Изучаем 44 фз с чего начать. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Татьяна:

Я устроилась на работу контрактным управляющим в детский дом. Мне дали перечень с распределением средств.

1. С чего мне начать работу?
2. Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги? В начале 2017 года или сейчас?
3. Оказание коммунальных услуг тоже надо на торги выставлять?

Сразу следует отметить, что не указана форма учреждения. Скорее всего детский дом - это казенное учреждение. Если учреждение казенное, то государство выделяет для него лимиты бюджетных обязательств. Данные средства можно тратить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделенные средства нужно истратить в полном объеме. При этом получение доходов от любой коммерческой деятельности организации будет уходить в доход государства.

Начать работу нужно в первую очередь с изучения того, что сделано предшественником и с изучения истории закупок в ЕИС и внутренней нормативной базы в учреждении — положений, инструкций и т.д. После этого необходимо заняться планированием закупок. Соответствие законодательству о контрактной системе очень важно, так как сейчас штрафы, которые могут налагаться на должностное лицо, чаще всего больше, чем заработная плата контрактного управляющего.

«Мне дали перечень с распределением средств» — скорее всего контрактному управляющему была выдана бюджетная смета на 2016 год или план-график. Данные документы позволяют определить сумму финансирования и определить распределение средств по статьям расходов.

«Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги?»
Что касается коммунальных услуг, то заключать контракты можно уже в конце текущего года на будущий без доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом следует учесть пункт 13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
«13. Заключение в 2016 году получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений) осуществляется:
государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 году, — на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели;»

В первую очередь в текущем году на следующий следует заключить контракты на коммунальные услуги, телефонную связь, вывоз бытового мусора, организацию охранных услуг организацию питания детей. Если Вы только начали работу, стоит посмотреть наличие всех положений - Положения о комиссии, О контрактной службе, есть ли они в наличии. Далее посмотреть план-график на текущий 2016 год. Обычно потребности учреждения более-менее одни и те же из года в год, поэтому планы-графики за предыдущие 2 года вы можете посмотреть, как в открытом доступе через ЕИС, так и отыскать у себя в учреждении. Можете использовать для дальнейшей работы и планирования закупок на 2017 год.

Следующая часть вопроса: «на обслуживание дома коммунальные услуги тоже на торги надо выставлять?».

Смотря о чем мы говорим. Дело в том, что с такими монополистами, как провайдеры телефонной связи, мы осуществляем закупку у единственного поставщика по п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Контракты, связанные с поставкой электроэнергии тоже заключаются по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению заключается по п.8 ч.1 ст.93. Следует напомнить, что в соответствии с ч.2 ст.93 при осуществлении закупок по п.1, 8 ч.1 ст.93 в ЕИС следует за 5 дней до подписания контракта разместить извещение о закупки. Разместить извещение без внесения данный позиций в план-график не получится, А следовательно план-график должен быть утвержден с изменениями за 10 дней до размещения извещений в ЕИС.

В течение следующего года возможны изменения тарифов, поэтому уже сейчас надо учесть возможность их повышения. Об этом уже сейчас стоит поговорить с будущими поставщиками коммунальных услуг.

Не стоит забывать, что с 1 января 2016 года вступили в силу статьи, связанные с планированием и нормированием. В соответствии с этим при планировании закупок на 2017 год не забудьте составить предварительно План закупок на 2017 год и разместить в его в ЕИС. Это нужно сделать в течение 10 дней после доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение 10 дней после этого нужно будет разместить в ЕИС План-график и только после этого Вы сможете закупать товары, работы, услуги в соответствии с ФЗ №44 в 2017 году. Обратите внимание, что в ФЗ-44 в одних случаях речь идет о рабочих днях, а в других - о календарных. В данном случае мы говорим о календарных днях.
Если сумма закупки менее 100 000 рублей, то закупку можно осуществить по пункту 4 части 1 Статьи 93, а если суммы превышают 100 000 рублей, то тогда данные услуги нужно будет закупать по другим пунктам части 1 Статьи 93 ФЗ №44. Все зависит от объема финансирования организации.

Удачных закупок!

