Капитан 1 го ранга соответствует. Советские воинские звания

А.С. Новиков-Прибой

Капитан 1-го ранга


Часть первая

I

Захар Псалтырев, о необыкновенной истории которого я хочу рассказать, с новобранства находился со мною в одном взводе. Мы были с ним одинакового роста и поэтому, выстраиваясь на дворе флотского экипажа для маршировки, становились рядом. Он был моим соседом и по жилому помещению. На третьем этаже большого кирпичного корпуса, в одной из четырех камер, занимаемых нашей ротой, койка Захара Псалтырева стояла третьей от моей. Таким образом, я имел возможность наблюдать за ним днем и ночью.

Помню, в экипаж он явился в домотканом коротком зипунишке, в облезлой заячьей шапке, в лаптях, с небольшим сундуком за спиной. Засунув сундук под койку, он уселся на нее, снял с кудрявой темно-русой головы шапку и распахнул зипун. Потом пытливо оглядел большими серыми глазами камеру. Длинная, она вмещала в себе более сорока коек, расставленных в два ряда, причем между каждой парой коек возвышалось по шкафу. На продольной фасадной стене висели в рамках какие-то правила для матросов, изображения золотых погон флотских чинов, патриотические лубочные картины. С другой поперечной стены, из посеребренного киота, строго смотрел на людей покровитель моряков - Николай-чудотворец. Лицо Псалтырева, обескровленное деревенской нуждой, на момент приняло выражение беспредельной тоски. Но сейчас же он расправил, словно от усталости, широкие крутые плечи и, тряхнув кудрявой головою, промолвил:

Ну, ладно! Начало сделано. Остается немного - только семь лет прослужить.

Кто-то из новобранцев посмеялся над ним:

Что ж это ты явился во флот в таком наряде?

Псалтырев, не смущаясь, ответил:

А для чего мне другой наряд? Казенное добро получу, - защеголяем.

Мы все были подстрижены нолевой машинкой. На второй день нас сводили в баню. Недели через две мы все оделись в одинаковую флотскую форму.

За это время мы перезнакомились друг с другом. Мы уже о многих знали, откуда кто пришел, какая семья у него осталась, знали, кто женат и кто холост и чем занимался дома. По праздникам у нас учений не было, но в город все равно никого не отпускали. Приходилось сидеть в камере и скучать.

Прошло две недели, как мы поселились во флотском экипаже, а некоторые новобранцы все еще с завистью относились к тем, которые по каким-либо причинам были забракованы приемочной комиссией. Тут же вспоминались разные случаи.

Захар Псалтырев, прислушиваясь к разговорам, долго молчал, а потом заявил:

А я очень рад, что попал на службу.

Говорившие повернули к нему головы и с удивлением уставились на него.

Что дома ел? Квас с картошкой, квас с редькой да постные щи. А здесь скоромным супом кормят и кашу дают. Я сам напросился во флот. В нашем селе Хрипунове никакой речушки нет. Воду можно увидеть только в колодцах и в лужах во время дождя. Одно лето мне все-таки подвезло. Работал батраком на Оке. Это будет от нас верст сто. Там и плавать научился и пароходы повидал. А теперь моря и океаны увижу. И уж очень мне хочется узнать, как военные корабли устроены. Может, какой-нибудь специальности обучусь.

Черт с ней, со специальностью, лишь бы дома остаться! - сказал один из новобранцев.

Псалтырев строго посмотрел на него.

Если так каждый будет рассуждать, то мы без армии и флота останемся. А тогда другие государства раскромсают нашу Россию по частям и приберут к своим рукам. Хорошо будет?

Он улыбнулся и заговорил о том, как гуляли «забритые».

Эх, и закуролесили мы напоследок! Дым коромыслом стоял! И говядинки поели. Известное дело - все родители режут для рекрутов живность. Так уж исстари повелось. И моя мать то же сделала. Были у нас три курицы и петух. Пожалела она курицу: яйца, мол, будет нести. Взяла да и отрубила голову петуху. Такого красавца больше не найти. Сильный, пером огненный. Запоет, бывало, - на всю волость слыхать. А насчет драки - во всем селе ни один не мог против него устоять. На спор я на нем целковых пять выручил. Вот до чего жалко такого петуха! Лучше бы мать овцу зарезала.

Время шло, но мы, несмотря на молодость, чувствовали себя подавленными. До рекрутчины у каждого из нас была какая-то своя особая жизнь, свои занятия, родственники, друзья, знакомые. Почти до двадцати двух лет, начиная с детства, мы жили - одни в городах, другие в деревнях, - привязанные к привычным условиям. И вдруг связь с прошлым оборвалась, и наша жизнь должна продолжаться в новой обстановке. Нас пугали стены казармы. Мы ложились спать по приказу начальства, вставали утром под игру горнистов и грохот барабанов. Без разрешения фельдфебеля мы не могли завтракать, обедать, ужинать. Инструкторы оглушали нас бранью, а мы вытягивались перед ними, выслушивая их грубые наставления. Если у кого из нас был слабо подпоясан ремень, то инструктор сам затягивал его, до боли нажимая коленом на живот. Казалось, что мы перестали принадлежать самим себе, перестали быть людьми. Все первоначальное учение сводилось к тому, чтобы в новобранцах заглушить самостоятельную мысль и превратить их в послушные и нерассуждающие автоматы. Многие из нас старались заглянуть вперед - что же будет дальше? И служба нам рисовалась нудной, как осенняя слякоть, и невероятно длинной, как этапная дорога через Сибирь.

