
руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все
изменения в начертании графем были промзведены в соответствии с рациональным
использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня
расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное
«усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности
рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел
к выводу, что «коротковетвистые» рун - не территориальный, а функциональный
вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной
формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне,
«шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись,
предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале
- дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении
рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже
использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны),
гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются
важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это -
немногочисленность памятников и непродолжительность употребления
«шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены
«обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых»
рун в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были
хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.
О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как
на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на
их основе разновидность рунического письма - «бесстволые», или «хельсингские»
руны,
появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют
рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были
произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости
изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила
лишь руна i
): ветви рун распo
ложены
на разном уровне и развернутывправо или влево от
невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось
немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами,
ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.
Бергенские находки
В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli - деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной СаксономГрамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованномкоролю Британии, которым датский корольснабдил двух своих людей, сопровождавшихпринца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет ихдругими знаками, вынося смертный приговорсвоим спутникам. Несомненно, что речь в этомрассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочьЭгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв - колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. - места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения - от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.
Все относящиеся к этому времени рунические
надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом,
который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда,
постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных
надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна
i
с точкой
посередине используется в значении е
, руна k
с точкой, помещенной сверху между стволом и
ветвью, обозначаетg
и т.д. Одновременно
происходит дифференциация звуковыхзначений ряда
употреблявшихся параллельно«обычных» и
«коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руное П.о полностью
приспособилось к фонетической системе языка ини в чем
не уступало латинскому письму.
Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе,когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli , адресованная священником Иономзнатному горожанину ГуннаруХвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты изсборника поэзии вагантов Carmina Burana , надругой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь,покоримся и мы любви»). Из этого следует, чторуны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже вXII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достояниемлишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati ): с самого начала книжное и руное П.о обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконноеруное П.о в мемориальных надписях: обычайвоздвигать рунические камни просуществовал до серун XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений,не заслуживающих фиксации на дорогом идолговечном материале - пергамене, руныпродолжают употребляться вплоть до XV в.При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляютсядве рунические рукописи, в том числе запись«Сконского права» (Codex Runicus ).
Младшие руны и магия
Хотя начиная с эпохи викингов руное П.о
прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего
средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для
придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно
несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун
выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе
стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка
(счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних
- на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун
присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст
заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок
относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний,
заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как
руное П.о вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но
как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом
рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок,
сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и
отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны
встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где
руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области
Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские»
руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические
календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения
«азбуки неграмотных».
Особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в V П-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork ) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (I Х-Х вв.).
Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серунVII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезаннаяна т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket , VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-I Хвв.).
f u Þ a r k g w h n i j p æ z s t b e m l ŋ d o
f u Þ ą r k h n i a s t b m l R
Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965; Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977;Смирницкая О.А. Древнейшие руническиенадписи как памятник протостиха// Эпос СевернойЕвропы. Пути эволюции. М., 1989; Смирницкий А. И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Уч. записки Ин-та языка и лит-ры, 1931, т.4; Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979; Bæ ksted A. Må lruner og troldruner. Runemagiske studier. Kø benhavn, 1952; Jensen J . The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets // Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969; Krause W. Runeninschriften im alteren Futhark. Halle, 1937;Liest øl A. Correspondence in Runes // MediaevalScandinavia, 1968, Vol. I; Moltke E. Runes andtheir origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen,1985;Wimmer L. Die Runenschrift. B., 1887.
Иллюстрации :
Со 2-3 вв. до позднего средневековья. Вышло из употребления с распространением латинского письма . Знаки рунического письма, руны , вырезались преимущественно на металле, камне и дереве, отсюда их своеобразные заострённые начертания. Древнейшей считается надпись на наконечнике копья из Эвре-Стабю (Норвегия, около 200 г.). Состав алфавита и начертания рун с течением времени менялись. Различают старшие, или общегерманские, руны (до 9 в., 24 руны) и развившиеся из них младшие, или скандинавские, руны. Известно около 150 старшерунических надписей (преимущественно в Шлезвиге, Ютландии и на Скандинавском полуострове, но также в других районах Европы) и свыше 3500 младшерунических надписей. Позднейшие модификации рунического письма в Скандинавии («пунктированные», «бесстволые», «дальские» руны) имели ограниченное применение. Особый вариант рунического письма - англо-саксонские руны, бывшие в употреблении в Англии в 7-10 вв. (до 33 рун).