Валерия Вахрамеева

Участником госзакупок может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения его капитала, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП).

Перед тем как участвовать в госзакупках, проверьте, соответствуете ли вы требованиям 44-ФЗ, и, конечно, подготовьте необходимые документы для участия в торгах. Что еще необходимо сделать до то, как начать работу по 44-ФЗ, прокомментрирует наш лектор Майский Ю., ведущий вебинара « ».

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « »

Требования к участнику электронного аукциона

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства о госзакупках:

  1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
  2. Непроведение ликвидации участника закупки и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП, на дату подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и пр.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период и если эта недоимка не обжалована в суде и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
  5. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации.
  6. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
  7. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
  8. Участник не должен быть офшорной компанией.

Смотрите видео комментарий Романа Чибисова, эксперта по тендерам, про аукционный перечень:

Также электронный аукцион проводится в отношении товаров (работ, услуг), включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если закупка осуществляется для обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 59).

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень, если такие ТРУ также можно описать подробно и точно (ч. 3 ст. 59). Критерии определения победителя аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Заказчик проводит открытый электронный аукцион, если не нужно оценивать предложения участников по особым характеристикам товаров, квалификации участников, опыту работы и т п., а закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.

Если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, то открытый электронный аукцион не проводится (ч. 2 ст. 84 № 44-ФЗ).

Несостоявшийся аукцион

Смотрите видео комментарий Юрия Майского, ведущего вебинара о том, в каких случаях аукцион признается несостоявшимся.

Закрытые способы определения поставщиков

Используются только в следующих случаях:

  • закупки ТРУ, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупки ТРУ, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  • закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Других ограничений на определение поставщика посредством проведения электронного аукциона нет.

Поиск «своего» аукциона

Участник госзакупок обычно интересуется, где найти электронный аукцион, который подходит именно ему, чтобы предложить производимый его компанией товар, предлагаемую работу или услугу? Можно искать интересующую закупку следующими способами:

  • самостоятельно просматривая информацию на официальном сайте с использованием ключевых слов — этот вариант бесплатный, но требует постоянного мониторинга со стороны участника, т.к. все приходится делать самому;
  • с помощью информационно-аналитических систем, например, системы Контур.Закупки . Этот вариант платный, но менее трудоемкий для участника.

Только после того, как вы проанализируете информацию о проводимых и проведенных электронных аукционах, вы сможете выбрать те, которые подходят именно вам и подготовиться к участию в них.

Участник должен обязательно провести предварительный анализ и расчет, перед тем как принять решение об участии в госзакупках. После того, как он принял решение об участии в торгах по закону 44-ФЗ, нужно найти информацию о тех закупках, которые интересуют именно его и подготовить всю необходимую документацию. Затем нужно тщательно проверить, соответствуют ли сведения, размещенные в подготовленной документации, запросам заказчика.

Участнику может понадобиться юридическая помощь, поэтому стоит привлечь к работе свою юридическую службу, а если таковой в компании участника нет, — то обратиться к стороннему юристу — для изучения положений проекта контракта заказчика и определения возможных рисков. Участник также должен заранее планировать свои финансовые ресурсы для обеспечения заявки, а в случае победы — обеспечения исполнения контракта. И только после этого можно подавать заявку. Вот, собственно, та точка отсчета, с которой начинается длинный путь участия в госзакупках.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Контрактная система. Программа перехода

к закупкам по новым правилам

1. Основные положения Закона № 44-ФЗ (сфера применения, основные понятия и принципы, информационное обеспечение, планирование закупок, особенности закупок бюджетных учреждений, особенности закупок автономных учреждений, ГУП, МУП, иных юридических лиц организация комиссии по размещению заказов и контрактной службы заказчика)

2. Особенности осуществления закупок (новые способы закупок, порядок проведения закупок, централизованные закупки, требования к ТЗ, закупки без указания объёма (торг за единицу), дополнительные требования к участникам процедур закупок, преференции, критерии оценки заявок, окончательных предложений, антидемпинговые меры, определение единственного поставщика, работа на электронный площадках, ЭЦП, организация электронного документооборота)