Не унывал только Псалтырев. Его серые глаза, роговицы которых были усыпаны маленькими, как маковые зерна, сияющими точками, смотрели на все с жадностью, - так хотелось ему скорее разобраться в новой жизни. Каждое движение его было неторопливо и рассчитано. А месяца через полтора он стал выявляться перед нами как исключительно даровитый человек. В самых простых вещах он видел намеки на что-то интересное, чего другим было невдомек. Всем людям, например, свойственно летнею порою любоваться цветами. А Псалтырев не только любовался, как все, но и более глубоко над этим задумывался. И в беседах с новобранцами у него возникали самые неожиданные, озадачивающие товарищей мысли.

Однажды после занятий, утомленные, мы расположились на койках. Один из новобранцев утирался носовым платком; увидев на платке вышитые васильки, Псалтырев спросил:

Цветы, должно быть, любите?

Невеста на прощанье подарила, - ответил тот.

Ах, цветики-цветочки! Они для меня загадка.

Псалтырев оглядел всех и продолжал:

Помню, оставался у меня на огороде квадратный аршин свободной земли. И посадил я на нем разные цветы. Почва была одинаковая, одинаково на нее светило солнце, и одинаково орошали дожди. А почему-то рядом росшие былинки зацвели все по-разному. На одном и том же месте пестрели красные, синие, желтые, розовые цветки. Откуда же, спрашивается, берут они свои особенные краски? С неба, что ли, или из земли? Ведь каждый из вас и на лугах видел то же самое.

Вопрошающим взглядом Псалтырев обвел присутствующих, но в ответ на него уставились недоумевающие лица. И мнение всех выразил один новобранец огромного роста и могучего телосложения.

Ян Борисович Гамарник (настоящее имя - Яков Пудикович Гамарник, Житомир - 31 мая 1937, Москва) - советский военачальник, государственный и партийный деятель, армейский комиссар 1-го ранга. Застрелился накануне неминуемого ареста по «делу Тухачевского».

Учился в гимназии, но с 15 лет был вынужден добывать себе средства к существованию. В 17 лет заинтересовался марксизмом.

В 1913 году, окончив гимназию с серебряной медалью, переехал в г. Малин Киевской губернии и стал репетитором. В 1914 поступил в Петербургский психоневрологический институт, но, не увлёкшись врачебной деятельностью, в 1915 перевелся на юридический факультет Киевского университета. Познакомившись с руководителями большевистского подполья на Украине Н. А. Скрыпником и С. В. Косиором, оказавшими на него большое влияние, Гамарник в 1916 стал членом РСДРП(б). Вёл пропаганду на киевском заводе «Арсенал».

После Февральской революции 1917 Гамарник возглавлял Киевский комитет РСДРП(б).

После Октябрьской революции в Петрограде был арестован властями вместе с руководителями киевских большевиков. Был освобождён вооружённым восстанием 31 октября 1917.

В 1918-1919 годах - на подпольной партийной работе на Украине. В 1918 приехал в Москву, познакомился с В. И. Лениным и был избран в состав ЦК КП(б)У.
Участвовал в подавлении мятежа левых эсеров. В 1918 г. заместитель председателя Киевского Совета.

С 1919 года председатель Одесского губкома партии.

В августе 1919 года Гамарник был назначен членом РВС Южной группы войск 12-й армии. В феврале 1920 после разгрома деникинцев Гамарник был председателем Киевского губкома партии и Киевского губисполкома.

С июля 1923 года - председатель Приморского губисполкома, в июне 1924 года - председатель Дальревкома, а с марта 1926 года - Дальневосточного крайисполкома.

В 1927-1928 гг. первый секретарь Дальневосточного крайкома партии. Много занимался промышленным развитием Дальнего Востока, при его участии разрабатывался и осуществлялся 10-летний план (1926-1935) подъёма экономики края. Поддержал украинизацию юга Дальнего Востока, где в разных его районах проживало от 60 до 80 % украинцев.

С февраля 1928 года по октябрь 1929 года - первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии. Поддерживал политику коллективизации.

В 1929-1937 годах начальник Политуправления РККА, одновременно ответственный редактор газеты «Красная звезда». Через Гамарника осуществлялась связь между руководством Наркомата обороны и органами государственной безопасности.

В 1930-1934 годах первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие Тухачевскому в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.
На ноябрьском Пленуме ЦК 1929 Гамарник поддержал Сталина в разгроме «правой оппозиции»:

«Мы не можем терпеть, чтобы в рядах нашего Политбюро находились люди, которые мешают нашей борьбе, которые путаются между ног, которые объективно защищают классового врага».