Старшие и младшие руны различаются как по функциям, так и по языку. Старшерунические надписи встречаются на оружии, украшениях, а с 5 в. также на камнях. Их язык, отличающийся большим единообразием и архаичностью, не может быть отождествлён ни с одним конкретным древнегерманским языком. Высказывалось мнение, что он является особым типом общегерманского койне (Э. А. Макаев). Старшие руны, видимо, применялись в основном в магических целях (ср. готское rūna ‘тайна’, древневерхненемецкое rūnōn ‘шептать’). Особую роль в надписях играют имена собственные и сакральная лексика , не всегда поддающаяся истолкованию. Встречаются надписи, состоящие из отдельных рун или воспроизводящие целиком рунический ряд. Младшерунические надписи являются памятниками древнескандинавских языков (древнешведского, древнедатского, древненорвежского). Это главным образом мемориальные надписи на камнях, состоящие из нескольких фраз, некоторые из которых версифицированы.
Вопрос о непосредственных источниках рунического письма остаётся спорным. Несомненна, однако, его связь с южноевропейской письменностью Средиземноморья (греческой , латинской или италийской).
Термин «руническое письмо» применяется по отношению и к другим письменностям (см. Древнетюркское руническое письмо).
Направление письма и письмо «по бороздам»
Мы привыкли писать слова слева направо и располагать строчки сверху вниз. Но для германцев времен первых рун было возможным писать по желанию справа налево и слева направо. В зависимости от этого добавляемые с одной стороны боковые линии присоединялись или справа или слева; там, где дополнительные штрихи должны опуститься под косым углом, они идут в направлении письма вниз ().
Строчки в то время могли направлять снизу вверх или сверху вниз - по желанию. На камне из Карлеви надпись начинается даже ниже середины, потом поднимается змеевидными линиями к шестой строчке и продолжается седьмой, спускаясь ниже первой. Новая строчка каждый раз начинается там, где кончается предыдущая.
На камне из Карлеви буквы каждой вновь начинающейся строчки перевернуты. На камне из Туне (около 500 г.) на передней стороне идет двустрочная надпись сверху вниз и обратно; спускающаяся начальная строчка повернута вправо, вторая, поднимающаяся - влево, в итоге получается то, что мы теперь называем «зеркальной надписью». На задней стороне камня начальная строчка поднимается к вершине, повернутая справа налево, средняя опускается, повернутая справа налево, до основания, так что буквы обеих строчек представляют собой антиподы; заключительная строчка поднимается наверх, повернутая слева направо.
Так как резчик рун при выполнении этих витков поступал в точности так же, как пахарь проводит свою борозду на поле, этот способ ведения строчек назвали «письмо по бороздам», или письмо «поворот плуга». В древнейших рунических сочинениях встречается заимствованное из греческого языка выражение «Bustrophedon» («как пашет вол»).
Кое-где в надписи встречается руна, боковые штрихи которой повернуты в противоположную сторону от обычного направления строчек; тогда говорят о «повернутой руне». Если руна поставлена на голову (опрокинута или перевернута), то она обозначается как «перевернутая руна» . В рунических памятниках эти случаи редки, в рунических календарях, напротив, очень часты. В них их появление обусловлено соображениями экономии пространства; повернутые и перевернутые руны давали возможность очень тесного расположения букв, что имело большое значение при общем количестве 360-365 знаков.
Разделительные знаки
В очень многих рунических надписях, особенно на древнем футарке, буквы следуют друг за другом без каких-либо промежутков и знаков, отделяющих друг от друга слова и предложения. От желания резчика рун полностью зависело, хотел ли он облегчить чтение надписей.
На золотом роге из Галлехуса близ Тондерна (Северный Шлезвиг) надпись из пяти слов; она имеет четыре разделительных знака в виде четырех точек, расположенных столбиком друг над другом. Два первых слова «Я Хлевагастис» не разделены - может быть, потому, что художник воспринимал их как тесно связанные.
