«Старуха Изергиль»: главные герои. Анализ "старуха изергиль" Старуха изергиль образы героев

Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ “Старуха Изергиль”. Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.
– “В жизни, знаешь ли ты, всегда

Есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – … не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый хотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно “, – говорит умудренная жизненным опытом Изергиль.
Эти ее слова, обращенные к рассказчику, звучат упреком скучной, пошлой жизни многих поколений людей, без следа исчезнувших с лица земли. В то же время эти слова объясняют смысл легенды о Ларре (его имя означает “отверженный, выкинутый вон”), помогают лучше понять мятежную душу самой Изергиль, которую пугает судьба отверженного сына орла, отбрасывающая тень на ее собственную жизнь (ведь и сама Изергиль из числа гордых и свободолюбивых героев). От этих слов тянется ниточка и к легенде о бессмертном подвиге Данко.
Мысль автора в рассказе “Старуха Изергиль” движется от образа сильного и красивого эгоиста Ларры, живущего только для себя, от образа самой Изергиль, живущей только своими страстями, – к образу Данко, живущего и совершающего подвиг ради других людей. И Ларра, и Данко – сильные личности, но Ларра в духе ницшеанского “сверхчеловека” считает себя человекобогом, которому “все позволено” , он хочет иметь все и сохранить себя цельным, ничем не жертвуя. Данко же совершает подвиг самопожертвования ради людей, которые смирились, “испуганные смертью”, и уже готовы были принять рабскую жизнь, принести в дар врагу самое дорогое – свою волю. Одиночество Ларры оборачивается для него страшным наказанием, так как оно противоестественно для любого человека. Ларра жинет тысячи лет, и одиночество иссушило его душу, как солнце “выпушило его тело, кровь и кости”.
Автор осуждает Ларру как носителя эгоистической идеи, в то же время он осуждает и старуху – носителя идеи жизни ради удовлетворения своих страстей. Но и подвиг Данко также не оценен людьми по достоинству. Движимый чувством сострадания и любви к людям, он целеустремленно идет вперед, но его порыв в большой степени эмоционален, ему не хватает могучей силы разума, и поэтому подвига героя недостаточно, чтобы преобразить несовершенных людей и пробудит ь в них высокую духовность. II все же автор симпатизирует именно Данко. Потому что его поступок был совершен от великой любви к людям, и, несмотря на то что нашелся “осторожный” человек, потушивший горящее сердце, искры его светятся, они не померкли. Потому что гордое сердце Данко было “факелом великой любви к людям”.
На фоне этих легенд история жизни старухи Изергиль – яркой и своевольной в любви женщины – тоже приобретает смысл притчи. Этот образ содержит в себе ничуть не меньше свободы, полета души, чем образы Лойко и Радды, Ларры, Данко и многих других. Жизнь Изергиль, наполненная “жадной любовью”, была подчинена этой ненасытной страсти. Но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни подчинять чьей-либо воле.
Мотив прозрения связан с образом слушателя (автора-рассказчика), которому открывается истина.
Рассказ обрамляется его просьбами к Изергиль поведать, о чем он не имеет пока представления. А в конце он “думал о великом горящем сердце Данко и человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд”. Произведения Горького зажигают наши сердца великой любовью к людям, стремлением к свободе, жаждой живой, полноценной жизни. И роль самого автора, особенно в ранних его произведениях, сводится к тому, чтобы стать некой путеводной звездой, открывающей человеку его собственную душу, озаряющей его жизненный путь, наполняющей ее особым смыслом. Через пленительную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию, через прекрасные истории красивых, гордых, смелых героев Горький открывает перед нами историю нашей собственной жизни, наши стремления, наше предназначение.
Человеку необходимо прекрасное – иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг – иначе поймет ли он, что сердце должно пылать? Человеку нужен Сокол – иначе он так и будет возлежать, распластавшись на ложе своей судьбы… Горький дает нам это прекрасное, этот подвиг, посылает нам этого Сокола.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Рассказ Горького “Старуха Изергиль” – рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется “рассказ в рассказе”. Повествование разделено на 3 части: первая – легенда о Ларре, вторая Read More ......
  2. Рассказ “Старуха Изергиль” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о Read More ......
  3. “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит о сложных проблемах человеческого бытия. Рассказ состоит из трех частей. На первом плане рассказчик, дающий Read More ......
  4. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним произведениям Горького, в нем много необычного, романтического и героического. Повествование ведется от лица старухи Изергиль. Главная героиня прожила бурную, “мятежную жизнь”, но в ней не было высокой цели. Жизнь Изергиль не была освещена созидательным Read More ......
  5. Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В Ларре себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза – в крайний эгоизм и индивидуализм. И Read More ......
  6. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на Read More ......
  7. Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Все творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ. В рассказе “Старуха Изергиль” Горького Read More ......
Главные герои рассказа Горького “Старуха Изергиль”

Немного об авторе:

Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители рано умерли, так Горький детство провел в жестких, тяжелых условиях, живя у своего деда.