В 1934-1937 годах первый зам. наркома обороны СССР. Выступил в защиту Тухачевского, заявив Сталину, что в его отношении совершена ошибка. 13 марта 1937 г. назначен уполномоченным Наркомата обороны СССР при Совнаркоме РСФСР.

Гамарнику первому в Красной Армии 20 ноября 1935 года было присвоено воинское звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга.

Самоубийство

20 мая 1937 года Гамарника сняли с поста начальника Политуправления РККА и понизили до должности члена Военного совета Среднеазиатского военного округа.

31 мая Нарком обороны К. Е. Ворошилов отдал приказ заместителю начальника Политуправления РККА А. С. Булину и управляющему делами Наркомата обороны И. В. Смородинову сообщить Гамарнику, находившемуся у себя на квартире в связи с болезнью, о решениях Политбюро. Они так же объявили Гамарнику приказ народного комиссара обороны об увольнении его из рядов РККА. Сразу же после их ухода Гамарник застрелился накануне неизбежного ареста...

1 июня газета «Правда» и другие советские издания опубликовали короткое сообщение: «Бывший член ЦК ВКП(б) Я. Б. Гамарник, запутавшись в своих связях с антисоветскими элементами и, видимо, боясь разоблачения, 31 мая покончил жизнь самоубийством». Его имя упоминалось в приговоре по делу Тухачевского от 11 июня 1937 года.

После смерти объявлен «врагом народа», было установлено его участие «в антигосударственных связях с руководящими военными кругами одного из иностранных государств», шпионаже и ведении вредительской работы.

Показания на Гамарника дали многие из фигурантов дела Тухачевского. Иона Якир, первоначально указывавший, что Гамарник только сочувствовал военному заговору, в существовании которого признавались арестованные военачальники, затем изменил свои показания и заявил, что с 1936 года информировал Гамарника о «вредительской работе», проводимой в западных пограничных районах, а тот сообщал ему о своей работе по подрыву обороноспособности на Дальнем Востоке. Сам Тухачевский показал, что Гамарник был одним из 10 членов «центра» военного заговора с 1934 года и ведал подрывной деятельностью на Дальнем Востоке. Иероним Уборевич ограничился предположением, что Гамарник мог входить в состав руководства «заговора Тухачевского». Витовт Путна, Борис Фельдман и Август Корк участия Гамарника в заговоре не подтвердили..

После этого было репрессировано большое число политработников - назначенцев Гамарника.

Являясь идеалистом по убеждениям, Гамарник, видимо, не понимал, что государство, в создании которого он принял столь деятельное участие, получилось не совсем таким, о котором он мечтал. Об этом свидетельствует его бесхитростный рассказ:

"Ко мне из Киева в Москву каждый год приезжает отец и просит у меня мои старые кожаные сапоги, а я не даю. Увидят его знакомые рабочие в этих сапогах и скажут: «Сын служит в армии и ворует, где же старику больше взять такие сапоги».

Источник статьи: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гамарник,_Ян_Борисович

Задача данной статьи - выяснить, как заложен вынужденный шаг - самоубийство комиссара 1-го ранга ЯНА ГАМАРНИКА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

4 5 18 19 36 50 60 71 103 114 129 132 148 168 173 183 194 209 212 222 246
Г А М А Р Н И К Я К О В П У Д И К О В И Ч
246 242 241 228 227 210 196 186 175 143 132 117 114 98 78 73 63 52 37 34 24

32 43 58 61 77 97 102 112 123 138 141 151 175 179 180 193 184 211 225 235 246
Я К О В П У Д И К О В И Ч Г А М А Р Н И К
246 214 203 188 185 169 149 144 134 123 108 105 95 71 67 66 53 52 35 21 11

Что из знакомого нам по ряду предыдущих статей о самоубийстве застреливанием мы видим в таблицах:

71 = ГАМАРНИК, СУИЦ (идом). Следом идёт цифра 103 = ВЫСТРЕЛ. И, как естественное заключение, 114 = СУИЦИДОМ.

ГАМАРНИК ЯКОВ ПУДИКОВИЧ = 246 = 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ + 114-СУИЦИДОМ.

Вот и всё прочтение кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Но, памятуя о том, что код ИМЕНИ человека содержит много информации, в частности, это и причины ухода: болезнь, катастрофа, нервный срыв, шок, стресс, число полных ЛЕТ ЖИЗНИ, ДАТА УХОДА ИЗ ЖИЗНИ, ДЕНЬ УХОДА и т.д., продолжим дешифровку дальше.

129 = САМОУБИЙСТВ (о). 144 = САМОУБИЙСТВО.

246 = 102-ЗАСТРЕЛЕН, СМЕРТЬ + 144-САМОУБИЙСТВО.

Как мы подошли к слову САМОУБИЙСТВО, ведь мы не видим привычной в таких случаях цифры 47 = САМО...