3. Заключение госконтракта. Программа перехода к закупкам по новым правилам (особенности заключения контракта, длящиеся контракты, НМЦК, применение национального режима, примеры идентичности и однородности, особенности исполнения контракта, банковское сопровождение контракта, изменение и расторжение контракта, мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, общественный контроль, ответственность в КС, реестры . Этапы введения контрактной системы, особенности подготовки к 1 января 2014 года)

Обучение проводит:

Трефилова Татьяна Николаевна

Обучение проводит:

Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня в области размещения заказов, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры экономики ГОУ ИРДП, член методического совета Росфиннадзора. Входит в состав рабочих групп Минэкономразвития РФ; является экспертом Контрольно-счетной палаты.

1. Сфера применения закона о контрактной системе

2. Основные понятия закона о контрактной системе

3. Принципы контрактной системы

5. Цели осуществления закупок

6. Особенности закупок бюджетных учреждений

7. Особенности закупок автономных учреждений, ГУП, МУП, иных юридических лиц

8. Планирование, обоснование и нормирование закупок

9. Обязательное общественное обсуждение закупок

10. Комиссии по размещению заказов / по осуществлению закупок. Контрактная служба. Эксперты, экспертные организации

Реформа госзаказа

Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» вступил в силу 13 мая 1999 года, утратил силу 1 января 2006 года («проработал» 6 лет 7 месяцев);

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2006 года, утратит силу 1 января 2014 года («проработал» 8 лет);

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступает в силу с 1 января 2014 года.

Лекция 1. Основные положения Закона № 44-ФЗ

Участники контрактной системы

ФОИВ, ОИВы субъектов

Иные ФОИВы, ОИВы субъектов,

по регулированию КС

уполномоченные на осуществле-

ние нормативно-правового

регулирования и контроля

в сфере закупок

ГК «Росатом»

Заказчики

Участники закупок, в т. ч.

Специализированные

признанные поставщиками

организации

Уполномоченные органы

Операторы ЭП

(уполномоченные учреждения)

– совокупность действий, ко-

совокупность

осуществляемых в порядке,

установленном законом о КС

действий

заказчика

направленных

обеспечение

начинается с определения

государственных

муниципальных

поставщика

с размещения

с направления

извещения

приглашения

(при открытых

(при закрытых

процедурах)

процедурах)

завершается

и завершается

Рассмотрим основные отличия в сфере применения старого и нового законов. Для удобства здесь и далее, сравнительная информация будет представлена в табличной форме.

94-ФЗ от 21.07.2005

44-ФЗ от 05.04.2013

Статья 1. Предмет и цели регули-

Статья 1. Сфера применения настоящего Фе-

рования настоящего Федерально-

дерального закона

го закона

Настоящий Федеральный закон ре-

1. Настоящий Федеральный закон регулирует

гулирует отношения, связанные с

отношения, направленные на обеспечение го-

размещением заказов на поставки

сударственных и муниципальных нужд в це-

товаров, выполнение работ, оказа-

лях повышения эффективности, результатив-

ние услуг для государственных, му-

ности осуществления закупок товаров, работ,

ниципальных нужд, нужд бюджет-

услуг, обеспечения гласности и прозрачности

осуществления таких закупок, предотвращения

ние заказа), в том числе устанавли-

коррупции и других злоупотреблений в сфере

вает единый порядок размещения за-

таких закупок, в части, касающейся:

казов, в целях обеспечения единства

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

экономического пространства на

2) определения поставщиков (подрядчиков, ис-

территории Российской Федерации

при размещении заказов, эффектив-

полнителей);

ного использования средств бюдже-

3) заключения гражданско-правового догово-

тов и внебюджетных источников фи-

ра, предметом которого являются поставка то-

нансирования, расширения возмож-

вара, выполнение работы, оказание услуги (в

ностей для участия физических и

том числе приобретение недвижимого имуще-

юридических лиц в размещении за-

ства или аренда имущества), от имени Россий-

казов и стимулирования такого уча-

ской Федерации, субъекта Российской Федера-

стия, развития добросовестной кон-

ции или муниципального образования, а также

куренции, совершенствования де-

бюджетным учреждением либо иным юриди-

ятельности органов государствен-

ческим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5

ной власти и органов местного само-

статьи 15 настоящего Федерального закона (да-

управления в сфере размещения за-

лее – контракт);