На фибуле из Фрайлауберсхайма мы встречаем трижды по два удлиненных штриха в качестве разделительных знаков, но и здесь не после каждого слова.
На целом ряде камней отделяются друг от друга смысловые группы, а не отдельные слова.
Кроме одной или нескольких точек или вертикальных штрихов встречаются также крестики.
Обрамляющие линии
В древних надписях руны по большей части нанесены свободно, как, например, на камне из Кюльвера и из Туне. На камне из Мёйебру (рис. 27) они стоят на одинарной линии, на фибуле из Шарнэ (рис. 5) - на двойной линии. Чем позже, тем чаще появляются обрамляющие линии, которые, в конце концов, развиваются в искусно сплетенные из рун ленты.
Биндеруны
Из Крагехульского болота на о. Фюн было извлечено древко копья, которое датируется временем около 400 г. На нем нанесены различные знаки, составленные из двух рун, в которых боковые черты второй присоединены к стволу первой. Общая черта обычно вертикальна, реже - наклонна. Здесь находятся = + = е + r, = + (руна перевернута из практических соображений) = а + z, = + = g + а и т. д.
Такие знаки называются «биндеруны» - связанные руны. Случается так, что они пересекаются с целью экономии места или сил, но это действие могло иметь и другой - магический - смысл.
На камне Эрика, который по-датски называется камень Хедебю или Даневирке, найденном в 1796 г. в Шлезвиге и находящемся в Кильском музее, нанесены шесть знаков, у которых к одной вытянутой вертикальной черте одна под другой присоединены три, четыре или пять боковых штрихов, например,
т + а + t + R, в итоге - matR, что следует читать как mandR (человек), мужчина.
Отсутствие удвоенных рун
Руническое письмо было более приближено к произношению, чем наше сегодняшнее правописание. Оно не знало удваивания гласных, как, например, в Saat, или согласных, как в bellen, и так же мало удлиняющих гласную букв, как наше е в слове Liebe или h в слове Sahne.
Тот факт, что руническое письмо не применяло удвоенных согласных для выражения краткости гласных, играет роль в вопросе о подлинности костяных рукояток кинжала или ножа с вырезанными на них рунами, которые были найдены в 1927-1928 гг. в отвале, оставшемся после работы землечерпалки на нижнем Везере. На одном из этих костяных предметов стоит слово = kunni
(род). На нем бросается в глаза одинаковая с другими буквами высота К, а также удвоенное N. Обе особенности кажутся несвойственными рунам. Но они, очень вероятно, могли бы быть вызваны римским влиянием, которое было ощутимо в течение нескольких столетий именно в этой области. Надпись на предмете гласит: latam hari kunni ye, т. е. «Я оставляю (покидаю?) толпу - род». Ye - загадочно. Являются ли они попавшими сюда римскими буквами? Находка, вызывающая сомнения, до сих пор находится в музее в Ольденбурге.
В высшей степени, по современным понятиям, поразительной особенностью рунических надписей является, наконец, то, что два следующих друг за другом одинаковых звука могли быть написаны только один раз, касалось ли это гласного или согласного звука. Эта особенность, сводившаяся, вероятно, к экономии усилий, встречается не только внутри слова, но также и в конце его, и в начале следующего, даже если конец предложения находится между ними.
Последовательность рун
Последовательность рун разительно отличается от порядка следования букв в письменных рядах южных стран древности. Футарк существует в этом смысле совершенно самостоятельно, вне всякой зависимости от греческого и латинского алфавита. Все попытки вывести все-таки порядок следования рун из латинского алфавита до сих пор разбивались об их внутреннюю недостаточность и пристрастность. Эти попытки не прекращаются, т. к. расстановка рун с момента возникновения их научного исследования все еще является аргументом против теорий о заимствовании. Она препятствует всякому предположению о простом принятии чужеземного образца.
К сожалению, как уже упоминалось, памятники с южногерманским футарком не полны, так что не позволяют установить, заканчивается ли футарк на d о или на о d. Если все-таки некоторые исследователи решались принять d о, это происходило потому, что тогда ряд начинался бы руной, обозначающей движимое имущество, и заканчивался бы руной для обозначения недвижимости. В том случае, если новая находка не подкрепит одну их этих версий, решение за или против должно оставаться не принятым.
ЧТЕНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ
РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ
Наука о рунах начиналась с исследования рунических памятников и в дальнейшем на них и основывается. Каждая новая находка обогащает ее, но в большинстве случаев задает также и новые загадки. Новые памятники осваиваются путем чтения, толкования и научной оценки найденного.
Под чтением понимают установление звукового значения рун на найденном предмете. Такое чтение по большей части непростая вещь: не всегда руны читаются так отчетливо, как на золотом роге или камне из Мёйебру (рис. 27). Часто возможность недвусмысленно различить буквы более или менее сильно затруднена ржавчиной, выветриванием, искажением, трещинами в металле, стиранием знаков и другими повреждениями. Если к этому еще добавить тот факт, что резчик рун не совсем тщательно придавал форму знакам, то ошибочное чтение некоторых рун вполне объяснимо.
Так, например, на большой Нордендорфской фибуле (рис. 25) руна n в слове «Wodan» процарапана так, что она очень похожа на руну g в слове «Logo» в расположенной ниже строчке. Это способствовало тому, что возникло так много прочтений именно этого рунического документа. Иногда резчики рун тоже ошибались и не всегда старались исправить ошибку или исправлениями еще больше затемняли смысл написанного.
Та, уже упоминавшаяся особенность рунического письма, когда буквы следуют друг за другом, часто без промежутков между словами и без знаков препинания, приводила к тому, что буквы, обозначающие одинаковые звуки, следовавшие друг за другом, нужно было ставить лишь один раз; что в скандинавских надписях m перед b и p, как и n перед d и t , просто опускались, так что вместо Kumbl писали kubl, а вместо GudhmundR - kuthmutR; что i могло быть пропущено, так как оно уже содержалось в следующей вертикальной черте; что, с другой стороны, из соображений художественного заполнения пространства или для достижения желаемого соотношения чисел i ставили дважды, как, например, на брауншвейгском руническом ларце (рис. 28); что некоторые скандинавские руны фонетически многозначны и что, наконец, появляются биндеруны. Таким образом, неудивительно, что чтение многих надписей еще не полностью осуществлено и все еще требуются новые усилия для правильного чтения.
Вычленение слов и предложений из обнаруженных букв и объяснение смысла - вот задача толкования.
Для освещения трудностей, связанных со многими чтениями и толкованиями, могли бы служить два высказывания специалистов. Густав Некель в 1934 г. сказал, что руны мог бы надеяться разгадать лишь тот, кто уделит должное внимание всем без исключения дошедшим до нас руническим памятникам. Исландец Александр Йоханнессон в 1938 г. защищал ту точку зрения, что предпосылкой для успешного толкования еще не интерпретированной рунической надписи является точное знание всех языков и культур германских народов в древности и в новое время.
Наглядности сказанного могли бы служить следующие примеры.
Знаменитый золотой рог из Галлехуса, который, к сожалению, пал жертвой кражи, нес на себе прекрасно читаемую надпись из 32 рун: Ек Hlewagastiz Holtijaz horna tawido (рис. 21). Это истолковывается как «Я, Хлевагастис, человек из [рода] Хольтов, сделал рог» или как «Я, Хлевагастис, сын Хольта, сделал рог». Возможны оба толкования.
Намного труднее случай с большой фибулой из Нордендорфа, которая находится в Аугсбургском музее. На ее оборотной стороне две нацарапанные в разное время надписи, направленные противоположно друг другу. Одна состоит из трех строчек и читается так: «Loga thore/ Wodan/ wigi Thonar», другая до недавнего времени читалась как «Awa Leubwinie». Согласно многим ранним попыткам толкования трехстрочной надписи следует ссылаться на многократно перепечатываемое в течение пятидесяти лет «Завоюй брак, Водан, освяти, Донар». При прочтении в 1933 г. было вставлено двойное r в thor[r]e и надпись толковалась так: «Хочу осушить могилу, Водан, освяти, Донар». Однако удовлетворительнее всего другое раннее толкование, которое предполагает три имени богов: «Логаторе, Водан, Вигитонар».
Слова «Awa Leubwinie» истолковывались как «Ава Лойбвинию», то есть как посвящение женщины мужчине. Другое раннее толкование гласило: «Ава, наслаждайся любимым!» На основании исследования фибулы в инфракрасных лучах недавно было прочитано следующее: «Am Leubwini». Эти два слова с этих пор истолковывались как «Счастье Лойбвину!». Найдено ли при этом окончательное истолкование - сомнительно.