Зато мы видим цифру 32 = Я, САМ, РО (к).

246 = 32-САМ + 214-ЛИШИВШИЙ СЕБЯ ЖИЗНИ.

С другой стороны - 97 = УБИЙСТВО, следом идёт цифра 102 = ЗАСТРЕЛЕН. Что остаётся добавить:

246 = 97-УБИЙСТВО + 102-ЗАСТРЕЛЕН + 47-ПОГИБ, УБОЙ, УЖАС, САМО...

Смотрим столбец:

97 = УБИЙСТВО
____________________________________________
169 = 102-ЗАСТРЕЛЕН, СМЕРТЬ + 67-САМОУ...

Смотрим столбцы:

103 = ВЫСТРЕЛ
____________________________________
175 = 97-УБИЙСТВО + 78-ЧЕЛОВЕКА

175-УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА - 103-ВЫСТРЕЛ = 72 = В ГОЛОВУ. \ Грубо говоря, 72 - это слово ТРУП \.

Если мы зададимся целью - прочесть код одним словом, то получится следующее:

60 = ЧЕЛОВ..., 66 = ЧЕЛОВЕ..., 77 = ЧЕЛОВЕК..., 112 = ЧЕЛОВЕКОУ..., 114 = ЧЕЛОВЕКОУБ..., 134 = ЧЕЛОВЕКОУБИЙ...

Видимая встреча идущего навстречу друг другу слова ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО - 246 = 112-ЧЕЛОВЕКОУ... + 134-ЧЕЛОВЕКОУБИЙ...

Смотрим, а где же невидимая встреча?

ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО = 189. Эта цифра находится между цифрами 183 = ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ и 194 = ГИБЕЛЬ ВЫСТРЕЛОМ, ЗАСТРЕЛИЛ СЕБЯ САМ.

Чтобы её найти, код буквы К = 11 \ в слове ПУДИКОВИЧ \ разложим на две цифры: 11 = 5 + 6.

183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ + 6 = 189 = ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО.

52 = ...ОВИЧ, УБИЕН + 5 = 57 = ЧЕЛО (векоубийство). Это невидимая встреча...

189-ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО - 57-ЧЕЛО... = 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Продолжим дешифровку отдельных столбцов:

129 = САМОУБИЙСТВ (о) = САМОЗАСТРЕЛ
__________________________________________
132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ

132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ
_______________________________________
117 = ОТ ЗАСТРЕЛА = САМОЗАСТРЕ (л)

246 = 129-САМОЗАСТРЕЛ + 117-САМОЗАСТРЕ (л).

58 = СЕБЯ
_____________________________
203 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО

203-СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО - 58-СЕБЯ = 145 = СКОНЧАЛСЯ.

Читаем: 18 = С..., 36 = СОВ..., 148 = СОВЕРШИЛ УБИЙ..., 185 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТ..., 188 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВ..., 203 = СОВЕРШИЛ УБИЙСТВО.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 31.05.1937. Это = 31 + 05 + 19 + 37 = 92 = ЗАСТРЕЛИ (лся), ПОГИБШИЙ.

246 = 92-ПОГИБШИЙ + 154-ЗАСТРЕЛИЛСЯ = 92-ЗАСТРЕЛИ (лся) + 154-ЗАСТРЕЛИЛСЯ.

154 - 92 = 62 = НАПОВАЛ.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 123-ТРИДЦАТЬ, КАТАСТРОФА + 63-ПЕРВОЕ, ГИБЕЛЬ + 46-МАЯ, ЗАМЕР, ГИБ ВМИГ = 232 = ПРЕКРАЩЁННАЯ ЖИЗНЬ.

246 = 14-БЕДА + 232-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАЯ, ПРЕКРАЩЁННАЯ ЖИЗНЬ.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 232-ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАЯ + 56-УМЕР-\ 19 + 37 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 288 = 123-КАТАСТРОФА + 165-ВЫБРАЛ СМЕРТЬ = 186-ВЫСТРЕЛИЛ В СЕБЯ + 102-ЗАСТРЕЛЕН.

Код полных ЛЕТ ЖИЗНИ.

Впервые! Я покажу читателю - как определить число полных ЛЕТ ЖИЗНИ. И вот почему:

Дата рождения ЯКОВА ГАМАРНИКА - 2.06.1894, а дата гибели - 31.05.1937. Мы видим, что до полных 43-х лет не достаёт всего двух дней. Так сколько же полных лет следует считать - 42 года или 43?

Считаем: СОРОК ДВА = 85. 85-СОРОК ДВА + 85-СОРОК ДВА = 170 = УБИВШИЙ СЕБЯ САМ. 170 + 18-С(орок) = 188. 170 + 33-СО(рок) = 203. 170 + 65-СОРО(к) = 235. 170 + 76-СОРОК = 246.

Цифры 188, 203, 235, 246 мы видим воочию.

СОРОК ДВА = 85 = В ТУПИКЕ, ЗАГНАН В УГО(л), "К СТЕНКЕ", МГНОВЕНИЕ, ОБРЕЧЁН, РАСПЛАТА.