казов, обеспечения гласности и про-

4) особенностей исполнения контрактов;

зрачности размещения заказов, пре-

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

дотвращения коррупции и других

злоупотреблений в сфере размеще-

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

ния заказов

7) контроля за соблюдением законодательства

Российской Федерации и иных нормативных

правовых актов о контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд (да-

лее – контроль в сфере закупок)

© Издательство Форум Медиа, 2013. Все права защищены

www.forum-media.ru

Лекция 1. Основные положения Закона № 44-ФЗ

Обратите внимание!

94-ФЗ от 21.07.2005

44-ФЗ от 05.04.2013

Настоящий Федеральный закон применяется в

Настоящий Федеральный закон не

случаях размещения заказов на поставки това-

применяется к отношениям, свя-

ров, выполнение работ, оказание услуг для госу-

занным с:

дарственных или муниципальных нужд и нужд

1) оказанием услуг международ-

бюджетных учреждений, за исключением слу-

ными финансовыми организаци-

чаев, если такие услуги оказываются междуна-

ями, созданными в соответствии

родными финансовыми организациями, создан-

с международными договорами,

ными в соответствии с международными дого-

участником которых является РФ,

ворами, участником которых является РФ, а так-

а также международными финан-

же международными финансовыми организаци-

совыми организациями, с которы-

ями, с которыми РФ заключила международные

ми РФ заключила международные

договоры.

договоры;

Действие настоящего Федерального закона не

2) закупкой товаров, работ, услуг

распространяется на отношения, связанные:

для обеспечения безопасности

1) назначением адвоката органом дознания, ор-

лиц, подлежащих государствен-

ганом предварительного следствия, судом для

ной защите, в соответствии с Фе-

участия в качестве защитника в уголовном су-

допроизводстве в соответствии с Уголовно-

ста 2004 года № 119-ФЗ «О госу-

процессуальным кодексом РФ, судом для уча-

дарственной защите потерпевших,

стия в качестве представителя в гражданском су-

свидетелей и иных участников

допроизводстве в соответствии с Гражданским

уголовного судопроизводства» и

процессуальным кодексом РФ;

2) с привлечением адвоката к оказанию гражда-

ля 1995 года № 45-ФЗ «О государ-

ственной защите судей, должност-

нам юридической помощи бесплатно в соответ-

ных лиц правоохранительных и

ствии с Федеральным законом «О бесплатной

контролирующих органов»

юридической помощи в Российской Федерации»

Основные понятия закона о контрактной системе

Рассмотрим основные понятия, которые содержит закон о контрактной системе. Контрактная система является совокупностью (ст. 3):

участников контрактной системы;

действий, осуществляемых участниками контрактной системы, в т. ч. и с использованием единой информационной системы (ЕИС), направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Участники контрактной системы представлены на схеме ниже.

Лекция 1. Основные положения Закона № 44-ФЗ

Участники контрактной системы

ФОИВ, ОИВы субъектов

Иные ФОИВы, ОИВы субъектов,

по регулированию КС

органы местного самоуправления,

уполномоченные на осуществле-

ние нормативно-правового

регулирования и контроля

в сфере закупок

ГК «Росатом»

Заказчики

Участники закупок, в т. ч.

Специализированные

признанные поставщиками

организации

Уполномоченные органы

Операторы ЭП

(уполномоченные учреждения)

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, ко-

торые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

совокупность

осуществляемых в порядке,

установленном законом о КС

действий

заказчика

направленных

обеспечение

начинается с определения

государственных

муниципальных

поставщика

с размещения

с направления

извещения

приглашения

(при открытых

(при закрытых

процедурах)

процедурах)

завершается

исполнением обязательств сторонами контракта

Исключение : если законом о КС не предусмотрено размещение извещения, направление приглашения, закупка начинается с заключения контракта

и завершается

В соответствии со ст. 3 п. 4, участником закупок может быть:

любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, места происхождения капитала;

любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Государст­

Российской

Федерации

или субъектов РФ

Заказчики

действующие

муниципального

образования

Бюджетные

в случаях,

учреждения

предусмотрен­-

ных ч. 1 ст. 15 о КС

государственные органы (в т.ч. органы гос.