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из труднейших в биографии Максима Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Затем опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы», принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Даже там творчество Горького защищало революцию. Возвращение в Россию в биографии Горького произошло в 1913 году. Он работает в издательствах, проводит общественную деятельность. После 12 лет проживания в Италии, снова возвращается в Москву.

К известным произведениям Горького относятся «На дне», «Мещане», «Детство», «Жизнь Клима Самгина», а также многие циклы рассказов.

Основные герои произведения "Старуха Изергиль":

  • Изергиль:

Ее можно назвать главной героиней рассказа. Именно из ее уст звучат легенды о Данко и о Ларре. Во второй части И. Рассказывает о своей жизни. Она вспоминает эпизоды встреч со своими возлюбленными, рассуждает, что "в жизни всегда есть место подвигу". Подтверждением этому является ее судьба, яркая, полная любви, приключений и свободы. В молодости она была очень красива, но теперь, спустя очень много лет, выглядит как страшное напоминание скоротечности жизни. Автор явно испытывает симпатию к И., которая смогла ради спасения любимого убить часового. Но со временем она раскаялась в своей бесшабашной смелости и жажде плотских наслаждений.
  • Данко:

Персонаж второй сказки старухи Изергиль. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Д. был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Д. в том, что он неумело управлял ими. Д. преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Д. умер.


  • Ларра:

Это сын женщины и орла. Он вырос вне людей, гордый, привыкший считать себя лучшим. Он вступает в острое столкновение с племенем, откуда родом была его мать. Л. убивает девушку, которая отказала ему. За это люди изгоняют его из своей среды и молят небо о наказании для гордеца. Небо услышало молитвы. Л. наказан одиночеством и бессмертием. Он много раз пытался покончить с собой, но все было без толку. Теперь он превратился в скитающуюся тень, напоминающую о грехе гордости.

Сюжет:

В рассказе М,Горького "Старуха Изергиль" рассказывается об авторе,которому старуха рассказывает о свей жизни.О том,как она любила многих,о том,как они погибли.Она рассказала о том,как она спасла от гибели последнюю свою любовь.Также она рассказала две легенды-о сыне орла Ларре, который был наказан вечной жизнью за свою гордыню.И легенду о отважном Данко, который освещал своим сердцем путь.Он бескорыстно спас людей от гибели,а затем умер,отдав им свое сердце.

Мне понравилась отвага и мужество Данко.Мне жаль Ларру,думаю он понял свою ошибку.

История написания:

“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) , каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра , навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист . Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них - норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль . Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Рассказ «Старуха Изергиль» объединил 2 народные легенды и повествование старухи о своей жизни, своих мужьях. Произведение написано в 1894 году. В нем Максим Горький поднимает проблему существования человека в социуме, заставляет читателя задуматься: как жить?

  • Вне людей и для себя (кстати, сейчас очень часто можно встретить подобные взаимоотношения людей;
  • Жить с людьми, но для себя (тоже весьма популярная концепция);
  • Жить с людьми и для людей (если в наше время и есть такие, то их прискорбно мало).

Горький рассматривает все три концепции на конкретных примерах.

Главные герои рассказа «Старуха Изергиль»:

Данко – Молодой красивый мужчина, лидер, которому люди доверились, и попросили вести их за собой. И когда началась гроза, а в лесу стало темно, люди начали возмущаться и роптать. Они обвинили Данко в том, что он завел их в дебри, откуда им не выйти. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…» Он разорвал грудь и вырвал свое сердце. Он нес в руках горящее сердце и люди снова, как зачарованные пошли за ним. Они вышли из леса, стоящего плотной стеной. Когда лес кончился, был степь, светило солнце. В эту минуту Данко упал и умер. А какой-то человек наступил на сердце и оно рассыпалось мелкими искрами. Все-таки люди часто бывают жестокими и неблагодарными. Может быть, если бы сердце вложили в грудь Данко, он бы ожил.

Ларра – сын орла и женщины, которую похитил орел из стана людей. Гордый, самовлюбленный и самоуверенный юноша. Он был ловок, хищен, силен, жесток. Когда люди изгнали его из своего сообщества за убийство девушки, он вначале был рад своей свободе и одиночеству. Он воровал у людей скот, девушек, имущество. В него стреляли, но убить не могли. Волей Небес он был обречен не просто на одиночество, на бессмертие. Тело его высохло, осталась лишь душа, которая бродила по свету. Этот человек жил для себя, ничего не отдавая людям.