246 = 85-СОРОК ДВА + 161-ВЫСТРЕЛИВШИЙ, ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ.

161-ОКОНЧАНИЕ ЖИЗНИ - 85-СОРОК ДВА = 76 = СГУБЛЕН.

Примечание:

Нам осталось выяснить, какая причина побудила ЯКОВА ПУДИКОВИЧА ГАМАРНИКА пойти на САМОУБИЙСТВО.

Вернёмся к началу статьи:

30 мая 1937 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение: «Отстранить тт. Гамарника и Аронштама от работы в Наркомате обороны и исключить из состава Военного Совета, как работников, находившихся в тесной групповой связи с Якиром, исключённым ныне из партии за участие в военно-фашистском заговоре»...

31 мая Нарком обороны К. Е. Ворошилов отдал приказ заместителю начальника Политуправления РККА А. С. Булину и управляющему делами Наркомата обороны И. В. Смородинову сообщить Гамарнику, находившемуся у себя на квартире в связи с болезнью, о решениях Политбюро. Они так же объявили Гамарнику приказ народного комиссара обороны об увольнении его из рядов РККА.

ОШЕЛОМЛЕНИЕ = 134. Следом идёт 144 = САМОУБИЙСТВО.

Смотрим столбцы:

123 = КАТАСТРОФА
______________________
134 = ОШЕЛОМЛЕНИЕ

112 = САМОУБИЙЦ(а)
_______________________
144 = САМОУБИЙСТВО

144 - 112 = 32 = Я, САМ.

134-ОШЕЛОМЛЕНИЕ + 10-И + 144-САМОУБИЙСТВО = 288 = \ код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ \-123-КАТАСТРОФА + 165-ВЫБРАЛ СМЕРТЬ.

Найденное нами слово - ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО = 189 = БЕЗНАДЁЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ = 86-СУИЦИД + 103-ВЫСТРЕЛ = 100-ОБРЕЧЁН НА + 89-САМОУБИЙ(ство).

Родившийся перед войной, в июле 1939-го, в крестьянской семье в пензенской земле, пройдя службу в Вооруженных Силах, он в 1961-м выбрал для себя путь моряка-подводника, поступив в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. И с 1966 года начался его тернистый и славный путь офицера-подводника, когда впервые он понял, что значит подводное противостояние, во время конфликта вокруг захваченного американского корабля разведки «Пуэбло». Не успели утихнуть страсти в Японском море, как в 1971-м атомная подводная лодка К-31, на которой старпомом был Александр Иванович, в составе 10-й советской эскадры убыла в Индийский океан с целью нейтрализации конфликта вокруг получившей независимость Бангладеш. Советский народ в те дни жил ощущением мира, а под водой, на воде и над водой уже шла война, причем не «холодная», а самая настоящая «горячая»…

Уже в 1973 году он стал командиром атомной подводной лодки, авторитет его был уже признанным на флоте, а ведь он всего лишь капитан 3-го ранга. Участвовал в знаменитых учениях «Океан – 75». Вместе с авторитетом пришли мастерство, дерзость атак, уверенность в слаженности экипажа и вера в то, что количество погружений всегда будет равно числу всплытий.

1976-й стал особым в жизни нашего командира, когда он становится командиром новейшего атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Именно корабли этого класса вместе с ракетными войсками стратегического назначения и стратегической авиацией все годы «холодной войны» остужали горячие заокеанские головы. И одним из тех, кто создавал этот «отрезвляющий душ», и был Александр Иванович Самохвалов.

Нередко друзья-командиры подшучивали над его фамилией, но никогда Александр Иванович самого себя не хвалил, его скромность была примером для многих, как младших офицеров, так и адмиралов, многие из которых им же были обучены и воспитаны. Венцом подвига экипажа Александра Самохвалова был подледный переход атомного крейсера с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Северного полюса, за что Родина наградила командира своим высшим орденом – Ленина. А на страницах «Атласа подводных глубин» появилась такая надпись: «Капитану 1 ранга Самохвалову А.И. в честь трансарктического перехода с Северного на Тихоокеанский флот. Родина доверила Вам выполнение ответственного задания, требующего глубоких профессиональных званий, богатого командирского опыта, высокого самообладания и мужества. Будьте достойным наследником героической славы первых советских покорителей суровой Арктики. Совершенный Вами поход займет достойное место в ряду замечательных дел подводников Краснознаменного Северного флота».

В 1982 году экипаж атомного ракетоносца под командованием Александра Ивановича станет инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском флоте Союза ССР. Люди старшего поколения помнят, что это была высшая честь для любого командира, особенно в год 50-летия Страны Советов.

В 1985-м капитан 1-го ранга Самохвалов был назначен заместителем начальника Киевского высшего военно-морского политического училища, чтобы отдавать свой опыт и знания будущим покорителям подводных глубин.