Существует уже по меньшей мере дюжина толкований готской рунической надписи на золотом обруче из Петроассы в Зибенбюргене. Эта драгоценная, к сожалению, уже однажды украденная и при этом разрубленная вещь во время мировой войны была перевезена из Бухареста в Москву.
Он принадлежал, вероятно, к священным сокровищам вестготов при Атанарихе и спрятан предположительно во время отступления этого предводителя готов перед нашествием гуннов между 376 и 389 гг. на Зибенбюргском плоскогорье. Наиболее достоверное прочтение рун таково: g u t a n i o w i h a i l a g. Одно из толкований, которое, по мнению специалистов, более всего заслуживает внимания, гласит: «gutan iowi hailag» = «Юпитеру, [то есть Донару] гот святой». С другой стороны, большое одобрение вызывает следующее толкование: «gutanio wi[h] hailag» = «Неотъемлемая собственность [божественной] готской заступницы».
Еще более раннее толкование принимает руну о как сокращение от othal и объясняет надпись как «Готское родовое имение; священная собственность».
Камень из Мёйебру (Швеция), который датируется временем около 400 г., достоин внимания благодаря динамичному образному изображению всадника с поднятым мечом; кажется, что слева внизу намеком проступает лежащая фигура. На камне повернутая влево надпись из двух строчек, которые поднимаются снизу вверх. Резчик рун не владел искусством распределения пространства, так как ему пришлось поместить над второй строкой ещё
одну букву. Тот факт, что он вырезал G меньше, чем остальные руны, также объясняется недостаточным расчетом свободного места. Руны отчетливо видны. Внизу они представляют собой слово «Frawaradas», т. е. какое-то имя, а наверху - anahahaislaginaz. Последние восемь рун позволяют себя однозначно отделить; они составляют слово slaginaz, то есть «убивать». Мнения по поводу оставшихся восьми знаков очень сильно расходятся.
Один исследователь толкует «ana hahai» как «на изгороди», видя в этом название населенного пункта, другой понимает «ana hahai» как «на коне», а третий предполагает, что букву s в slaginaz следует читать удвоенной, и получает вместе с i перед ним словечко is = ist = есть. Таким образом, получаются три варианта толкований: 1. «Фраварадас убит в Хаге (теперь Хагбю)»; 2. «Фраварадас убит на коне»; 3. «Это Фраварадас; Ана Одноглазый убит» (т. е. Фраварадасом). Решение о том, какое из этих толкований заслуживает предпочтения, трудно принять; это в значительной мере обусловлено размышлением о том, был ли камень установлен в честь победы Фраварадаса или в память об убитом Фраварадасе. С учетом всех видов рунических камней, последнее более вероятно.
Очень трудным было также чтение и толкование рунической надписи на нижней стороне дна брауншвейгского рунического ларца, который хранится в Музее герцога Антона Ульриха. Это искусно вырезанный ларец с реликвиями, принадлежавший монастырю Гандерсхайма, которому он был подарен супругой Отгона Великого Эдит.
На плоскости дважды повторенная надпись англосаксонскими рунами: «Uritne thiis iioh shuoicl iin mung Hælchio Æliea», то есть: «Этот ларец вырезан из моржового клыка, помни Халикаса, Аллиа».
О ТРЕХ РОДАХ
На брактеатах из Вадстены и Грумпана общегерманский футарк разделен точками на три группы по восемь знаков; в футорке из шестнадцати рун первая группа охватывает шесть букв (f-u-th-o-r-k), вторая и третья - по пять (h-n-i-a-s и t-b-1-m-R).
Один исландский источник сообщает, что эти группы назывались там «родами» и имели имена Freyrs, Hagals и Tyr. Так как под Hagal подразумевался, вероятно, Один, то каждая группа была посвящена скандинавскому верховному божеству.
Возникает вопрос, не есть ли исландское обозначение aett = род только позднее истолкование смысла и не значило ли первоначально aett «вось-мичленный ряд», что соответствовало общегерманскому футарку.