Старуха Изергиль – Эта женщина не терпела одиночества. Она всегда жила в социуме. У нее были мужчины, с которыми она расставалась легко и почти без сожаления. Чтобы понять ее, стоит сказать несколько слов о ее мужчинах. У нее также не было детей. Воспоминание о мужчинах не оживило ее лица.

Первый мужчина, рыбак появился в жизни Изергиль, когда ей было 15 лет. Высокий, гибкий, черноусый, веселый. Она встречалась с ним месяца три, и ей стало скучно «Все поет, да целуется».

Гуцул – рыжий весь, огненная голова. Случалось, что он бил Изергиль. И первого, и рыжего повесили за какое-то преступление.

Турок – Изергиль была у него восьмой женой в гареме. Попала к нему не по своей воле. Ее схватили на улице и привезли к нему. Был важный, как царь, хотя он являлся обычным коммерсантом.

Сын турка, совсем мальчик – с ним Изергиль убежала в Болгарию. Он быстро умер.

Поляк – маленький смешной и подлый. Часто говорил Изергиль гадкие слова. Однажды Изергиль разозлилась, взяла на руки поляка и бросила в реку. А сама ушла от него.

Жид купил ее, чтобы торговать ею.

Пан осыпал ее золотом, чтобы она стала принадлежать только ему, но этот пан Изергиль не нравился: У него было такое толстое, сырое лицо, и живот - как большая подушка. Он смотрел, как сытая свинья.

Пан с изрубленным лицом – достойный пан. Любил подвиги. Скорее всего, он был из тех, кто ничего не умел делать, только воевать. Ему все равно было с кем и за кого воевать. Хотя Изергиль считала его хорошим человеком.

Шляхтич был красив как черт, и хотел, просто так взять Изергиль, но она проявила характер. Но добившись своего, этот шляхтич бросил ее. Она поняла, что постарела. Но все-таки она помогла ему освободиться от тюрьмы, а сама вернулась в Добруджу.

Может быть, несправедливо относить «Старуху Изергиль» к рассказу. Это произведение многоплановое. Оно не ограничено ни местом, ни временем. В нем рассказаны 2 легенды с тысячелетней историей. Возможно, это произведение правильнее было бы отнести к повести.

В этом произведении на примере своих героев Горький говорит о быстротечности человеческой жизни, о времени. Изергиль много любила, но жила она легко и беззаботно. Ни об одном из своих мужчин она по-настоящему не заботилась, не подарила ни тепла, ни детей. В результате свой век доживает в одиночестве, среди чужих для нее людей.

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - легендарное произведение, написанное в 1894 году. Идейность данного рассказа полностью соответствовала мотивам, доминирующим в раннем романтическом периоде творчества писателя. Автор в своих художественных поисках пытался создать концептуальный образ человека, который готов идти на самопожертвования, ради возвышенных гуманных целей.

История создания произведения.

Считается, что произведение было написано осенью 1894 года. Дата основана на письме В. Г. Короленко члену редакционной комиссии «Русские ведомости».

Впервые рассказ был напечатан спустя год в «Самарской газете» (номера 80, 86, 89). Примечательно, что данное произведение стало одним из первых, где особо ярко проявляется революционный романтизм писателя, усовершенствованный в литературной форме немного позже.

Идейность .

Писатель пытался пробудить веру человека в будущее, настроить аудиторию на позитивный лад. Философские размышления главных героев носили конкретный нравственный характер. Автор оперирует такими базовыми понятиями, как правда, самопожертвование и жажда свободы.

Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. Автор, воодушевленный идеей гуманизма, пытался продемонстрировать силу человеческого духа и глубину души. Несмотря на все тягости и лишения, вопреки сложностям натуры, старуха Изергиль сохраняет веру в высокие идеалы.

По сути, Изергиль является олицетворением авторского начала. Она же неоднократно подчеркивает первостепенность человеческих поступков и их величайшую роль в формировании судьбы.

Анализ произведения

Сюжет

Историю рассказывает старая женщина по имени Изергиль. Первым следует рассказ о горделивом Ларра.

Однажды молодую девушку похищает орел. Соплеменники долго ищут ее, но так и не находят. Спустя 20 лет она сама возвращается в племя вместе со своим сыном. Он красивый, смелый и сильный, с горделивым и холодным взглядом.

В племени юноша вел себя надменно и грубо, демонстрируя презрение даже к самым пожилым и уважаемым людям. За это соплеменники разгневались и выгнали его, обрекая на вечное одиночество.

Ларра долгое время живет один. Время от времени он ворует скот и девушек у бывших соплеменников. Отверженный мужчина редко показывается на глаза. Однажды он подошел слишком близко к племени. Самые нетерпеливые мужчины бросились ему навстречу.