Сегодня Александр Иванович на заслуженном, как говорят в таких случаях, отдыхе. Но видя, с какой энергией он по-прежнему отдает всего себя молодому поколению, так и хочется сказать: «Наш командир всегда молод».

И неслучайно, что его внучка Дашенька Марченко посвятила деду сотоварищи не одно свое бесхитростное стихотворение.

…Я рада, что мой дед именно такой:

Простой подводник…

Этим словом награждается не каждый,

А только лучший самый.

Спасибо, дедушка, за доброту, любовь и ласку,

За мудрый совет,

За подаренную тобой мне сказку

И на любой вопрос – ответ.

…Ну что еще можно сказать, когда в мире всегда актуальной остается тема отцов и детей. Да, тема есть. Но, как видим, есть и ответ на вечные вопросы. Ответ внучки…

Сергей СМОЛЯННИКОВ, Александр ГЛАВАЦКИЙ

http://telegrafua.com/social/12909/

На фото: 1- командир рпк капитан 1 ранга Самохвалов А.И., 2- командующий флотилии вице-адмирал Матушкин Л. А., 3- представитель ГШ ВМФ контр-адмирал Просвиров В.А., 4-флагманский штурман флотилии капитан 1 ранга Палитаев А.И., 5- флагманский РТС флотилии капитан 1 ранга Бараненко А, сзади него справа сидит представитель 9-го НИИ капитан 2 ранга Кузнецов М., 6- номера нет, 7- не изв., 9- не изв.

Страница 1 из 4

1 9 8 8 год.

1. «У меня это в уму не влаживается».
(м-н Чеверда)
2. «У нас многие не охватаны партийной работой».
(м-н Кравченко)
3. «Поправка на дурака, как говорят, вернее, как мне в свое время говорили».
(кап.1 ранга Алтунин, УЦ).
4. «Гласность у нас висит на 2 этаже».
(кап.1 ранга Скрипко, УЦ).
5. «Вы пальцами своего нахальства треплете струны моего терпения».
(кап.2 ранга Иванов, ВВМУРЭ им. А. С. Попова).

1 9 8 9 год.

6. «Вот приедете в Западную Лицу и вас там сразу поставят раком по стойке «смирно»».
(кап.2 ранга Шарапов, УЦ).
7. «Сколько можно напоминать? Вы, или жуёшь, или Вас нет».
(кап.2 ранга Локоть).
8. «Радист, выньте микрофон изо рта и доложите как положено».
-Минуту ждать…».
(Кап.1 ранга Ляхов).
9. «Начхим, Вы первый раз заступаете дежурным по кораблю. Я могу быть спокоен?
-Да. А где Вас найти?»
(СПК к2р Воронков с НХС ст. л-том Шенаевым).
10. «Мне анонимные звонки не нужны. Можете прийти анонимно и сказать.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
11. «Из суточных планов: «Расход: Ст. л-т Переверзев - расход.»
(Б-534)
12. «Как Вы понимаете пословицу: «Лес рубят -щепки летят»?
-Это борьба за экологию и репрессии»
(ст.2ст.Борисов).

1 9 9 0 год

13. «Шестой!
-Есть шестой!
-Авезов, это ты?
-А, что, не видно что -ли?»
(Из разговора по ГГС КПЛ кап.2 ранга Щуренко с ст.2ст.Авезовым).
14. «В стране развал, а Вы меня за какого-то матроса дерёте.»
(М-н Барбаш).
15. «Давыдов, кто здесь старший?
-Кто старший не знаю, а крайний всегда я.»
(СПК кап.2ранга Воронков с л-том Давыдовым на большой приборке).

1 9 9 1 год.