Троичность имела большое значение в духовной жизни германцев. Имена богов выступали в триадах. В Скандинавии было три норны, при обращении к жребию должны были быть вытащены три жребия, а из сущности права происходит пословица «Бог троицу любит».
ОБ ИМЕНАХ РУН
В десятой главе написанной в 98 году н. э. «Германии» Тацита написано:
«Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени*, если частным образом - глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками. Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно, необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием» (Тацит, 10).
Эти сведения римлянина подтверждаются некоторыми отрывками из Эдды. Так, в «Прорицании вельвы» норна сообщает:
Урд имя первой,
вторая Верданди, -
резали руны, -
Скульд имя третьей;
судьбы судили,
жизнь выбирали
детям людей,
жребий готовят.
В «Песне о Хюмире» говорится:
Раз боги с охоты
вернулись с добычей,
затеяли пир,
чтобы всласть насытиться;
прутья кидали,
глядели на кровь -
узнали, что вдоволь
котлов у Эгира.
В «Рунической песне Одина» сообщается:
Поднял я руны,
стеная их поднял...
История языка тоже подтверждает сообщение Тацита. Дело в том, что слово «Los» (жребий) (древневерхненемецкое «hloz») первоначально означало «отрезанный кусок дерева». Древнеанглйский язык сохранил для этого слово «tán», которое еще живо в нововерхненемецком языке как «Zein».
К этой зависимости принадлежат, вероятно, также указания в «Рунической песне Одина», которые, очевидно, относятся к руническому искусству, используемому при гадании о будущем:
Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
и жертвы готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать?
(Речи Высокого, 144)
Весь смысл этого свободного перевода раскрывается лишь тогда, когда принимают во внимание тот факт, что вопросы в первоначальном дословном тексте имеют такое значение: «Ты знаешь, как нужно резать?» и т. д. Под словом «разгадывать» подразумевается чтение и толкование рун, под словом «спрашивать» - узнавание судьбы по жребию, под словом «молиться» - чтение молитвы при вытаскивании рун, под словом «посвящать» - жертву, под словом «раздать» - раздачу жертвенного дара участникам праздника и под словом «заклать» - умерщвление жертвенного животного. Этот случай убедительно доказывает, что даже хорошие вольные переводы не могут еще заменить изучение первоначального дословного текста.
Итак, обращение к жребию было занятием, которое совершалось с благоговейным страхом. Чувству богобоязненных германцев требовалось перед каждым решительным шагом заручиться согласием высших сил (советчика). Так примененный для этого «знак», как обычно переводится употребленное Тацитом слово nota, становился священным и полным смысла.
Рекомендовалось называть эти знаки «марками», так как именно в связи с рунами часто употреблялась основа слова «merken» (снабжать меткой). Так он называется, к примеру, в песни «Беовульф», где говорится о рукоятке меча:
И сияли на золоте
руны ясные,
возвещавшие,
для кого и кем
этот змееукрашенный
меч был выкован
в те века незапамятные
вместе с череном,
рукоятью витой...
В XIX в. и в первой четверти XX в. все еще задавались вопросом, можно ли переводить слово «nota», употребляемое Тацитом, как «руны». Те исследователи, которые под рунами хотели понимать лишь письменные знаки германцев, указывали на то, что римлянин выбрал не слово «litera» = «буква», а именно «nota». Пожалуй, уже в 1852 г. подчеркивалось, что речь должна была идти о «notae characteristicae», то есть отличительном знаке и, одновременно, о знаке, означающем начальный звук. Но лишь в 1937 г. долгому спору был положен конец с помощью доказательства того, что Тацит избрал слово «nota» по зрелом размышлении, так как в латинском словоупотреблении оно обозначало не одну-единственную букву алфавита, а начальную букву сокращенного слова, которая его заменяла, - например, S. С. = senatus consultum = постановление Сената. Очевидно, Тацит узнал от своих авторитетных германских источников, что знаки, вырезанные на деревянных жребиях, заменяли целое слово. Так, они действительно соответствовали внешне римским «нотам» (знак, метка), от которых, однако, они отличались своим религиозным содержанием. Вывод о том, что руны первоначально были меткой или отличительным знаком для обозначения представлений и понятий из материального и духовного мира германцев, позволяют сделать имена рун. Знанием этих имен мы обязаны записям из немецких, английских и скандинавских областей. Имена древнеанглийских рун переданы в рукописях и рунической песне из 29 строф. Имена скандинавских рун для шестнадцатизначного ряда сохранились в «Abecedarium Nordmannicum» монастыря Сент-Галлен, составленном в X в., в Лейденской рукописи X в., в норвежской рунической песне XIII в. и в исландской рунической песне, которая записана, вероятно, еще раньше, чем норвежская.