Приблизившись вплотную, они увидели, что Ларра держал нож и пытался себя им убить. Однако лезвие даже не повредило кожу мужчины. Стало понятно, что мужчина страдает от одиночества и мечтает о смерти. Убивать его никто не стал. С тех пор по миру бродит тень красивого юноши со взглядом орла, который не может дождаться своей кончины.

О жизни старухи

Старая женщина рассказывает о себе. Когда-то она была необычайно красива, любила жизнь и наслаждалась ею. Она влюбилась в 15 лет, но не испытала всех радостей любви. Несчастные отношения следовали один за другим.

Однако, ни один союз не принес тех трогательных и особых моментов. Когда женщине исполнилось 40 лет, она приехала в Молдавию. Здесь она вышла замуж и прожила последние 30 лет. Сейчас она вдова, которой остается лишь вспоминать о былом.

Как только наступает ночь, в степи появляются загадочные огоньки. Это искорки от сердца Данко, о котором начинает рассказывать старуха.

Когда-то в лесу жило племя, которое изгнали завоеватели, вынудив жить возле болот. Жизнь была тяжелой, многие члены общины стали умирать. Чтобы не покорятся страшным завоевателям, было принято решение искать выход из леса. Смелый и отважный Данко решился возглавить племя.

Тяжелый путь изматывал, а надежды на скорое решение проблемы не было. Никто не захотел признать своей вины, поэтому все решили обвинить молодого вождя в его невежестве.

Однако, Данко так жаждал помочь этим людям, что почувствовал в груди жар и огонь. Неожиданно он вырвал свое сердце и поднял над головой, как факел. Оно осветило путь.

Люди поспешили покинуть лес и оказались среди благодатных степей. А молодой вождь пал мертвым на землю.

Кто-то подошел к сердцу Данко и наступил на него. Темную ночь осветили искорки, которые можно увидеть до сих пор. Рассказ заканчивается, старуха засыпает.

Описание главных героев

Ларра - горделивый индивидуалист с непомерным себялюбием. Он является дитем орла и обычной женщины, поэтому не просто считается себя лучше остальных, а противопоставляет свое «Я» всему социуму. Получеловек, пребывая в обществе людей, стремится к свободе. Однако, получив желаемую независимость от всего и всех, испытывает горечь и разочарование.

Одиночество - самое страшное наказание, гораздо страшнее смерти. В пустоте вокруг самого себя обесценивается все вокруг. Автор пытается донести мысль, что прежде, чем требовать что-либо от окружающих, следует сначала сделать что-то полезное для других. Настоящий герой тот, кто не ставит себя выше других, а тот, кто может пожертвовать собой во благо высокой идеи, выполняя сложные мисси, важные для всего народа.

Таким героем является Данко. Этот мужественный и смелый мужчина, несмотря на молодость и неопытность, готов вести свое племя сквозь дремучие леса темной ночью в поисках светлого будущего. Дабы помочь своим соплеменникам Данко жертвует собственное сердце, совершая величайший подвиг. Он умирает, но обретает ту свободу, о которой только мечтает Ларра.

Особый персонаж - старуха Изергиль. Эта дама повествует не только о двух мужчинах с кардинально разной судьбой, но делится с читателем интересными рассказами из собственной жизни. Женщина всю жизнь жаждала любви, но тяготела к свободе. Кстати, ради своих возлюбленных Изергиль, как и Данко, была способна на многое.

Композиция

Композиционная структура рассказа «Старуха Изергиль» довольно сложная. Произведение состоит из трех эпизодов:

  • Легенда о Ларре;
  • Рассказ женщины о своей жизни и любовных перипетиях;
  • Легенда о Данко.

Первый и третий эпизод повествуют о людях, жизненная философия, мораль и поступки которых кардинально противоположны. Еще одна интересная особенность: рассказ ведут сразу два человека. Первый рассказчик - сама старуха, второй - неизвестный автор, дающий оценку всему происходящему.

Заключение

М. Горьких во многих своих романах пытался раскрыть ключевые аспекты человеческой морали, задумываясь о главных качествах типичного героя: свободолюбии, отваге, силе духа, смелости, уникальном сочетании благородства и любви к человечеству. Зачастую автор «оттенял» ту или иную свою мысль, используя описание природы.

В рассказе «Старуха Изергиль» описание пейзажей позволяет показать красоту, возвышенность и необыкновенности мира, а также самого человека, как неотъемлемую составляющую вселенной. Романтизм Горького здесь выражен по-особому: трогательно и наивно, серьезно и страстно. Тяга к прекрасному сопряжена с реалиями современной жизни, а беззаветность героизма всегда зовет к подвигу.