16. «Ну и поощрите его краткосрочным отпуском по такому-то адресу.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
17. «Не надо тянуть резину за хвост.»
(к-л-т Южаков).
18. «Поцелуйте меня в ж.. под хвост.»
(кап.2 ранга Щуренко).
19. «Коробков, Вы почему без ПДУ?
-А я снизу спустился.»
(л-т Коробков).
20. «ВО: Центральный! Обнаружен самолёт. Направление справа-налево.»
(Ст. л-т Горбенко).
21. «Командир: Помощник. Нужно это сделать немедленно.
-ПК: С Вами всё ясно, товарищ командир.»
(Ст. л-т Горбенко).
22. «Командир: Доктор, Вы где были во время тревоги?Мы уже дали радио об аварии.
Доктор:-Я никакого радио не получал..»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
23. «Завтра на внешнем объекте работают 6 человек.Точнее, 4 человека и 2 курсанта.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
24. «СПК: Начальнику М/С прибыть в ЦП!
НМС:-Я слышу всё, спасибо большое.»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
25. «Завтра начинается ППО, ППР. Озадачьте л/с, чтобы был пострижен.»
(Кап.2 ранга Воронков).
26. «КП-4:Товарищ командир! Получена квитанция от 103 космического аппарата.
-Есть КП-4.Квитанция получена?
-Так точно!
-Есть. От аппарата?
-Так точно!
Есть.103-го?
-Так точно!
Есть. Хорошо.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
27. «Я хочу, чтобы все здесь сидящие твёрдой командирской рукой спрашивали с подчинённых.»
(НПО кап.1 ранга Обризан).
28. «Командир своим твёрдым умом всё ПРОКЛАФИЦИРОВАЛ.»
(НПО кап.1 ранга Обризан).
29. «Метрист: Мостик. Справа 30 цель не наблюдаете?
-Нет.
-Мостик - метрист. Справа 30, в дистанции 263 каб. обнаружена цель.»
(М-н Колесников).
30. «Дальнейшие планы не ясны, поэтому, на всякий случай, сделаем приборку.»
(Кап.2 ранга Воронков).
31. «Самый короткий путь мимо начальника, это вокруг него.»
(Кап.2 ранга Юрин).
32. «Ламехов, я Вам «шило» даю не для того, чтобы Вы его на матчасть расходовали, а на дыбу в 1 отсеке.»
(Кап.2 ранга Воронков).
33. «СПК: Ламехов, ты, что, воды попил?
-Что, я пьяный что -ли?.»
(Кап. л-т Ламехов).
34. «У нас в Татарии день такой есть -среда называется.»
(Кап. л-т Южаков).
35. «Подведение итогов Б-534.
СПК: Товарищ командир, у Вас будет что-нибудь для л/с?.
Командир: -Вы до них план довели?.
СПК: -Да. Я сказал, что план большой и непонятный.
Командир: -Ну, правильно. Распускайте народ..»
(Кап.2 ранга Щуренко,кап.2 ранга Воронков)
36. «Вы, откуда берете информацию?
- Она ко мне с 5-го стекает.»
Ст. л-т Пештерев
37. «Завтра с утра проводим большую приборку с мокрым концом.»
(Кап.2 ранга Воронков).
38. «Командир в перископ: Самолёт сбросил буй.
НШ: -Ну, и где он?.
-Да мне пока не видно ни буя, ни х….»
(Кап.2 ранга Щуренко).
39. «Штурман. Дай мне карту от речки Чёрная, ну и до этой срани, ну ты знаешь.»
(Кап. 2 ранга Щуренко).
40. «В перископ: Авианосец здоровый, аж в очко не влазит.»
(М-н Ячменёв).
41. «Центральный. Хорош моторы гонять. На пусковых сопротивлениях уже можно яйца жарить.
-Центральный: -Есть яйца жарить.»
(Б-534).
42. «Штурман. В перископ Кувшин видишь?.
-Я его лицезрею.»
(Кап.3 ранга Фадеев).
43. «Лейтенант.Посмотри дифферент.
-Здесь между половинкой и единичкой.»
(Л-т Закурдаев).
44. «Я Вас сейчас поставлю вертикально.»
(Кап.2 ранга Воронков).
45. «Центральный. «КОРУ» прошу не вытаскивать.»
(Л-т Коробков).
46. «Товарищ командир, разрешите получить задание на вахту?.
-Пошёл в п….»
(Кап.2 ранга Щуренко).

1 9 9 2 год.

47. «Товарищ командир. Вы, что издеваетесь над всеми?
-Я издеваюсь не над всеми, а только над Вами.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
48. «Встречайте аэропорту везу 300 кг. огурцов.»
Ст. кап.л-т Пештерев
(Телеграмма командиру).
49. «Обращаю внимание на сказуемое: готовность дивизии -постоянная.»
(Кап.1 ранга Катухин).
50. «Коряушкин.
-Чиво?
Не чиво, а выгляни из-за перископа, как положено.»
(Ст. л-т Ламехов из разговора с матросом).
51. «Доктор выходит из каюты командира и поёт: Я сучка, сучка, сучка, а вовсе не медведь.»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
52. «Товарищ капитан 1 ранга. Можно вопрос?
-Можно, но если глупый, то по команде.»
(Кап.1 ранга Катухин).
53. «Вот заменим продразверстку продналогом, уничтожим частную собственность, раздадим чёрные «Волги» участковым врачам -и тогда заживём!.»
(Вице-адмирал Ерофеев).
54. «КД перед строем дивизии: У меня рук не хватит, чтобы это всё рассказать.
Голос из строя: -А у нас не хватит ног, чтобы это всё выслушать.»
(Контр-адмирал Шкирятов).
55. «Когда ваши жёны в руках вместо хера будут держать черенок лопаты, тогда из Западной Лицы можно будет сделать нормальный город.»
(Вице-адмирал Ерофеев).
56. «А вот завтра мы и решим -идти снегу, или нет.»
(Контр-адмирал Бородич).
57. «Я уже подписал документы на авианосце имени меня.»
(Капитан 1 ранга М. Ю. КУЗНЕЦОВ).
58. «КПС: -Доложить вариант использования антенн.
-Вариант № 7.
-Во, бля!.»
(Кап. -л-т Парахин).
59. «К- р БЧ-5: Застопорили турбину, перешли на движение под РДК.
НШ: -А! Ну чувствуется скорость, аж шапку стало срывать. Кто их
Придумал -эти сионистские бздюшки.»
(Кап.1 ранга Катухин).
60. «Сколько разных маразматических бумажек! Компрессор легче пустить, чем записать этот пуск.»
(М-н Барбаш).
61. «Начинаем отработку маневра «Человек за бортом»,лейтенанту Самарычеву приготовиться.»
(Кап.2 ранга Орловский).
62. «Выявлены случаи нарушения матросами правил неуставных взаимоотношений.»
(Кап.1 ранга Обризан).
63. «Штурман! И вообще, только «так точно» и «никак нет».Короче, пи…ц, берите командные слова и учитесь разговаривать.»
(Кап.1 ранга Катухин).
64. «Кто не заходит в центральный - каждый норовит в очко заглянуть.»
(Ст. л-т Давыдов, про перископ).

Опубликовано в 7. Размышления вслух Среда, 28 апреля 2010 14:33

Дизельные подводные лодки
Флот
Такт. номер, проект
Причины катастрофы
Причины катастрофы
Район катастрофы
Количество погибших
Примечание командир
С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис

Не установлена

Охотское море

Торпедная морская, кап 3 ранга Красников

М-200 Типа М XV серии 21 ноября 1956 г Столкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивости Суурупский пролив Балтийское море 28 Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин

М-255 Пр.А-615

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин

М-351 Пр.А-615

Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. Затонула

В районе бухты Балаклава

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров

М-256 Пр. А-615

Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин

М-252 Пр.615Vii серия

Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса

Японское море

Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н.

Поступление воды через РДП

Баренцево море

Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик

Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке

Баренцево море

Полярный

Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба

Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки

Баренцево море.

Полярный

Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов

К-129 Пр.629А

Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП

Тихий океан

Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь

Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды

Японское море

Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго

Атомные подводные лодки

Флот

Такт. номер, проект

Дата происшествия

Причины катастрофы

Район катастрофы

Колич

ество погибших

Примечание

Пр.658

Разгерметизация 1-го контура

Северная Атлантика

Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев

Пр.627 «Ленинский комсомолец»

пожар во втором отсеке, возгорание регенерации

Норвежское море

Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков

Пр.627А

пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды.

Бискайский залив

Торпедная, крейсерска

Кап 2 ранга В.Бессонов

Пр.658

пожар в 8 и 9 отсеках

Атлантический океан

Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба

Пр.675

Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате

столкновения с транспортом «Академик Берг»

Японское море

Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко

К-429 Пр.670А

Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек

Камчатка, Авачинский залив Тихий океан

Многоцелев

крейсерска

Кап 1 ранга В.Суворов

Пр.675

Пожар в 8 отсеке

Баренцево море

Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов

К-219 Пр.667а

Пожар, потеря плавучести

Атлантический океан

Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов

К-278 Пр.685 «Комсо

молец»

пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды

Норвежское море

Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин

К-141 Пр.949

Взрыв стеллажных торпед

Баренцево море

Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П,

К-159 Пр.667А

Потеря надводной плавучести при буксировке

Баренцево море

Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей

Итак:

1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ:
- 251 атомная подводная лодка
- 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
- 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
- 26 дизельных пл пр.611 и модификаций
- 58 дизельных пл пр.641 и модификаций
- 23 дизельных пл пр.629 и модификаций

2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл (К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:

С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351, С-117, М-351) - 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9 )

С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9 )

С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл

С цифрой -8 (К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл

С цифрой - 9 (К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.

Замечание:
- С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
- С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл типа К.
- Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
- Самое удачное сочетание цифр - 3,4,6,7.

3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл

-1956-1962 г. г. - время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973 - время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. - время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.

4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
- 1962-1981 г. г.
-атомные пл

- 1973-1983 г г. - период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
- 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.

5. Катастрофы по флотам (д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл - 11; апл - 11; Итого-22

6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
- пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
- 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.

7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г 8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня - столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня - гибель пларк пр.670А «К-429».

Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.

Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава - в первую очередь командиров пл - предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?

2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.

3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.

4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.

5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.

6. Основная причина гибели надводных кораблей - нарушение правил хранения и использования боезапаса.

7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.

Целесообразно на подводных лодках, находящихся в составе ВМФ РФ, поменять тактические номера, исключив эти цифры.

8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
- отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
- возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
- кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.

В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов - подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,

Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.

Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.

Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:

С-117 - Капитан 3-го ранга Красников,
М-200 - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 - Капитан 3-го ранга С. Савкин
М-351 - Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 - Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 - Капитан 3-го ранга С. Боровков
С-80 - Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37 - Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 - Капитан 2-го ранга О. Абрамов
С-178 - Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 - Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19 - Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3 - Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8 - Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19 - Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56 - Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 - Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13 - Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 - Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 - Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 - Капитан 1-го ранга Г. Лячин
К-159 - Капитан 2-го ранга С. Лапа

2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61 (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море, причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ) 13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.

2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ 29 октября 1955 г. Севастопольская бухта, причина не установлена. Взорвался и затонул, стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 г. на том же месте.)

Погибло 610 человек