К этим свидетельствам примыкает запись готских названий букв в Венской рукописи VIII в., времени англо-саксов и придворного ученого императора Карла Великого Алвина, который более известен по латинизированной форме своего имени как Алкуин. Они восходят, вероятно, к сообщению некоего гота из южной части королевства франков и показывают, что рунические символы носили названия букв из шрифта готской Библии, которые, в свою очередь, были заимствованы из древнего рунического футорка.
Из этих источников было сделано заключение о значении следующих понятий общегерманского футарка:
1. f Vieh (скот), имущество, владение (домашние животные)
2. u Urstier (тур) = тур, первобытный бык (дичь)
3. th Thurse = великан (сила, враждебная жизни)
4. a Ans = бог из рода асов (дружелюбный бог)
5. r Ritt (поездка верхом) или Wagen (повозка) (путешествие, передвижение, странствование)
6. k Kienspan (сосновая лучина или сосновый факел) (домашняя жизнь)
7. g Gabe (дар) (радостная неожиданность)
8. w Wonne (блаженство) или Weide (утеха) (обеспеченное пропитание)
9. h Hagel (град) (внезапная гибель; дальнее и ближнее действие)
10. п Not (нужда) (неприятное принуждение всех видов)
11. i Eis (лед) (коварная гибель, смерть)
12. j Jahr (год) (течение времени, такая удача года, как хороший урожай)
13. е Eibe (тис) (вечнозеленое дерево, победа жизни)
14. р? (сохранилось только в древнеанглийской рунической песне как «peorth». Смысл еще не установлен. Может быть, сила зачатия)
15. z Elch (лось) (оборонительная сила против врагов)
16. s Sonne (солнце) (побеждающая сила)
17. t Tiw = Ziu (бог неба и войны)
18. b Birke (береза), Birkenreis (ветка березы) (юная, расцветающая жизнь)
19. е Roß (конь) (священное животное, вестник божественной воли)
20. т Мапп (мужчина), Mensch (человек) (общество)
21. l Lache (смех), Wasser (вода) (материя жизни)
22. ng Ing (плодородие)
23. о Odal (родовое имение, родина)
24. d Tag (день) (свет, пробуждающий жизнь)
Сегодня уже невозможно установить в каждом случае изначальное фонетическое соответствие каждому имени. Eis сегодня больше не начинается со звука i , от звука th немецкий язык отказался, древнее германское слово, обозначающее лошадь, которое начиналось с е , отмерло и т. д. V в слове vieh нарушает картину.
Значительно количество слов религиозного содержания: Riese, Ase, боги Ziu и Ing. В случае, если под словом «Мапп» первоначально подразумевался упоминавшийся Тацитом родоначальник Mannus, оно тоже могло бы быть отнесено сюда же. Имя руны Roß напоминает о «Германии» Тацита: «Считают, что [священные] кони - посредники [богов]» (Тацит, 10).
Определенное сочетание понятий несомненно: домашние и дикие животные, покровительствующие жизни и враждебные ей силы и времена года, любовь к родине и страсть к путешествиям, удовольствие от движимого имущества и землевладения, процветание и нужда выступают частично как противоположные, частично как родственные понятия. Это скандинаво-германский мир, отражающийся во внутреннем мире германского крестьянина. Это обстоятельство было осознано и высказано около 1850 г., а после 1930 г. остроумным и изящным способом развито далее.
Имена рун охватывают весь круг религиозных понятий германского мира. Они позволяют представить себе, как происходил ответ на вопрос, обращенный к судьбе во время вытаскивания жребия: смотря по благоприятному или неблагоприятному содержанию понятия вынутого жребия должно было быть найдено аллитерационное изречение, которое давало ответ. Слово, обозначающее понятие «Raten» (разгадывание), и истолкование рунической метки «rédhan» живо еще и сегодня в английском to read, означающем «читать».
Тацит говорит, что не только определенный племенным округом Ewart, но и каждый глава рода мог задавать вопросы судьбе. Из этого следует, что руны и связанные с ними понятия должны были быть общим достоянием всех свободных германцев. По всей видимости, запоминанию целого ряда обрядовых имен служили мнемонические стихи. Отражение таких мнемонических строф могло существовать в рунических песнях.
Их запись между тем произошла только после наступления письменного периода, связанного с обращением в христианство, то есть спустя много столетий после Тацита. Древний оригинальный текст поэтому неизбежно должен был подвергнуться видоизменению. Об этом свидетельствует, кроме того, имя thorn (Dorn) для thurs (великан) в древнеанглийской рунической песне; вероятно, христианский страх был поводом к замене языческого представления более безобидным.
Изменение языка с течением времени также обуславливало переработку древних стихов, что наглядно демонстрирует следующий пример. Четвертая руна ansuz (Ase) была заменена в древнеанглийском языке на ys, после чего это сакральное понятие под влиянием христианской нетерпимости было замещено одинаково звучащим ys = Mund (рот). Тот же процесс можно наблюдать на примере христиански окрашенной норвежской рунической песни, где yss было заменено на Mündung (устье реки). Но исландский стих сохранил древнее значение «Ase».
Чтобы составить представление о рунических песнях, следует представить по несколько строчек из древнеанглийского (а), норвежского (b) и исландского (с) мнемонических стихов:
a) «Солнце всегда радость мореплавателям, если они плывут над рыбным потоком или морской конь несет их к земле».
b) «Солнце - свет земли. Я склоняюсь перед святым».
c) «Солнце - щит облаков и защищающий ореол, и разрушитель массы льда».
Самый короткий и по содержанию, вероятно, самый старший из этих памятных стихов - это уже упоминавшийся так называемый норманнский алфавит монастыря Сент-Галлен, который на новом верхненемецком языке следует свободно передать так: «Vieh впереди, / Ur за ним, / Thurs третья руна. / As над ним. / Rad вырезай под конец! / Kien приклеивается к нему. / Hagel имеет нужду. / Eis, работа по сбору урожая и солнце. / Tiu, береза и человек посередине. / Lache светлая. / Конечная R все заключает»*.
Язык этих стихов - это смесь языковых форм, носящих скандинавский, древнесаксонский и древневерхненемецкий отпечаток, свидетельство того, что он странствовал из Скандинавии через Нижнюю Саксонию в Верхнюю Германию. Общий текст при этом затемнен и искажен. В дошедшем до нас виде он состоит из одиннадцати связанных аллитерацией стихов.
Имена норвежского шестнадцатизначного футарка звучат следующим образом: l. fé (Vieh (скот)); 2. Úr (Schlacke (лава)); 3. Thurs (Riese (великан)); 4. Óss (Fluâmündung (устье реки)); 5. reidh (Ritt (поездка верхом)); 6. Kaun (Geschwür (нарыв)); 7. Hagal (Hagel (град)); 8. naudh (Not) (нужда); 9. is (Eis (лед)); 10. ár (Erntesegen (собранный урожай)); 11. Sól (Sonne (солнце)); 12. týr (Туг) (Тюр - бог войны, сын Одина); 13.Bjarkan (Birkenreiâ (ветка березы)); 14. madhR (Мапп (человек, мужчина)); 15. Logr (Wasser (вода)); 16. ýr (Eibe (тис)).
Достойно внимания то, что среди рун общегерманского футарка упоминаются только древнейшие образы богов, как, например, Тивас и Ингвас. Это позволяет сделать заключение, что первые стихи этого рода возникли в древние времена. Тацит ничего не говорит об общем числе употребленных знаков. Потому возможно, что их число не совпадает с двадцатью четырьмя буквами футарка.
Правомерно, пожалуй, будет сделать вывод о том, что поздняя, в виде обрывков, передача имен рун представляет собой беспорядочную картину, а прежние набожно-священные и повседневно-мирские обозначения и новообразования разгадываются рядом друг с другом: ставшие непонятными древние имена могли быть заменены одинаково звучащими или имеющими двойной смысл другими понятиями. Но первоначально футарк символизировал религиозное понимание миропорядка с германской точки зрения.
К ВОПРОСУ
Похожая информация.