органы управления государственными внебюджетными фондами

государственные

к азенные учреждения

муниципальные

органы местного само­ управления

Государственный, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Рос-

сийской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Государственный орган

Уполномоченный орган,

Муниципальный орган

уполномоченное учреждение

Казенное учреждение

уполномоченное

на определение поставщика

(подрядчика,исполнителя),

на определение поставщика

(подрядчика,исполнителя),

на планирование

кроме обоснования закупок,

определения условий

на заключение контрактов

контракта, в т. ч.

на исполнение контракта

определения НМЦК,

подписания контракта

приемка результатов

обеспечение оплаты

контрактов

контрактов

определятьпредмет контракта определятьсущ. условия контракта

определятьНМЦК

Что не вправе делать специализированная утверждать проект контракта, документации о торгах

организация ?

подписыватьконтракт

Единая информационная система (далее – ЕИС) в сфере закупок – совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих форми-

рование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.

Принципы контрактной системы

Контрактная система будет базироваться на следующих основных принципах (ст. 6):

открытость и прозрачность;

обеспечение конкуренции;

профессионализм заказчика;

единство;

стимулирование инноваций;

ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Отметим, что в законе № 94-ФЗ принципы осуществления госзакупок отдельно не выделяются.

Рассмотрим принципы контрактной системы подробнее.

Наименование

Суть принципа

Чем обеспечивается реализа-

принципа КС

ция принципа

Принцип открыто-

Свободный и безвозмездный

1. Размещение информации в

сти и прозрачности

доступ к информации о КС

2. Полнота и достоверность ин-

формации, размещенной в ЕИС

Принцип обеспече-

КС направлена на создание

1. Добросовестное ценовое и

ния конкуренции

равных условий для обеспе-

неценовое состязание между

чения конкуренции между

участниками закупок в целях

участниками закупок.

выявления лучших условий по-

Любое заинтересованное

ставок товаров, выполнения ра-

бот, оказания услуг.

лицо имеет возможность

стать поставщиком

ствий, которые противоречат

закону о КС, в т.ч. приводят к

ограничению конкуренции, в

частности к необоснованному

ограничению числа участников

Наименование

Суть принципа

Чем обеспечивается реализа-

принципа КС

ция принципа

Принцип профес-

Осуществление деятельности

Поддержание и повышения

сионализма заказ-

заказчика, специализирован-

уровня квалификации и про-

ной организации, контроль-

фессионального образования

ного органа в сфере закупок

должностных лиц, занятых в

на профессиональной основе

сфере закупок, в том числе пу-

с привлечением к работе ква-

тем повышения квалифика-

лифицированных специали-

ции или профессиональной пе-

стов, обладающих теорети-

реподготовки в сфере закупок

ческими знаниями и навыка-

в соответствии с законодатель-

ми в сфере осуществления за-

Принцип стимули-

Заказчик при планировании и

рования инноваций

осуществлении закупок дол-

жен исходить из приоритета

обеспечения государственных

и муниципальных нужд инно-

вационной и высокотехноло-

гичной продукцией

Принцип единства

КС основывается на единых

контрактной систе-

принципах и подходах, позво-

мы в сфере закупок

ляющих обеспечивать госу-

дарственные и муниципаль-

ные нужды посредством пла-

нирования и осуществления

закупок, их мониторинга, ау-

дита в сфере закупок, контро-

ля в сфере закупок

Принцип ответ-

При планировании и осу-

Персональная ответственность

ственности за ре-

ществлении закупок заказчи-

должностных лиц заказчиков за

зультативность

ки должны исходить из необ-

соблюдение установленных За-

обеспечения го-

ходимости достижения задан-

коном о контрактной системе

сударственных и

ных результатов обеспечения

и принятыми в соответствии с

муниципальных

государственных и муници-

ним нормативными правовыми

нужд, эффектив-

пальных нужд

ность расходова-

ния бюджетных

15% всех закупок госзаказчики проводят у и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции , Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы .

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах